Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1182/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2011 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
с участием истца Калугина Н.И.,
представителя Законодательного Собрания Пермского края – Фирулевой Н.И., действующей на основании доверенности,
представителя Министерства социального развития Пермского края – КессерМ.Н., действующей на основании доверенности,
представителя администрации г.Перми – Седусовой И.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Калугина Н.И. к Законодательному Собранию Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, администрации г.Перми о признании постановления администрации г.Перми, закона Пермского края незаконными, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Законодательному Собранию Пермского края, администрации г.Перми о признании постановления администрации г.Перми №876 от 18.11.2009 г. незаконным, его отмене, взыскании убытков в размере руб., признании закона Пермского края №560-ПК от 17.12.2009 г. незаконными, взыскании убытков, взыскании убытков в размере руб. коп., взыскании компенсации морального вреда по руб. с каждого из ответчиков.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 18.11.2009 г. администрацией г.Перми было принято постановление об увеличении тарифа на социальный проездной документ до 610 руб., что является вторым повышением за 2009 год. Данное повышение тарифа было приурочено к увеличению базовой части пенсии на 612 руб. Таким образом, от базовой части пенсии фактически отняли 175 руб. Одновременно с этим тариф на проезд в городском транспорте не увеличился. Также с января 2010 г. Законодательным Собранием Пермского края принято постановление об отмене социальной компенсационной выплаты для проезда в городском пассажирском транспорте для пенсионеров с большим страховым стажем в размере 301 руб. 41 коп. Считает, что данные правовые акты нарушают его права на социальные гарантии, предусмотренные ст. 7 Конституции РФ. В связи с чем, им были понесены дополнительные расходы в указанном выше размере, и которые он просит ему возместить в полном объеме (л.д. 3).
Истец в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал, суду пояснив, что требования о возмещении истцу проезда основаны на льготе предусмотренной для пенсионеров, имеющих большой страховой стаж.
Представитель ответчика - администрации г.Перми - с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагая, что поскольку истец является региональным льготником, оснований для оспаривания правовых актов, принятых для предоставления льготы иным категориям граждан, к которым он не относится, у него не имеется.
Представитель ответчика - Законодательного Собрания Пермского края – с заявленными исковыми требованиями не согласилась в соответствии с письменными возражениями, представленными суду, производство по делу в части оспаривания закона Пермского края просила прекратить в связи с подсудностью данных требований исключительно Пермскому краевому суду.
Представитель ответчика – Министерства социального развития Пермского края, привлеченное для участия в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ судом самостоятельно, - с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поскольку истцу, как пенсионеру с большим страховым стажем, предусмотрена мера социальной поддержки в виде приобретения социального проездного документа на городском транспорте, а не 50% скидки при приобретении проездного билета, что предусмотрено для иных видов транспорта. С 2010 года данная льгота была приостановлена и предоставлялась только тем лицам, которые помимо большого страхового стажа имели доход ниже прожиточного минимума, то есть являлись малоимущими. Истец к такой категории не относится, так как имеет доход выше прожиточного минимума. Кроме того, ответчик считает, что при предоставлении такой меры социальной поддержки законом не предусмотрено возмещение понесенных расходов, а те платежи, которые производились истцу, являлись иными платежами в соответствии с Законом Пермского края от 02.10.2000 г. №1147-167.
Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, суд считает, что истцу в удовлетворении иска в части взыскания убытков, компенсации морального вреда следует отказать в силу следующего.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом «О государственной социальной помощи», согласно ст. 1 которого государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (ч.1-2, ст. 5).
С целью установления мер социальной поддержки пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, Законодательным Собранием Пермской области принят Закон Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167, согласно ст. 1 которого настоящий Закон распространяется на
лиц, постоянно проживающих на территории Пермской области,
получающих трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеющих страховой стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин,
но не имеющих права на получение аналогичных мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Пермской области (далее пенсионеры, имеющие большой страховой стаж).
В соответствии со ст. 2 данного закона социальная поддержка пенсионеров, имеющих большой страховой стаж, предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) получение ежемесячной денежной выплаты;
2) оплату жилого помещения (содержание и ремонт жилого помещения, наем жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в домах, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам);
3) оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), электроснабжение, газоснабжение, в том числе: снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, теплоснабжение, в том числе приобретение и доставка твердого топлива в домах, не имеющих централизованного отопления, в пределах норм, установленных для продажи населению);
4) право на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%. Порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края (п.1).
Пенсионеры, имеющие большой страховой стаж, не имеющие право на ежемесячную денежную выплату по федеральным законам или иным нормативным правовым актам независимо от основания, по которому она устанавливается, имеют право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону (п. 2).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящей статьей, предоставляются пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, без ограничений, установленных статьей 6 настоящего Закона (п.4).
Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края (п.5).
В силу ст. 3 Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Пермского края.
На основании ст. 6 Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 с 1 января 2006 года меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются пенсионерам, имеющим большой страховой стаж, ежемесячный доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермской области .
Действие статьи 6 приостанавливалось с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года Законом Пермского края от 23.12.2008 N 374-ПК (ред. 01.07.2009).
Действие статьи 6 в части пункта 4 части 1 статьи 2 приостановлено с 1 мая 2011 года по 31 октября 2011 года Законом Пермского края от 16.12.2010 N 726-ПК.
Действие статьи 6 в отношении подпунктов 2 и 3 пункта 1 и пункта 3 статьи 2 данного Закона приостанавливалось с 1 января 2010 года по 1 июля 2010 года Законом Пермского края от 17.12.2009 N 560-ПК.
Законом Пермского края от 07.06.2010 N 619-ПК в Закон Пермского края от 17.12.2009 N 560-ПК внесены изменения, в соответствии с которыми действие статьи 6 в отношении подпунктов 2 и 3 пункта 1 и пункта 3 статьи 2 данного Закона приостанавливалось с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.
Действие статьи 6 приостанавливалось с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года Законом Пермского края от 26.12.2007 N 169-ПК, с 1 января по 31 декабря 2007 года Законом Пермского края от 12.12.2006 N 35-КЗ, с 1 января по 31 декабря 2006 года Законом Пермской области от 30.11.2005 N 2741-613.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Истец является пенсионером, имеющий большой страховой стаж, в связи с чем, имеет право на льготы, установленные Законом Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167 (л.д. 12).
При этом как пенсионер, имеющий большой страховой стаж, истец имеет право на
на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси),
а также право
для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что истец воспользовался своим правом на приобретение социальных проездных документов, поскольку в течение спорного периода времени регулярно приобретал региональные социальные проездные документы.
В месте с тем, судом установлено, что истцу, как пенсионеру, имеющему большой страховой стаж, в течение ДД.ММ.ГГГГ. производилась ежемесячная денежная выплата, гарантированная п.1 ч.1 ст. 2 Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167, в сумме руб. коп. (за ДД.ММ.ГГГГ), в ДД.ММ.ГГГГ истцу производится ежемесячная денежная компенсация по оплате ЖКУ и дополнительная ежемесячная денежная компенсация по оплате ЖКУ, поскольку для проведения такой выплате не требуется соблюдение требований о наличии дохода ниже прожиточного минимума в Пермском крае.
Таким образом, судом достоверно установлено, что требования истца основаны на неверном толковании закона, а выплаты, которые истец считает носят компенсационный характер и связаны с приобретением им социального проездного документа были произведены в рамках Закона Пермской области от 02.10.2000 N 1147-167, но по иным основаниям.
Суд также считает, что требования истца к администрации г.Перми не основаны на соблюдении положений ст. 3 ГПК РФ, поскольку льготы, установленные на уровне муниципального образования «Город Пермь» в связи с проездом на городском пассажирском транспорте, на истца не распространяются.
Вместе с тем, суд принимает во внимание также и то обстоятельство, что производство по требованиям истца об оспаривании постановления администрации г.Перми №876 от 18.11.2009 г., Закона Пермского края от 17.12.2009 г. №560-ПК определением суда от ДД.ММ.ГГГГ прекращены.
Одновременно с этим суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, так как судом во взыскании убытков отказано, а также потому, что требования истца являются имущественными требованиями и в силу ст. 151 ГК РФ удовлетворению не подлежат.
В связи с тем, что истцу в удовлетворении иска отказано в полном объеме, оснований для взыскания судебных расходов в силу ст. 98 ГПК РФ, подп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ не имеется.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Калугину Н.И. в удовлетворении иска к Законодательному Собранию Пермского края, Министерству социального развития Пермского края, администрации г.Перми о взыскании убытков, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)