К делу № 2-407-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 30 января 2020 года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М.В.
При секретаре Орнацкой Я.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития Ростовской области, ГУ УПФР в ленинском районе г.Ростова-на-Дону, Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании незаконными отказа в выдаче удостоверения, отмене решения об отказе в установлении пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование заявленных требований истец указала, что в апреле месяце 2019г., а именно 12.04.2019г. она обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону с устным заявлением в назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15.01.2001г.№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в данном пункте закона определены условия назначения пенсии гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей. На ее обращения о намерении подать данное заявление, истец получила устную консультацию сотрудника Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону о том, что ей необходимо обратиться в Министерство труда и социального развития Ростовской области с заявлением о выдаче удостоверения, как выехавшей из населенного пункта, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Заявление в Министерство труда и социального развития Ростовской области подано истцом 20.06.2019г. с просьбой выдать удостоверение (справку), как выехавшей из населенного пункта: пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС, и определить статус зоны проживания, к которой относится данный населенный пункт в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указав, что данная справка необходима для получения права на компенсации, льготы и меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом представила копии следующих документов:
Справка Исполнительного Комитета Деснянского поселкового сов народных депутатов Козелецкого района Черниговской области 06.05.1991г. №1694-1 л.;
Справка войсковой части 52170 от 23 мая 1991г. №2003-1 л.;
Удостоверение Участника ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ серия №, дата выдачи 14 апреля 2005 1л.;
справка инвалиду серия МСЭ-2006 №
Справка Военного комиссариата Ленинского и Кировского районов горо Ростова-на-Дону от 24.04.2019г. №2/3/27- 1л.;
Справка Военного комиссариата Ленинского и Кировского районов горо, Ростова-на-Дону от 24.04.2019г. №2/3/28- 1л.;
Свидетельство о заключении брака №
Министерством труда и социального развития Ростовской облает 19.07.2019г. предоставлен ответ на данное заявление, в котором со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и принятых в целях его исполнения постановлений Правительства Российской Федерации, в частности, статью 24 Закона, а также на Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений единого образца (далее - Порядок выдачи удостоверений единого образца), утвержденные совместным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвигия России, Минфина России от 11.04.2006 № 228/271/63н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», разъяснен порядок обращения и перечень необходимых документов, а также указано о необходимости предоставления документов, подтверждающих факт проживания и (или) прохождения военной службы (службы) гражданином в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов, справки паспортных столов, иные документы).
Указано также, что в соответствии с дополнением № 1 к Постановлению кабинета министров Украины № 106 от 23.07.1991 по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения пгт. Десна Козелецк района Черниговской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Следовательно, согласно действующему законодательству при выезде с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом истцу должна была быть выдана справка о проживании в радиоактивной зоне (для решения вопроса пенсионного обеспечения).
С полученным отказом Министерства труда и социального развития Ростовской области о выдаче удостоверения и справкой, на необходимость наличия которой ссылается в своем ответе Министерства труда социального развития Ростовской области, истец повторно обратилась Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону с заявлением в назначении пенсии по старости соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15.01.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», заявление было подано электронно, через сайт Пенсионного Фонда 16.09.2019г. №892166/19.
Рассмотрев данное заявление Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону принято Решение 30.09.2019г. № 892166/19 об отказе в установлении пенсии по старост соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15.01.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» в связи с отсутствием правовых оснований, именно: ФИО1 не проживала (не работала) в населенных пунктах, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074.
Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону утверждают, что согласно представленной справке № 1694 от 06.05.1991, выданной ФИО2 исполнительным комитетом Деснянского поселкового совета народных депутатов Козелецкого района Черниговской области, в период с 1986 по 19 он вместе с ФИО1 проживали в пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины в зоне радиоактивно загрязнения этого населенного пункта вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно трудовой книжке № от ДД.ММ.ГГГГ, в период 04.12,1984 по 28.11.1986 ФИО1 работала продавцом на Лубенском ГУТ Украины.
25.10.2019г. истцом поданы Возражения на Решение об отказе в установлении пенсии по старости от 30.09.2019г. № 892166/19 в Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области, в котором истец выразили свое несогласие с отказом Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону в назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению от 30.09.2019г. № 892166/19, поскольку не согласна с выводом пенсионного органа относительно вывода о том, что она не проживала (не работала) в населенных пунктах, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015г. №1074, а согласно записи в трудовой книжке в период с 04.12.1984г. по 28.11.1986г. работала продавцом в Лубенском Городском Управлении Торговли (ГУТ), считает указанные выводы незаконными, поскольку истец проживала вместе с супругом ФИО2 в местах его службы подтверждает и справка, выданная Военным Комиссариатом Ленинского и Кировского районов города Ростова-на-Дону на основании данных, содержащихся в личном деле супруга №7205, что также подтверждается представленной справкой № 1694 от 06.05.1991, выданной ФИО2 исполнительным комитетом Деснянского поселкового совета народных депутатов Козелецкого района Черниговской области.
Кроме того, Управлением Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону не представлена ссылка на законодательные акты Российской Федерации, устанавливающие и дающие право считать местом проживания и прописки гражданина РФ данные записи в трудовой книжке.
С 28.07.1985г. истец находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и далее до 3-х лет (Свидетельство о рождении сына - ФИО3 прилагалось). Выйдя из декретного отпуска в августе 1988года устроилась на работу на Киевскую обувную фабрику, филиал фабрики находился по адресу: Черниговская область, Козелецкий район, село Выползово, практически за забором воинской части, в которой служил муж. Продолжала проживать и работать в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС до конца 1991г. IV пребывание в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы I Чернобыльской АЭС составило 5 лет.
На основании вышеизложенного просила пересмотреть выводы, изложенные в Решении об отказе в установлении пенсии по старости 30.09.2019г. № 892166/19 и признать правомерность требований, заявленных в заявлении, поданном 16.09.2019г. №892166/19 о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с правовыми нормами Законодательства Российской Федерации.
Отделение Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области рассмотрело обращение истца, и предоставила ответ, согласно которому указало о том, что круг лиц, имеющих право на льготы по уменьшению пенсионного возраста при установлении пенсии по старости, предусмотренной статьей Закона № 1244-1, определен в пункте 8 статьи 13 этого Закона, в соответствии с указанными нормами пенсия по старости назначав гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне проживания льготным социально- экономическим статусом. Международных договоров в области специального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Российская Федерация не заключала, то реализовать право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации указанные граждане могут в рамках действующего в Российской Федерации правового регулирования, установленного Законом № 1244-1.
Граждане, переселившиеся с территории зоны усиленно радиологического контроля Украины на территорию Российской Федерат для постоянного проживания, не относятся к категории граждан, предусмотренных пунктом 8 части первой статьи 13 Закона РФ № 1244-1, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку проживали на загрязненной территории другого государства.
Учитывая изложенное, правовых оснований для установления гражданину, работавшему (проживавшему) в Украине в зоне усиленного радиологического контроля, пенсии по старости, предусмотренной статьей 34 Закона № 1244-1, не усмотрели.
Также указали о том, что согласно письма Министерства труда и социального развития Ростовской области № 27.21/733 от 19.07.2019, в соответствии с дополнением № 1 к постановлению Кабинета Министров Украинской ССР № 106 от 23.07.1991 по отнесению населенных пунктов к различным зонам радиоактивного загрязнения пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Учитывая изложенное, правовых оснований для установления Вам пенсии по старости, предусмотренной статьей 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, как проживавшей в Украине в зоне усиленного радиологического контроля, что соответствует зоне проживания с льготным социально- экономическим фактором, не усмотрели.
Поскольку полученные выводы, выразившиеся в отказе выдачи удостоверения, как выехавшей из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, которое затребовало от истца УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону, в установлении пенсии по старости УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону и Отделения Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области неоднозначны и противоречивы и не соответствуют нормам Российского Законодательства, просит суд:
Признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития Ростовской области в выдаче удостоверения, как выехавшей из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, которое затребовало УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону;
Признать незаконными требования УПФР в Ленинском районе г. Pocтова-на-Дону о необходимости наличия у истца удостоверения, как выехавшей зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
Отменить Решение УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону отказе в установлении пенсии по старости от 30.09.2019г. № 892166/1 признать правомерность требований, заявленных в заявлении, поданном 16.09.2019г. №892166/19 о назначении пенсии по старости государственному пенсионному обеспечению в соответствии с правовыми нормами Законодательства Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсион обеспечении в РФ», ст. 34 Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);
Признать незаконным отказ Отделения Пенсионного Фонда РФ Ростовской области в установления истцу пенсии по старости, предусмотренной статьей 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, проживавшей в Украине в зоне усиленного радиологического контроля, соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим фактором;
Взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей;
Взыскать с ответчиков моральный ущерб, причиненный в течение времени разбирательства в размере 100000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования уточнила, просила суд
Отменить Решение УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону об отказе в установлении пенсии по старости от 30.09.2019г. № 892166/19 и признать правомерность требований, заявленных истцом в заявлении, поданном 16.09.2019г. №892166/19 о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с правовыми нормами Законодательства Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ст. 34 Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);
Признать незаконным отказ Отделения Пенсионного Фонда РФ по Ростовской области в установления истцу пенсии по старости, предусмотренной статьей 34 Закона от 15.05.1991 № 1244-1, как проживавшей в Украине в зоне усиленного радиологического контроля, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим фактором;
Взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300руб.;
Взыскать с ответчиков моральный ущерб, причиненный мне в течение всего времени разбирательства в размере 100000 рублей в ее пользу.
Принять уточненные исковые требовании, а именно, назначить истцупенсию по старости с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить, при этом от требований к Министерству труда и социального развития Ростовской области в установленном порядке не отказалась. Также пояснила, что полагает, что на момент обращения с заявлением в пенсионный орган, у нее возникло право на назначение пенсии с учетом периода проживание в зоне радиоактивного загрязнения, а также в связи с наличием троих детей, что в совокупности дает ей право на назначении страховой пенсии досрочно.
Представители ответчика Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону в судебном заседании ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, против удовлетворения иска возражали, поддержали доводы, изложенные в своих письменных отзывах на иск.
Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Ростовской области ФИО6, действующий на основании доверенности, также полагал требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Ответчик Министерство труда и социального развития Ростовской области своего представителя в судебное заседание не направил, извещены, сведений о причинах неявки не представлено. Дело рассмотрено в порядке ст167 ГПК РФ,
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, отнесены, в частности, граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I, с целью получения предусмотренных законом льгот и компенсаций, предусмотрена обязанность выдачи удостоверений ответствующего образца для категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, а именно предусмотрена выдача специальных удостоверений инвалидов (статья 15 Закона РФ от 15,05,1991 № 1244-1, приказ МЧС России № 728 от 08.12.2006).
Для категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, предусмотрена выдача удостоверений участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудных знаков (статья 15 Закона РФ от 15.05Д991 № 1244-1, приказ МЧС России №727 от 08,12.2006).
Для категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально- экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, предусмотрена выдача специальных удостоверений единого образна (статья 15 Закона РФ от 15.05,1991 № 1244-1, приказ МЧС России № 228 от 11.04.2006).
Меры социальной поддержки граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотрены статьей 19 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1.
В Российской Федерации в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 границы зон радиоактивного загрязнения, в том числе зон проживания с льготным социально-экономическим статусом, определены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно указанному постановлению Правительства РФ на территории Ростовской области не имеется зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, выдача удостоверений предусмотрена в строгом соответствии с перечнем, установленным Законом, тогда как для категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в пункте 8 (граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания е льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, предусмотрена выдача справки установленного образца в случае выезда граждан с такой территории.
Поскольку ФИО1 проживала в пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украинской ССР, территория которой согласно дополнениям №1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106 относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, следовательно, основания для выдачи удостоверения, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки отсутствуют, как отсутствует и обязанность по его выдаче, в связи с чем, суд полагает исковые требования в указанной части не подлежащими удовлетворению, учитывая при этом, что с требованиями о возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Ростовской области о выдаче справки установленного образца ФИО1 не обращалась, как не обращалась с заявлением к данному ответчику выдаче соответствующей справки, ответчиком данный вопрос в пределах компетенции не разрешался, что исключает возможность определить о нарушении прав с указанного ответчика в данной части.
Разрешая вопрос о законности действий ответчика по отказу в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также а также Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в силу ст. 5 которого, одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости, которая назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 8 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" регламентировано, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, отнесены, в частности, граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 г. N 1244-1 действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр); на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
В силу ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно ст. 11 указанного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть Территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ N 1074 от 08.10.2015 года, населенный пункт не значится в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном указанным Постановлением, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.
В силу пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, 16.09.2019г. обратилась в УПФ Российской Федерации в Ленинском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста.
Основанием для отказа в назначении пенсии по старости со снижением возраста является то обстоятельство, что представленной истцом справкой не подтверждается факт ее проживания в период с апреля 1986 по 30 июня 1986 года на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС, поскольку из представленной трудовой книжки в указанный период она осуществляла трудовую деятельность в Лубенском городском управлении торговли (ГУТ), т.е. на территории, которая не отнесена к территории, проживание на которой отнесено к территориям, дающим право на назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста.
Из представленной справки, № 1694 от 06.05.1991, выданной ФИО2, супругу истца, исполнительным комитетом Деснянского поселкового совета народных депутатов Козелецкого района Черниговской области, следует, что в период с 1986 по 1991 он вместе с ФИО1 проживали в пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украины в зоне радиоактивно загрязнения этого населенного пункта вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно трудовой книжке AT-IV № 6766869 от 10.08.1984, в период 04.12,1984 по 28.11.1986 ФИО1 работала продавцом на Лубенском ГУТ Украины.
Территории указанного населенного пункта, в частности, пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области Украинской ССР, согласно дополнениям №1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 № 106, относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, поскольку ФИО1 является гражданином Российской Федерации, законодательством как Российской Федерации, так и законодательством Республики Украина, территория пгт.Дубна Козелецкого района Черниговской области отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, в подтверждение чего в соответствии с пунктом 100 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, представлен подтверждающий документ - справка о проживании в такой зоне, следовательно, истец в силу статей 49, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста на два года в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом;
Между тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в части требований о признании отказа в установлении пенсии незаконным, а также назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста по ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, поскольку на момент обращения истца с соответствующим заявлением такое право не возникло ввиду того, что пенсионным возрастом истца является в настоящее время достижение 58-лет, учитывая дату рождения - 16.03.1966г, следовательно, даже с учетом периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения, такое право с учетом положений ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1, наступит только 16.03.2022г., т.е. по достижению 56-ти летнего возраста, тогда как на момент обращения истец достигла только 53-х лет, при том, что с требования о включении спорного периода в стаж, дающий право на назначении пенсии со снижением возраста истец не обращалась.
На основании частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение гражданам пенсии, за исключением ряда указанных в этой норме граждан, производится по заявлению гражданина. Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия, предусмотренная этим федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Доводы истца относительно возможности суммирования периода, предусмотренного положениями ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, а также положениями ст.32 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, предусматривающего право на снижение пенсионного возраста женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 57 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; (ст.32 ч.1 п..1.2), не могут быть приняты судом, поскольку такое право возникает только при достижении истцом 57 лет, а суммирования указанных периодов Законом «О страховых пенсиях» не предусмотрено.
При этом, даже с учетом права на снижение возраста по основаниям, предусмотренным ст.32 Закона Российской Федерации «О страховых пенсиях», при условии учета права, предусмотренного ст.34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, назначение страховой пенсии по старости возможно было бы только при достижении истцом 55-ти лет, тогда как на момент обращения, истец достигла только 53-х лет.
Таким образом, поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением право на назначение пенсии отсутствовало, основания оснований для удовлетворения иска в указанной части к ответчику УПФ Российской Федерации в ленинском районе г.Ростова-на-Дону не имеется.
Требования к ответчику ГУ Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области также удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н (далее Правила), граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору (пункт 4 Правил).
Таким образом, учитывая, что согласно Положения о ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ростовской области, утвержденного постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 17.06.2004 №71п, Отделение обеспечивает: руководство и контроль за деятельностью управлений ПФР и отделов пенсионного страхована ПФР в городах и районах Ростовской области; организацию работы по назначению, перерасчету государственных пенсий, по выплате государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, ведению базы данных по пенсионерам.
Таким образом, поскольку Отделение ПФР по Ростовской области в силу закона не является органом, производящим назначение, перерасчет и выплату пенсий, законом обязанность по производству указанных действий возложена на территориальный орган ПФР по месту жительства пенсионера, который является самостоятельным юридическим лицом, в данном случае - УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону, решение об отказе в установлении страховой пенсии было принято территориальным органом, ответ Отделения не влияет на право истца на установление пенсии, следовательно, требования истца удовлетворению за счет указанного ответчика не подлежат.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.94 года №10 “О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда”, при рассмотрении в судах дел о компенсации морального вреда суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.
Судом не установлено каких-либо виновных действий со стороны заявленных ответчиков, как не представлено и истцом доказательств в порядке ст.56 ГПК Ф причинения морального вреда со стороны заявленных ответчиков, оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
Поскольку в удовлетворении иска отказано, оснований для возмещения судебных расходов в порядке ст.98 ГПК РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству труда и социального развития Ростовской области УПФР в ленинском районе г.Ростова-на-Дону, Отделении Пенсионного фонда РФ в Ростовской области о признании незаконными отказа в выдаче удостоверения, отмене решения об отказе в установлении пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 06 февраля 2020 года.