НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 20.02.2019 № 2-461-19

К делу № 2-461-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2019 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Судьи Баташевой М. В.

при секретаре Орнацкой Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» о возложении обязанности по направлению распорядительного письма об открытии именного пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения, зачислении денежных средств на именной пенсионный счет

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга», НПФ Электроэнергетики, ссылаясь на то, что с в период с 12.09.1983г. по 07.08.2018г. являлся работником ПАО «МРСК Юга». 12 сентября 1983 года на основании приказа №239 от р. 1983 г. был принят на работу в ОАО «Ростовэнерго» на должность старшего инженера-строителя. За весь период времени работа у ответчика ПAO«МРСК Юга» являлась основным и единственным местом работы. 6 августа 2018 года истец был уволен в связи с истечением срока трудового договора по п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ (Приказ № 100 от 31.07.2018 г.) Последняя занимая им должность: Ведущий инженер сметно-договорного отдела Управления ремонтов и технического обслуживания филиала ПАО МРСК Юга»-«Ростовэнерго». Таким образом, его непрерывный трудовой стаж в ПАО «МРСК Юга» составляет 35 лет, что полностью подтверждается трудовой книжкой, копию прилагает к настоящему иску. За многолетний плодотворный труд имеет ряд наград и поощрений.

Сразу же после его выхода на пенсию, истец предоставил ответчикам заявление на оформление и выплату ему негосударственной пенсии.

Однако ответчики сообщили ему о невозможности передачи документов на оформление и последующую выплату негосударственной пенсии. Однако вразумительного ответа о причинах истец так и не получил.

До настоящего времени распорядительное письмо ответчиком ПАО «МРСК Юга» в
негосударственный пенсионный Фонд не направлено, пенсионные взносы не перечислены и именной пенсионный счет на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не открыт,

В связи с тем, что его право на получение негосударственной пенсии было нарушено незаконными действиями ответчиков, истец обратился в ООО «Юрист дона» и 17.10.2018г., от лица ООО «Юрист им были направлены ответчикам официальные досудебные претензии. Т.к. ранее истец уже неоднократно обращался к ответчикам и получал незаконные отказы, им было решено, что 10-дневный срок на досудебное урегулирование является вполне разумным и достаточным. Однако в этот раз досудебные претензии были полностью проигнорированы, и отказы не были получены даже по истечении 10-дневного срока.

По мнению истца. имеет место следующий расчет суммы его негосударственного пеней обеспечения на период выплаты негосударственной пенсии 5 лет (. 60 месяцев).

Р=3п х (Кз+Кн+КтхСт)хТ

Р- размер средств на ИПС Зп - размер среднемесячной заработной платы по справкам работодателя составил 26782,63 р

Кз- коэффициент зарплаты- ОД

Кн - коэффициент наград - 0,01x3=0.03 (три награды)

Кт- коэффициент стажа 0,002

Ст - 35 полных лет (с учетом суммарного стажа в ОАО "Ростовэнерго")

Т-период в течении которого будет производиться выплата негосударственной пенсии
(60 месяцев)

Р=26782,63 *(0,2 + 0,03 +0,002*35)*60
Р=48208734

На основании изложенного, просит суд:

Обязать Негосударственный Пенсионный Фонд Электроэнергетики в Ростове-на Дону производить выплаты негосударственной пенсии в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Обязать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» направить в Негосударственный пенсионный фонд Электроэнергетики распорядительное письмо об открытии именного пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения на имя ФИО1

Обязать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» зачислигь в Негосударственный пенсионный фонд Электроэнергетики на именной пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения ФИО1 денежную сумму в размере 482 087,34 руб.

Впоследствии истец исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил, в просил суд:

обязать Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" направить в Негосударственный пенсионный фонд Электроэнергетики распорядительное письмо об открытии именного пенсионного счета для назначения и выплаты пенсии ФИО1, зачислить на его индивидуальный пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения в Негосударственном пенсионном фонде Электроэнергетики денежную сумму в размере 482 087 рублей 34 копейки.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен, направил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его остутствие, а также своего представиеля. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, поддержал требования, изложенные в иске, просил иск удовлетворить. Указала при этом, что о необходимости возложения обязанности ПАО «МРСК Юга» направить распорядительное письмо в НПФ «Открытие»как правопреемника НПФ Электроэнергетики. При это также указал на о обстоятельство, что истец вправе расчитывать на получение негосударственной пенсии в соответствии с тем Положением, которое действовало на момент наступления пенсионного возраста в 2012 году, тогда как с другим Положенем он не был ознакомлен.

Представители ОАО «МРСК Юга» в судебное заседание явились, исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать, дали пояснения, аналогичные, изложенным в письменном отзыве на иск.

Негосударственный пенсионный фонд Электроэнергетики согласно сведениям ГЕРЮЛ реорганизовано в форме присоединения к НПФ «Открытие» в связи с чем, последний привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, который своего представителя в судебное заседание не направил, извещены. Дело в отношении третьего лица рассматривается в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 являлся работником ПАО «МРСК Юга» в период с 12.09.1983 по 16.10,2017 (по бессрочному трудовому договору).

Трудовой договор с истцом расторгнут 16.10.2017г. на основании его заявления об увольнении от 10.10.2017, приказом от 10.10,2017, па основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ но соглашению сторон.

Трудовая пенсия по старости назначена истцу с 25.06.2012г.

В дальнейшем, будучи пенсионером по возрасту, ФИО1 принят на работу в Общество по срочному трудовому договору с 17.10.2017г. на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы.

06.08.2018г трудовой договор от 17.10.2017г. прекращен, истец уволен в связи с истечением срока трудового договора на основании п.2 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (приказ от 31.07.2018г. №100).

ФИО1 обратился в ОАО «МРСК Юга» с заявлением об оформлении и выплате негосударственной пенсии, однако до настоящего времени ответ не предоставлен, негосударственная пенсия истцу не назначена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском, поскольку истец полагает о наличии права на получение негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с Положением о НПО 2010 года, действующей на момент возникновения его права на трудовую пенсию, а именно 25.02.2012г.

Статьей 3 Федерального закона от 07.05.1998 года 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" определены основные понятия, используемые в данном Законе, в частности: договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионный договор) - соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее - участник) негосударственную пенсию; вкладчик - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд; участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу; негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.

Согласно ст. 13 вышеуказанного Закона предусмотрено, что права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда, пенсионным договором и договором об обязательном пенсионном страховании.

Участники имеют право: требовать от фонда исполнения обязательств фонда по выплате негосударственных пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора; получать негосударственную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом, условиями пенсионного договора, правилами фонда и выбранной пенсионной схемой при возникновении пенсионного основания; требовать от фонда изменения условий негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора; требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с правилами фонда и условиями пенсионного договора.

Вкладчики и участники могут иметь иные права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами фонда и пенсионными договорами.

15 января 2003 года между Негосударственным пенсионным фондом электроэнергетики и ОАО «Ростовэнерго» был заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении. Указанным договором регулировались отношения Вкладчика с фондом, возникающие в связи с негосударственным пенсионным обеспечением работников Вкладчика (участников). В соответствии с договором вкладчик вносил в фонд пенсионные взносы в пользу участников, а фонд формировал пенсионные резервы и средства, перечисляемые вкладчиком в форме пенсионных взносов и доход, получаемых от их размещения, аккумулировался в фонде на солидарном пенсионном счете. Фонд в соответствии с условиями договора на основании распорядительного письма вкладчика открывал именные пенсионные счета участникам и производил оформление и выплату негосударственной пенсии участникам при наличии пенсионных оснований у участников, распорядительных писем вкладчика и заявлений участников.

В соответствии с разделом 4 договора о негосударственном пенсионном обеспечении от 15.01.2003г. (с последующими дополнительными соглашениями) право участника на выплату негосударственной пенсии возникает при одновременном наличии следующих условий:

- приобретение права на трудовую пенсию по старости;

- прекращение трудовых отношений между вкладчиком и участником

Согласно п.2.1.7. и 2.1.8 договора Негосударственный пенсионный фонда Электроэнергетики обязан открывать в соответствии с распорядительными письмами вкладчика – ОАО «Ростовэнерго» пенсионные счета участникам при условии, что величина накоплений на солидарном счете не мене сумм средств, определенных такими письмами. Фонд оценивает достаточность средств на солидарном счете в срок до 5 дней от даты получения распорядительного письма. В случае недостатка средств, выделяемых вкладчиком для участников, перечисленным в распорядительном письме, фонд информирует вкладчика о необходимости внесения дополнительных пенсионных взносов на солидарный счет. При недостатке средств фонд вправе не открывать именные пенсионные счета участникам до момента поступления необходимых средств.

12.09.2007 года между ОАО «Ростовэнерго» и Негосударственным фондом Электроэнергетики было подписано дополнительное соглашение№4 о правопреемнике к договору о негосударственном пенсионном обеспечении от 15.01.2003 года, в соответствии с которым права и обязанности по данному договору переходят к правопреемнику ОАО «Ростовэнерго» - ОАО «МРСК Юга». Действующим коллективным договором на момент увольнения предусмотрено негосударственное пенсионное обеспечение работников в соответствии с утвержденной в Обществе программой негосударственного пенсионного обеспечения (раздел 6 п.6.1.4).

В п.8.5 и 8.5.3.коллективного договора указано, что расходы работодателя, связанные с производством и реализацией продукции и услуг, состоят в том числе и из платежей – взносов работодателя, выплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения работников, совокупная сумма которых не превышает 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Таким образом, источник финансирования взносов по негосударственному пенсионному обеспечению работников определен и учитывается при утверждении государством тарифов на транспорт электроэнергии, что является основным источником дохода ОАО «МРСК Юга».

Решением Совета директоров ОАО «МРСК Юга» от 26.10.2010 года была утверждена Программа негосударственного пенсионного обеспечения работников ОАО «МРСК Юга».

Настоящая Программа НПО распространяется на всех состоящих в трудовых отношениях с Обществом работников, для которых место работы в Обществе считается постоянным (штатная численность) и на освобожденных профсоюзных работников Общества.

В соответствии с общими положениями, указанная Программа негосударственного пенсионного обеспечения работников Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (ОАО «МРСК Юга») разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.05,1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и Пенсионными Правилами негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики и вводится в целях дополнительного пенсионного обеспечения работников Общества.

Программа предназначена для формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, призвана обеспечить достойный уровень жизни работников ОАО «МРСК Юга» в пенсионном возрасте, создать условия для эффективного решения кадровых вопросов, связанных с привлечением, удержанием и мотивацией персонала.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению работников ОАО «МРСК Юга» осуществляется независимо от государственного пенсионного обеспечения на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

В соответствии с п. 2 Общих положений Программа предназначена для формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, призвана обеспечить достойный уровень жизни работников ОАО «МРСК Юга» в пенсионном возрасте, создать условия для эффективного решения кадровых вопросов, связанных с привлечением, удержанием и мотивацией персонала.

В соответствии с п. 2.4.1 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ПАО «МРСК Юга», утвержденного решением Совета директоров ПАО «МРСК Юга» от 26.11.2010 (Приложение № 4 к Протоколу от 29.11.2010 № 56/2010), право на получение негосударственной пенсии Участники получают при одновременном наличии следующих условий (пенсионных оснований):

- Прекращение трудовой деятельности работника (Участника) в Обществе (расторжение трудового договора);

- Наличие пенсионных оснований, одним из которых является достижение работником пенсионного возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме этого п. 2.2 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «МРСК Юга» установлен порядок и размер финансирования, а также сроки направления распорядительных писем для открытия именных пенсионных счетов.

В соответствии с п. 2.2.4. Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «МРСК Юга» размер средств для зачисления на ИПС работнику определяется в зависимости от заработной платы, суммарного стажа работы в Обществе на момент достижения им пенсионных оснований и наличия наград.

В соответствии с п. 2.2.1, 2.2.2., 2.2.3, 2.2.4 Положения Общество перечисляет в Фонд взносы, обеспечивающие финансирование Поддерживающей программы, в соответствии с утвержденной Программой НПО на текущий год. Именные пенсионные счета Участникам программы открываются в соответствии с распорядительными письмами, но не позднее 31 декабря текущего года.

Из анализа вышеприведенной нормы следует, что для назначения корпоративной пенсии необходима совокупность следующих условий: наличие трудовой деятельности в ОАО «МРСК Юга», наличие совокупности всех условий из пенсионных оснований для назначения государственной пенсии, предусмотренных законодательством РФ, в частности, достижение соответствующего пенсионного возраста и потеря постоянного места работы при увольнении по указанным в Положении основаниям.

Истец ФИО1 достиг пенсионного возраста 25.02.2012 года, однако не прекратил трудовые отношения с ПАО «МРСК Юга», тем самым право на получение негосударственной пенсии по программе «Поддерживающая» в 2010 году не возникло, так как в 2010 году не наступили оба основания для получения негосударственной пенсии (оформление государственной пенсии по старости и прекращения трудовой деятельности Участника в Обществе).

Волеизъявление участника о намерении воспользоваться своим правом на получение пенсии может быть сделано только после возникновения у него самостоятельного права требования (наступление пенсионных оснований для выплаты негосударственной пенсии).

Трудовой договор с ФИО1 расторгнут 06.08.2018г.

Согласно п. 6.1.6 Коллективного договора ОАО «МРСК Юга» на 2016-2018гг., к негосударственное пенсионное обеспечение работников филиала общества осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами общества.

Аналогичные положения содержали и условия коллективного договора (п. 6.1.6), утвержденного 29.06.2012 года, согласно которому негосударственное пенсионное обеспечение работников филиала общества осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами общества.

Во исполнение указанных положений Коллективного договора, 29 декабря 2012г. Совет директоров ОАО «МРСК Юга» своим решением утвердил Положение негосударственном пенсионного обеспечении работников ОАО «МРСК Юга», раздел 6 которого предусматривает, что структура негосударственного пенсионного обеспечения работников Общества включает в себя единственный пенсионный план - Паритетный, который финансируется на условиях долевого участия Обществом и работником.

Как указано выше, «Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «МРСК Юга»», утвержденные Советом директоров ОАО «МРСК Юга» от 22.10.2012г. и от 26.10.2010г, предусматривавшие такой вид пенсионной программы, как «Поддерживающая», прекратили свое действие после утверждения решением Совета директоров ОАО «МРСК Юга» 29.12.2012г. «Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «МРСК Юга»», предусматривающего только одну корпоративную пенсионную программу «Паритетная», действующую как в настоящее время, так и на момент увольнения истца 06.08.2018г.

Таким образом, на момент увольнения истца 06.08.2018г. действовало Положение негосударственном пенсионного обеспечении работников ОАО «МРСК Юга», утвержденное 29 декабря 2012г. Советом директоров ОАО «МРСК Юга», которое такую программу как «поддерживающая» не предусматривало.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что нормы локального акта ОАО «МРСК Юга», предусматривающие такой вид корпоративной негосударственной пенсионной программы, как «Поддерживающая», не подлежат применению в отношении ФИО1, так как на момент достижения им пенсионного возраста в отношении истца не наступила совокупность условий, порождающих право на негосударственное пенсионное обеспечение в связи с тем, что он продолжил трудовые отношения с работодателем.

Следовательно, учитывая, что на момент назначения трудовой пенсии по старости, ФИО1 продолжил работу у ответчика, своим правом на прекращение трудовых отношений не воспользовался в период действия программы «Поддерживающая», а на момент увольнения в августе 2018 года, действовала иная программа, не предусматривающая негосударственного пенсионного обеспечения по программе «поддерживающая», у истца право на получение корпоративной пенсии не возникло.

Доводы истца о том, что изменение заявителем правил о негосударственном пенсионном обеспечении в декабре 2012 года ухудшает положение работников, имевших право на негосударственное пенсионное обеспечение, так как у истца такого права в период действия Положения от 26.10.2010г. не имелось.

Работодатель, осуществляя полномочия, предоставленные ст.8 ТК Ф, в рамках предоставленной ему компетенции и применяя предусмотренное трудовым законодательством договорное регулирование отношений с работниками, за счет собственных средств предоставил работникам (а также неработающим пенсионерам) предприятий дополнительные гарантии и компенсации сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации, и самостоятельно установил механизм реализации указанных дополнительных гарантий и компенсаций.

Социальная поддержка, предусмотренная упомянутыми выше Положениями о НПО, не относится к обязательным видам социального обеспечения, и выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечении граждан, которым назначена трудовая пенсия. Основания включения неработающих пенсионеров предприятия в корпоративную социальную программу являются единым для всех предприятий отрасли и устанавливается в рекомендательном порядке. Формальные критерии и порядок определения круга лиц, попадающих в данную социальную категорию, устанавливается предприятием самостоятельно, поскольку финансирование негосударственной пенсии для работников отдельных организаций осуществляется за счет собственных доходов этих организаций, то последние с учетом финансовых возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты негосударственных пенсий по различным пенсионным программам.

При этом, поскольку негосударственное пенсионное обеспечение производится пенсионное обеспечение производится дополнительно к установленным работникам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым (страховым) пенсиям, то само по себе изменение работодателем правил и условий выплаты негосударственных пенсий не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение работников организаций. в связи с чем, доводы истца в указанной части судом во внимание приняты быть не могут.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требованияФИО1 к ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» о возложении обязанности по направлению распорядительного письма об открытии именного пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения, зачислении денежных средств на именной пенсионный счет – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 февраля 2019 года.

Председательствующий