Ленинский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-2096/11 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
при секретаре Кобелевой И.В.,
с участием представителей истца ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей (л.д. 51, 100),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ» к ФИО3 о возложении обязанности передать предметы и документы,
у с т а н о в и л:
Прочая некоммерческая организация «Прикамский отдельный казачий округ» обратилась в суд с иском о возложении на ФИО3 обязанности осуществить передачу учредительных документов, свидетельства о постановке на налоговый учет и о внесении сведений в ЕГРЮЛ, бухгалтерских документов и отчетов: печати, годовых и квартальных балансов, декларации НДС, кассовых книг, книги платежных поручений и выписок по счету, копий декларации НДС за последний месяц, перечня основных средств, объектов хозинвентаря, иных материальных ценностей, принадлежащих предприятию на праве собственности с указанием их места нахождения, перечня основных средств, полученных в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, с указанием их местонахождения на дату запроса, перечня основных средств, хозинвентаря, принадлежащих предприятию на праве собственности, в том числе находящихся под обременением, переданного в безвозмездное пользование и доверительное управление с указанием их местонахождения на дату запроса, перечня денежных документов на балансе предприятия, книги регистрации ценных бумаг, журнала регистрации векселей, перечня дебиторов, архива организации, в том числе протоколов и решений Кругов и Советов Атаманов, Книги приказов, приказов по организации и чинопроизводству и награждениям, архивных документов отчетности и переписки, кассового аппарата, печати ПНО Прикамский отдельный казачий округ, символов атаманской власти: насеки и булавы (л.д. 3 – 5).
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период до ДД.ММ.ГГГГ ответчик являлся руководителем Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ». С ДД.ММ.ГГГГ единоличным исполнительным органом (атаманом) является ФИО4 Ссылаясь на положения ФЗ «О бухгалтерском учете» и ФЗ «Об архивном деле в РФ» истец просит обязать ответчика передать предметы и документы.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования, просит обязать ответчика передать атрибуты власти атамана Прикамского отдельного казачьего округа - насеку и булаву, реестр выдачи удостоверений казака серии ПРО № 000ХХХХ и остаток не выданных удостоверений, протоколы кругов, правления, советов атаманов, архив приказов по чинопроизводству, личному составу, отчет о деятельности, бухгалтерские документы и отчеты: 2 печати, годовые и квартальные балансы за последние пять лет, декларации НДС, кассовые книги, книгу платежных поручений и выписок по счету, реестр контрагентов и дебиторской задолженности, перечень основных средств, объектов хозинвентаря, иных материальных ценностей, принадлежащих предприятию на праве собственности с указанием их места нахождения, перечень основных средств, полученных в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, с указанием их местонахождения на дату запроса, перечень основных средств, хозинвентаря, принадлежащих предприятию на праве собственности, в том числе находящихся под обременением, переданного в безвозмездное пользование и доверительное управление с указанием их местонахождения на дату запроса, контрольно – кассовую машину Микро-103К, версия 2005 года, заводской № с голограммой государственного реестра . Дополнительно в обоснование заявленных требований истец просит применить аналогию закона к спорным правоотношениям, и ссылается на нормы ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в силу которых юридическое лицо обязано хранить свои документы по месту нахождения единоличного исполнительного органа, либо по иному известному участникам юридического лица адресу. К моменту сложения ответчиком полномочий, истец фактически не имел адреса. Согласно Уставу Прикамского отдельного казачьего округа атаман округа является единоначальным исполнительным органом казачьего округа, и несет персональную ответственность за деятельность данного казачьего круга и входящих в его состав казачьих обществ. Участникам Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ» не известно местонахождение документов организации, что препятствует ее нормальному функционированию (л.д. 60 – 61).
В судебном заседании представители истца уточненные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме. Представители Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ» считают, что предметы и документы, истребуемые у ответчика, должны у него находиться в силу закона. Доказательств фактического наличия данных предметов и документов у ФИО3, а также их передачи ответчику нет.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Оценив доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
В соответствии со ст. 6.2. ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации .
Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов.
Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации .
В силу п. 3 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной службе российского казачества» № 154 – ФЗ от 05.12.2005 г. казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации .
Окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ (п. 5 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной службе российского казачества» № 154 – ФЗ от 05.12.2005 г.).
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной службе российского казачества» № 154 – ФЗ от 05.12.2005 г. правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы .
В судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным внесение в учредительные документы истца сведений о том, что ФИО3 имеет право действовать от имени Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ» без доверенности (л.д. 11 – 20).
С ДД.ММ.ГГГГ атаманом Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ» является ФИО4 (выписка из реестра – л.д.).
Прочая некоммерческая организация «Прикамский отдельный казачий округ» действует на основании устава, принятого на учредительном собрании (круге) ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Устав – л.д. 62 - 75).
Органы управления Прикамского отдельного казачьего округа определены в разделе 5 Устава.
Высшим представительным органом управления Прикамского отдельного окружного казачьего общества является круг – съезд выборных от каждого станичного, городского, хуторского казачьего общества, а в период между округами – совет атаманов. Круг созывается не реже 1 раза в год. Выборные на круг избираются кругами станичных, городских хуторских казачьих обществ, входящих в казачий округ, в порядке и по нормам, которые установлены советом атаманов казачьего округа (п. 21).
Атаман округа осуществляет руководство окружным обществом как единоначальный исполнительный орган казачьего округа. Атаман округа несет персональную ответственность за деятельность данного казачьего округа и входящих в его состав казачьих обществ (п. 29).
В сфере финансово – хозяйственной деятельности атаману Уставом предоставлены полномочия по подписанию финансовых и иных документов, изданию приказов.
Совет атаманов казачьего округа (далее - совет атаманов) является постоянно действующим коллегиальным, представительным органом управления казачьего округа, действующим в период между кругами (п. 31).
Правление казачьего округа является исполнительным органом казачьего округа и подчиняется непосредственно атаману округа. Руководство работой, назначение на должность и освобождение от должности членов правления казачьего округа осуществляет атаман округа (п. 32).
В соответствии с п. 41. Устава финансово-хозяйственная деятельность Прикамского отдельного казачьего округа организуется и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
За организацию финансово-хозяйственной деятельности отвечает заместитель атамана округа по экономическим вопросам - кошевой атаман. Кошевой атаман входит в состав правления казачьего округа и назначается на должность атаманом округа.
Кошевой атаман организует и координирует деятельность экономического совета казачьего округа. Работа экономического совета осуществляется в соответствии с положением о нем, утверждаемым кругом.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми за Прочей некоммерческой организацией «Прикамский отдельный казачий округ» зарегистрирована контрольно – кассовая машина №, выпущенная в 2005 г., заводской номер №, голограмма государственного реестра (л.д. 76).
ДД.ММ.ГГГГ изготовлена печать для Прикамского отдельного казачьего округа (товарный чек – л.д. 88).
На доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной ФИО3, имеется оттиск печати Прикамского отдельного казачьего округа (л.д. 90).
На реестре протоколов и выписок из протоколов Прикамского Отдельного Казачьего Округа от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном ФИО3, имеется оттиск печати Прикамского отдельного казачьего округа (л.д. 91).
На дополнении к отзыву от ДД.ММ.ГГГГ, подписанном ФИО3, имеется оттиск двух печатей Прикамского отдельного казачьего округа (л.д. 87).
Из показаний свидетеля ФИО5, данных в судебном заседании, следует, что в период с момента создания Прочей некоммерческой организацией «Прикамский отдельный казачий округ» и до ДД.ММ.ГГГГ он являлся атаманом данной организации. Ведение всей финансово – хозяйственной документации осуществлял заместитель атамана округа по экономическим вопросам - кошевой атаман ФИО4 В период времени, когда свидетель был атаманом у него не было каких – либо финансовых документов, а также контрольно – кассовой машины и атрибутов власти (насеки и булавы). Хранение данных документов и предметов, а также их ведение не входит в полномочия атамана. После ФИО5 атаманом стал ФИО3 При передаче полномочий новому атаману какие – либо документы и предметы не передавались, соответствующих актов не составляли. Одна из печатей Прочей некоммерческой организацией «Прикамский отдельный казачий округ» до настоящего времени находится у свидетеля.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом .
Истцом не представлено ни одного доказательства, подтверждающего факт наличия у ответчика предметов и документов, указанных в просительной части искового заявления.
Обязанности по представлению доказательств в обоснование своих требований представителям истца разъяснялись судом неоднократно, что подтверждается протоколами судебных заседаний и расписками (л.д. 52, 101, 110, 111, 112, 113).
При вступлении в должность атамана ФИО3 никакие предметы и документы не передавались, что подтверждается материалами дела, показаниями свидетеля ФИО5, и не оспаривается представителями истца.
При этом суд учитывает, что ответчик утверждает, что у него отсутствуют предметы и документы, указанные в просительной части искового заявления (л.д. 54).
Доводы истца о том, что соответствующие предметы и документы должны быть у ответчика в силу закона, суд не может принять во внимание.
Прочая некоммерческая организация «Прикамский отдельный казачий округ» действует на основании Устава, ее деятельность регламентирована специальным Законом - ФЗ «О государственной службе российского казачества» № 154 – ФЗ от 05.12.2005 г.
Действующим законодательством на атамана казачьего округа не возложены обязанности по хранению атрибутов власти атамана - насеки и булавы, реестра выдачи удостоверений казака и остатка не выданных удостоверений, протоколов кругов, правления, советов атаманов, архива приказов по чинопроизводству, личному составу, отчета о деятельности, бухгалтерских документов и отчетов, печатей, годовых и квартальных балансов, деклараций НДС, кассовых книг, книг платежных поручений и выписок по счету, реестра контрагентов и дебиторской задолженности, переченя основных средств, объектов хозинвентаря, иных материальных ценностей, принадлежащих предприятию на праве собственности, переченя основных средств, полученных в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, переченя основных средств, хозинвентаря, принадлежащих предприятию на праве собственности, в том числе находящихся под обременением, переданного в безвозмездное пользование и доверительное управление, контрольно – кассовой машины.
Напротив, в силу п. 41. Устава за организацию финансово-хозяйственной деятельности отвечает заместитель атамана округа по экономическим вопросам - кошевой атаман.
В сфере финансово – хозяйственной деятельности атаману Уставом предоставлены полномочия лишь по подписанию финансовых и иных документов, изданию приказов. Обязанности по хранению бухгалтерских документов на атамана не возложены.
Ссылки истца на положения ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» суд не может принять во внимание, поскольку данный федеральный закон определяет правовое положение общества с ограниченной ответственностью (хозяйственного общества), права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.
Вместе с тем «Прикамский отдельный казачий округ» является некоммерческой организацией, и в силу ст. 3 ФЗ «О государственной службе российского казачества» № 154 – ФЗ от 05.12.2005 г. правовой основой государственной службы российского казачества являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственной службы .
Даже в случае наличия законно – установленной обязанности атамана казачьего округа по хранению бухгалтерских документов и атрибутов власти, суд лишен возможности возложить на ответчика обязанность по их передаче истцу, так как в судебном заседании установлено, что соответствующие предметы и документы ответчику не передавались. Доказательств иного суду на день рассмотрения дела не представлено.
Доводы представителей истца о том, что ответчик изготовил печать Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ», и до настоящего времени хранит ее у себя, суд не может принять во внимание, так как соответствующих доказательств не представлено.
Документы, на которых имеется оттиск печати Прочей некоммерческой организации «Прикамский отдельный казачий округ» и подпись ФИО3, датированы периодом, когда ответчик являлся атаманом. Доказательств того, что после ДД.ММ.ГГГГ ответчик пользовался данной печатью, и хранит ее у себя, суду не представлено. Вторая печать, которую истец просит обязать ответчика передать ему, находится у свидетеля ФИО5
Контрольно – кассовая машина №, выпущенная в 2005 г. (заводской номер №, голограмма государственного реестра ) была зарегистрирована за истцом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. задолго до избрания ответчика на должность атамана. ДД.ММ.ГГГГ атаманом «Прикамского отдельного казачьего округа» являлся ФИО5, из показаний которого следует, что он никогда не видел контрольно – кассовую машину.
Таким образом, поскольку суду не представлены доказательства наличия у ответчика атрибутов власти атамана - насеки и булавы, реестра выдачи удостоверений казака и остатка не выданных удостоверений, протоколов кругов, правления, советов атаманов, архива приказов по чинопроизводству, личному составу, отчета о деятельности, бухгалтерских документов и отчетов, печатей, годовых и квартальных балансов, деклараций НДС, кассовых книг, книг платежных поручений и выписок по счету, реестра контрагентов и дебиторской задолженности, переченя основных средств, объектов хозинвентаря, иных материальных ценностей, принадлежащих предприятию на праве собственности, переченя основных средств, полученных в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, переченя основных средств, хозинвентаря, принадлежащих предприятию на праве собственности, в том числе находящихся под обременением, переданного в безвозмездное пользование и доверительное управление, контрольно – кассовой машины, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Прочей некоммерческой организации Прикамский отдельный казачий округ отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/ (О.Н. Рубан)