НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 28.08.2018 № 12-346/18

Дело № 12-346/18

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

28 августа 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ленинского районного суда г. Ростов-на-Дону Кукленко С.В.,

рассмотрев жалобу ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» на постановление государственной инспекции труда в Ростовской области о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л :

ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» обратилось в суд с жалобой на постановление государственной инспекции труда в Ростовской области о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которым общество признано виновным в совершении указанного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В жалобе указано, что постановление является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Настоящим Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

В Распоряжении ГИТ в РО № 3.1.6/79/1 от 08.06.2018 указано, что внеплановая проверка общества проводится с целью всестороннего и полного изучения и анализа обстоятельств и фактов, изложенных в информации, объективной оценки действий (бездействия) работодателя по результатам надзорно-конрольного мероприятия, принятия мер инспекторского реагирования в рамках установленных полномочий в строгом соответствии с действующим законодательством, в связи с поступившей в адрес ГИТ в РО информации из УФНС по РО от 16.04.2018 о фактах нарушения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера предусмотренного трудовым законодательством. Т.е. предметом проверки являлись вопросы начисления заработной платы сотрудникам ООО «РОВ ТРЭВЕЛ», сроки ее выплаты, а также начисления других выплат, причитающихся работникам проверяемого юридического лица, сроки их выплат.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в п. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Согласно п. 16 ст. 10 указанного закона, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 указанной статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредствам электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был предоставлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Юридическое лицо было проинформировано о проводимой внеплановой проверке 13.06.2018, в то время как еще 08.06.2018 было выдано Распоряжение о проведении проверки данного юридического лица со сроком проверки 20 дней и окончании проверки не позднее 06.07.2018. При этом, главным государственным инспектором труда по правовым вопросам ГИТ в РО МВА., в нарушение п. 5 ст. 11 Закона № 294-ФЗ для ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» был определен один рабочий день (до 15.06.2018) для предоставления в ГИТ в РО запрашиваемых ею документов, что является грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.

Предметом проверки, согласно распоряжению № 3.1.6/79/1 от 08.06.2018 являлись действия или бездействие ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» в области деятельности данного юридического лица по вопросам выплаты (неполной выплаты) в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством. Однако, при проведении проверки инспектор труда ГИТ в РО вышел за пределы вопросов, поставленных для проведения проверки и, являющихся предметом проверки. Так в протоколе о привлечении к административной ответственности необоснованно указано на нарушения ст. 134 ТК РФ – не определен порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Однако, данная статья ТК РФ регламентирует действия государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений по проведению индексации заработной платы, в порядке, установленном трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Вместе с тем, данной статьей регламентированы действия других работодателей по проведению индексации заработной платы – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Инспектором ГИТ в РО без ознакомления с локальными нормативными актами ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» неправомерно был сделан вывод о нарушении последним ст. 134 ТК РФ.

В постановлении о привлечении к административной ответственности указано на нарушения ч. 1 ст. 136 ТК РФ – при выплате заработной платы ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» не извещает каждого работника в письменной форме: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Однако, данные вопросы не являлись предметом проводимой внеплановой документарной проверки общества.

На основании изложенного просит отменить постановление № 3.1.1.6/79/5 от 27.06.2018 и освободить ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» от административной ответственности.

В судебное заседание явился представитель ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» - МИП действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.

Главный государственный инспектор труда отдела правового надзора и контроля № 1 МВА в судебном заседании, возражала против признания постановления о привлечении ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» к административной ответственности незаконным, освобождении общества от административной ответственности.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.06.2018 № 3.1.6/79/4, составленном в отношении ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» в нарушение ч. 1 ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется не в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем. Так, согласно графику отпусков за 2017 год от 04.08.2017 № RV000000001 запланированная дата ежегодного оплачиваемого отпуска ВЕП. – 11.09.2017 на 14 календарных дней. Однако, приказом от 06.10.2017 № RV000000009 ВЕП предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней, на основании заявления работника от 06.10.2017 с 23.10.207 по 06.11.2017 за период работы с 16.01.2017 по 15.01.2018. Согласно графику отпусков на 2018 год от 18.12.2017 № RV000000002, запланированная дата ежегодного оплачиваемого отпуска ГСЗ – 26.06.2018 на 14 календарных дней. Однако, ежегодный оплачиваемый отпуск ГСЗ предоставлен на 14 календарных дней с 26.03.2018 по 08.04.2018 приказом от 23.03.2018 № 3.

Положением об оплате труда работников ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» п. 3.2 установлена выплата заработной платы – 5 и 20 числа текущего месяца. Согласно табелей учета рабочего времени и расчетно-платежных документов, представленных при проведении проверки, за период с июня 2017 года по июнь 2018 года работникам ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» заработная плата начислялась и выплачивалась за фактически отработанное время, что подтверждается расчетными листками и платежными документами о выплате заработной платы, в сроки установленные Положением об оплате труда работников. Продолжительность рабочего времени работников не превышает 40 часов в неделю.

В нарушение ст. 134 ТК РФ, в ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» не определен порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

В нарушение ч. 1 ст. 136 ГК РФ, при выплате заработной платы работодатель не извещает в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 27.06.2018 № 3.1.6/79/5 вынесенным главным государственным инспектор труда отдела правового надзора и контроля № 1 МВА ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонаруше­нии выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоя­щим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена адми­нистративная ответственность; 3) виновность лица в совершении административно­го правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответствен­ность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) харак­тер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) об­стоятельства, исключающие производство по делу об административном правона­рушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об администра­тивном правонарушении являются любые фактические данные, на основании кото­рых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, уста­навливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными прото­колами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении
которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по­казаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказа­тельствам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жа­лобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об оставлении постановления без изменения, а жало­бы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Согласно ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением при­знается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юриди­ческого лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ответственность наступает за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.

На основании ст. 123 ТК РФ, график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.

Статья 124 ТК РФ устанавливает правила продления или перенесения на другой срок ежегодного оплачиваемого отпуска. Так, отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок с учетом пожеланий работника в случае временной нетрудоспособности работника, исполнения им во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством. Приобретение туристической путевки не предусмотрено законодательством в качестве основания для внесения изменений в график отпусков и предоставления отпуска работнику в другое время.

ТК РФ предусматривает внесение изменений в график отпусков по соглашению сторон.

Из положения ч. 2 ст. 124 ТК РФ об обязательности графика отпусков и для работодателя, и для работника следует, что работник в установленное графиком отпусков время не только приобретает субъективное право на использование отпуска, но и одновременно несет обязанность использовать отпуск в указанное в графике время; работодатель, со своей стороны, обязан своевременно (не позднее чем за две недели до начала отпуска) известить работника под роспись о времени начала отпуска и не позднее чем за три дня до его начала произвести оплату отпуска (см. ст. 136 ТК и комментарий к ней).

При составлении графика отпусков учитывается право работников отдельных категорий на использование отпуска в определенное время. Женщине по ее желанию ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком (см. ст. 260 ТК).

Из материалов дела усматривается, что согласно графику отпусков ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» за 2017 год от 04.08.2017 № RV000000001 запланированная дата ежегодного оплачиваемого отпуска ВЕП. – 11.09.2017 на 14 календарных дней. Однако, приказом от 06.10.2017 № RV000000009 ВЕП. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней, на основании заявления работника от 06.10.2017 с 23.10.207 по 06.11.2017 за период работы с 16.01.2017 по 15.01.2018. Согласно графику отпусков на 2018 год от 18.12.2017 № RV000000002, запланированная дата ежегодного оплачиваемого отпуска ГСЗ – 26.06.2018 на 14 календарных дней. Однако, ежегодный оплачиваемый отпуск ГСЗ предоставлен на 14 календарных дней с 26.03.2018 по 08.04.2018 приказом от 23.03.2018 № 3.

Как следует из заявлений ВЕП и ГСЗ данные работники не указали основания для переноса ежегодных оплачиваемых отпусков, даты которых утверждены в Графиках отпусков на 2017 год и 2018 год. Также на данных заявлениях отсутствуют резолюции руководителя о согласовании такого переноса, изменения в График отпусков не внесены.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Действующим законодательством порядок индексации не определен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию

В том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, юридическому лицу необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты.

ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» ссылается на имеющиеся локальные акты, в частности, суду представлено Положение о премировании. Суд не может согласиться с позицией лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку в соответствии с положениями ст. 191 ТК РФ, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии), т.е. премия является поощрительной выплатой, которую работодатель, по своему усмотрению, может выплачивать работнику.

Индексации же, согласно ст. 134 ТК РФ подлежит заработная плата, которая в силу части первой статьи 129 ТК РФ, определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Поскольку иных нормативных локальных актов, в которых предусмотрено индексация заработной платы работник, суду не представлено, то прихожу к выводу, что указанные инспектором ГИТ в РО нарушения имеются в действиях юридического лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 136 ТК РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Данные требования трудового законодательства работодателем ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» также не соблюдаются. В расчетных листках работников имеется указание лишь на выплату заработной платы, аванса и удержаний НДФЛ.

Не может быть судом принят во внимание и довод ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» о том, что инспектор ГИТ в РО вышел за пределы своей компетенции, установленной Распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки.

Как следует из данного Распоряжения от 08.06.2018 № 3.1.6/79/1, установлено, что настоящая проверка проводится с целью всестороннего и полного изучения и анализа обстоятельств и фактов, изложенных в информации, объективной оценки действий (бездействия) работодателя по результатам надзорно-контрольного мероприятия, принятия мер инспекторского реагирования в рамках установленных полномочий в строгом соответствии в действующим законодательством, в связи с поступившей в адрес Государственной инспекции труда в Ростовской области информации из Управления федеральной налоговой службы по Ростовской области от 16.04.2018 о фактах нарушения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

Согласно ст. 360 ТК РФ, государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Согласно ст. ст. 354, 355 ТК РФ, федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). В основные задачи федеральной инспекции труда входит обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. ст. 356, 357 ТК РФ, в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

Таким образом, прихожу к выводу, что инспектор ГИТ в РО не допустил нарушений прав ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» при проведении проверки, за пределы своих полномочий не вышел.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 2.10, ст. 4.1 КоАП РФ и в пределах санкции, установленной законом за данное правонарушение.

Санкция ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отягчающих и смягчающих ответственность нарушителя не установлено.

Настоящее дело проверено в полном объеме. Каких-либо письменных ходатайств и дополнительных доказательств судье не представлено.

Судебных издержек нет.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 Кодекса РФ об АП, как оснований к отмене обжалуемого постановления и прекращению производства по делу, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9, 31.1, 30.14 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора труда отдела правового надзора и контроля № 1 МВА о привлечении ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ООО «РОВ ТРЭВЕЛ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней с момента вручения (получения).

Судья Кукленко С.В.