НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 31.12.9999 №

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Зусиковой Н.А.

При секретаре Хейгетьяне М.В.

С участием прокурора Дбячкиной К.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д. к ГУ МВД России по Ростовской области о взыскании убытков

Установил:

Истица обратилась в суд с настоящим иском, указав, что её сын- Д1., погиб при исполнении служебных обязанностей в 1979 году. В августе 2010 года супруга погибшего Д1. – Д2. получила письмо из ЦПО ГУВД по РО, из которого им стало известно о наличии у них права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Она обратилась в ЦПО ГУВД по РО с соответствующим заявлением, и ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 10183 руб. ежемесячно, также ей была выплачена задолженность за предшествующие 12 месяцев в сумме 100000 руб. В декабре 2010 года она обратилась в ГУВД по РО с заявлением о выплате ей задолженности за предшествующие годы, на протяжении которых она должна была получать пенсию по случаю потери кормильца. Однако в выплате задолженности ей было отказано, и письмом начальника ЦПО при ГУВД по РО Л. от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что свое право на получение пенсии пенсионер реализует путем подачи заявления и предоставления необходимых документов в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, она же обратилась в ЦПО при ГУВД по РО с заявлением о назначении пенсии только ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со ст. 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца с выплатой за 12 месяцев, предшествующих дню обращения. С данным отказом она не согласна, полагая, что право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца у нее возникло с ДД.ММ.ГГГГ на основании ФЗ РФ от 01.06.1999 года № 110-ФЗ вне зависимости от того реализовано ли ею это право или нет. Пенсия по потери кормильца выплачена ей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а за предшествующий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсия по потере кормильца ей не выплачивалась. Истица, ссылаясь на ч. 1 ст. 6 ч. 1 ст. 53 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах УИС, и их семей», Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 года № 11-П, Постановление от 2 февраля 2002 г. N 17/19пб «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральным законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионное обеспечении в Российской Федерации», просила суд восстановить ей срок обращения за выплатой пенсии по случаю потери кормильца – Д1. с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ГУ МВД по Ростовской области произвести перерасчет пенсии.

В ходе рассмотрения дела истица в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования и просила: признать бездействие ответчика, связанное с несвоевременным назначением и выплатой пенсии по потере кормильца Д. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным; взыскать с ГУ МВД России по Ростовской области за счет средств федерального бюджета в ее пользу убытки, связанные с несвоевременным назначением пенсии по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 268949,95 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 15000 руб., по выдаче доверенности в сумме 500 руб.

Истица в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Представители истицы – Т. и М., действующие на основании доверенностей и ордера, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить, суду пояснили, что сын истицы- Д1., проходил службу в ОВД Ленинского района г. Шахты, и погиб при исполнении служебных обязанностей в 1979 году. На момент смерти Д1. истица не имела права на получение пенсии по случаю потери кормильца, однако с ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей…» и у истицы возникло право на получение второй пенсии по потере кормильца. Истица получает трудовую пенсию с 1975 года, пенсия назначена досрочно. О своем праве на получение пенсии по потере кормильца истица узнала в августе 2010 года от своей невестки –Донских С. Н, которая получила из ЦПО ГУВД по РО письмо, в котором разъяснялось их право на получение данного вида пенсии. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ЦПО ГУВД по РО с заявлением, и с ДД.ММ.ГГГГ ей была назначена пенсия по потере кормильца и выплачена пенсия за предшествующие 12 месяцев до обращения. В ноябре 2010 года истица вновь обратилась в ГУВД по РО с заявлением о выплате ей пенсии по потере кормильца за предшествующий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В выплате было отказано. Истица полагает, что пенсионным органом ГУВД по РО было допущено бездействие, поскольку в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» и Инструкцией по организации работы от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной приказом № 418 на органы пенсионного обеспечения возлагается обязанность вести персональный учет пенсионеров и их семей. В ЦПО при ГУВД по РО имеется пенсионное дело, в котором есть сведения о матери погибшего Д1. Истица является пожилым человеком, малограмотным, у неё образование 7 классов, и о своем праве на получение второй пенсии - по потере кормильца она не знала. ГУВД по РО не выполнило свою обязанность по разъяснению и извещению истицы о наличии у нее права на получение пенсии по потере кормильца. Согласно Закону РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года сумма пенсии не выплаченная по вине пенсионного органа подлежит взысканию. Также истица просит взыскать судебные расходы в сумме 16500 руб., из которых 15000 руб. расходы на оплату услуг представителя, 500 руб. расходы на выдачу доверенности, 1000 руб. расходы на составление расчета взыскиваемых сумм.

Представитель ГУ МВД России по Ростовской области – Терновская Л. И., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что в соответствии с положениями статьи 51 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу, службу в органах внутренних дел,...» лица, указанные в статье 1 указанного Закона, и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы МВД РФ. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Заявления и поступившие документы для назначения пенсий рассматриваются пенсионными органами не позднее 10 дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления. В силу статьи 53 и 54 Закона пенсии членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста, назначаются - со дня достижения этого возраста. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней. Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков, с которых назначаются пенсии, к компетенции законодателя ( статья 39 часть 2). Статья 53 Закона, указывая сроки, с которых будет назначена пенсия, наделяет гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствует своевременному обращению граждан за назначением пенсии. Данная позиция подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011г. № 20-О. Согласно статье 58 части 2 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Истица обратилась в ЦПО с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца ДД.ММ.ГГГГ, пенсия ей была назначена и выплачена с ДД.ММ.ГГГГ Вина в действиях ЦПО ГУВД по РО отсутствует.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В судебном заседании установлено, что Д1. проходил службу в органах внутренних дел в должности милиционера-мотоциклиста с 1978 года. В период прохождения службы в органах внутренних дел при исполнении служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ Д1. в результате дорожно-транспортного происшествия получил тяжелые телесные повреждения, от которых скончался в Городской больнице ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается заключением по результатам служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № №. Приказом УВД Шахтгорисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ Д1. был исключен из списков рядового состава.

В соответствии со свидетельством о рождении серия № №, выданным Вишневским сельсоветом , актовая запись №, Д. является матерью Д1. (л.д. 7).

После гибели сына пенсия по случаю потери кормильца Д. не назначалась и не выплачивалась.

Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочная трудовая пенсия назначена и выплачивается ей с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ЦПО ГУВД по Ростовской области было направлено письмо № вдове погибшего - Д2., в котором ей предлагалось обратиться по телефону в ЦПО ГУВД по Ростовской области для рассмотрения вопроса пенсионного обслуживания. При обращении в ЦПО ГУВД по Ростовской области Д2. разъяснили ее право, а также право матери погибшего – Д. на получение пенсии по случаю потери кормильца.

В августе 2010 года Д2. сообщила истице о наличии у неё права на получение пенсии по случаю потери кормильца, и ДД.ММ.ГГГГ Д. обратилась в ЦПО ГУВД по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца –сына Д1. Указанное заявление поступило в ЦПО ГУВД по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом с входящим номером 13/3-2110.

В соответствии с заключением, утвержденным начальником ЦПО ГУВД по Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, Д. была назначена пенсия в размере 6402 руб. исчисленная из денежного довольствия в размере 5112,50 руб., из которых 2450 руб. – должностной оклад, 1640 руб. – оклад по званию, 1022,50 руб. – надбавка за выслугу лет, с учетом дополнительных надбавок. Выплата пенсии производится ежемесячно. Также истице выплачена пенсия за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В ноябре 2010 года истица обратилась в ЦПО ГУВД по Ростовской области с заявлением о выплате ей пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Однако письмом ЦПО при ГУВД по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Д. было отказано в выплате недополученной пенсии по случаю потери кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и указано, что в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 01.07.2011) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», членам семей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, назначается пенсия в размере 40% от денежного довольствия кормильца. С 01.01.2000 года Федеральным Законом от 01.06.1999 года № 110-ФЗ родителям лиц, погибших вследствие военной травмы, предоставлено право на получение второй пенсии по потере кормильца. В соответствии с законодательством свое право на получение пенсии, пособий, компенсаций пенсионер реализует путем подачи заявления и предоставления необходимых документов в органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение. В соответствии со ст. 53 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 года и была назначена пенсия по случаю потери кормильца со дня обращения – с ДД.ММ.ГГГГ и выплачена за предыдущий период- да 12 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением.

Истица полагает, что бездействием ответчика, который не уведомил её о наличии права на получение пенсии, ей причинены убытки, т.к. на протяжении 10 лет с момента возникновения права на пенсионное обеспечение, она не получала пенсию, и просила взыскать убытки в размере 268949,95 руб.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления и увеличения их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В силу ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями) данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе и сотрудников органов внутренних дел.

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (статья 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пункт 1 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Исключения из этого правила предусмотрены пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также частями второй и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в которых определены категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий.

Федеральным законом РФ от 01.06.1999 года № 110-ФЗ внесены изменения и дополнения в Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В частности статья 7 дополнена частью третьей следующего содержания: "Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона)." И статья 30 Закона изложена в следующей редакции: «Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом".

Согласно ст. 5 Федеральный закон от 01.06.1999 года № 110-ФЗ вступает в силу с 1 января 2000 года.

В соответствии со ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

б) отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;

в) супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

г) дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Согласно ст. 31 Закона члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.

Истица достигла возраста 55 лет в 1980 году. Пенсия по старости ей была назначена досрочно ДД.ММ.ГГГГ. И она относится к нетрудоспособным членам семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел.

Таким образом, истица с ДД.ММ.ГГГГ приобрела право на одновременное получение двух пенсий : пенсии по старости и пенсии по случаю потери кормильца.

Право истицы на одновременное получение двух пенсий : пенсии по старости и пенсии по случаю потери кормильца, не оспаривается ответчиком, и вторая пенсия истице назначена и выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1
(ред. от 01.07.2011) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Истица обратилась с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, и ответчик в соответствии с указанной нормой назначил истице пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсия истице не назначалась и не выплачивалась.

Поскольку право истицы на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено, чем ей причинен ущерб, то она имеет право на возмещение убытков в соответствии со статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В данном случае задержка с назначением пенсии возникла из-за бездействия должностных лиц ГУ МВД по РО, которые в нарушение требований Инструкции по организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей, утвержденной приказом МВД РФ от 24.09.2007 года № 824, до 2010 года не направляли истице уведомление о наличии прав на меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством.

Приказом МВД РФ от 24.09.2007 N 824 "Об организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие военной травмы" в целях создания эффективной ведомственной системы социальной поддержки личного состава, обеспечения в системе МВД России безусловного, своевременного и полного исполнения требований действующего законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, предупреждения фактов формализма и бездушия в их отношении, утверждена Инструкция по организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей и Типовое положение о комиссии органа, подразделения, учреждения системы МВД России по социальным вопросам членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей.

Этим же приказом предписано в течение 2007 - 2008 годов создать систему ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей, в целях непрерывного наблюдения и анализа основных показателей их социальной защищенности; и поручено начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений : взять под личный контроль социальную работу с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы в подчиненных органах и подразделениях внутренних дел; проводить социальную работу с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы на постоянной и плановой основе; организовать изучение сотрудниками аппаратов по работе с личным составом, тыловых, финансовых и медицинских подразделений нормативных правовых актов, регламентирующих организацию социальной защиты членов семей погибших, инвалидов вследствие военной травмы, и обеспечить неуклонное исполнение их требований.

Согласно приказу до ДД.ММ.ГГГГ должны быть созданы : в главных управлениях МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, УМТС, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждениях, органах и подразделениях системы МВД России комиссии по социальным вопросам членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей; и проведен всесторонний анализ социального и правового положения семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, включая полное комплексное обследование социально-бытовых условий проживания. Результаты анализа обсудить на коллегиях (оперативных совещаниях) и передать в комиссии по социальным вопросам.

Приказом на Центральную комиссию по социальным вопросам возложена координация деятельности подразделений МВД России и сотрудничество с федеральными органами государственной власти, общественными объединениями (фондами) в решении, в соответствии с законодательством Российской Федерации, задач социальной защиты членов семей погибших, сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, пострадавших при проведении контртеррористических мероприятий, и на Центр обеспечения кадровой работы МВД России возложено : ведение и техническое сопровождение учета членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в Автоматизированной информационной системе обеспечения социально-правовой работы с сотрудниками органов внутренних дел и членами их семей.

На руководителей органов, подразделений, учреждений системы МВД России и их заместителей по работе с личным составом возложено : руководство социальной работой и личная ответственность за своевременное и полное решение задач по обеспечению социальной защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, предоставлению им в полном объеме установленных социальных гарантий и компенсаций, организацию мониторинг; координация работы кадровых, правовых, медицинских, финансовых и тыловых подразделений органов внутренних дел в части осуществления социальной защиты членов семей погибших, инвалидов вследствие военной травмы на комиссии по социальным вопросам органов внутренних дел; обеспечение деятельности комиссий по социальным вопросам на аппараты по работе с личным составом органов, подразделений и учреждений системы МВД России.

Согласно Инструкции социальная работа в органах внутренних дел с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы представляет собой деятельность руководителей, аппаратов по работе с личным составом, правовых, финансовых, медицинских, тыловых и других подразделений органов внутренних дел, направленную на реализацию предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты и создание условия для предоставления дополнительной социальной помощи органами государственной власти, местного самоуправления, общественными и благотворительными объединениями (п.1).

Согласно п.2 Инструкции основными направлениями социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы являются:

организация и проведение ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудников, ставших инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей;

выявление причин и условий, способствующих нарушениям прав и законных интересов членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы, разработка и принятие исчерпывающих мер по их устранению;

оказание помощи членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы в решении вопросов улучшения жилищных условий, установки телефонов, устройства в детские дошкольные учреждения, предоставления путевок в детские оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории, центры восстановительной медицины и реабилитации и иных жизненно важных социально-бытовых проблем;

оказание консультационных, юридических и информационно-справочных услуг по социально-правовым вопросам членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;

оказание помощи в оформлении документов на пенсионное обеспечение, страховые и иные выплаты членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы, включая пенсии по случаю потери кормильца.

Организация социальной работы регламентируется разделом 2 Инструкции. Согласно Инструкции организация социальной работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы осуществляется в плановом порядке и включает в себя:

изучение руководителями и должностными лицами требований действующего законодательства, нормативных актов МВД России, регламентирующих организацию социальной и правовой защиты членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;

ведение учета членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России;

инициативное изучение на постоянной основе путем проведения мониторинга социально-экономического, правового положения, условий проживания, потребностей в социальной помощи и реабилитации членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;

осуществление контроля за решением социальных проблем, производством обязательных выплат, предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных действующим законодательством, членам семей погибших и инвалидам вследствие военной травмы;

проведение регулярно, не реже двух раз в год, встреч руководства органов внутренних дел с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы в целях выявления и решения их социальных, бытовых и иных проблем;

составление индивидуальных планов социальной работы с каждой семьей (одиноким членом семьи), инвалидом вследствие военной травмы, предусматривающих конкретные мероприятия по оказанию необходимой социальной помощи лицам названных категорий;

координацию работы кадровых, правовых, медицинских, финансовых и тыловых подразделений в части осуществления правовой защиты и социальной поддержки членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в рамках деятельности комиссий по социальным вопросам;

рассмотрение на заседаниях комиссий по социальным вопросам мер по организации взаимодействия заинтересованных подразделений для решения социальных проблем членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы;

обсуждение на коллегиях (оперативных совещаниях) вопросов организации социальной работы с семьями погибших и инвалидами вследствие военной травмы;

подведение итогов и доклад руководству органа внутренних дел о результатах проведенной социальной работы;

представление в установленном порядке в ДКО МВД России информации о состоянии социальной работы по итогам года.

В разделе III Инструкции указаны первоочередные мероприятия социальной работы.

Согласно п.9, 11 раздела III Инструкции заместители руководителей органа внутренних дел по работе с личным составом в обязательном порядке в двухнедельный срок, исчисляемый с момента признания сотрудника погибшим при исполнении служебных обязанностей (установления инвалидности), каждому члену семьи погибшего, инвалиду вследствие военной травмы:

выдают (иногородним высылают) письменное уведомление о наличии прав на меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, с разъяснением порядка их реализации;

вручают под роспись персональную памятку с указанием служебных адресов и телефонов закрепленных руководителей и сотрудников (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

Аппараты по работе с личным составом МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, УМТС, образовательных, научно-исследовательских и медицинских учреждений МВД России в течение десяти дней с момента исключения сотрудника из списков личного состава в связи с его гибелью либо признания сотрудника федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭК) инвалидом вследствие военной травмы оформляют: учетное дело на каждую семью (отдельно проживающего члена семьи) сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей в отдельности;

Согласно пунктам 22, 23, 24, 25 и 26 Инструкции в органах, подразделениях, учреждениях системы МВД России учету подлежат члены семей погибших и инвалиды вследствие военной травмы за весь период функционирования органа внутренних дел, а также прибывшие из других регионов на постоянное место жительства.

Данные о членах семей погибших и инвалидах вследствие военной травмы оформляются списками (приложения N 6, 7, 8, 9 к настоящей Инструкции).

Сверки учетов членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы с территориальными центрами пенсионного обслуживания (пенсионными отделами) производятся два раза в год (на 1 января и на 1 июля). Результаты сверок оформляются справками, которые в течение десяти дней докладываются руководителям органов внутренних дел для принятия решения.

Учетные сведения для АИС "Социальная защита" предоставляются и корректируются в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

Один раз в полугодие все материалы (копии приказов о закреплении руководителей и сотрудников, планы, справки, заявления, листы посещения и иные документы), отражающие социальную работу с семьей (членом семьи) погибшего или инвалидом вследствие военной травмы, из горрайлинорганов и подразделений внутренних дел пересылаются в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ для приобщения к подлинникам учетных и наблюдательных дел, а копии документов включаются в дубликаты.

Порядок проведения мониторинга регламентируется разделом VIII Инструкции.

Согласно п.33,34,36,37,39,41,42 Инструкции мониторинг представляет собой ведомственную систему непрерывного изучения основных показателей социальной защищенности членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы.

Целью мониторинга является системный анализ основных показателей социальной защищенности членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы в интересах инициативного и упреждающего выявления социальных проблем, выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой сфере.

Мониторинг осуществляют аппараты по работе с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России.

Основными задачами мониторинга являются: анализ соблюдения предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий;

Объектом мониторинга являются члены семей погибших и инвалиды вследствие военной травмы.

В ходе мониторинга изучаются: уровень среднедушевого дохода; состояние пенсионного  , медицинского, жилищного и других видов социального обеспечения;

Мониторинг проводится методами анкетирования, опросов, изучения документов (обращений, заявлений, жалоб), посещения мест жительства членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы.

Итоги мониторинга подводятся руководителями органов, подразделений, учреждений системы МВД России ежегодно к 1 февраля, рассматриваются на заседаниях коллегий (оперативных совещаниях) и к 1 апреля направляются в Департамент кадрового обеспечения МВД России для подготовки доклада Министру внутренних дел Российской Федерации.

Приказом ГУВД по РО от 24.12.2007 года № 1312 в соответствии с приказом МВД РФ от 24.09.2007 года № 824, разработано и утверждено Положение о Комиссии ГУВД по РО по социальным вопросам членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служенных обязанностей, и сотрудников ставших инвалидами вследствие увечий ( ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей.

На комиссию возложены координация работы кадровых, правовых, медицинских, финансовых и тыловых подразделений органов внутренних дел в части осуществления правовой защиты и социальной поддержки, рассмотрения социальных проблем членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы; рассмотрение вопросов об оказании помощи по линии Общероссийского благотворительного фонда «Национальный благотворительный фонд». Председатель комиссии организует деятельность комиссии и несет персональную ответственность за состояние её работы.

Согласно разделу II Положения комиссия определяет круг лиц из числа членов семьи погибших и инвалидов вследствие военной травмы, нуждающихся в адресной помощи; запрашивает необходимую информацию у органов внутренних дел в отношении членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы; осуществляет проверки исполнения нормативных документов МВД России, ГУВД по РО, регламентирующих организацию работы с членами семей погибших и инвалидами вследствие военной травмы.

В нарушение требований Приказа МВД России от 24.09.2007 N 824 и Инструкции по организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей должностными лицами ГУВД по РО с ДД.ММ.ГГГГ и до 2010 года не проводилась социальная работа с членами семей погибших,  направленная на реализацию предусмотренных законодательством мер государственной социальной защиты и создание условия для предоставления дополнительной социальной помощи, не проводился анализ социального и правового положения семей погибших, ведение и техническое сопровождение учета членов семей погибших, не проводился мониторинг социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, не проводились сверки учетов членов семей погибших и инвалидов вследствие военной травмы с территориальными центрами пенсионного обслуживания ( хотя такие сверки должны проводиться дважды в год), не оказывалась помощь в оформлении документов на пенсионное обеспечение, членам семей погибших, включая пенсии по случаю потери кормильца, не велся учет членов семей погибших,  не направлялось письменное уведомление о наличии прав на меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, с разъяснением порядка их реализации.

Только ДД.ММ.ГГГГ вдове погибшего начальником ЦПО ГУВД по РО было направлено письмо, в котором предлагалось позвонить в ЦПО по вопросу пенсионного обслуживания. А истице, являющейся матерью погибшего, не направлялось никакое извещение, и не разъяснялись её социальные права, в том числе и право на получение второй пенсии- по случаю потери кормильца. Со слов вдовы погибшего истице стало известно о наличии у неё права на пенсионное обеспечение в связи с потерей кормильца, и она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ЦПО ГУВД по РО с соответствующим заявлением.

Между тем, и должностным лицам ЦПО ГУВД по РО и должностным лицам кадрового подразделения было достоверно известно о наличии иждивенцев у погибшего сотрудника органа внутренних дел.

Так, судом обозревалось в судебном заседании подлинное пенсионное дело, из которого усматривается, что после гибели Д1., его вдова обратилась в ГУВД по РО с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца и с 1979 года несовершеннолетнего ребенку погибшего сотрудника органа внутренних дел выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца. При этом в заявлении Д2. указала сведения и о наличии других иждивенцев погибшего- матери- Д. Кроме того, в архиве ГУВД по РО имеется личное дело погибшего сотрудника органов внутренних дел, в котором также имеются сведения о составе семьи погибшего, в том числе о его родителях, супруге и ребенке. И если бы должностные лица ГУВД по РО надлежащим образом выполнили возложенные на них вышеуказанным приказом и Инструкций обязанности, и своевременно уведомили иждивенцев погибшего о наличии у них права на получение пенсии по случаю потери кормильца, иждивенцы своевременно обратились бы в пенсионный орган и получали пенсию с момента возникновения у них такого права.

При таких обстоятельствах суд считает, что виновными действиями должностных лиц ГУВД по РО нарушено право истицы на своевременное получение пенсионных денежных выплат, чем ей был причинен ущерб, и суд приходит к выводу, что истица имеет право на возмещение убытков.

В то же время, суд полагает, что убытки не могут быть взысканы с 2000 года исходя из следующего.

Необходимо учитывать, что по своей юридической природе взыскание убытков является формой гражданско-правовой ответственности. Из этого следует, что убытки могут быть взысканы при наличии условий, необходимых для применения гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность наступает при наличии вины, за исключением случаев, когда законом или договором предусмотрено иное.

Для применения гражданско-правовой ответственности к правонарушителю достаточно, как правило, любой формы вины с его стороны. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости к осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, невиновность, а соответственно, и вина рассматриваются как принятие или непринятие всех необходимых мер для надлежащего исполнения обязательства,

Отсутствие вины правонарушителя по общему правилу освобождает его от гражданско-правовой ответственности.

До 2007 года отсутствовал какой-либо нормативный акт, которым бы возлагалась на должностных лиц органов внутренних дел обязанность по созданию системы ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, в целях непрерывного наблюдения и анализа основных показателей их социальной защищенности, по ведению учетных дел, направлению письменного уведомления о наличии прав на меры социальной поддержки, предусмотренные действующим законодательством, с разъяснением порядка их реализации.

Такая обязанность на органы внутренних дел впервые возложена приказом МВД РФ от 24.09.2007 N 824 и Инструкцией по организации социальной работы с членами семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, и сотрудниками, ставшими инвалидами вследствие увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, полученных при исполнении служебных обязанностей. В соответствии с приказом комиссии должны были быть созданы в срок до ДД.ММ.ГГГГ, и в течение 2007 - 2008 годов предписывалось создать систему ведомственного мониторинга социально-экономического и правового положения членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Поэтому говорить о виновном бездействии должностных лиц ГУВД по РО можно только после того, как на них была возложена обязанность по организации социальной работы, а они эту обязанность не выполняли, либо выполняли ненадлежащим образом.

И суд полагает, что убытки могут быть взысканы только с ДД.ММ.ГГГГ.

С представленным истицей расчетом суд согласиться не может, т.к. он сделан без учета денежного довольствия, получаемого Д1. до его гибели. Ответчиком представлен расчет пенсии по случаю потери кормильца, который истица получала бы при своевременном обращении с заявлением за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Этот расчет произведен с учетом размера денежного довольствия погибшего, и не содержит ошибок. Поэтому в пользу истицы подлежат взысканию убытки в сумме 114 310,35 руб.

Также в соответствии со ст. 98 и ст. 100 ГПК РФ пользу истицы подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме и аудитора в сумме 6930 руб. пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Взыскать с ГУ МВД России по Ростовской области в пользу Д. убытки в связи с невыплатой пенсии по случаю потери кормильца в сумме 114310,35 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судебные расходы по оплате услуг представителя и аудитора в сумме 6930 руб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова н/Дону в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья