УИД: 59RS0004-01-2019-008175-28
Дело № 2а-758/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2020 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,
при секретаре Кивилевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к Сарычевой А.В. о взыскании задолженности по единому налогу на вмененный доход,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми (далее по тексту – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Сарычевой А.В. с требованиями о взыскании пени по минимальному налогу, зачисляемых в бюджет субъектов РФ (за налоговые периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 3737,90 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 22,21 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ПФР до ДД.ММ.ГГГГ в размере 252,63 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ в размере 159,01 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27,99 руб., восстановлении срока.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что Сарычева А.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ИП Сарычевой А.В. несвоевременно уплачен минимальный налог, зачисляемый в бюджет субъектов РФ (за налоговые периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем начислены пени в размере <данные изъяты> ИП Сарычевой А.В. выставлены требования об уплате задолженности по пени. До настоящего времени задолженность по пени не уплачена. Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов в порядке ст. 75 НК РФ административному ответчику начислены пени, в связи с чем направлены требования об уплате пени, которое не исполнены. На основании заявления о вынесении судебного приказа, мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г. Перми вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Инспекции в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Основанием для отказа послужило обращение административного истца вне установленных сроков. При названных обстоятельствах, основываясь на положениях указанного федерального закона, просит требования удовлетворить. Кроме того, ходатайствует о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя для участия в судебном заседании не направил.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представителя не направил, каких-либо ходатайств не заявлял.
Таким образом, судом соблюдены требования ст. 96 КАС РФ, и неявка ответчика в судебное заседание надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения настоящего дела.
Суд, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, в силу следующего.
В силу положений ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 346.21 налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации о итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» Федеральная налоговая служба РФ и ее территориальные органы наделены полномочиями по администрированию страховых взносов с 01.01.2017 г., в связи с чем, полномочия Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Перми с указанной даты исполняет Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 419 главы 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам); страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Указанные лица уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Положениями ч. 2.2. Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, применяются тарифы страховых взносов в размере 22,0 процента, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 432 Налогового кодекса Российской Федерацииисчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием об уплате страховых взносов признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме страховых взносов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму взноса.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Судом установлено, что административный ответчик Сарычева А.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
У Сарычевой А.В. минимальный налог в бюджет субъектов РФ составил <данные изъяты>.
Обязанность по уплате минимального налога в установленный срок налогоплательщиком не исполнена.
В связи с неисполнением обязанности по уплате минимального налога административным истцом Сарычевой А.В. были начислены пени в сумме <данные изъяты>
ИФНС России по Ленинскому району г. Перми в адрес административного ответчика направлены требования: № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> (л.д. 9); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты> (л.д. 10); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 24); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 22); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 20); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 18); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 16); № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по минимальному налогу в бюджеты субъектов до ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д. 14).
Требования налоговой инспекции в добровольном порядке исполнены не были.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района г. Перми с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д.8).
Определением мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г. Перми, исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ отказано Инспекции в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Сарычевой А.В. о взыскании задолженности по налогам, в связи с пропуском установленного срока для обращения в суд (л.д.6).
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом установленного законом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика пени.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года, от 18 декабря 2007 года, от 20 ноября 2008 года, от 24 сентября 2013 года, от 29 января 2015 года и др.).
При этом, истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
На основании ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Административный истец, ссылаясь на положения ст. 95 КАС РФ, просит восстановить пропущенный процессуальный срок.
Суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку по смыслу действующего законодательства пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Учитывая, что административный истец является государственным органом, юридическим лицом, имеющим в своем штате юристов, уполномоченных в установленном законом порядке представлять его интересы, суд считает, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока. Каких-либо доказательств, подтверждающих невозможность обратиться в суд в установленные законом сроки, административным истцом не представлено, в судебном заседании не исследовалось.
На основании изложенного ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пунктов 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Кроме того, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Как следует из расчетов суммы пени, включенных в требования по уплате налоговым органом предъявлено ко взысканию пени на недоимку по минимальному налогу в бюджеты субъектов в размере <данные изъяты> (л.д. 12,15,17,19,21,23,25); на недоимку по страховому взносу на пенсионное страхование в размере <данные изъяты> (л.д. 11), на недоимку по страховому взносу на медицинское страхование в размере <данные изъяты> (л.д. 13).
При этом административным истцом каких-либо доказательств, свидетельствующих о взыскании недоимки на указанным налогам не представлено.
Таким образом, учитывая, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, а доказательств принятия таких мер взыскания в соответствии с действующим законодательством налоговым органом не представлено, данное обстоятельство исключает возможность взыскания пени на указанные налоги, поскольку они производны от основного долга.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Перми к Сарычевой А.В. о взыскании пени следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми к Сарычевой А.В. о взыскании пени по минимальному налогу, зачисляемые в бюджет субъектов РФ (за налоговые периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ) в размере 3737,90 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 22,21 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ПФР до ДД.ММ.ГГГГ в размере 252,63 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР с ДД.ММ.ГГГГ в размере 159,01 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 27,99 руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись Л.Ю. Дульцева
<данные изъяты>
Подлинник судебного акта находится в материалах дела №2а-758/2020 Ленинского районного суда г.Перми.