НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область) от 15.08.2022 № 2-2258/22

Дело № 2-2258/22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Баташевой М.В.

при секретаре Политовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УФСБ России по Ростовской области, начальнику ФЭО УФСБ России по Ростовской области о признании действий об установлении размера процентной надбавки без учета периода службы, возложении обязанности по зачету периода военной службы в пограничных войсках в выслугу лет при расчете размера процентной надбавки при назначении пенсии, перерасчете размера процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания с момента постановки на пенсионный учет

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском, в обоснование указал, что он ДД.ММ.ГГГГ поступил на военную службу, начав обучение в Минском высшем военном командном училище. После окончания в ДД.ММ.ГГГГ году военного училища проходил военную службу в Республике Беларусь. В ДД.ММ.ГГГГ году приобрел гражданство Российской Федерации и установленным порядком был переведен для дальнейшего прохождения военной службы из Республики Беларусь в Российскую Федерацию. Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы по истечении срока контракта по п.п. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и исключен из списков личного состава части приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга на ДД.ММ.ГГГГ составляет: календарная - 26 лет 10 месяцев 21 день; в льготном исчислении - 11 лет 5 месяцев 24 дня, всего 38 лет 4 месяца 15 дней.

ДД.ММ.ГГГГ из уведомления о назначении пенсии за выслугу лет, подписанного врио начальником ФЭО Управления ФСБ России по Ростовской области ему стало известно, что размер его пенсии составляет 44 609 рублей 15 копеек. При этом надбавка за выслугу лет в календарном исчислении назначена не за 26 лет 10 месяцев 21 день, а за 21 календарный год, поскольку, проходя военную службу в Республике Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он не был гражданином Российской Федерации.

Однако назначение и выплата надбавки за выслугу лет в календарном исчислении исходя из календарной выслуги в 21 год, является незаконным.

В соответствии со ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, п$нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14.02.1992, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Согласно ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения.

Выслуга лет для определения права на пенсию в Российской Федерации определяется Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (Раздел II), Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22.09.1993 N 941 (п. 1-7).

Согласно п. "а" ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет в размере 50% соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм.

В силу ст. 43 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.. ." пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, исчисляется из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Порядок исчисления выслуги лет для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет определяется Федеральным звоном "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ и принятым в его исполнение Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21.12.2011 N 1074.

Не включение в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки период прохождения военной службы в Министерстве обороны Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы из-за того, что в этот период времени истец не являлся гражданином РФ, является не законным.

Между тем подобное истолкование не соответствует требованиям ст. 18 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Данное конституционное требование прямо предписывает судам, которые и обеспечивают правосудие, придавать смысл, содержание и применять законодательство Российской Федерации, исходя из защиты прав граждан, в данном случае предусмотренного международным договором права гражданина России на учет при пенсионном обеспечении, а значит, и при исчислении размера его пенсии выслуги лет за прохождение службы в вооруженных силах государства, с которым этот международный договор заключен.

Поэтому надбавку следует распространять на всех без исключения граждан Российской Федерации, когда-либо проходивших военную службу в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве, даже если военнослужащие получили гражданство Российской Федерации в период либо после прохождения этой военной службы в иностранном государстве.

На основании изложенного, прошу суд:

признать действия УФСБ России по Ростовской области при назначении ей пенсионных выплат за выслугу лет с исключением периода прохождения военной службы в Министерстве обороны Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год неправомерными, возложить на ответчика обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсионных выплат период прохождения военной службы в Министерстве обороны Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, произвести перерасчет произведенных ранее пенсионных выплат с момента постановки на пенсионный учет.

В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования уточнил, в окончательной редакции просил суд:

признать действия ответчиков при назначении ему ежемесячной надбавки за выслугу лет с исключением периода прохождения военной службы 1 Пограничных войсках Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - неправомерными;

возложить на ответчиков обязанность зачесть военную службу г Пограничных войсках Республики Беларусь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения предусмотренной п. 13 Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" - ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

обязать ответчиков произвести с учетом военной службы в Пограничных войсках*Республики Беларусь в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перерасчет ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания с момента постановки на пенсионный учет.

Истец ФИО1 и его представитель адвокат Качанов Н.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования с учетом уточнений, просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика УФСБ России по Ростовской области ФИО2, действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала доводы письменных возражений.

Ответчик начальник ФЭО УФСБ России по Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен, сведений о причинах неявки не представил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся курсантом Минского высшего военного командного училища, по окончании которого проходил военную службу в Пограничных войсках Республики Беларусь со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В указанный период истец являлся гражданином Республики Беларусь.

Гражданство Российской Федерации приобретено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, был переведен для дальнейшего прохождения военной службы из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы по истечении срока контракта по п.п. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и исключен из списков личного состава части приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно указанному приказу, выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составляет: календарная - 26 лет 10 месяцев 21 день; в льготном исчислении - 11 лет 5 месяцев 24 дня, всего 38 лет 4 месяца 15 дней.

С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет, учтена выслуга лет 38 лет 4 месяца 15 дней, из них 26 лет 10 мес. 21 день в календарном исчислении, в календарную выслугу лет для исчисления размера пенсии был включен период службы истца в пограничных войсках республики Беларусь.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. размер пенсии составил 44 609 рублей 15 копеек, исходя из оклада по воинской должности 39 105 рублей, оклада по воинскому званию 13 408 рублей, надбавки за выслугу лет 21 год в календарном исчислении 30% - 15 753,90 руб., пенсии расчетной за выслугу 38 лет в льготном исчислении 85%, надбавки неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи 1 854,96 руб.

Таким образом, ежемесячная надбавка за выслугу лет была рассчитана без учета периода службы в пограничных войсках Республики Беларусь ( с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.), в соответствии с пп. «в» п.2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от21.12.2011г. №1074, а именно исходя из выслуги лет в календарном исчислении 21 год в размере 30 %., о чем истец был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Спорный период не был исчислен при назначении надбавки ввиду того, что истец не являлся гражданином Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец не согласен с указанным выше порядком назначения пенсии за выслугу лет, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Российская Федерация и Республика Беларусь являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее - Соглашение от 14.02.1992 года) и от 15.05.1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 15.05.1992 года).

В силу статьи 2 указанного Соглашение от 14.02.1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.

Статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

Согласно статье 2 Соглашения от 15.05.1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Советом глав государств Содружества Независимых Государств от 06.07.1992 года утверждено Соглашение о статусе экономического Суда Содружества Независимых Государств и Положение об экономическом Суде Содружества Независимых Государств (далее - Положение).

Согласно пунктам 1, 5 Положения Экономический суд Содружества Независимых Государств (далее - Экономический суд) создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. Экономический суд осуществляет толкование применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов.

В консультативном заключении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 09.12.2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" указано, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.

В соответствии с консультативным заключением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 12.04.2012 года N 01-1/4-11 "О толковании части второй статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" установление соответствия служебного положения, приобретенного бывшим военнослужащим в государстве-участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, где проходила его военная служба, аналогичному служебному положению в вооруженных силах государства-участника по новому месту жительства, а также определение размера должностного оклада как составляющей денежного довольствия в целях назначения пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства нового места жительства военного пенсионера.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" данным Законом определяются условия и порядок пенсионного обеспечения, в том числе, лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

Согласно пунктам 13, 14 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более. Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2011 года N 1074 утвердило Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет (далее - Правила).

Согласно подпунктом "в" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1074, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, размер процентной надбавки 30% истцу был исчислен с учетом положений подпунктом "в" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2011 года N 1074, в частности, период службы в пограничных войсках республики Беларусь был исчислен в календарном порядке, составил 21 год, не был учтена выслуга лет на военной службе в Республике Беларусь, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, при расчете процентной надбавки за выслугу лет, обоснованно применены положения Федерального закона Российской Федерации от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", согласно которому ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;

Оснований для установления надбавки в размере 40% исходя из выслуги лет в календарном исчислении выслуги лет 25 лет и более - не имеется, поскольку, как уже указывалось выше, спорный период в силу действующего законодательства в сфере правового регулирования, изложенного выше, не учитывается при определении при расчете процентной надбавки за выслугу лет, действия ответчиков при назначении и расчете пенсии за выслугу лет носили законный характер, оснований для возложении обязанности по зачету периода военной службы в пограничных войсках в выслугу лет при расчете размера процентной надбавки при назначении пенсии, перерасчете размера процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания с момента постановки на пенсионный учет не имеется.

Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат в полом объеме.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к УФСБ России по Ростовской области, начальнику ФЭО УФСБ России по Ростовской области о признании действий об установлении размера процентной надбавки без учета периода службы, возложении обязанности по зачету периода военной службы в пограничных войсках в выслугу лет при расчете размера процентной надбавки при назначении пенсии, перерасчете размера процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания с момента постановки на пенсионный учет - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону.

Председательствующий:

Текст мотивированного решения суда изготовлен 22 августа 2022 года