УИД: 59RS0004-01-2019-003788-94
Дело № 2а-3452/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Подгайной Н.В.,
при секретаре Романове Е.Р.,
представителя административного истца Попова Д.В.,
представителя административного ответчика Баландиной Т.В.
представителя заинтересованного лица Пермской городской Думы Нечаевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Перми к начальнику Департамента финансов администрации г. Перми о признании недействующими распоряжения,
у с т а н о в и л :
прокурор г. Перми обратился в суд с административным иском, с учетом уточненных требований, к начальнику Департамента финансов администрации г. Перми о признании недействующими с момента принятия распоряжений начальника департамента финансов администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период», от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в приложение 1 к распоряжению заместителя главы администрации города Перми начальника департамента финансов администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении Методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период», от ДД.ММ.ГГГГ № № «О внесении изменений в Методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, утвержденную распоряжением заместителя главы администрации г. Перми - начальника департамента финансов администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Требования мотивированы тем, что оспариваемые распоряжения противоречат законодательству, приняты с превышением полномочий, не опубликованы в установленном Законом порядке.
В нарушение положений ч.ч.1,2 ст. 174.2, ст.6, ч.1 ст.9, ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.2,3 Положения о бюджете и бюджетном процессе в г. Перми, утвержденного решением Пермской городской думой от № № №, абх.№ п. № Методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период ограничивается объем бюджетных ассигнований на повышение фонда оплаты (денежного содержания) работников муниципальных учреждений, муниципальных служащих и иных лиц; п№. методики установлен порядок определения объема финансирования расходных обязательств, мероприятия по которым включены в муниципальные программы и по непрограммным направлениям деятельности, по которым нормативными правовыми актами города Перми не определены объемы расходов либо порядок определения объемов расходов.
П. № Методики противоречит ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. № противоречит положениям ст.ст. 69, 69.1, ч.ч.4,5 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации; п. № принят в нарушение положений п.3 ст. 20 Положения о Бюджетном процессе; п.п. № Методики противоречат п.8 ч.10. ст. 35 Закона № 131-ФЗ.
Также указано, что иные положения Методики не соответствуют законодательству.
Представитель административного истца на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, по существу требований дал пояснения, аналогичные, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым указано, что оспариваемая Методика не является нормативным правовым актом, принята в соответствии с компетенцией начальника департамента финансов администрации города Перми, в полной мере соответствует действующему законодательству (л.д. 49-64).
Представитель заинтересованного лица Пермской городской Думы в судебном заседании с заявленными требованиями выразила несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.95-101).
Заинтересованное лицо администрация города Перми представителя для участия в судебном заседании не направила, ходатайствовала перед судом о рассмотрении дела в их отсутствие, с заявленными требованиями выражено несогласие по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.90-92).
Выслушав представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (ч.8 ст.213) предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, часть актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
В судебном заседании установлено, что распоряжением заместителя главы администрации г. Перми - начальника департамента финансов администрации г. Перми № № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Методика планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (л.д.7-33).
Распоряжениями заместителя главы администрации г. Перми - начальника департамента финансов администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № № внесены изменения в Методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (л.д.34 35-36).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).
В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.
Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Проанализировав положения оспариваемой Методики, суд приходит к выводу, что оспариваемая Методика принята органом местного самоуправления, в ней содержится порядок планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, который подлежит обязательному, неоднократному применению субъектами бюджетных правоотношений, из методики следует, что планирование бюджетных ассигнований осуществляется по следующим основным направлениям расходов: оказание муниципальных услуг (выполнение работ), включая закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; социальное обеспечение населения; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; обслуживание муниципального долга; исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. В составе расходов бюджета планируется резервный фонд администрации города Перми, то есть затрагивает права неопределенного круга лиц, в связи, с чем в полной мере обладает признаками нормативного правового акта.
В соответствии с положениями п. 1.1 Решения Пермской городской Думы от 26.09.2006 № 255 «Об учреждении печатного средства массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь - является официальным печатным средством массовой информации, предназначенным для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов, доведения до сведения жителей города Перми официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии города Перми, развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Судом установлено, что Методика планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь», не опубликованы, что административным ответчиком не оспаривалось.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод, о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Таким образом, с учетом того, что оспариваемый нормативный правовой акт в установленном Законом порядке не опубликован, заявленные требования о признании его недействующим с момента принятия, подлежат удовлетворению.
С доводами административного истца о том, что оспариваемая Методика принята административным ответчиком с превышением полномочий и нарушением действующего законодательства, суд не соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1. ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с учетом особенностей, установленных пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с положениями ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовые органы - Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В соответствии с Положением о департаменте финансов администрации города Перми, принятого Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О департаменте финансов администрации города Перми», департамент является финансовым органом города Перми, осуществляющим управление в сфере финансов, налоговой политики и бюджетного процесса в городе Перми, исполнения бюджета города Перми, а также осуществляющим внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений и в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п. № Положения о департаменте финансов администрации города Перми, принятого Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О департаменте финансов администрации города Перми», начальник департамента финансов администрации города Перми издает в установленном порядке распоряжения в случаях, предусмотренных настоящим Положением, и приказы по вопросам организации работы Департамента.
В соответствии с ч.1 ст. 21 Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, Департамент финансов определяет порядок и методику планирования бюджетных ассигнований.
Таким образом, на основании системного анализа вышеуказанного законодательства, суд приходит к вводу, что оспариваемая Методика планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период приняты начальником департамента финансов администрации города Перми в соответствии с предоставленными полномочиями.
В соответствии с положениями ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
В соответствии с положениями ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. (ч.1)
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.(ч.2)
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования, осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета. (ч.3).
В соответствии с положениями ч.2 ст. 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, планирование бюджетных ассигнований осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение действующих расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к признанию утратившими силу либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, заключенные (подлежащие заключению) получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
Под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо к изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов).
В соответствии с положениями п. п. 2, 3 ст. 20 Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№, Пермская городская Дума устанавливает расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами Пермского края при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов) ( п.2).
Администрация города Перми устанавливает расходные обязательства и принимает муниципальные правовые акты по вопросам местного значения, а также при осуществлении органами местного самоуправления Пермского городского округа переданных им отдельных государственных полномочий (п.3).
Абзацем № пункта № оспариваемой Методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на повышение фонда оплаты труда (денежного содержания) работников муниципальных учреждений и работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющих техническое обеспечение органов местного самоуправления, муниципальных служащих города Перми, помощников депутатов Пермской городской Думы, высшего должностного лица Пермского городского округа, лиц, замещающих муниципальные должности и осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы (должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления города Перми, и компенсационные выплаты депутатам Пермской городской Думы на очередной финансовый год планируется плановым методом в размере 2% в № году.
Пунктом № оспариваемой Методики предусмотрено, что бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (за исключением бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности казенных учреждений) - мероприятия (работы), включенные в муниципальные программы, и непрограммные направления деятельности, по которым нормативными правовыми актами города Перми не определены объемы расходов либо порядок определения объемов расходов, не установлены нормативы затрат, планируются следующим образом:
принимаются утвержденные показатели сводной бюджетной росписи на первый год планового периода по состоянию на 1 июня текущего года или фактические затраты за отчетный финансовый год с учетом прогнозируемых изменений;
обоснование и расчеты осуществляются на основе сметы мероприятий (работ) исходя из стоимости единицы выполнения работ с учетом объемов выполняемых работ.
Проанализировав указанные положения оспариваемой методики у суда отсутствуют основания для вывода о том, что данными положениями предусмотрены порядок и ограничение размера бюджетных ассигнований, поскольку из указанных положений следует, что ими предусмотрен лишь порядок расчета планируемых бюджетных ассигнований.
Пунктом № Методики предусмотрено, что объем бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений на очередной финансовый год и плановый период исчисляется следующим образом:
БА план КУ = БА ФОТ КУ + БА МН КУ + БА налоги, где
БА план КУ - объем бюджетных ассигнований на выполнение функций казенных учреждений,
БА ФОТ КУ - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников казенных учреждений,
БА МН КУ - оплата поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд,
БА налоги - уплата транспортного, земельного налогов, налогов на имущество.
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников казенных учреждений планируются плановым методом (приложение 5 к Методике) в объемах утвержденных показателей сводной бюджетной росписи первого года планового периода.
Оплата поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд планируются методом индексации (приложение 3 к Методике):
БА МН КУ = БА утвержд. МН I год п/п x И план очер. ф/г., где
БА утвержд. МН I год п/п - объем бюджетных ассигнований на оплату поставок товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд на первый год планового периода утвержденного бюджета (уточненный план сводной бюджетной росписи),
И план очер. ф/г. - среднегодовой индекс потребительских цен на очередной финансовый год.
Уплата транспортного, земельного налогов, налогов на имущество планируется нормативным методом (приложение 6 к Методике). При расчете налогов используются сведения о начислении налога по данным налоговых деклараций, сданных за предшествующий налоговый период по соответствующему налогу, с учетом ожидаемого изменения налоговой базы в очередном финансовом году и плановом периоде.
В соответствии с положениями ст. 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:
оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд,
уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.
Действительно положения ст. 70 БК РФ, возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности включены в обеспечение выполнения функций казенных учреждений, вместе с этим, суд считает, что планирование возмещение вреда, причиненного казенным учреждением, не требуется, поскольку причинение вреда носит вероятностный характер, в связи, с чем планирование возмещение вреда, причиненного казенным учреждением будет является нецелесообразным.
В соответствии с положениями ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
социальное обеспечение населения;
предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
предоставление межбюджетных трансфертов;
предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
обслуживание государственного (муниципального) долга;
исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В соответствии с положениями ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на:
обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;
предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;
предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;
осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;
закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:
оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;
разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;
закупки товаров в государственный материальный резерв.
В соответствии с положениями ч.ч. 4, 5 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ (ч.4).
Порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи, должны определять в том числе:
1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;
2) правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая:
расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ;
сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным;
3) правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя.
В соответствии с положениями п. № оспариваемой Методики, предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания.
Объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам казенными учреждениями на очередной финансовый год и плановый период исчисляется следующим образом:
БА план МУ(МР) = БА баз.норматив + БА имущество + БА налоги, где
БА план МУ(МР) - объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания,
БА баз.норматив - базовый норматив затрат в составе нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ),
БА имущество - затраты на содержание муниципального имущества в составе финансового обеспечения выполнения муниципального задания,
БА налоги - затраты на уплату налогов в составе финансового обеспечения выполнения муниципального задания.
Базовый норматив затрат в составе нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) планируется нормативным методом (приложение 6 к Методике):
БА баз.норматив = Норм МУ (МР) x К МУ (МР), где
Норм МУ (МР) - базовый норматив затрат в составе нормативных затрат на оказание муниципальной услуги (выполнение работы),
К МУ (МР) - количество муниципальных услуг (работ).
Затраты на содержание муниципального имущества в составе финансового обеспечения выполнения муниципального задания планируются плановым методом (приложение 5 к Методике).
Затраты на уплату налогов в составе финансового обеспечения выполнения муниципального задания планируются плановым методом (приложение 5 к Методике).
Объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели исчисляется следующим образом:
нормативным методом (приложение 6 к Методике) в случае установления норматива затрат на единицу в соответствующем нормативном правовом акте,
плановым методом (приложение 5 к Методике) при установлении объема субсидий в соответствующих нормативных правовых актах, правовых актах, договорах, соглашениях (проектах нормативных правовых актов, правовых актов, договоров, соглашений).
Постановлением Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок формирования, размещения, финансового обеспечения и контроля выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), который разработан в целях установления механизма формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - муниципальное задание) муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными автономными учреждениями, а также муниципальными казенными учреждениями, в отношении которых принято решение о формировании им муниципального задания на оказание услуг (выполнение работ) (далее - муниципальное учреждение).
В соответствии с п. № вышеуказанного Порядка, исчисление объема бюджетных ассигнований для финансового обеспечения выполнения муниципального задания производится главным распорядителем бюджетных средств (учредителем) в соответствии с Методикой планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой распоряжением начальника департамента финансов администрации города Перми.
Проанализировав вышеприведенное действующее законодательство, суд не соглашается с доводами административного иска о том, что п. 3.1.1.2 оспариваемой Методики принят с превышением полномочий, поскольку положения данного пункта содержат порядок определения (расчета) объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания.
Проверяя положения п. № оспариваемой Методики, суд также не может согласиться с доводами административного истца о превышении начальником департамента финансов полномочий, поскольку, указанными положениями предусмотрен порядок исчисления (расчета) объема бюджетных ассигнований на обслуживание муниципального долга на очередной финансовый год и плановый период, а не порядок осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом, который относится к полномочиям администрации города, в соответствии с положениями п. 3 ст. 20 Положения о бюджетном процессе.
В соответствии с положениями п. № Методики планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, бюджетные ассигнования в сфере муниципального управления включают следующие расходы:
оплата труда высшего должностного лица Пермского городского округа;
оплата труда муниципальных служащих функциональных, территориальных органов и функциональных подразделений администрации города Перми, работников администрации города Перми, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы;
оплата труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности муниципальной службы, денежное содержание муниципальных служащих Пермской городской Думы, Контрольно-счетной палаты города Перми, Избирательной комиссии города Перми;
компенсационные выплаты депутатам Пермской городской Думы (на не постоянной основе);
оплата труда помощников депутатов;
материальные затраты;
выплата пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Перми. (п.4.1).
Бюджетные ассигнования на оплату труда муниципальных служащих функциональных, территориальных органов и функциональных подразделений администрации города Перми исчисляются исходя из установленных лимитов численности и фонда оплаты труда на 1 июня текущего года (с учетом последующих изменений, вступающих в силу в текущем году и с очередного финансового года), в пределах базового фонда заработной платы муниципальных служащих, установленных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О нормативных актах, регулирующих вопросы оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и денежного содержания муниципальных служащих города Перми» (с учетом изменений).
Бюджетные ассигнования на оплату труда работников, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, исчисляются исходя из установленных лимитов численности и фонда оплаты труда на 1 июня текущего года (с учетом последующих изменений, вступающих в силу в текущем году и с очередного финансового года), в соответствии с Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения об оплате труда работников администрации города Перми, занимающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы» (п.4.1.2).
Бюджетные ассигнования на материальные затраты исчисляются иным методом в соответствии с Правилами определения фонда материальных затрат, утвержденными правовыми актами администрации города Перми, Пермской городской Думы, Контрольно-счетной палаты, Избирательной комиссии города Перми. (4.1.6.).
В соответствии с положениями п.8 ч. 10. ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся, в числе прочих, определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п.5 Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 22.09.2009 № 209, индексация заработной платы работников учреждений производится в соответствии с действующим законодательством и решением о бюджете города Перми.
На основе анализа вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что положениями п. № оспариваемой Методики предусмотрен порядок расчета и планирование порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, что не является превышением компетенции административным ответчиком.
Также суд не соглашается с утверждением административного истца о том, что положения п. № оспариваемой Методики приняты с нарушением компетенции административного ответчика, поскольку оспариваемая Методика в целом устанавливает правила подсчета и планирования тех или иных бюджетных ассигнований в бюджете на очередной финансовый год и какие либо расходные обязательства не устанавливает.
Согласно положениям части 11 статьи 11 КАС РФ, решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ), в связи с чем суд возлагает на администрацию г. Перми обязанность по опубликованию сообщения о принятом решении в ближайшем номере официального печатного издания органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь», после вступления решения суда в силу.
Руководствуясь положениями ст.ст. 173-180, 215 КАС РФ суд,
р е ш и л :
Методику планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, утвержденную распоряжением заместителя главы администрации г. Перми - начальника департамента финансов администрации г. Перми № № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных изменений распоряжениями заместителя главы администрации г. Перми - начальника департамента финансов администрации города Перми № №, № № от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, признать недействующей с момента ее принятия.
Сообщение о настоящем Решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования города Пермь» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись Н.В.Подгайная
Копия верна, судья
Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах дела Ленинского районного суда г. Перми № 2а-3452/2019.