Дело № 2а-2221/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2018 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.
при секретаре Кивилевой А.А.,
с участием административного истца Чебунина А.П.,
представителя административного истца Тишинской О.А.,
представителя административного ответчика – Министерства строительства и архитектуры Пермского края Патракеевой О.А.,
представителя административного ответчика – Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края – Малышева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чебунина А.П. к Министерству строительства и архитектуры Пермского края, Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр,
установил:
Чебунин А.П. обратился в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства о признании решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ. № незаконным; возложении обязанности включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, что позволило бы получить поддержку по программе, предусматривающей социальную выплату на компенсацию процентов по ипотеке. ДД.ММ.ГГГГ. получил отказа во включении в реестр, поскольку не подпадает под критерии «обманутых дольщиков» с которым не согласен. ДД.ММ.ГГГГ. на основании договора цессии приобрел право требования получения в собственность двухкомнатной квартиры №, общей площадью 55,8 кв.м, находящейся на втором этаже десятиэтажного жилого <Адрес>. Начало строительства объекта в ДД.ММ.ГГГГ. осуществляло ООО «<данные изъяты>», для строительства жилого дома привлекались денежные средства юридических и физических лиц по договорам простого товарищества. С ДД.ММ.ГГГГ. права застройщика переданы ООО «<данные изъяты>», которое в настоящее время признано банкротом. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ. истец включен в Единый реестр граждан, инвестировавших средства в строительство многоквартирных жилых домов, по которым застройщик не выполнил обязательства по строительству и предоставлению жилых помещений, порядковый №. Однако с ДД.ММ.ГГГГ. вступила в силу новая редакция приказа Минстроя России от 12.08.2016г. №560/пр, в соответствии с которой истец не попадает в реестр «обманутых дольщиков», что нарушает его права.
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам административного иска.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержала, указав, что административный ответчик должен был расценить договор простого товарищества как договор долевого участия, поскольку он отвечает всем признакам такого договора.
Представитель административного ответчика - Министерства строительства и архитектуры Пермского края в судебном заседании с заявленным административным иском не согласилась, поддержав доводы письменного отзыва, в соответствии с которым Министерством строительства и архитектуры Пермского края какое-либо решение не принималось, отказ Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края является законным и обоснованным.
Определением суда от 27.04.2018г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Инспекция государственного и строительного надзора Пермского края (л.д.1), представитель которой в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился, поддержав доводы письменных возражений, в соответствии с которыми истец не может быть включен в реестр, так как не соответствует критериям, установленным приказом Минстроя России от 12.08.2016г. №560/пр.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226).
В соответствии с положениями ч.2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только:
1) на основании договора участия в долевом строительстве;
2) путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
3) жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Постановлением Правительства Пермского края от 24.05.2017 № 364-п, вступившим в законную силу с 01.07.2017 г., утверждено Положение об Инспекции государственного строительного надзора Пермского края, в соответствии с которым, инспекция государственного строительного надзора Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции в сфере регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения.
Целями деятельности Инспекции являются:
осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Пермского края, при строительстве, реконструкции которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, за исключением объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - объекты, поднадзорные Пермскому краю);
осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов.
Приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (приложение1) и правила ведения реестра пострадавших граждан (Приложение 2).
В соответствии с п. 2 Приложения 1 вышеуказанного Приказа от 12.08.2016 № 560/пр (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения), критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015; ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619; ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237) (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Приказа от 12.08.2016 № 560/пр (в редакции, действовавшей на момент принятии оспариваемого решения), к заявлению прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность;
2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);
4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).
В соответствии с п.п.1 п.10 раздела III Приложения 2 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр, заявитель не подлежит включению в реестр при
несоответствии одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к настоящему приказу.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. между ООО «<данные изъяты>» и ООО «СК «<данные изъяты>» заключен договор простого товарищества (о совместной деятельности) №, в соответствии с которым товарищи обязуются объединить свои вклады и совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели – строительства и ввода в эксплуатацию жилого 10-ти этажного панельного <Адрес> (л.д.10-14).
ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО10 и ФИО11 заключено дополнительное соглашение к договору простого товарищества № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым ФИО12 и ФИО13 принимают участие в строительства жилого <Адрес> путем внесения вклада в совместную деятельность в размере <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с вносимым вкладом размер доли собственности составит 2-х комнатную <Адрес>, общей площадью 55,87 кв.м (л.д.15-16).
В соответствии со справкой ООО УК «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. финансовые обязательства ФИО14 и ФИО15. выполнены в полном объеме (л.д.17).
По договору об уступке права требования от ДД.ММ.ГГГГ. право требования получения в собственность 2-х комнатной <Адрес>, общей площадью 55,87 кв.м в <Адрес> уступлено Чебунину А.П. (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ. Чебунин А.П. обратился в Инспекцию государственного строительного надзора Пермского края с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан на основании договора простого товарищества от ДД.ММ.ГГГГ., дополнительного соглашения к договору простого товарищества от ДД.ММ.ГГГГ., договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.45).
Распоряжением Инспекции государственного строительного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. № административному истцу отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании подп. 1 п.10 раздела III Приложения 2 «Правил ведения реестра пострадавших граждан», утвержденных Приказом № 560/пр, застройщик ООО «<данные изъяты>», объект <Адрес> (л.д.40).
Уведомление об отказе во включении в реестр пострадавших граждан направлено Чебунину А.П. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.42).
В обоснование отказа во включении в реестр пострадавших граждан указано на несоответствие заявителя установленному подп.2 п. 2 Приложения 1 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр критерию, поскольку он заключил договор простого товарищества, а не договор долевого участия.
Разрешая заявленные требования, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку из анализа вышеуказанных доказательств, судом установлено, что Чебунин А.П. не соответствует критериям, установленным подп.2 п. 2 Приложения 1 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр, так как право требования жилого помещения возникло у истца на основании договора простого товарищества, а не в связи с заключением в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ договора участия в долевом строительстве.
Поскольку одним из обязательных критериев для включения пострадавшего гражданина в реестр, является привлечение застройщиком денежных средств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, Чебунин А.П. не соответствует критериям, установленным п. 2 Приложения 1 Приказа от 12.08.2016 № 560/пр, что в силу подп.1 п.10 раздела III Приложения 2 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр, является основанием для отказа во включении в реестр.
Доводы административного истца о том, что договор простого товарищества по сути является договором долевого участия судом отклоняются.
В соответствии со ст.4 Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве (далее также - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Договор должен содержать:
1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости (далее - основные характеристики многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости), назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения (далее - основные характеристики жилого или нежилого помещения);
2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты;
4) гарантийный срок на объект долевого строительства;
5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
Однако в договоре простого товарищества с дополнительным соглашением и договоре цессии обязательные условия, предусмотренные ст.4 Федерального закона N 214-ФЗ, для договоров участия в долевом строительстве, отсутствуют, данные договоры не прошли государственную регистрацию.
Указанные обстоятельства не позволяют расценивать договор простого товарищества, как договор участия в долевом строительстве, в связи с чем суд приходит к выводу о законности оспариваемого отказа.
Ссылка представителя административного истца на положения ч.2 ст.170 ГК РФ необоснованна, поскольку каких-либо доказательств притворности сделки и признании её недействительной, административным истцом не представлено. Административный ответчик не уполномочен признавать сделку недействительной, а её признание таковой не влечет за собой безусловной обязанности административного ответчика по включения истца в реестр.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ органом, уполномоченным на включение пострадавших граждан в реестр, является Инспекция государственного и строительного надзора Пермского края, Министерство строительства и архитектуры Пермского края является ненадлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административных исковых требованиях Чебунина А.П. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Чебунина А.П. к Министерству строительства и архитектуры Пермского края, Инспекции государственного и строительного надзора Пермского края о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в реестр – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись Л.Ю. Дульцева
Копия верна. Судья: Л.Ю. Дульцева