НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 29.07.2022 № 12-1275/2022

КОПИЯ

Дело № 12-1275/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2022 г. г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Манько А.В., с участием защитника публичного акционерного общества «Научно-производственное объединение «Искра» Колеговой Е.С., действующей на основании доверенности, заместителя Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах А.М. Казачкова, действующего на основании удостоверения, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе публичного акционерного общества «Научно-производственное объединение «Искра» на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вГордеевой ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении публичного акционерного общества «Научно-производственное объединение «Искра» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вФИО1- от ДД.ММ.ГГГГ публичное акционерное общество «Научно-производственное объединение «Искра» (далее по тесту - ПАО НПО «Искра») привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), назначено наказание в виде штрафа в размере 130 000 руб. (л.д. 3-6).

В жалобе от ДД.ММ.ГГГГ, поступившей в Ленинский районный суд ДД.ММ.ГГГГ с административным материалом из Орджоникидзевского районного суда , защитник ПАО НПО «Искра» просит отменить вышеуказанное постановление, освободить общество от административной ответственности либо изменить ему наказание путем снижения размера штрафа до менее половины минимального размера, предусмотренного статьей КоАП РФ. В обоснование жалобы общество указывает о том, что Федеральной службой по труду и занятости Государственной инспекцией труда впри проведении проверки Пермской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в справке от ДД.ММ.ГГГГ отражены нарушения со стороны ПАО НПО «Искра» требований ст.ст. 214, 221 ТК РФ и других нормативно-правовых актов. Вместе с тем, ПАО НПО «Искра» не согласилось с указанным нарушениями и предоставило в прокуратуру необходимые письменные пояснения с соответствующим документальным подтверждением своей позиции. Доказательства и доводы, изложенные в письменных пояснениях, не приняты во внимание Государственной инспекцией труда, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 130 000 рублей. Считает данное административное наказание незаконным, поскольку ПАО НПО «Искра» фактически обеспечило работника цеха ФИО5 и работников цеха ФИО6, ФИО7, ФИО8ФИО9, ФИО10 средствами индивидуальной защиты (далее -СИЗ), что подтверждается соответствующими списками на выдачу СИЗ. Форма данных списков на выдачу СИЗ является приложением В к Положению об обеспечении работников СИЗ П 011-2016. В ходе проверки главным государственным инспектором труда у сотрудников отдела охраны труда ПАО НПО «Искра» не запрашивались данные списки и вышеприведенное положение, а запрашивались исключительно личные карточки работников. При составлении оспариваемого постановления документальные подтверждения фактической выдачи работникам ПАО НПО «Искра» СИЗ Государственной инспекцией труда полностью проигнорированы.

В письменных пояснениях ПАО НПО «Искра» указывает о том, что постановление является необоснованным. Согласно личной карточки учета и выдачи СИЗ шлифовщику ФИО5 в 2022 году не выданы: очки защитные, СИЗОД, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием. Однако по данным ПАО НПО «Искра» согласно списков на выдачу СИЗ в апреле 2022 года ФИО5 выдана полумаска или четвертьмаска в комплекте с противоаэрозольным фильтром. Согласно списку на выдачу перчаток с полимерным покрытием в апреле 2022 года ФИО5 выданы перчатки с полимерным покрытием, что документально подтверждается. Согласно личным карточкам учета выдачи СИЗ: чистильщикам металла ФИО6, ФИО7, слесарю м.с.р – ФИО8, слесарю инструментальщику ФИО9 за весь период работы не выдавалось СИЗ органов дыхания. Однако, по данным ПАО НПО «Искра» работник цеха 150 ФИО6 в апреле 2022 года обеспечена СИЗОД, что подтверждается списком на выдачу респираторов 9922 за апрель 2022 года. Работник цеха 150 ФИО7 в апреле 2022 года обеспечен СИЗОД, что подтверждается списком на выдачу респираторов 9922 за апрель 2022 года. Чистильщики ФИО6 и ФИО7 получают в качестве СИЗ органов дыхания, шлем МИЗОТ, предназначенный для защиты органов дыхания, глаз, лица головы при работах в сильно запыленной среде, о чем есть запись в личной карточке. Кроме того, данные лица получают и другие типы средств индивидуальной защиты органов дыхания по списку выдачи, предусмотренного Положением об обеспечении работников СИЗ П011-2016 Работник цеха 150 ФИО8 в апреле 2022 года обеспечен СИЗОД, что также подтверждается списком на выдачу респираторов 9922 за апрель-май 2022. Работник цеха 150 ФИО9 в апреле 2022 года обеспечен СИЗОД, что подтверждается списком на выдачу респираторов 9922 за апрель 2022 ФИО8 и слесарь инструментальщик ФИО9 получают средства индивидуальной защиты органов дыхания по мере износа по списку выдачи. Согласно личной карточке учета и выдачи СИЗ электросварщика ФИО10 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ очки защитные не выдавались. Однако, в соответствии с нормами выдачи электросварщику полагаются очки защитные или щиток защитный. Согласно личной карточке электросварщик ФИО10 получил СИЗ, в том числе щиток защитный сварщика ДД.ММ.ГГГГ. Работники предприятия не могут осуществлять свою деятельность без средств индивидуальной защиты. Фактически данные средства защиты были выданы работникам ПАО НПО «Искра», они обеспечены СИЗ в полном объеме. Последствия в виде несчастных случаев либо повышение уровня травматизма на предприятии отсутствуют. Вина общества состоит в том, что документы, подтверждающие выдачу СИЗ, предоставлены на проверку с задержкой. ПАО НПО «Искра» ранее не допускало совершения подобных правонарушений, у общества отсутствовал умысел, доказательства, подтверждающие обеспечение работников предприятия СИЗ предоставлены в инспекцию до вынесения оспариваемого постановления, вредные последствия административного правонарушения отсутствуют. Кроме того, в силу обстоятельств государственного значения и запретительных мер общество находится в тяжелом финансовом положении.

Судом в судебном заседании 27 июля 2022 г. объявлен перерыв до 29 июля 2022 г.

Представитель ПАО НПО «Искра» в судебном заседании требования поддерживает, просит снизить обществу размер штрафа на половину, поскольку ПАО НПО «Искра» незамедлительно устранило выявленные нарушения, совершенное правонарушение не понесло за собой неблагоприятных последствий.

Прокурор Пермской прокуратуры по надзору за соблюдением законов на особо режимных объектах возражает против освобождения ПАО НПО «Искра» от административной ответственности, указывая на то, что выявленные нарушения обществом были устранены уже после проведения проверки. Представленные ПАО НПО «Искра» списки на выдачу СИЗ датированы апрелем 2022 г., при этом в них отсутствуют конкретные даты выдачи работникам СИЗ. В адрес ПАО НПО «Искра» прокуратурой вынесено представление, в ответ на которое руководством ПАО НПО «Искра» сообщено о том, что за данное правонарушение понес дисциплинарное наказание начальник отдела охраны труда ФИО11, которому объявлено замечание. Таким образом, ПАО НПО «Искра» признало свою вину в совершении данного правонарушения. Кроме того, согласно действующему трудовому законодательству карточки учета выдачи СИЗ должны находиться на рабочем месте и сразу заполняться работником при получении им СИЗ. Положение об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, которое предусматривает списки, является внутренним локальным документом и не должно противоречить ТК РФ.

Представитель Государственной инспекции труда в суд не явился, извещен.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав представителя ПАО НПО «Искра», прокурора, прихожу к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Согласно ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест; приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; оснащение средствами коллективной защиты;организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты; предоставление федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам местного самоуправления, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов в соответствии с законодательством в рамках исполнения ими своих полномочий, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

В силу положений ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Средства индивидуальной защиты включают в себя специальную одежду, специальную обувь, дерматологические средства защиты, средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз, средства защиты от падения с высоты и другие средства индивидуальной защиты, требования к которым определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

В соответствии с п. 4 «Межотрослевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГн, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Из материалов дела об административном правонарушении, следует, что ПАО «НПО «Искра» является предприятием оборонно-промышленного комплекса.

Пермским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО12 на основании поручения Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры, письма ГИТ вДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки исполнения ПАО НПО «Искра» законодательства в сфере оборонно-промышленного комплекса, в частности законодательства об охране труда. Установлен срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по 22.02.2022

На основании решений заместителя Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ проведение проверки неоднократно приостанавливалось и возобновлялось.

Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов на особо режимных объектах в адрес генерального директора ПАО НПО «Искра» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлены требования об обеспечении беспрепятственного доступа проверяющим лицам, в том числе государственным инспекторам труда ФИО1, ФИО13, о предоставлении документов: журналов инструктажей, журналов учета выдачи инструкций по охране труда, приказа о создании службы охраны труда, положения о службе охраны труда, должностных инструкций работников службы охраны труда, НПА, содержащих требования охраны труда, перечня инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ, инструкций по охране труда, перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, приказа о создании комиссии по проверке знаний безопасных методов труда, протоколов проверки знаний рабочих по безопасности труда, журналов регистрации протоколов, личных карточек учета выдаваемых СИЗ, журнала регистрации несчастных случаев на предприятии, сведений о прохождении медицинских осмотров работниками.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПАО НПО «Искра» направлено требование со справкой специалистов ГИТ от ДД.ММ.ГГГГ, предложено в срок до 14.00 часов ДД.ММ.ГГГГ предоставить письменные пояснения по выявленным нарушениям.

ДД.ММ.ГГГГ обществом представлены письменные пояснения, личные карточки учета выдачи СИЗ, списки на выдачу СИЗ, предписание начальнику цеха ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений, протокол врачебной комиссии, сообщение врачебной комиссии в отношении ФИО15, объяснения главного юриста ПАО НПО «Искра» ФИО16

Заместителем Пермского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах младшим советником юстиции ФИО4ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении в отношении ПАО НПО «Искра» дела об административном правонарушении, из содержания которого следует, что в ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлены следующие нарушения: согласно личной карточке учета и выдаче СИЗ шлифовщику ФИО5 в 2022 году не выданы: очки защитные, СИЗОД, рукавицы комбинированные или перчатки с полимерным покрытием; согласно личным карточкам учета выдачи СИЗ: чистильщикам металла ФИО6, ФИО7, слесарю м.с.р – ФИО8, слесарю инструментальщику ФИО9 за весь период работы не выдавалось СИЗ органов дыхания; согласно личной карточке учета и выдачи СИЗ электросварщика ФИО10 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ очки защитные не выдавались. Таким образом, в бездействии ПАО НПО «Искра» усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. ст. 23.12, 29.5 КоАП РФ прокуратурой для рассмотрения в Государственную инспекцию труда внаправлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Государственным инспектором труда ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в адрес ПАО НПО «Искра», прокуратуры направлено определение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому представителю общества предложено ДД.ММ.ГГГГ к 10 час. 30 мин. явиться в ГИТ по адресу: , кабинет 12.

Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда вФИО1 вынесено ДД.ММ.ГГГГ постановление - о привлечении ПАО НПО «Искра» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Выводы государственного инспектора труда Государственной инспекции труда являются правильными, действия ПАО НПО «Искра» правильно квалифицированы по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего трудовое законодательство.

Факт совершения ПАО НПО «Искра» административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.5.27.1 КоАП РФ, подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела вышеуказанных доказательств, в том числе справкой Государственной инспекции труда вот ДД.ММ.ГГГГ, составленной по результатам участия ДД.ММ.ГГГГ в совместной с прокуратурой проверке ПАО НПО «Искра» (л.д. 32-33 административного материала).

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении ПАО НПО «Искра» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным

Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении ПАО НПО «Искра» подтверждены совокупностью вышеуказанных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

При таких обстоятельствах ПАО НПО «Искра» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что ПАО НПО «Искра» фактически обеспечивало работников СИЗ, что подтверждается списками на выдачу СИЗ по цехам, но несвоевременно заполняло карточки учета выдачи СИЗ, суд не может принять во внимание, поскольку указанные списки датированы апрелем 2022 г., без указания даты их составления. При их наличии ПАО НПО «Искра» не лишено было возможности предъявить указанные документы проверяющим лицам на момент проведения проверки. Предоставление вышеуказанных документов до вынесения административным органом постановления по делу об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии в бездействии ПАО НПО «Искра» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Защитник общества в судебном заседании просит о снижении размера штрафа менее минимального, чем предусмотрено частью третьей статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и который в сумме ста тридцати тысяч рублей наложен на юридическое лицо.

Согласно части первой статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3.2 названной выше статьи, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, для решения вопроса о снижении минимального размера административного штрафа суд (уполномоченный орган или должностное лицо) рассматривает в совокупности два компонента: характер совершенного правонарушения и его последствия и имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, а также конкретные обстоятельства настоящего дела, указывающие на грубое нарушение, игнорирование требований трудового законодательства, которые по существу направлены на защиту и охрану прав и гарантий работников на безопасные и отвечающие всем необходимым стандартам условия труда, касающиеся предоставления им средств индивидуальной защиты для осуществления трудовых обязанностей.

Вместе с тем, учитывая, что вмененные нарушения обществом устранены, обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено, суд приходит к выводу о возможности снижения размера административного штрафа, назначенного ПАО НПО «Искра» в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, с 130 000 руб. до 65 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу ПАО «НПО «Искра» удовлетворить частично.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вФИО1- от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО НПО «Искра» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.

Снизить размер назначенного юридическому лицу ПАО НПО «Искра» административного наказания в виде штрафа до 65 000 рублей.

В остальной части постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда вФИО1- от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО НПО «Искра» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Судья: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.