Дело № 2а-3069/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Мамедовой М.М.,
с участием представителя административного истца Беляковой Ю.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Губахинский кокс» к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании предписания, решения незаконными,
установил:
ОАО «Губахинский кокс» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании незаконными: пункта 13 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; решения на возражения на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указано, что в отношении ОАО «Губахинский кокс» была проведена проверка соблюдения трудового законодательства. По результатам указанной проверки выдано оспариваемое предписание, в соответствии с которым ОАО «Губахинский кокс» необходимо, в том числе устранить нарушения ст. ст. 159, 160 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ), а именно разработать и установить для работников организации нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности). ОАО «Губахинский кокс» на предписание в указанной части были направлены соответствующие возражения, по результатам рассмотрения которых, было вынесено решение об отказе в признании пункта 13 предписания незаконным. Полагает, что пунктом 13 оспариваемых предписания и решения вышестоящего должностного лица нарушены его (административного истца) права и законные интересы. Так, пунктом 13 предписания государственный инспектор труда возлагает на работодателя обязанность по разработке и утверждению именно нормы выработки, нормы времени, нормативов численности, тогда как ст. 160 ТК РФ предусмотрено, что могут быть применены и другие нормы труда (например, нормы обслуживания или нормированное задание). Более того, в ОАО «Губахинский кокс» приняты и установлены разные нормы труда. Например, в ч. 3 ст. 133 ТК РФ нормы труда и трудовые обязанности употреблены как равнозначные понятия: «Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда». Трудовые (должностные) обязанности работников ОАО «Губахинский кокс» установлены рабочими (должностными) инструкциями, с которыми ознакомлены все работники предприятия. Так же как норма труда установлены система оплаты труда работников на ОАО «Губахинский кокс» и она не зависит от нормы выработки, так как норма выработки – это установленные в организации показатели в натуральных величинах (штуках, единицах, метрах), выполнение которых должно быть обеспечено данным конкретным работником или группой работников за единицу рабочего времени. Также же в ОАО «Губахинский кокс» разработаны и установлены нормы рабочего времени. Режим работы каждому работнику устанавливается в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, которые согласованы с первичной профсоюзной организацией, также все работники ознакомлены с данным локальным нормативным правовым актом. В случае внесения изменения в Правила внутреннего трудового распорядка, изменения графиков выходов на работу, то есть при пересмотре норм труда, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения первичной профсоюзной организации. Согласно ст. 160 ТК РФ нормативы численности – это одна из норм труда, которая устанавливается в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. Нормы действующего законодательства позволяют работодателю самостоятельно решить вопрос о численности работников, учитывая при этом мнение представительного органа работников, а также положения коллективного договора. Разновидностью норм численности являются штанное расписание и норма управляемости, определяющая количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель. Штатное расписание утверждено и введено в действие приказом генерального директора. Государственным инспекторам труда при проведении проверки были представлены следующие документы: несколько копий трудовых договоров, в которых указаны нормы труда; штатное расписание, в котором установлены нормативы численности; правила внутреннего трудового распорядка, которыми установлен норматив времени; должностные инструкции главного бухгалтера, начальника отдела по работе с персональном и др.; документы, определяющие систему оплаты труда. Более того, в ст. 159 ТК РФ нет императивной нормы, обязывающей работодателя разработать и утвердить нормы труда. На основании изложенного, с учетом того, что нарушений трудового законодательства административным истцом не допущено, просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца доводы и требования, изложенные в административном иске, поддержала в полном объеме.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела /л.д.209/, представителя для участия в судебном заседании не направил, каких-либо ходатайств не заявлял.
Заслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, в силу следующего
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8 ст. 226).
В соответствии со ст. 354, 355, 356, 357, 360, 361 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ст. 354).
Основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 355).
В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 356).
Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (ст. 357).
Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан (ст. 360).
Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд (ст. 361).
В судебном заседании установлено, что Государственной инспекцией труда в Пермском крае на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ОАО «Губахинский кокс» проведена плановая выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением юридическим лицом обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (План проверок за 2018 г.). Срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней.
В ходе проверки в отношении ОАО «Губахинский кокс», административным ответчиком установлены нарушения трудового законодательства, изложенные в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ /л.д.12-15/, в частности: пункт 13 – в нарушение требований ст. ст. 159, 160 ТК РФ в организации не определены системы нормирования труда работников.
По результатам вышеуказанной проверки Государственной инспекцией труда в Пермском крае в адрес административного истца вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ /л.д.8-11/, в котором указано об устранении нарушений трудового законодательства, в частности в пункте 13 указано на необходимость ОАО «Губахинский кокс» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и установить для работников организации нормы труда (нормы выработки, времени, нормативы численности).
Указанное предписание получено директором организации ФИО3ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей отметкой в данном предписании.
В связи с несогласием с вынесенным предписанием в части, ОАО «Губахинский кокс» ДД.ММ.ГГГГ обратилось с жалобой в Государственную инспекцию труда Пермского края /л.д.16-19/, по результатам рассмотрения которой Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Пермском крае ФИО4 вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ№ /л.д.20-22/, в соответствии с которым пункт 13 оспариваемого предписания оставлен без изменения, жалоба ОАО «Губахинский кокс» - без удовлетворения.
Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд считает, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с положениями действующего трудового законодательства (ст. 357 ТК РФ), в пределах компетенции Государственной инспекции труда и должностного лица его постановившего.
Так, в соответствии со ст. ст. 159, 160, 161 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам гарантируются: государственное содействие системной организации нормирования труда; применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159).
Нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Нормы труда могут быть пересмотрены по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
Достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест не является основанием для пересмотра ранее установленных норм труда (ст. 160).
Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда. Типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 161).
В соответствии со статьей 161 Трудового кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 804 утверждены Правила разработки и утверждения типовых норм труда, которые определяют порядок разработки и утверждения типовых (межотраслевых, профессиональных, отраслевых и иных) норм труда для однородных работ.
Типовые нормы труда являются рекомендованными для работодателей. Работодатели вправе самостоятельно разрабатывать либо корректировать типовые нормы труда для условий конкретного производства.
Понятия норм труда и основные условия их введения определены в положении об организации нормирования, устанавливающем, что при нормировании труда рабочих и служащих применяются следующие виды норм труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма (норматив) численности.
Местными нормами являются нормы, принятые у данного работодателя, разработанные самостоятельно или на основе типовых норм.
Типовыми нормами труда являются нормы, разработанные уполномоченным государственным органом для определенных однородных работ, проводимых в типовых условиях с изначально заданной одинаковой технологией.
Таким образом, работодателю путем изучения действующих норм труда в их взаимосвязи с уровнем технического и технологического развития, организационной структуры и прочими факторами, влияющими на производительность труда, необходимо разработать проект локального нормативного акта и обоснование к нему, раскрывающие суть и необходимость норм труда на предприятии. Работодатель принимает локальный нормативный акт, утверждая его соответствующим приказом или распоряжением. Все работники под роспись должны ознакомиться с принятым работодателем локальным нормативным актом.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в силу действующего трудового законодательства работникам гарантируется применение систем нормирования труда, вместе с тем, ни в ходе проверки, ни в период рассмотрения настоящего дела в суде данный факт не нашел своего подтверждения, а именно административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие на предприятии установленных соответствии с трудовым законодательством норм труда (локальных нормативных актов, утвержденных приказом или распоряжением руководителя об установлении норм труда).
В связи с чем, суд не принимает во внимание доводы административного истца о том, что в ОАО «Губахинский кокс» приняты и установлены нормы труда, содержащиеся в трудовых договорах, должностных инструкциях, положении об организации оплаты труда работников завода, правилах внутреннего трудового распорядка, штатном расписании, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на подмену юридических понятий.
В частности, из анализа положений ТК РФ следует, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56); должностная инструкция – это документ, содержанием которого является не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности; положение об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка – это локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о том, что доводы, приведенные административным истцом в обоснование своей правовой позиции о наличии на предприятии предусмотренных действующим трудовым законодательством норм труда, содержащихся в вышеприведенных документах, являются несостоятельными, поскольку указанными документами регулируются иные правоотношения, возникающие между работником и работодателем, отличные от правоотношений, гарантированных ст. ст. 159, 160 ТК РФ.
Ссылка административного истца о том, что нормы выработки не могут быть установлены на предприятии ОАО «Губахинский кокс», ввиду специфики его производства, правового значения не имеет, поскольку административный ответчик в оспариваемом предписании указывает на несоблюдение положений ст. ст. 159, 160 ТК РФ, а не на отсутствие актов, устанавливающих лишь нормы выработки.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что в удовлетворении искового заявления ОАО «Губахинский кокс» к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании незаконными пункта 13 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; решения от ДД.ММ.ГГГГ№ на возражения на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении административного иска, законных оснований для возмещения судебных расходов в силу ст. ст. 111, 112 КАС РФ, также не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Губахинский кокс» к Государственной инспекции труда в Пермском крае о признании незаконными: пункта 13 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; решения от ДД.ММ.ГГГГ№ на возражения на предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Курнаева Е.Г.