НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 26.07.2022 № 12-1036/2022

УИД:59RS0004-01-2022-003283-08

Дело №12-1036/2022

Р Е Ш Е Н И Е

26 июля 2022 года город Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Шпигарь Ю.Н., с участием защитника Власовой Л.А., старшего помощника Пермского транспортного прокурора Юмшановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Пермской таможни Макарова Д.Н на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Доценко Ю.А. №59/4-245-22-ППР/12-8416-И/52-24 от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пермской таможни,

у с т а н о в и л:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Доценко Ю.А. №59/4-245-22-ППР/12-8416-И/52-24 от 11.05.2022 Пермская таможня признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в допущении водителя ФИО7 к работе без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования; проведении проверки знаний работников таможни комиссией по проверке знаний по охране труда, в составе которой было лицо, не имеющее право производить проверку знаний охраны труда, поскольку само не прошло такую проверку; в допущении работников ФИО8, ФИО5, ФИО7, ФИО9 к исполнению трудовых обязанностей без обучения и соответствующей проверки знаний по охране труда; несоблюдении сроков проведения периодических осмотров работников, занятых управлением наземными транспортными средствами, чем нарушены положения ст.ст. 212, 213, 225 ТК РФ, Постановления Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Постановления Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности", Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29, Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Указанные нарушения выявлены в ходе проведения проверки 22.02.2022.

Пермской таможне назначено наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, начальник Пермской таможни Макаров Д.Н. обратился в суд с жалобой, просит постановление №59/4-245-22-ППР/12-8416-И/52-24 отменить, освободить Пермскую таможню от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. В обоснование требований указывает, что психиатрическое освидетельствование работника проводится не реже одного раза в 5 лет, в срок не более 20 дней с даты обращения работника в комиссию, данное требование Пермской таможней соблюдено, поскольку водитель ФИО7 прошел необходимое психиатрическое освидетельствование, так как согласно протоколу заседания врачебной комиссии от 04.03.2022 он признан годным для выполнения возложенных на него обязанностей в рамках трудового договора, следовательно, у работодателя отсутствовали законные основания для отстранения водителя ФИО7 от работы в соответствии со ст.76 ТК РФ на период с декабря 2021 года по февраль 2022 года. 23.08.2021 была проведена проверка знаний работниками безопасных методов и приемов работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим комиссией в составе 5 человек, все члены комиссии, за исключением ФИО10, имели действующие удостоверения, подтверждающие факт прохождения обучения и проверки знаний, при этом, согласно п.3.4 Порядка, для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом работодателя создается комиссия по проверки знаний в составе не менее 3 человек, следовательно, указанное нарушение не повлекло за собой недействительность протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда. В части факта допуска работников к исполнению трудовых обязанностей без обучения и соответствующей проверки знаний по охране труда Пермской транспортной прокуратурой и инспектором труда не учтено, что должностные лица прошли все необходимые инструктажи, связанные с мероприятиями по охране труда, следовательно, обладали всеми необходимыми знаниями об опасных или вредных производственных факторах. В апреле 2022 работники таможни, в том числе ФИО5, ФИО7, прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда, ФИО8 обучение не проходил в связи с нахождением на больничном листе и последующим увольнением (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9 обучение не проходил в связи с увольнением (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). По факту несоблюдения сроков проведения периодических медицинских осмотров указывает, что осмотр водителей таможни проведен ДД.ММ.ГГГГ (дата итоговых медицинских заключений) одновременно для всех работников в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, данный факт также оставлен без внимания транспортной прокуратурой и государственной инспекцией труда. Считает, что на момент проведения проверки каких-либо нарушений в связи с несвоевременным проведением медицинских осмотров выявлено не было, факты имели место в октябре 2021 года, просрочка носила технический организационный характер и связана с объективными обстоятельствами: проведение организационно-штатных мероприятий и отсутствие необходимого финансирования. По результатам проверки Пермской таможней приняты предупредительно-профилактические мероприятия, отдельно выявленные факты носят разовый характер, на момент возбуждения дела об административном правонарушении устранены, являются малозначительными.

В судебном заседании защитник доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо, представитель Государственной инспекции труда в Пермском крае, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, заявлений и ходатайств не направило.

Прокурор просил жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав защитника, прокурора, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

На основании ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

Согласно ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Согласно ст.220 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда (ст. 76 ТК РФ).

Основания для проведения обязательного психиатрического освидетельствования и порядок его проведения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с "Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности"), Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности"

В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда России, Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель (п.1.5).

Ответственность за организацию и своевременность обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда работников организаций несет работодатель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.1.7).

Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда (п.3.1).

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке (п.3.4).

Периодичность прохождения периодических медицинских осмотров для работников, занятых управлением наземными транспортными средствами, установлена Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 29н "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры", и составляет 1 раз в 2 года.

До вступления в силу указанного Постановления аналогичная норма содержалась в Приказе Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".

Как следует из материалов дела, в ходе надзорных мероприятий в отношении Пермской таможни выявлены нарушения вышеуказанных требований, а именно установлено, что водитель ФИО7 ежедневно в рабочие смены с даты допуска к самостоятельной работе после прохождения стажировки с декабря 2021 и до обнаружения данного нарушения ДД.ММ.ГГГГ допускался работодателем к работе без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования; член постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда в Пермской таможне ФИО10 на ДД.ММ.ГГГГ (дата заседания комиссии по проверке знаний по охране труда работников Пермской таможни) не прошел обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда; работники: ФИО8ДД.ММ.ГГГГ), ФИО5ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7ДД.ММ.ГГГГ), ФИО9ДД.ММ.ГГГГ) ежедневно в рабочие дни допускались работодателем к исполнению трудовых обязанностей без обучения и соответствующей проверки знаний по охране труда; нарушены сроки проведения периодических медицинских осмотров для работников занятых управлением наземными транспортными средствами: водитель ФИО11 в 2021 году медицинский осмотр не проходил (последний медицинский осмотр ДД.ММ.ГГГГ), с нарушением установленной периодичности (1 раз в 2 года) проведены медицинские осмотры следующих водителей: ФИО12 прошел медосмотр ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий медосмотр ДД.ММ.ГГГГ), ФИО13 прошел медосмотр ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий медосмотр ДД.ММ.ГГГГ), ФИО14 проходил ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий медосмотр ДД.ММ.ГГГГ), ФИО15 прошел ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий медосмотр ДД.ММ.ГГГГ), ФИО16 прошел ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий медосмотр ДД.ММ.ГГГГ), ФИО17 прошел ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий медосмотр ДД.ММ.ГГГГ); ФИО18 прошел ДД.ММ.ГГГГ (предыдущий медосмотр ДД.ММ.ГГГГ).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Пермской таможни протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к административной ответственности, установленной данной нормой.

Факт совершения Пермской таможней указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2022; выпиской из ЕГРЮЛ; решением о проведении проверки от 09.02.2022; справкой по обращению Пермской транспортной прокуратуры о выделении специалиста от 09.02.2022; справкой о результатах проверки исполнения трудового законодательства, законодательства о службе в таможенных органах, законодательства о государственной гражданской службе, охране труда от 25.03.2022, приказом Пермской таможни от 12.02.2021 об эксплуатации автомобильного транспорта, приказами о приеме работников на работу и трудовыми договорами с ними, отчетом о проведении специальной оценки условий труда в Пермской таможне от 30.09.2019, заключением эксперта о проведении идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов от 27.06.2019, заключением эксперта по результатам специальной оценки условий труда от 20.09.2019, картами специальной оценки условий труда, инструкциями по охране труда, табелями учета использования рабочего времени, сведениями о прохождении медицинского освидетельствования работником, приказом о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда в Пермской таможне, удостоверениями о проведении проверки знаний требований охраны труда работников, протоколом заседании комиссии по проверке знаний безопасных методов и приемов выполнения работ в Пермской таможне и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пермская таможня обоснованно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения правонарушения.

Доводы начальника Пермской таможни своего подтверждения в судебном заседании не нашли, на момент проведения проверки установлено нарушение вышеуказанных нормативных требований.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного Пермской таможне наказания.

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного правонарушения, устранение выявленных нарушений трудового законодательства, характер деятельности юридического лица, его финансовое положение, назначенное Пермской таможне административное наказание в виде административного штрафа в сумме 130 000 рублей, в максимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд находит не соответствующим характеру совершенного заявителем административного правонарушения, а также его материальному положению, характеру деятельности, что может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежащим снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица №59/4-245-22-ППР/12-8416-И/52-24 от 11.05.2022 в отношении Пермской таможни подлежит изменению в части снижения назначенного наказания в виде административного штрафа до 70 000 руб.

При этом оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом его формального состава и степени общественной опасности суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Жалобу Пермской таможни удовлетворить.

Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае Доценко Ю.А. №59/4-245-22-ППР/12-8416-И/52-24 от 11.05.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пермской таможни, изменить: размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа снизить до 70 000 рублей. В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.Н.Шпигарь

Копия верна. Судья