К делу 2-1949-19 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 24 июня 2019 года
Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Баташевой М.В.
При секретаре Акиньшине Р.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гах ПД к Управлению Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Ростове-на-Дону о признании действий по выплате пенсии в размере ниже прожиточного минимума незаконными, взыскании недополученной пенсии
установил:
Истец Гах П.Д. обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что в течение нескольких месяцев ему выплачивается пенсия менее прожиточного минимума, определённого Постановлением Правительства Ростовской области для пенсионеров на 2-ой квартал 2018г. - 7 941 рубль. Выплачено за май, июнь 2018г. 11588 рублей 04 копейки, где за май 4527 рублей 25 копеек, за июнь 2018г.- 7060 рублей 79 копеек. Сумма недоплаты до уровня прожиточного минимума за период май, июнь 2018 года составила 4 293 рубля 96 копеек.
На основании вышеизложенного просит суд признать выплату пенсии ниже прожиточного минимума - незаконной, взыскать сумму недоплаты 4 293 рубля 96 копеек
Истец Гах П.Д. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, указал о том, что ФЗ «О государственной социальной помощи» запрещает выплату пенсии менее величины прожиточного минимума, обращение взыскания на пенсию, что приводит к уменьшении ее размера ниже прожиточного минимума, носит незаконный характер, не может влиять на размер пенсии ниже прожиточного минимума.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ Пантелеева О.С.., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требования, указав о том, что списание денежных средств производилось в соответствии с законом, поскольку в отношении истца имеются взыскания, исполнительные производства, взыскание обращено на пенсию..
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Гах ПД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем страховой пенсии по старости в УПФР в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону. Размер получаемой страховой пенсии с 01.01.2017 в настоящее время В спорный период пенсия составляет 9 054 рубля 47 копеек.
Суммы фактически полученных сумм Гах П.Д. за период май-июнь 2018 г. составила 11588 рублей 04 копейки, из начисленной пенсии удержано в мае 2018 года - 4527 рублей 23 копейки, за июнь – 1993 рубля 68 копеек.
Выплату пенсии ниже прожиточного минимума истец полагает незаконной, недоплата к пенсии является убытками для истца.
Суд не может согласиться с позицией истца, исходя из следующего
Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков возможна лишь при наличии следующих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
При взыскании убытков подлежит доказыванию факт противоправных действий причинителя вреда, наличие и размер ущерба, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя вреда.
На лице, заявляющем требование о возмещении внедоговорного вреда, лежит обязанность доказать наличие вреда и его размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины.
В силу статей 12 и 56 ГПК РФ для взыскания суммы вреда истец должен доказать противоправность поведения ответчика: незаконность действий (бездействия), решения органа внутренних дел, должностных лиц, наличие и размер причиненного вреда, вину ответчика (его должностного лица), а также наличие прямой причинной связи между противоправностью поведения ответчика и причиненным ему вредом. При этом ответственность ответчика наступает при доказанности истцом всех перечисленных обстоятельств.
Анализ обстоятельств настоящего дела, доказательств в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, позволяет прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о возмещении убытков.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178- ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в данном субъекте российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в данном субъекте по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
При этом величина прожиточного минимума пенсионера в Ростовской области в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на соответствующий финансовый год устанавливается ежегодно на основании потребительской корзины и данных территориального органа федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и доводится областным органом исполнительной власти в сфере социальной защиты населения до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена (ст. 4.1 Областного закона Ростовской области от 07.12.1998 N 17-ЗС "О прожиточном минимуме в Ростовской области").
Постановлением Правительства РО от т 9 августа 2018 г. N 503 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в Ростовской области за 2-ой квартал 2018г.» для оценки уровня жизни населения Ростовской области при разработке и реализации областных социальных программ, определения размера устанавливаемых на областном уровне социальных пособий, выплат и других видов социальной поддержки малоимущим жителям Ростовской области установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров - 7941 рубль.
При получении исполнительного документа территориальный орган ПФР обязан принять его к производству, произвести удержания из пенсии и перечислить удержанные суммы взыскателю в течение трех дней со дня выплаты пенсии (ст. ст. 7, 9, ч. 3 ст. 98, п. 9 ч. 1 ст. 101 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
На основании исполнительных документов может быть удержано не более 50% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за исключением случаев взыскания с пенсионера алиментов на несовершеннолетних детей, денежных средств в возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение вреда в связи со смертью кормильца и возмещение ущерба, причиненного преступлением, - в этом случае может быть удержано не более 70% страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч. 3 ст. 29 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; ч. 2, 3 ст. 99 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Законом установлен лишь максимально возможный размер удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Конкретный размер удержаний из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяет судебный пристав-исполнитель, направляющий исполнительный документ в территориальный орган ПФР. При определении размера удержания из пенсии, являющейся для пенсионера единственным источником существования, судебный пристав-исполнитель обязан учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить самому пенсионеру-должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования (Определение Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 14-0-0).
В пользу взыскателя ИФНС Ленинского района по Ростовской области долг в размере 12 066,56 руб. удерживался с 01.09.2017 по Судебному приказу № 2а-1-809/2017 от 17.04.2017. Удержанные суммы перечислены на р/счет ИФНС Ленинского района по г. Ростову-на-Дону согласно Заявления об осуществлении взыскания денежных средств № 14120 от 27.07.2017.
Месяц/Год | Судебный приказ № | Удержанная сумма (руб.) |
Май 2018 | 2а-1-809/2017 | 704,41 |
Июнь 2018 | 2а-1 -809/2017 | 704,41 |
По Исполнительному листу № ВС 077889098 от 21.07.2017 с 01.11.2017 удерживался долг в размере 18 460,19 руб. Удержанные суммы перечислены на р/счет Ленинского районного отдела судебных приставов по г. Ростову-на-Дону согласно Постановления.
Месяц/Год | Исполнительный лист № | Удержанная сумма (руб.) |
Май 2018 | ВС 077889098 | 2 535,33 |
Июнь 2018 | ВС 077889098 | 1,76 |
В пользу взыскателя ИФНС Ленинского района по Ростовской области долг в размере 26 250,39 руб. удерживался с 01.04.2017 по Исполнительному листу № ФС 016262406 от 05.07.2017. Удержанные суммы перечислены на р/счет ИФНС Ленинского района по г. Ростову-на-Дону согласно Заявления об осуществлении взыскания денежных средств № 04253/1 от 14.03.2017.
Месяц/Год | Исполнительный лист № | Удержанная сумма (руб.) |
Май 2018 | ФС 016262406 | 1 015,89 |
Июнь 2018 | ФС 016262406 | 1 015,89 |
В пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области долг в размере 500 руб. удерживается с 01.05.2018 по Постановлению № от 04.10.2017. Удержанные суммы перечисляются на р/счет Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростову-на-Дону согласно Постановления б/н от 19.03.2018.
Месяц/Год | Постановление № | Удержанная сумма (руб.) |
Май 2018 | № 97 | 37,12 |
Июнь 2018 | № 97 | 37,12 |
В пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области долг в размере 500 руб. удерживается с 01.05.2018 по Постановлению № от 04.10.2017. Удержанные суммы перечисляются на р/счет Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростову-на-Дону согласно Постановления б/н от 19.03.2018.
Месяц/Г од | Постановление № | Удержанная сумма (руб.) |
Май 2018 | № 00 | 53,4 |
Июнь 2018 | № 00 | 53,42 |
В пользу взыскателя ОГИБДД ОМВД России по Кочубеевскому району долг в размере 1 000 руб. удерживался с 01.04.2018 по Акту об административном правонарушении № от 08.09.2016. Удержанные суммы перечисляются на р/счет Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростову-на-Дону согласно Постановления б/н от 20.12.2017.
Месяц/Г од | Акт об административном правонарушении № | Удержанная сумма (руб.) |
Май 2018 | № 94 | 90,54 |
Июнь 2018 | № 94 | 90,54 |
В пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области долг в размере 1500 руб. удерживается с 01.04.2018 по Акту об административном правонарушении № от 30.03.2017. Удержанные суммы
перечисляются на р/счет Отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов по г. Ростову-на-Дону согласно Постановления б/н от 20.12.2017.
Месяц/Год | Акт об административном правонарушении № | Удержанная сумма (руб.) |
Май 2018 | № 87 | 90,54 |
Июнь 2018 | № 87 | 90,54 |
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Удержания из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданина производятся территориальными органами ПФР, в том числе и на основании исполнительных документов (п. 1 ч. 1 ст.29 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
При получении исполнительного документа территориальный орган ПФР обязан принять его к производству, произвести удержания из пенсии и перечислить удержанные суммы взыскателю в течение трех дней со дня выплаты пенсии (ст. ст. 7, 9, ч. 3 ст. 98, п. 9 ч. 1 ст. 101 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ).
Согласно частям 2, 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
Исполнительные документы были приняты к производству территориальным органом ПФР, и в соответствии с требованиями действующего законодательства Управлением Пенсионного фонда в Ленинском районе г. Ростова-на-Дону производятся удержания из пенсии и перечисляются удержанные суммы взыскателю (ст. ст. 7, 9, ч. 3 ст. 98, п. 9 ч. 1 ст. 101 Закона от 02.10.2007 N 229- ФЗ). Размер удержаний составляет 50 %, как установлено судебным приставом-исполнителем, и не превышает предельно допустимого размера.
Согласно части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 98 вышеупомянутого Закона об исполнительном производстве, при отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, обращение взыскания на пенсию должника судебным приставом-исполнителем могло быть произведено при соблюдении требований статьи 98 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, - законодательная регламентация обращения взыскания по исполнительным документам должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования прав и законных интересов всех участников исполнительного производства с законодательным установлением пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника и одновременно отвечающих интересам защиты прав кредитора.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона об исполнительном производстве перечень имущества должника-гражданина, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.
При этом часть 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, и в порядке исключения из общего правила о невозможности обращения взыскания на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию допускает обращение взыскания на пенсии по старости и по инвалидности.
Правило, установленное в абзаце восьмом части первой статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которое гарантирует должнику-гражданину при обращении взыскания по исполнительным документам сохранение денежных средств в сумме не менее установленной величины прожиточного минимума самого должника и лиц, находящихся на его иждивении, применению в рассмотренном деле не подлежит, поскольку данная норма действует лишь при единовременном обращении взыскания на принадлежащие должнику-гражданину наличные денежные средства и по своему смыслу не предполагает ее применение к случаям производства регулярных удержаний из периодических выплат, получаемых должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, на основании исполнительных документов.
По общему правилу, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов (часть 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве).
Аналогичное правило установлено и в отношении размера удержания из трудовой пенсии гражданина, которое может производиться, в том числе, на основании исполнительных документов (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации")
Как установлено судом, в период май-июнь 2018 года с пенсии истца в счет исполнения по исполнительным документам удерживались суммы в размере, не превышающем 50%, следовательно, учитывая обязательность исполнения пенсионным органам исполнительного документа, а также обязанность истца по исполнению законных требований по исполнительному документу, действия ответчика о удержанию из пенсии истца суммы в счет исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя носят законный характер.
Доводы истца относительно незаконности действий ответчика в части удержания пенсии, ее выплате в связи с этим ниже размера прожиточного минимума не могут быть приняты судом, являться основанием для удовлетворения иска, поскольку в данном случае положения Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», равно как и положения Областного закона «О прожиточном минимуме в Ростовской области» с изменениями и дополнениями применению не подлежит, т.к. в данном случае имеют место иные правоотношения, связанные не с действиями ответчика по начислению и выплате страховой пенсии по старости, а связаны с выплатой пенсии в меньшем размере ввиду удержания части начисленной пенсии с целью исполнения исполнительных документов.
Ссылка истца на то обстоятельство, что определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г.Ростова-на-Дону от 13.02.2018г. отменен судебный приказ №2а-1-8092017г от 17.04.2017 года, не могут являться основанием для удовлетворения иска, поскольку в данном случае суд проверяет законность действия пенсионного органа в спорный период, тогда как сведений о том, что указанное определение мирового судьи поступало в пенсионный орган не имеется, что не оспаривалось истцом, оснований у ответчика для прекращения списания денежных средств не имелось. Денежные средства поступали на счет ИФНС, виновных действий со стороны УПФР Ленинского района г.Ростова-на-Дону не установлено, следовательно, основания для взыскания суммы недоплаты по данному судебному приказу с заявленного ответчика у суда не имеется.
Таким образом, требования истца о признании действий ответчика по выплате пенсии в размере менее прожиточного минимума, а также взыскании суммы недоплаты удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Гах ПД к Управлению Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Ростове-на-Дону о признании действий по выплате пенсии в размере ниже прожиточного минимума незаконными, взыскании недополученной пенсии - оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
Текст мотивированного решения суда изготовлен 28 июня 2019 года
Председательствующий: