НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 31.12.9999 №

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличенаг Ленинский районный суд г.Ростова Н/Дону в составе:

председательствующего судьи Зусиковой Н.А.

при секретаре Асатрян К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ткаченко С.А. в интересах несовершеннолетнего ребенка Ткаченко Г.В. к Государственному учреждению – Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Российский научно- практический центр аудиологии и слухопротезирования», 3-и лица: Министерство здравоохранения Ростовской области, Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» о взыскании стоимости технического средства реабилитации,

У с т а н о в и л:

Истица в интересах несовершеннолетнего ребенка Ткаченко Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании стоимости технического средства реабилитации. В обоснование иска истица указала, что её сын является ребенком-инвалидом, сурдологом -аудиологом установлен диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-4 степени. Дата обезличенаг. была разработана и выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с которой Ткаченко Г.В. показано слухопротезирование (слуховой аппарат Видекс Брависсимо бинаурально (на оба уха) для средней потери слуха). Согласно выписке Областной детской больницы от Дата обезличенаг, слухопротезирование положительного результата не дало, и установлен диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4-ой степени (Н 90.3). Дата обезличенаг. ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» (г. Москва) после обследования Ткаченко Г.В. выдано заключение, в котором указан диагноз: двусторонняя глухота, и рекомендована операция - кохлеарная имплантация. Ребенок имел право на приобретение технического средства реабилитации – кохлеарный имплантат фирмы Cochlear, Nucleans Freedom за счет денежных средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Учитывая необходимость срочного слухопротезирования родителями был приобретен кохлеарный имплант за личные средства и Дата обезличенаг. была проведена операция. Дата обезличенаг. истица обратилась в ГУ РРО ФСС РФ филиал Номер обезличен с заявлением о выплате стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что в ИПР ребенка не указано данное средство реабилитации.

Отказ ответчика в возмещении стоимости технического средства реабилитации истица считает незаконным и просит: взыскать с ответчика денежные средства в сумме 980 000 руб., - стоимость кохлеарного импланта.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истица уточнила основания иска, указав, что на основании вступившего в законную силу решения Кировского районного суда г. Ростова н/Д от Дата обезличенаг. ФГУ «ГБ МСЭ по РО» в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида внесены изменения и указано, что ребенок нуждается в проведении медицинской операции кохлеарная имплантация.

Решением Ленинского районного суда г. Ростова н/Дону от Дата обезличенаг. исковые требования удовлетворены, и суд взыскал с Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ткаченко С.А. стоимость технического средства реабилитации – кохлеарного импланта CI 24 RE (CA) процессор Freedom BTE & BW производства фирмы Cochlear Nucleus Freedom, в сумме 980000 руб.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от Дата обезличенаг. решение суда отменено и дело возвращено на новое рассмотрение. Отменяя решение суда, вышестоящий суд указал, что в силу ст.11.1 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации инвалидам предоставляются как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. К мероприятиям по медицинской реабилитации относятся : реконструктивная хирургия, восстановительная терапия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставляемые инвалидам с освобождением от оплаты. При этом реконструктивная хирургия относится к высокотехнологичным видам медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007г. № 286 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008г., в соответствии с разделом 3 которой за счет средств федерального бюджета предоставляются : высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в специализированных медицинских организациях в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в названной программе не предусмотрено выделение средств федерального бюджета Фонду социального страхования РФ для оказания инвалидам высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе и на проведение реконструктивной хирургии и приобретение кохлеарных имплантов. Утверждая, что расходы родителей несовершеннолетнего Ткаченко Г.В. на приобретение кохлеарного импланта должны быть возмещены учреждением ФСС РФ, суд не установил : выделялись ли Фонду социального страхования РФ в 2008г. средства федерального бюджета на проведение реконструктивной хирургии и приобретение кохлеарных имплантов, и не установил, является ли кохлеарный имплант CI 24 RE (CA) процессор Freedom BTE & BW производства фирмы Cochlear Nucleus Freedom тем техническим средством реабилитации, который по состоянию здоровья был необходим Ткаченко Г.В. при том, что в ИПР модель кохлеарного импланта не указана. При новом рассмотрении суду следует обсудить вопрос о привлечении к участию в деле Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исполнителя реабилитационного мероприятия, предусмотренного ИПР Ткаченко Г.В.- Российского научно-практического центра аудиологии и слухопротезирования г. Москва, Фонда социального страхования Российской Федерации, исследовать вопрос о том, кто является получателем средств федерального бюджета на проведение реконструктивной хирургии, входит ли в стоимость такого реабилитационного мероприятия стоимость импланта, произведена ли оплата реабилитационного мероприятия, предусмотренного в ИПР Ткаченко Г.В. в 2008г. Российскому научно-практическому центру аудиологии и слухопротезирования г. Москва в полном объеме, в том числе с учетом стоимости кохлеарного импланта за счет средств федерального бюджета.

Определением судьи от Дата обезличенаг. в качестве соответчиков привлечены: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» г. Москва.

Истица в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истицы- Шустанов О. Н., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить и взыскать стоимость кохлеарного импланта с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Представители Государственного учреждения – Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – Ильенко В.Н. и Воликова И. Н. в судебное заседание явились, исковые требования не признали, пояснив, что исполнительный орган Фонда социального страхования обеспечивает инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 и обеспечение осуществляется согласно Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду от Дата обезличенаг. Номер обезличенр. В соответствии со ст. 11 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Пункт 6 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами ( кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005г. № 877, которые действовали до 1 октября 2008г., т.е. в период проведения кохлеарной имплантации Ткаченко Г.В., предусматривал компенсацию только технических средств реабилитации, которые были указаны в ИПР. Таким образом, условием компенсации расходов, понесенных инвалидом в связи с самостоятельным приобретением технического средства реабилитации, является нуждаемость в данном техническом средстве реабилитации, установленная учреждением МСЭ, и указанная в ИПР инвалида. Выплата компенсации инвалиду осуществлялась уполномоченным органом в порядке очередности по обеспечению техническими средствами реабилитации. Отказ инвалида от обеспечения техническими средствами реабилитации, рекомендованными ИПР, а также приобретение ими технических средств реабилитации, не рекомендованных ИПР, не дают инвалиду права на получение компенсации. Из всех предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий на Фонд социального страхования РФ возложена обязанность по оплате только технических средств реабилитации, в связи с чем в ИПР инвалида в разделе «Технические средства медицинской реабилитации» должно быть указано в каком средстве реабилитации нуждается инвалид, и что исполнителем по данному разделу является Фонд социального страхования. Решением Кировского районного суда г. Ростова н/Д от Дата обезличенаг. в раздел «Программа медицинской реабилитации» в строке «Реконструктивная хирургия» исполнителем указан – ФГУ «РЦПЦА и С» г. Москва, что в данном случае исключает участие Фонда социального страхования в реабилитационных мероприятиях, предоставляемых инвалиду, и следовательно, оплату расходов на приобретение кохлеарного импланта. Кроме того, реконструктивная хирургия относится к реабилитационным мероприятиям, обязанность оплаты которых Правилами обеспечения техническими средствами реабилитации на ФСС РФ не возлагается. И денежные средства из бюджета на оплату либо приобретение кохлеарных имплантов ФСС РФ не выделялись. Поэтому правовые основания для компенсации истцу стоимости системы кохлеарной имплантации за счет средств ФСС РФ, отсутствуют. ФГУ «РНПЦА и С»г. Москва в 2008г. не принимало участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, и не включено в Перечень медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, и, следовательно оплата медицинскому центру не производилась за счет средств федерального бюджета. При этом представители ответчика заявили, что ими не оспаривается право инвалида на получение компенсации за приобретенное им средство технической реабилитации, но это возмещение должно производиться не за счет средств ФСС.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Минздравсоцразвития РФ. В письменных возражениях по иску указал, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантируется проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в который включены протезы, в том числе: -эндопротезы. Кохлеарные импланты согласно приказу Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» относятся к эндопротезам, то есть являются техническим средством реабилитации, включенным в указанный Федеральный перечень.

В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 877, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществлялось исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Согласно пункту 6 указанных Правил в случае, если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим средством (изделием) путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по ИПР.

С 1 октября 2008 года введены в действие Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, пунктом 7 которых также предусмотрено, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду ( ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Таким образом, условием компенсации расходов, понесенных инвалидом в связи с самостоятельным приобретением технического средства реабилитации, является нуждаемость в данном техническом средстве реабилитации, установленная учреждением медико-социальной экспертизы и указанная в ИПР инвалида. Расходы, понесенные инвалидом до внесения соответствующей записи в ИПР, возмещению не подлежат. Из всех предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий на Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по оплате только технических средств реабилитации. Для возникновения оснований для оплаты технического средства реабилитации за счет средств федерального бюджета, преданных Фонду социального страхования Российской Федерации, в ИПР инвалида в разделе «Технические средства медицинской реабилитации» должно указано, в каком средстве реабилитации нуждается инвалид и что исполнителем по данному разделу является Фонд социального страхования Российской Федерации или его региональное отделение. Как следует из искового заявления и имеющихся в материалах дела документов, в ИПР Ткаченко Г.В. от Дата обезличена была указана нуждаемость в слухопротезировании цифровым слуховым аппаратом бинаурально (на оба уха). Согласно письму ГУ - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от Дата обезличена Номер обезличенл Ткаченко Г.В. был обеспечен указанными слуховыми аппаратами в 2007 году. Впоследствии, как указано выше, на основании решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от Дата обезличена в некоторые разделы ИПР Ткаченко Г.В. были внесены изменения. Однако никаких изменений в ИПР Ткаченко Г.В. в раздел «Технические средства медицинской реабилитации» в части нуждаемости Ткаченко Г.В. в кохлеарных имплантах за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования Российской Федерации (его региональным отделениям) не вносилось.

Реконструктивная хирургия относится к реабилитационным мероприятиям, обязанность оплаты которых Правилами обеспечения техническими средствами реабилитации на Фонд социального страхования Российской Федерации не возлагается. Единственным исполнителем по организации оказания Ткаченко Г.В. медицинской помощи по реконструктивной хирургии, в том числе с предоставлением кохлеарных имплантов, в ИПР указан ФГУ РНПЦАиС. Таким образом, правовые основания для компенсации Ткаченко С.А. стоимости системы кохлеарной имплантации за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отсутствуют.

В 2008 году вопросы финансирования расходов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 266 «Об оказании в 2008 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета», которым были утверждены Правила формирования в 2008 году государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Согласно пунктам 2, 4 Правил высокотехнологичная медицинская помощь в рамках государственного задания в 2008 году предоставлялась в соответствии со стандартами высокотехнологичной медицинской помощи федеральными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждался Минздравсоцразвития России. На период проведения Ткаченко Г.В. операции (апрель 2008 г.) действовал перечень федеральных медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 № 812. При этом ФГУ РНГПЦАиС в указанный перечень включено не было, и средства федерального бюджета на оказание ВМП в 2008 году ему не выделялись. Таким образом, указанное медицинское учреждение не принимало участия в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в 2008 году в рамках государственного задания за счет средств федерального бюджета, в связи с чем правовые основания для компенсации истице стоимости кохлеарных имплантов за счет средств федерального бюджета, выделяемых из федерального бюджета на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, отсутствуют.

В решении от Дата обезличена суд ссылается на статью 11 Федерального закона 181-ФЗ, согласно которой ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В резолютивной части решения от Дата обезличена суд не указывает, за счет каких средств должна быть реализована ИПР Ткаченко Г.В. в части предоставления ему медицинской помощи в виде реконструктивной хирургии, в том числе кохлеарных имплантов. В рассматриваемой ситуации ФГУ РНПЦАиС в соответствии с Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 № 27, наделяющими лечебно-профилактические учреждения правом предоставлять населению платные медицинские услуги, в том числе в виде реабилитационной и протезно-ортопедической помощи, правомочно было провести операцию по кохлеарной имплантации с установкой системы кохлеарной имплантации за счет личных средств Ткаченко Г.В..

Учитывая изложенное, правовых оснований для компенсации за счет средств федерального бюджета Ткаченко С.А. расходов, понесенных в связи с приобретением системы кохлеарной имплантации, не имеется.

Представитель ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» г. Москва в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях по иску указал, что получателем средств федерального бюджета на проведение ВМП (кохлеарной имплантации) в настоящее время являются 4 учреждения, включая Центр. В 2008 году Центр не входил в перечень учреждений, получающих средства на осуществление ВМП из средств федерального бюджета (и не имел квот). Импланты закупались централизованно Росздравом. В стоимость квоты стоимость импланта до 2010 года не входила и в 2008 году Центр не работал по квотам. В 2008 году (когда мать ребенка – инвалида ускорила проведение операции по кохлеарной имплантации за счет самостоятельного приобретения импланта) оплаты по ВМП Центру не было ни в полном объеме, ни в частичном. Кохлеарный имплант CI24RE (CA) с процессором Freedom BTE (980 тыс. рублей – цена 2008 года) является тем средством технической реабилитации, которое по состоянию здоровья было необходимо Ткаченко Г.В. Информация о наличии прямой зависимости результатов реабилитации от сроков проведения кохлеарной имплантации соответствует реальности и должна быть сообщена родителями по правилам получения информированного согласия. Ребенок был записан в лист ожидания, где уже находились в то время более 200 детей (всего в 2008 году было выполнено 105 операций). Федеральным бюджетом выделялись в 2007-2008 годах средства, недостаточные для оказания срочной помощи всем детям, которым она была рекомендована. По бюджетной программе Ткаченко Г.В. мог бы получить этот вид реабилитации не ранее 2009 года.

Представитель 3-го лица- Министерства здравоохранения Ростовской области – Таболин А.В., действующий по доверенности, в судебное заседание явился, суду пояснил, что приказом Минздравсоцразвития РФ и Российской академии медицинских наук от Дата обезличенаг. Номер обезличен утвержден Порядок организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи, согласно которому направление граждан на оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета осуществляется органами управления здравоохранения субъектов Российской Федерации на основании решения комиссии по отбору и направлению больных для получения высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии с протоколом от 27.08.2007 года № 233 комиссии Министерства здравоохранения Ростовской области по отбору и направлению больных для получения высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях было принято решение о направлении документации больного Ткаченко Г.В. в РНПЦА и С г. Москвы. Дата обезличена года Министерством здравоохранения Ростовской области был выписан талон-направление на ВМП Номер обезличен. Дата обезличена года главному врачу НИИ (клиники) РНПЦА и С г. Москвы было направлено письмо Номер обезличен МЗ-02.2.4/567 с просьбой о внеочередном проведения кохлеарной имплантации в связи с возрастом ребенка и был получен ответ о предполагаемых сроках операции за счет средств федерального бюджета- конец 2008г., и что родители ребенка нашли средства для закупки импланта, в связи с чем операция будет проведена за счет внебюджетных средств. Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается за счет средств федерального бюджета, и Министерство здравоохранения и социального развития РФ как главный распорядитель бюджетных средств, определяет квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи для каждого субъекта. Закупка имплантов производится из средств федерального бюджета, а получателем закупленных технических средств является медицинское учреждение, выполняющее соответствующие операции. В Ростовской области операции по кохлеарной имплантации не проводятся, поэтому согласно письму Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Номер обезличен, было дано направление в РНПЦА и С г. Москвы.

Таким образом, Министерство здравоохранения Ростовской области действовало на основании и в соответствии с нормативными документами, регулирующими порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета.

Представитель 3-го лица - ФГУ «ГБ МСЭ по РО» – Шепелева Т.Б., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, суду пояснила, что ребенку установлена категория «ребенок-инвалид» и была разработана индивидуальная программа реабилитации. Поскольку заключение лечебного учреждения о необходимости проведения ребенку кохлеарной имплантации на период проведения экспертизы не было представлено, то данная рекомендация не была отражена в ИПР от Дата обезличена года. Ребенок имеет право на получение высокотехнологичной помощи за счет средств федерального бюджета.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года ГУЗ Областная детская больница г. Ростова-на-Дону, после обследования Ткаченко Г.В., Дата обезличенаг. рождения, дано заключение, согласно которому установлен диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-4-й степени, в связи с чем Ткаченко Г.В. нуждается в слухопротезировании цифровым слуховым аппаратом на оба уха для средней потери слуха л.д. 27,28).

Дата обезличена года ФБУ ГБ МСЭ по Ростовской области Ткаченко Г.В. была установлена инвалидность сроком на 1 год, до Дата обезличена года (дата очередного освидетельствования назначена на апрель 2008 года), что подтверждается соответствующей справкой л.д. 10).

Дата обезличена году ФБУ ГБ МСЭ по Ростовской области была разработана индивидуальная программа реабилитации Ткаченко Г.В., где в разделе «технические средства медицинской реабилитации» указана рекомендация о необходимости слухопротезирования цифровым аппаратом на оба уха для средней потери слуха Videx Bravo B 32 л.д. 23).

Судом установлено, что Ткаченко Г.В. был слухопротезирован слуховым аппаратом Видекс Брависсимо бинаурально (на оба уха) для средней потери слуха. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

В соответствии с выпиской ГУЗ Областная детская больница г. Ростова-на-Дону из истории болезни Ткаченко Г.В. л.д. 37) при обследовании слуха ребенка внимание привлечь не удается, реакция только на стук и хлопок, к слуховому аппарату адаптирован, но реакции пока нет. При этом данным заключением Ткаченко Г.В. был поставлен диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4-ой степени. Ребенок направлен в ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» г. Москвы (РНПЦАи С г. Москвы).

В соответствии с протоколом от 27.08.2007 года № 233 комиссии Министерства здравоохранения Ростовской области по отбору и направлению больных для получения дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, было принято решение о направлении документов больного Ткаченко Г.В. в РНПЦА и С г. Москвы л.д. 66). В связи с чем Дата обезличена года Министерством здравоохранения Ростовской области был выписан талон-направление на ВМП Номер обезличен л.д. 67).

РНПЦА и С г. Москвы Дата обезличена года после проведенного обследования Ткаченко Г.В. поставлен диагноз – двусторонняя глухота, что подтверждается медицинским заключением РНПЦА и С г. Москвы л.д. 34), и указано, что ребенок нуждается в кохлеарной имплантации.

Для проведения операции кохлеарной имплантации законному представителю Ткаченко Г.В. – Ткаченко С.А. было рекомендовано приобрести техническое средство реабилитации – кохлеарный имплант фирмы Cochlear, Nuclens Freedom за счет денежных средств Фонда социального страхования РФ.

Как поясняла в предыдущих судебных заседаниях истица, после получения медицинского заключения РНПЦА и С г. Москвы о необходимости кохлеарной имплантации, она передала данное заключение в ГУЗ Областная детская больница г. Ростова-на-Дону, где Ткаченко Г.В. состоит на диспансерном учете. Однако в нарушение п. 16 Постановления Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 года (в ред. От 07.04.2008 года № 247) «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в соответствии с которым организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий пи наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ГУЗ Областная детская больница г. Ростова-на-Дону не направила Ткаченко Г.В. в ФБУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» для коррекции индивидуальной программы реабилитации по результатам обследования ребенка-инвалида в РНПЦА и С г. Москвы.

Дата обезличена года Министерством здравоохранения по Ростовской области было направлено письмо Главному врачу НИИ (клиники) РНПЦА и С г. Москвы л.д. 68) с просьбой об изыскании возможности внеочередного проведения Ткаченко Г.В. кохлеарной имплантации за счет средств федерального бюджета.

В ответе на данное письмо РНПЦА и С г. Москвы 22. 02.2008 года сообщило, что Ткаченко Г.В. был включен в список, ожидающих операцию – кохлеарная имплантация за счет средств федерального бюджета за 2008 год, предполагаемые сроки операции – конец 2008 года, однако операция Ткаченко Г.В. будет проведена за счет внебюджетных средств, поскольку родители ребенка нашли спонсорские средства для закупки импланта.

Для осуществления медицинской ( хирургической) операции по имплантации ( вживлению) эндопротеза ( кохлеарного импланта) истица согласно договору Номер обезличен КИ Номер обезличен поставки системы кохлеарной имплантации от Дата обезличена года приобрела систему кохлеарной имплантации Cochlear, Nuclens Freedom в составе: имплант CI 24 RE (CA), процессор BTE&BW, стоимостью 980 000 руб., что подтверждается указанным договором, счетом Номер обезличен от Дата обезличена года л.д. 30). И указанный имплант продавец обязался доставить в РНПЦА и С г. Москвы.

Дата обезличенаг. Ткаченко Г.В. проведена правосторонняя кохлеарная имплантация под эндотрахеальным наркозом, что подтверждается выпиской из истории болезни Номер обезличен.

После проведения операции истица обратилась в Областную детскую больницу г. Ростова н/Д, где ребенку было проведено обследование и согласно заключению сурдолога-аудиолога ребенку рекомендуется занятие по речевому развитию.

В мае 2008г. истица обратилась в ФГУ «ГБ СМЭ по РО», предоставив необходимые медицинские заключения и документы, свидетельствующие о проведении операции.

В соответствии со справкой ФБУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» л.д. 11) повторное освидетельствование Ткаченко Г.В. в ФБУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» было проведено Дата обезличена года

Дата обезличенаг. в отношении Ткаченко Г.В. разработана и утверждена индивидуальная программа реабилитации, в которой в разделе «реконструктивная хирургия» внесена запись о том, что ребенок нуждается в настройке речевого процессора после кохлеарной имплантации. Запись о том, что ребенок нуждается в техническом средстве реабилитации – кохлеарный имплант, в ИПР не внесена, поскольку не момент составления ИПР операция уже была проведена.

Дата обезличенаг. истица обратилась в РРО ФСС РФ филиал Номер обезличен с заявлением о выплате стоимости средства реабилитации- кохлеарного импланта, однако в выплате компенсации отказано со ссылкой на то, что в ИПР отсутствуют сведения о том, что ребенок нуждается в этом средстве реабилитации.

Не согласившись с отказом, истица обратилась с настоящим иском в суд и в судебном заседании представитель ФГУ «ГБ МСЭ» пояснила, что сведения о нуждаемости в кохлеарном импланте не были внесены в ИПР в связи с тем, что в направлении МЛПУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» на медико-социальную экспертизу не было указано данное средство реабилитации.

Истица обратилась в Кировский районный суд г. Ростова н с иском к ФГУ «ГБ МСЭ по РО» и МЛПУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» г. Ростова н/Д об обязании внести записи в медицинские документы. Решением Кировского районного суда г. Ростова н/Д от Дата обезличенаг. исковые требования удовлетворены. Суд обязал МЛПУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» г. Ростова н/Д внести следующие дополнения в ранее совершенные записи в направлениях на МСЭ ребенка инвалида Ткаченко Г.В. :в п. 34 направления на МСЭ от Дата обезличенаг. « нуждается в медицинской операции – кохлеарная имплантация», в п. 22 направления на МСЭ от Дата обезличенаг. – «В ФГУ «НПЦА и С» г. Москва выполнена правосторонняя кохлеарная имплантация. Установлена система кохлеарной имплантации : кохлеарный имплант CI24 RE (CA), процессор BTE&BW» и обязал ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» внести следующие дополнения в ранее совершенные записи в индивидуальной программе реабилитации ребенка инвалида Ткаченко Г.В. Дата обезличенаг. рождения Номер обезличен к акту освидетельствования Номер обезличен от Дата обезличенаг. в раздел « программа медицинской реабилитации» в графу « мероприятия, услуги, технические средства реабилитации» в строке «Реконструктивная хирургия» - «нуждается в проведении медицинской операции – кохлеарная имплантация», в графу исполнитель – « ФГУ «НПЦА и С» г. Москва». Запись « не нуждается» в индивидуальной программе реабилитации ребенка инвалида Ткаченко Г.В. Дата обезличенаг. рождения Номер обезличен к акту освидетельствования Номер обезличен от Дата обезличенаг в разделе «Мероприятия, услуги, технические средства реабилитации» в строке « реконструктивная хирургия» признана недействительной.

Указанное решение суда вступило в законную силу Дата обезличенаг. и исполнено Дата обезличенаг. В соответствии с указанным решением в направлении на МСЭ и в ИПР внесены соответствующие записи.

Однако до настоящего времени истице не выплачена компенсация стоимости технического средства реабилитации. И истица просит взыскать стоимость кохлеарного импланта с Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Реабилитацией инвалидов является система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государством в силу ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11).

Согласно ст. 11.1 Закона № 181-ФЗ к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией; специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью; протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты); специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Из буквального содержания указанных норм следует, что технические средства реабилитации инвалидам предоставляются : как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р. Этот Перечень включает в себя: реабилитационные мероприятия; технические средства реабилитации; услуги.

Согласно указанному Перечню к реабилитационным мероприятиям относится реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности), протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

К техническим средствам реабилитации относятся : протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы ( п.8), слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления ( п.17), и голосообразующие аппараты (п.20).

Кохлеарные импланты согласно приказу Минздравсоцразвития России от 07.05.2007 № 321 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» относятся к эндопротезам, то есть являются техническим средством реабилитации, включенным в указанный Федеральный перечень.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Индивидуальными программами реабилитации инвалида, разрабатываемыми городскими бюро медико-социальной экспертизы.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

В ИПР ребенка с внесенными на основании решения суда изменениями указано реабилитационное мероприятие « проведение медицинской операции кохлеарная имплантация» и указан исполнитель – ФГУ «НПЦА и С» г. Москва».

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в связи с чем должно осуществляться с соблюдением требований Бюджетного кодекса РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 72); о принятии получателями бюджетных средств бюджетных обязательств только путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением (пункт 3 статьи 219).

Техническое средство реабилитации ребенку за счет средств федерального бюджета не было предоставлено, и, учитывая необходимость срочного оперативного лечения, истица вынуждена была за свои средства приобрести техническое средство реабилитации.

Ребенок- инвалид нуждался в таком реабилитационном мероприятии как реконструктивная хирургия и в техническом средстве реабилитации -кохлеарном импланте. И указанное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Ростова н/Д от Дата обезличенаг., представленной в деле медицинской документацией и ИРП, а также ответом ФГУ «НПЦА и С» г. Москва», согласно которому кохлеарный имплант CI24RE (CA) с процессором Freedom BTE (980 тыс. рублей – цена 2008 года) является тем средством технической реабилитации, которое по состоянию здоровья было необходимо Ткаченко Г.В., протоколом Номер обезличен от Дата обезличенаг. комиссии Министерства здравоохранения Ростовской области по отбору и направлению больных для получения высокотехнологичной медицинской помощи в федеральных специализированных медицинских учреждениях, талоном-направлением на ВМП Номер обезличен, выданным Министерством здравоохранения Ростовской области Дата обезличенаг. И как ребенок- инвалид Ткаченко Г.В. имел право на получение высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета. И это обстоятельство ответчиками не оспаривается.

ФГУ «НПЦА и С» г. Москва» ребенок был записан в лист ожидания, однако с учетом финансирования и очередности проведение такой операции за счет средств федерального бюджета могло иметь место не ранее 2009Г., что подтверждается письмом ФГУ «НПЦА и С» г. Москва», в котором указывается, что в листе ожидания на момент внесения записи уже находились в то время более 200 детей (всего в 2008 году было выполнено 105 операций). Федеральным бюджетом выделялись в 2007-2008 годах средства, недостаточные для оказания срочной помощи всем детям, которым она была рекомендована. По бюджетной программе Ткаченко Г.В. мог бы получить этот вид реабилитации не ранее 2009 года.

Однако данная операция имеет положительный результат, если проводится ребенку до наступления 3-х летнего возраста, причем, чем раньше будет проведена операция тем больше шансов на адаптацию ребенка. ФГУ «НПЦА и С» г. Москва» в возражениях по иску указал, что информация о наличии прямой зависимости результатов реабилитации от сроков проведения кохлеарной имплантации соответствует реальности и должна быть сообщена родителями по правилам получения информированного согласия.

В связи с тем, что ребенок страдал глухотой, у него была диагностирована задержка психо- речевого развития. Неслышащий ребенок соответственно не мог и говорить. И позднее проведение операции грозило ребенку пожизненной глухотой и немотой. Поскольку ребенку было уже 2,5 года, то имелась необходимость срочного эндопротезирования. И истица, приобретая кохлеарный имплант, действовала в интересах малолетнего ребенка.

Данная операция проведена ребенку в счет квот региона за счет средств федерального бюджета, оплата оперативного вмешательства, связанного с вживлением кохлеарного импланта ФСС не проводилась. И истица не просит взыскивать стоимость оперативного лечения. Однако для проведения данной операции необходимо было приобретение кохлеарного импланта, который за счет средств федерального бюджета для ребенка – инвалида не был своевременно выделен, и родители ребенка вынуждены были приобрести техническое средство реабилитации за свои средства.

В силу Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 14 июля 2008 г.) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть первая статьи 10); если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средств реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду (часть шестая статьи 11).

В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 877 ( действовавшими на момент проведения реконструктивной хирургии и приобретения импланта), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществлялось исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Согласно пункту 6 указанных Правил в случае, если предусмотренное ИПР техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а протез, протезно-ортопедическое изделие - ветерану или если эти лица самостоятельно обеспечили себя соответствующим техническим средством реабилитации путем приобретения за собственный счет, им выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, которое должно было быть предоставлено инвалиду, ветерану по ИПР.

С 1 октября 2008 года введены в действие Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, пунктом 7 которых также предусмотрено, что в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Таким образом, гарантия обеспечения инвалида техническим средством реабилитации может быть реализована путем предоставления технического средства реабилитации уполномоченным органом либо путем выплаты денежной компенсации. Условием компенсации расходов, понесенных инвалидом в связи с самостоятельным приобретением технического средства реабилитации, является нуждаемость в данном техническом средстве реабилитации, установленная учреждением медико-социальной экспертизы и указанная в ИПР инвалида.

Нуждаемость ребенка в данном средстве технической реабилитации и факт самостоятельного приобретения технического средства реабилитации нашли свое подтверждения в судебном заседании.

Однако в ИПР ребенка своевременно не была внесена запись о нуждаемости ребенка в данном виде реабилитационного мероприятия и техническом средстве реабилитации. И поэтому Министерство здравоохранения и социального развития РФ полагает, что расходы, понесенные инвалидом до внесения соответствующей записи в ИПР, возмещению не подлежат.

Однако суд с этим согласиться не может исходя из следующего.

Действительно, расходы по приобретению кохлеарного импланта понесены истицей до внесения соответствующей записи в ИПР. Однако при этом следует учесть, что в ИПР эти сведения не были внесены по вине медицинских работников.

Согласно заключению сурдолога-аудиолога ГУЗ Областная детская больница от Дата обезличенаг. ребенку установлен диагноз : двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-4 степени. Ребенку Ткаченко Г.В. впервые установлена инвалидность Дата обезличенаг. сроком на 1 год, до Дата обезличена года (дата очередного освидетельствования назначена на апрель 2008 года), и Дата обезличена году ФБУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» была разработана индивидуальная программа реабилитации Ткаченко Г.В., где в разделе «технические средства медицинской реабилитации» указана рекомендация о необходимости слухопротезирования цифровым аппаратом на оба уха для средней потери слуха Videx Bravo B 32. Однако рекомендованное врачом слухопротезирование слуховым аппаратом не дало положительных результатов, а напротив состояние здоровья ребенка ухудшилось, и уже Дата обезличенаг. при обследовании ребенка в ГУЗ Областная детская больница установлен диагноз : двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени и ребенок направлен на консультацию в ФГУ РНПЦАиС для решения вопроса о целесообразности кохлеарной имплантации. Согласно медицинскому заключению ФГУ РНПЦАиС от Дата обезличенаг. ребенку показана кохлеарная имплантация. И Дата обезличенаг. Ткаченко Г.В. проведена правостороння кохлеарная имплантация под эндотрахеальным наркозом, что подтверждается выпиской из истории болезни Номер обезличен. При повторном освидетельствовании в МСЭ Дата обезличенаг. разработана индивидуальная программа реабилитации Ткаченко Г.В. На момент разработки ИПР было достоверно известно о нуждаемости ребенка в реконструктивной хирургии и техническом средстве реабилитации – кохлеарном импланте, однако в ИПР от Дата обезличенаг. указано, что ребенок не нуждается в реконструктивной хирургии и техническом средстве реабилитации, а указано лишь, что ребенок нуждается в настройке речевого процессора после кохлеарной имплантации. Кировский районный суд г. Ростова н/Д решением от Дата обезличенаг. обязал МЛПУЗ «Городская поликлиника Номер обезличен» г. Ростова н/Д внести следующие дополнения в ранее совершенные записи в направлениях на МСЭ ребенка инвалида Ткаченко Г.В. :в п. 34 направления на МСЭ от Дата обезличенаг. « нуждается в медицинской операции – кохлеарная имплантация», в п. 22 направления на МСЭ от Дата обезличенаг. – «В ФГУ «НПЦА и С» г. Москва выполнена правосторонняя кохлеарная имплантация. Установлена система кохлеарной имплантации : кохлеарный имплант CI24 RE (CA), процессор BTE&BW» и обязал ФГУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» внести следующие дополнения в ранее совершенные записи в индивидуальной программе реабилитации ребенка инвалида Ткаченко Г.В. Дата обезличенаг. рождения Номер обезличен к акту освидетельствования Номер обезличен от Дата обезличенаг. в раздел « программа медицинской реабилитации» в графу « мероприятия, услуги, технические средства реабилитации» в строке «Реконструктивная хирургия» - «нуждается в проведении медицинской операции – кохлеарная имплантация», в графу исполнитель – « ФГУ «НПЦА и С» ...». Запись « не нуждается» в индивидуальной программе реабилитации ребенка инвалида Ткаченко Г.В. Дата обезличенаг. рождения Номер обезличен к акту освидетельствования Номер обезличен от Дата обезличенаг в разделе «Мероприятия, услуги, технические средства реабилитации» в строке « реконструктивная хирургия» признана недействительной.

Внеся указанные записи в ИПР на основании решения суда, МСЭ тем не менее, в ИПР указало, что ребенок не нуждается в техническом средстве реабилитации, хотя совершенно очевидно, что если ребенок нуждается в реконструктивной хирургии, то без технического средства реабилитации – кохлеарного импланта, нельзя провести операцию.

Отсутствие в ИПР в разделе технические средства медицинской реабилитации наименования технического средства, право на которое имел инвалид, не может служить основанием для лишения инвалида права на проведение реабилитационных мероприятий, гарантированных государством. Это право у малолетнего ребенка имелось в силу прямого указания закона. В ИПР указано, что ребенок нуждается в проведении медицинской операции «кохлеарная имплантация» и совершенно очевидно, что для проведения этой операции ему должен быть предоставлен кохлеарный имплант. Поскольку техническое средство реабилитации не было предоставлено уполномоченным органом, то инвалид приобрел соответствующее средство за собственный счет, и имеет право на компенсацию понесенных расходов.

При этом суд полагает, что компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, должна быть взыскана с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, исходя из следующего.

Согласно статье 11.1 Закона № 181-ФЗ финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Следовательно, технические средства реабилитации инвалидам предоставляются как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. И для определения надлежащего ответчика необходимо исследовать вопрос кто является получателем средств федерального бюджета на проведение реконструктивной хирургии, входит ли в стоимость такого реабилитационного мероприятия стоимость импланта, и производилась ли из федерального бюджета оплата реабилитационного мероприятия и средства технической реабилитации исполнителю реабилитационного мероприятия.

Реконструктивная хирургия относится к высокотехнологичным видам медицинской помощи. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в силу ст. 13 Закона № 181-ФЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007г. № 286 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год. И в указанной программе не предусмотрено выделение средств из федерального бюджета Фонду социального страхования РФ для оказания инвалидам высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе и на проведение реконструктивной хирургии и приобретение кохлеарных имплантов.

В возражениях на иск Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации указало, что из всех предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий на Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность по оплате только технических средств реабилитации. Для возникновения оснований для оплаты технического средства реабилитации за счет средств федерального бюджета, переданных Фонду социального страхования Российской Федерации, в ИПР инвалида в разделе «Технические средства медицинской реабилитации» должно указано, в каком средстве реабилитации нуждается инвалид и что исполнителем по данному разделу является Фонд социального страхования Российской Федерации или его региональное отделение. Реконструктивная хирургия относится к реабилитационным мероприятиям, обязанность оплаты которых Правилами обеспечения техническими средствами реабилитации на Фонд социального страхования Российской Федерации не возлагается. Единственным исполнителем по организации оказания Ткаченко Г.В. медицинской помощи по реконструктивной хирургии, в том числе с предоставлением кохлеарных имплантов, в ИПР указан ФГУ РНПЦАиС. Таким образом, правовые основания для компенсации Ткаченко С.А. стоимости системы кохлеарной имплантации за счет средств федерального бюджета, выделяемых Фонду социального страхования Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отсутствуют.

Фонд социального страхования Российской Федерации письмом от Дата обезличена года Номер обезличен известил региональные отделения ФСС о том, что инвалидам, самостоятельно приобретшим эндопротезы, при проведении эндопротезирования в лечебных учреждениях по направлениям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения компенсация исполнительными органами Фонда не производится, так как стоимость эндопротеза должна быть включена в стоимость эндопротезирования.

Из письма заместителя председателя Фонда социального страхования Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен «О распределении бюджетных ассигнований по видам технических средств реабилитации для проведения отбора организаций на обеспечение инвалидов в 2008 году» усматривается, что на 2008г. не выделялись бюджетные ассигнования на такое средство технической реабилитации как кохлеарные импланты.

Также из федерального бюджета в 2008г. не выделялись денежные средства на приобретение кохлеарных имплантов и ФГУ РНПЦАиС, что усматривается из возражений по иску ФГУ РНПЦАиС и Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Так, ФГУ РНПЦАиС в возражениях по иску сообщил, что получателем средств федерального бюджета на проведение ВМП (кохлеарной имплантации) в настоящее время являются 4 учреждения (включая Центр). В 2008 году Центр не входил в перечень учреждений, получающих средства на осуществление ВМП из средств федерального бюджета (и не имел квот). Импланты закупались централизованно Росздравом. В стоимость квоты стоимость импланта до 2010 года не входила (как указано выше, в 2008 году Центр не работал по квотам).

Министерство здравоохранения и социального развития РФ в возражениях по иску указало, что в 2008 году вопросы финансирования расходов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 266 «Об оказании в 2008 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета», которым были утверждены Правила формирования в 2008 году государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Согласно пунктам 2, 4 Правил высокотехнологичная медицинская помощь в рамках государственного задания в 2008 году предоставлялась в соответствии со стандартами высокотехнологичной медицинской помощи федеральными медицинскими учреждениями, перечень которых утверждался Минздравсоцразвития России. На период проведения Ткаченко Г.В. операции (апрель 2008 г.) действовал перечень федеральных медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 № 812. При этом ФГУ РНГПЦАиС в указанный перечень включено не было, и средства федерального бюджета на оказание ВМП в 2008 году ему не выделялись. Таким образом, указанное медицинское учреждение не принимало участия в оказании высокотехнологичной медицинской помощи в 2008 году в рамках государственного задания за счет средств федерального бюджета, в связи с чем правовые основания для компенсации истице стоимости кохлеарных имплантов за счет средств федерального бюджета, выделяемых из федерального бюджета на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, отсутствуют.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007г. № 266 утверждены Правила формирования в 2008 году государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

Согласно данному постановлению финансовое обеспечение расходов на выполнение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В силу пунктов 2,3,4 Правил высокотехнологичная медицинская помощь в рамках государственного задания в 2008 году предоставляется в соответствии со стандартами высокотехнологичной медицинской помощи:

федеральными медицинскими учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, Федерального медико-биологического агентства и Российской академии медицинских наук, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи либо выданную до Дата обезличена г. лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по оказанию стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи;

медицинскими учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в выполнении государственного задания на условиях софинансирования, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи либо выданную до Дата обезличена г. лицензию на медицинскую деятельность в части выполнения работ (услуг) по оказанию стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения представляют заявки на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации в сроки и по форме, которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Перечень медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.12.2007г. № 812 утверждены : государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году для федеральных медицинских учреждений согласно приложению N 1;

перечень федеральных медицинских учреждений для участия в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году, согласно приложению N 3;

перечень медицинских учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для участия в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в 2008 году, согласно приложению N 4.

В разделе 1 государственного задания утверждены Планируемые объемы высокотехнологичной медицинской помощи для главных распорядителей средств федерального бюджета, имеющих в своем ведении федеральные медицинские учреждения, участвующие в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации и профили высокотехнологичной медицинской помощи. Согласно данному разделу высокотехнологичная медицинская помощь оказывается, в том числе, и в области отоларингологии.

В разделе 3 государственного задания указан Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета в федеральных медицинских учреждениях: в том числе в области отоларингологии - кохлеарная имплантация при двусторонней нейро-сенсорной потере слуха.

Таким образом, из указанных нормативных актов усматривается, что высокотехнологичная медицинская помощь - кохлеарная имплантация при двусторонней нейро-сенсорной потере слуха оказывается медицинскими учреждениями, указанными в приложениях Номер обезличен и Номер обезличен данного Перечня за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным медицинским учреждениям и медицинским учреждениям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

У малолетнего ребенка-инвалида Ткаченко Г.В. установлен диагноз: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 4 степени, а затем - двусторонняя глухота и ему показана кохлеарная имплантация, и данная высокотехнологичная медицинская помощь должна была быть ему оказана за счет средств федерального бюджете медицинскими учреждениями, указанными в Перечне.

Однако, предусмотрев в государственной программе оказание за счет средств федерального бюджета такого вида высокотехнологичной помощи как кохлеарная имплантация, Минздравсоцразвития РФ не включило в Перечни ( приложение Номер обезличен и Номер обезличен) ни одно медицинское учреждение, оказывающее высокотехнологичную медицинскую помощь в области отоларингологии.

Поэтому письмом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию Номер обезличен до сведения руководителей органов здравоохранения субъектов Российской Федерации доведено, что пациенты с диагнозом : «тугоухость 4 степени, глухота» для определения показаний к проведению кохлеарной имплантации и выполнения всех этапов реабилитации этим методом ( операция и настроенные сессии) должны направляться в следующие учреждения федерального подчинения: ФГУ «Санкт-Петербургский институт уха, орла, носа и речи»; ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» г. Москва; ФГУ «Научно-клинический центр отоларингологии» г. Москва.

В соответствии с данным указанием Министерством здравоохранения Администрации Ростовской области ребенок и был направлен для проведения кохлеарной имплантации за счет средств федерального бюджета в ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» г. Москва;

То обстоятельство, что данное медицинское учреждение, не включенное в Перечень, проводило операции – кохлеарную имплантацию детям-инвалидам, имеющим право на оказание данной высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, подтверждается пояснениям Центра, который указал, что в 2008 году было выполнено 105 операций, а всего в листе ожидания значатся 200 детей. И из федерального бюджета выделялись в 2007-2008 годах средства, недостаточные для оказания срочной помощи всем детям, которым она была рекомендована. Поскольку Центр в 2008 не входил в перечень учреждений, получающих средства на осуществление ВМП из средств федерального бюджета, импланты закупались централизованно Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Таким образом, сложилась ситуация, когда ребенку была показана кохлеарная имплантация, и он в соответствии с Законом № 181-ФЗ имел право на получение этой высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета, однако своевременно за счет средств федерального бюджета ему не была оказана такая медицинская помощь – не предоставлено средство технической реабилитации – кохлеарный имплант, и деньги за закупку имплантов не выделились ни Фонду социального страхования РФ, ни ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» г. Москва.

Законом № 181-ФЗ, и Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008г., и Правилами формирования в 2008 году государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предусмотрено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов на выполнение государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, а также то обстоятельство, что Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации денежные средства на приобретение кохлеарного импланта для Ткаченко Г.В. не выделялись ни Фонду Социального страхования РФ, ни ФГУ «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования» г. Москва, суд считает, что то компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, приобретенного истицей за свой счет, подлежит взысканию с Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Взыскать с Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации в пользу Ткаченко С.А. стоимость технического средства реабилитации – кохлеарного импланта CI 24 RE (CA) процессор Freedom BTE & BW производства фирмы Cochlear Nucleus Freedom, в сумме 980000 руб. за счет средств федерального бюджета, выделяемых для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья