№ 2а-2783/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2016 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Лепетюх А.В.,
при секретаре судебного заседания Бурба С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЖСК «Ректорский» к административному ответчику – ДАиГ г. Ростова-на-Дону о признании отказа в продлении разрешения на строительство незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании отказа в продлении разрешения на строительство незаконным, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о продлении разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГг., выданного истцу для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>. Ответчик принял решение об отказе в продлении вышеуказанного разрешения на строительство, мотивируя тем, что истец вместе с заявлением о продлении разрешения на строительство не представил проект организации строительства (ПОС) с внесенными изменениями в соответствии с требованиями нормативного документа - ГОСТ Р 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации», а также Договор поручительства банка за ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве. Считают отказ Ответчика в продлении разрешения на строительство незаконным и необоснованным в связи с тем, что порядок продления разрешения на строительство объекта капитального строительства предусмотрен п. 20. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому срок действия разрешения на строительство может быть продлен органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. При этом, обязательное предоставление застройщиком вместе с заявлением о продлении разрешения на строительство проекта организации строительства законом не предусмотрено, также как и предоставления жилищно-строительными кооперативами договора поручительства банка или договора страхования гражданской ответственности. На основании изложенного просит признать решение Ответчика за № от 24.02.2016г. об отказе Истцу в продлении разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГг., незаконным; обязать Ответчика продлить разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГг.
В судебное заседание явился представитель административного истца Андриянчик Р.В., который исковые требования поддержал, просил удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Явившаяся в судебное заседание представитель административного ответчика Кушнарева П.А. требования не признала, просила отказать.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 3 статьи 10 ГКР Ф в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В силу ст.ст.51, 55 ГрК РФ строительство объектов капитального строительства должно осуществляться на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
Часть 11 ст. 51 ГрК РФ устанавливает, что на уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
То есть, на орган местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений, возложена прямая обязанность по проверке наличия необходимых документов для предоставления разрешения на строительство. Таким образом, выдача ЖСК «Ректорский» ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство предполагает за собой наличие всей необходимой документации.
В соответствии с п. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией …., выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Как установлено судом, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к административному ответчику с заявлением о продлении разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного истцу для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г<адрес>, в связи с необходимостью выполнения работ по благоустройству территории, прилегающей к строящемуся многоквартирному дому, а также оформлением документации по подключению дома к коммунальным сетям.
Указанное заявление подано застройщиком, осуществляющим строительство объекта недвижимости, в ДаИГ г. Ростова-на-Дону с соблюдением сроков, установленных п. 20 ст. ГрК РФ. Тот факт, что строительство на момент обращения с заявлением было начато, административным ответчиком не оспаривается.
ДаИГ г. Ростова-на-Дону 24.02.2016 года было принято решение об отказе в продлении вышеуказанного разрешения на строительство на том основании, что что истец вместе с заявлением о продлении разрешения на строительство не представил проект организации строительства (ПОС) с внесенными изменениями в соответствии с требованиями нормативного документа - ГОСТ Р 21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации», а также Договор поручительства банка за ненадлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
При этом, согласно п. 20 ст. 51 ГрК РФ в случае, если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
ГОСТ Р 21.1101-2009, на котором имеется ссылка в отказе, не содержит требования об обязательном предоставлении застройщиком при продлении разрешения на строительство проекта организации строительства.
При этом, ГОСТ Р 21.1101 -2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации» в настоящий момент утратил юридическую силу, однако действующий в настоящее время ГОСТ Р 21.1101-2003 указанных требований также не содержит.
Представление указанного документа является обязательным при первоначальном обращении для получения разрешения на строительство, предоставление указанного документа при обращении для продлением ранее выданного разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.
Отказывая в продлении разрешения на строительство ДаИГ г. Ростова-на-Дону не было учтено, что такое обстоятельство, как непредставление проекта организации строительства объекта не указано в ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
В соответствии нормами ЖК РФ (ст. ст. 110-123), определяющими правовое положение жилищно-строительных кооперативов, данные юридические лица не привлекают денежные средства для долевого строительства и не заключают договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов.
Указанное также подтверждается Уставом ЖСК «Ректорский», представленным суду.
Таким образом, суд не может признать основанным на законе указание в качестве основания в отказе в продлении разрешения на строительство на непредставление договора поручительства банка или договора страхования гражданской ответственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованности доводов ДаИГ г. Ростова-на-Дону о необходимости предоставления новой проектной документации, а также предоставления договора поручительства банка или договора страхования гражданской ответственности для продления срока разрешения на строительство.
Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 219, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования административного иска ЖСК «Ректорский» к административному ответчику – ДАиГ г. Ростова-на-Дону о признании отказа в продлении разрешения на строительство незаконным, - удовлетворить.
Признать решение ДАиГ г. Ростова-на-Дону № от 24.02.2016г. об отказе ЖСК «Ректорский» в продлении разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ., незаконным.
Возложить на ДАиГ г. Ростова-на-Дону обязанность продлить ЖСК «Ректорский» разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
Об исполнении решения необходимо сообщить административному истцу и суду в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2016 года.
Судья Лепетюх А.В.