УИД: 59RS0004-01-2020-008169-62 <данные изъяты>
Дело № 2-319/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 22 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Анохиной Ю.А.,
с участием истца – Никитина А.А. и его представителя – Андросовой Л.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – Мухачевой И.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Никитина Андрея Александровича к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Никитин А.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным п. 1.24 решения Центральной жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Пермскому краю о снятии Никитина А.А. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получения жилья) и исключения из списка очередников от 19.11.2009, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. Также заявлены требования о взыскании судебных расходов в размере 50 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 руб. (л.д. 7-10, 39).
В обоснование заявленных требований указано, что Никитин А.А. проходил службу с 23.12.1991 по 14.03.1995 в качестве пожарного, старшего пожарного, мастера-пожарного 8-й военизированной пожарной части 3-го отряда военизированной пожарной охраны противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Пермского облисполкома, с 14.03.1995 по 01.07.2003 в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров 9-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Пермской области, с 01.07.2003 по 31.08.2009 в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров Федеральной противопожарной службы Государственного учреждения Центра управления силами ФПС по Пермскому краю, 31.08.2009 уволен со службы по п. «е» ст. 58 Положения о порядке происхождения службы органов внутренних дел РФ. В период прохождения службы в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров 9-го отряда Государственной противопожарной службы МЧС РФ по Пермской области был признан нуждающимся в получении жилья и включен в список лиц, нуждающихся в получении жилья с 2001 г. жилищно-бытовой комиссией (ЖБК). После расформирования в 2006 году 9-го отряда ГПС продолжил службу в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров ФПС МЧС России по Пермской области все документы ЖБК были переданы в 2006 году 10-му отряду ГПС, впоследствии выяснилось, что в служебной документации 9-го отряда ГПС имелись многочисленные недостатки в документах ЖБК (отсутствовали протоколы заседаний, списки нуждающихся по ОГПС, книга учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, книга учета заявлений), после чего Никитин А.А. подал рапорт в ЦЖК ГУ МЧС с просьбой признать нуждающимся в получении жилья, в феврале 2008 года был включен в список нуждающихся в получении жилья. 08.06.2008 обратился в ЦЖК ГУ МЧС с рапортом о восстановлении в очереди с 2001 года, приложив к нему рапорта членов ЖБК 9-го отряда, но решением ЖБК в изменении даты постановки на учет на 2001 год было отказано. Свидетельства членов ЖБК во внимание не были приняты. При этом было выявлено неисполнение должностными лицами своих обязанностей по приему-передаче документации, связанной с вопросом обеспечения истца жильем денежной компенсации. ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны отказали в предоставлении жилья по причине: учетное дело: книга учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление Никитина А.А., уведомление о результатах рассмотрения заявления, подтверждающее факт постановки истца на учет в 2001 году рассмотрение ЦЖК ГУ МЧС не представлялись. Было также выявлено, что личное дело в отношении истца из 9-10 отряда в 10-й отряд при реорганизации не передавалось, в связи с недостатками в документах, ЖБК 9-го ОГПС, протоколы заседаний ЖБК, книга учета нуждающихся в улучшении ОГПС данная документация не принята. Письменные доказательства о постановке на учет в 2001 году не сохранились. Вместе с тем, было выяснено, что истец был автоматически исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку 8-я специализированная часть была выведена из 9-го отряда, в связи с чем сотрудником 9-го отряда истец не являлся юридически. Таким образом, истец был снят с учета решением ЖБК 9-го отряда и исключен из списка очередников. Вновь на учет в другом структурном подразделении, к которому с 01.07.2003 была отнесена 8-я специализированная пожарная часть, не вставал и о передаче своего учетного дела из 9-го отряда не просил. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. В соответствии с частями 2, 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, вступившего в законную силу 01.03.2005, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Таким образом, органом местного самоуправления ведется учет не только малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, но и иных категорий граждан, в том числе нуждающихся в предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которого удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно пункту 14 Порядка учета в системе МЧС России Сотрудники ФПС, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные сотрудники ФПС снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Истец и его представитель в судебном заседании поддержали исковые требования по доводам искового заявления.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва на искового заявления, из которого следует, что согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции 2001г.) Государственная противопожарная службы являлась основным видом пожарной охраны и входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Территориальные органы управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации (УГПС) являлись самостоятельными оперативными структурными подразделениями министерств (главных управлении, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководители деятельностью дислоцированных на соответствующих территориях подразделений Государственной противопожарной службы, за исключением подразделений, непосредственно подчиненных федеральному органу управления Государственной пожарной службы. Отряды ГПС, самостоятельные части ГПС не являлись структурными подразделениями УГПС ГУВД Пермской области (структурное подразделение ГУВД), ГУВД Пермской области, Главного управления МЧС России по Пермскому краю. Отряды ГПС, самостоятельные части ГПС имели статус самостоятельных юридических лиц, относились к подразделениям Государственной противопожарной службы, которая являлась основным видом пожарной охраны и входила в состав МВД РФ, с 01.1.2002 – в состав МЧС России, в качестве единой самостоятельной оперативной службы, и находились в подчинении у соответствующих органов управления. До 01.03.2005 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 №335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР». Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) и обеспечение сотрудников ПГС жилыми помещениями осуществлялось в подразделениях ГПС (отрядах ГПС, самостоятельных пожарных частях ГПС), в которых сотрудники проходили службу, в зависимости от источника содержания должности соответствующими органами власти или охраняемыми объектами. Жилищно-бытовые комиссии подразделений ГПС МВД (МЧС России) Пермской области учет сотрудников нуждающихся в получении жилого помещения вели самостоятельно. Жилищно-бытовые комиссии создавались приказами начальников отрядов (самостоятельных частей). Централизованного учета сотрудников нуждающихся в улучшении жилищных условий и централизованного предоставления жилых помещений сотрудниками ГПС законодательством РФ до 01.01.2005 не предусматривалось. Сотрудники ГПС обеспечивались жилым помещением в подразделении ГПС в зависимости от источника содержания должности. С 05.01.1996 порядок учета сотрудников внутренних дел нуждающихся в получении жилья был определен приказом МВД РФ от 05.01.1996 №18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» (применялся в системе ГПС МЧС России). Учет сотрудников, перемещаемых по службе в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществлялся исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы на основании личного заявления сотрудника с предоставлением подтверждающих документов. Обязанности по передаче учетных дел при перемещении по службе сотрудников ГПС из одного подразделения ГПС другое у ЖБК подразделений не предусматривалось. Сотрудники при выбытии из списка личного состава подразделения ГПС (отряда, самостоятельной ПЧ) снимались с учета нуждающихся в получении жилья согласно п. 4 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР. Постановка на учет в другом подразделении ГПС осуществлялись на основании личного заявления сотрудника. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основанием и в порядке, которые предусмотрены ст. 52 ЖК РФ. В силу положений ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ сотрудники ГПС МЧС России (граждане, уволенные со службы) не относятся к категориям граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма, кроме принятых на учет до 01.03.2005. Обязательства по обеспечению жилыми помещениями по договору социальной найма МЧС России не имеет только в отношении сотрудников ФПС ГПС МЧС России, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005. Главное управление МЧС России по Пермской области создано 29.11.2004, функционирует с 01.01.2005. Из списка сотрудников 9 ОГПС, поставленных на учет, истец выбыл, поскольку не являлся сотрудником 9 ОГПС, утратил право на получение жилья в Ленинском районе г. Перми, которое выделялось Администрацией Ленинского района г. Перми за счет местного бюджета. Находясь на должности старшего инструктора химической и радиационной разведки 8 специализированной части ГПС УГПС МЧС России по Пермской области Никитин А.А. не реализовал свое право на постановку на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в соответствии приказом МВД РФ от 05.01.1996 №18. поскольку Никитин А.А. на момент создания единого учета сотрудников ГПС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не находился на учете в подразделении, в котором проходил службу, он не был включен в список сотрудников ГПС, нуждающихся в получении жилья по федеральному бюджету. В соответствии с протоколом заседания Центральной жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 25.03.2008 №14 на основании заявления Никитина А.А. от 29.02.2008 истец был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. В августе 2008 года в ГУ МЧС России по Пермскому краю поступило заявлению Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по вопросу наличия правовых оснований для обеспечения сотрудников Федеральной противопожарной службы МЧС России жилыми помещениями за счет федерального бюджета с указанием Приволжско-Уральского регионального центра МЧС России от 27.08.2008 о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ФПС, поставленных на учет после 01.03.2005. 16.10.2008 Центральной жилищной комиссией ГУ МЧС России по Пермскому краб было принято решение обеспечивать сотрудников, принятых на учет после 01.03.2005, служебными жилыми помещениями на период прохождения службы или государственными жилищными сертификатами. 10.07.2009 Никитин А.А. обратился в ЦЖК ГУ МЧС России по Пермскому краю с рапортом о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий с 2001 года. Решением ЦЖК ГУ МЧС России по Пермскому краю, изложенным в протоколе от 16.09.2009 №24, Никитину А.А. отказано в изменении даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья) в виду отсутствия документов, подтверждающих, что Никитин А.А. действительно состоял на учете с 2001г. В 2009 году всем сотрудникам ФПС, поставленным на учет после 01.03.2005 и изъявившим желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», было отказано в получении государственного жилищного сертификата Приволжским региональным центом ГУ МЧС России. В связи с чем, решением Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю от 19.11.2009 сотрудники ФПС, неправомерно признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 были сняты с учета. Протоколом ЦЖК Главного управления от 19.11.2009 №30 истец на основании ч. 2, п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снят с учета нуждающегося в улучшении жилищных условий (исключен из списка очередников) с составом семьи 3 человека. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 06.08.2010 по делу №2-1284/2010 по иску Никитина А.А. к Главному управлению о признании решения ЦЖК от 16.09.2009 в части отказа Никитину в изменении даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья) незаконным, понуждении изменить дату остановки на учет Никитина А.А. в качеств нуждающегося в получении жилья с 2010 года отказано. Никитин А.А. не имеет статус военнослужащего, поскольку проходил службу в качестве сотрудника ГПС МЧС России в территориальном подразделении ГПС, в соответствии с действующим законодательством РФ служба в территориальных подразделениях ГПС МЧС России не приравнивается к военной службе. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 установлен порядок постановки на очередь и предоставления жилья в органах местного самоуправления. В силу положений ст. 196 ГК РФ срок исковой давности обжалования решения ЦЖК Главного управления, изложенного в протоколе от 19.11.2009 №30 о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий истек. Учитывая отсутствие фактов нарушения прав истца, требования о компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. не подлежат удовлетворению. С учетом изложенного, не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Никитина А.А., поскольку в 2008 году (после 01.03.2005) истец неправомерно был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья (л.д. 57-64).
Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, оценив доводы искового заявления, отзыва на исковое заявление, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, в редакции, действовавшей по состоянию на 2001 год, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В силу положений статьи 31 Жилищного кодекса РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.Согласно абзацу 1 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
В силу положений пункта 4 абзаца 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.
Абзацами 3 и 4 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР устанавливалось, что снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 1); Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части (ч. 2).
В силу положений статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1); состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2).
В соответствии с положениями статьи 49 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право малоимущие граждане; иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В силу положений пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с рапортом от 01.07.2009 заместителя начальника ГУ ПТЦ ФПС по Пермскому краю ФИО8 до сведения начальника ГУ МЧС России по Пермскому краю доведено, что старший прапорщик внутренней службы Никитин А.А., старший инструктор ХиРР 8-СЧ, проходя службу в 9-ОГСП, состоял в очереди на получение жилья с 2001 года. Ежегодно списки очередников 9-ОГПС на получение жилья подавались в ОСО подполковнику внутренней службы ФИО9, который ныне на пенсии. Архивные материалы 9-ОГПС, в том числе приказы о создании ЖБК, переданы в архив 10-ОГПС в июне 2006 года при сокращении 9-ОГПС (л.д. 11).
29.02.2008 Никитин А.А. обратился к начальнику ГУ МЧС России по Пермскому краю с заявлением о внесении на обсуждение жилищно-бытовой комиссии просьбу о постановке семьи на учет для получения жилплощади в порядке очереди, в связи с отсутствием жилья (л.д. 16).
Решением Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю, оформленным протоколом №14 от 25.03.2008, Никитин А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья (включен в список очередников по федеральному бюджету) с семьей из 3-х человек (л.д. 65-67).
Приказом ГУ «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» от 14.08.2009 №47-НС Никитин А.А. уволен с Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «е» части первой статьи 58 (по сокращению штатов) 31.08.2009 (выписка из приказа – л.д. 18).
Решением Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю, оформленным протоколом №24 от 16.09.2009, Никитину А.А. отказано в изменении даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья), в виду отсутствия документов подтверждающих, что Никитин А.А. действительно состоял на учете с 2001 года (л.д. 68-70).
Решением Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю, оформленным протоколом №30 от 19.11.2009, Никитин А.А. на основании ч. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (исключен из списка очередников) с составом семьи 3 человека (л.д. 71-72).
Ленинским районным судом г. Перми было рассмотрено гражданское дело №2-1284/2010 по иску Никитина А.А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю о признании решения Центральной жилищной комиссии незаконным в части, понуждении изменить дату постановки на учет.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 06.08.2010 Никитину А.А. отказано в удовлетворении иска к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю о признании решения Центральной жилищной комиссии от 16 сентября 2009 года в части отказа Никитину А.А. в изменении даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилья) незаконным, понуждении изменить дату постановки на учет Никитина А.А. в качестве нуждающегося в получении жилья с 2001 года (л.д. 75-81).
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 19.10.2010 кассационная жалоба Никитина А.А. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.08.2010 оставлена без удовлетворения (л.д. 82-86).
Решением суда от 06.08.2010 установлены следующие обстоятельства.
Никитин А.А. проходил службу в качестве пожарного, старшего пожарного, мастера-пожарного:
с 23.12.1991 по 20.02.1992 в 8-й военизированной пожарной части 3-го отряда военизированной пожарной охраны противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Пермского облисполкома,
с 20.02.1992 по 09.09.1992 в 8-й военизированной пожарной части 3-го отряда военизированной пожарной охраны противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Пермской области,
с 09.09.1992 по 02.08.1993 в 8-й специализированной части 3 отряда военизированной пожарной охраны противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Пермской области,
с 02.08.1993 по 14.03.1995 в 8-й специализированной части 3-го отряда пожарной охраны технической службы противопожарной аварийно-спасательной службы УВД Пермской области,
с 14.03.1995 по 01.10.1998 в 8-й специализированной части 9-го отряда государственной противопожарной службы УВД Пермской области (далее по тексту – ГПС УВД Пермской области),
с 01.10.1998 по 12.09.2002 в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров 9-го отряда ГПС УВД Пермской области
с 01.01.2002 Государственная противопожарная служба подчинена МЧС России,
с 12.09.2002 по 01.07.2003 в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров 9-го отряда государственной противопожарной службы МЧС РФ по Пермской области,
с 01.07.2003 по 01.01.2005 в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров государственной противопожарной службы МЧС России Пермской области,
с 01.01.2005 по 01.01.2009 в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы МЧС России Пермской области,
с 01.01.2009 по 31.08.2009 в 8-й специализированной части по тушению крупных пожаров федеральной противопожарной службы Государственного учреждения Центра управления силами ФПС по Пермскому краю,
31.08.2009 истец уволен со службы по ст. 58 п. «е» (по сокращению штатов) Положения о порядке прохождения службы в органах внутренних дел РФ.
С 01.07.2003 8-я специализированная часть по тушению крупных пожаров была выведена из 9-го отряда ГПС УВД Пермской области, относилась к ГПС МЧС России Пермской области, впоследствии стала относиться к Центру управления силами ФПС по Пермскому краю; в 2006 г. 9-й отряд ГПС МЧС РФ ликвидирован, в связи с чем документация данного структурного подразделения передавалась в иное структурное подразделение – 10-й отряд ГПС МЧС РФ.
Никитин А.А. будучи поставленным по месту прохождения службы – в 9-м отряде ГПС УВД Пермской области на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, после выведения 8-й специализированной пожарной части из состава данного отряда, был снят с учета решением ЖБК 9-го отряда и исключен из списка очередников, вновь на учет в другом структурном подразделении, к которому с 01.07.2003 была отнесена 8-я специализированная пожарная часть, не встал, о передаче своего учетного дела из 9-го отряда не просил.
Также судом было установлено, что как минимум во втором полугодии 2003 г. истец был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 9-м отряде, после чего больше нигде на учете по месту прохождения службы или по месту жительства не состоял.
Кроме того судом установлено, что истец вновь подал заявление и документы в ЦЖК ГУ МЧС для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 2008 г., в связи с чем был поставлен на такой учет с 29.02.2008.
В силу положений части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из правовой позиции, выраженной истцом в ходе рассмотрения дела, следует, что истец в 2001 году был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и состоял на учете до 2009 года, когда незаконно был снят с учета решением Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю, оформленным протоколом №30 от 19.11.2009.
Вместе с тем, данная позиция была предметом оценки Ленинского районного суда г. Перми при вынесении решения от 06.08.2010 и судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда при вынесении кассационного определения от 19.10.2010, которыми установлено, что Никитин А.А. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий во втором полугодии 2003 года и до 2008 года на учете по месту прохождения службы или по месту жительства не состоял.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные решением Ленинского районного суда г. Перми от 06.08.2010, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего гражданского дела.
На основании изложенного, доводы истца о нахождении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на протяжении всего периода с 2001 по 2009 год судом отклоняются, как необоснованные.
Учитывая, что в силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ с 01.03.2005 принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, решение Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю, оформленное протоколом №14 от 25.03.2008, которым на основании пп. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ Никитин А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья (включен в список очередников по федеральному бюджету) с 29.02.2008 нельзя признать соответствующим законодательству, действующему во время его вынесения. Факт несоответствия указанного решения Центральной жилищной комиссии положениям законодательства сторонами, в том числе стороной истца, в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с нормами права, суд не находит оснований для признания незаконным п. 1.24 решения Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю о снятии Никитина А.А. с составом семьи 3 человека с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (исключении из списка очередников) на основании ч. 2 и п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с неправомерной постановкой на учет.
Разрешая заявленное представителем ответчика ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ установлено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1).
Согласно отметке на почтовом конверте истец обратился в суд с исковым заявлением 13.10.2020 (л.д. 32), приложив к исковому заявлению уведомление о снятии с учета нуждающихся, которое датировано 20.11.2009 (л.д. 12).
При указанных обстоятельствах, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса РФ, суд приходит к выводу, что исковая давность распространяется на период до 13.10.2017.
Учитывая, что обжалуемое истцом решение Центральной жилищной комиссии принято 19.11.2009, направленное истцу уведомление о принятом решении датировано 20.11.2009, суд считает возможным прийти к выводу, что о принятом решении истцу стало известно в 2009 году.
Таким образом, истец обратился в суд по истечении более чем 11 лет с момента, когда ему стало известно о нарушении своего права, что свидетельствует о пропуске истцом исковой давности при обращении с иском в суд, о применении которого заявлено ответчиком, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Доказательств уважительности причин пропуска исковой давности истцом не представлено.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (ст. 150 ГК РФ).
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ст. 151 ГК РФ).
Поскольку истцом не представлено доказательств совершения ответчиком каких-либо действий, нарушающих неимущественные права истца, либо посягающих на принадлежащие истцу нематериальные блага, правовые основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
В силу положений части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правовые основания для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов отсутствуют, поскольку в удовлетворении требований Никитину А.А. судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Никитина Андрея Александровича к Главному управлению МЧС России по Пермскому краю о признании незаконным п. 1.24 решения Центральной жилищной комиссии ГУ МЧС России по Пермскому краю о снятии Никитина Андрея Александровича с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и исключения из списка очередников от 19.11.2009, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>