НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 14.12.2015 № 12-957/2015

Дело № 12-957/2015 копия

Мировой судья Липина Н.А.

Р Е Ш Е Н И Е

«14» декабря 2015 г. г.Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Плешивцев С.И.,

с участием представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу: Максимова С.В., Трутнева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Максимова С.В., действующего в интересах Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» <данные изъяты> на постановление от 13.10.2015г. (мотивированная часть постановления от 16.10.2015г.) мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.34 ч.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением от 13.10.2015г. (мотивированная часть постановления от 16.10.2015г.) мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми, юридическое лицо – Общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр», признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 19.34 КоАП РФ, выразившегося в том, что 17.07.2015г. по результатам проведения плановой документарной проверки Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр», расположенной по адресу: <Адрес> установлено, что организация в период с февраля 2013г. по май 2015г. осуществляла деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. При этом указанной организацией до начала осуществления деятельности в качестве иностранного агента не было представлено соответствующее заявление о включении в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, чем было нарушен абз.2 п.7 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Мировым судьей юридическому лицу - Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Защитником Максимовым С.М., действующим по доверенности, в интересах Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр», на постановление мирового судьи подана жалоба, как незаконное и необоснованное. В своей жалобе заявитель указывает, что мировой судья необоснованно пришёл к выводу об осуществлении Центром политической деятельности на основании имеющихся в деле документов. В соответствии со п.6 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в постановлении мирового судьи должны быть отражены конкретные обстоятельства (факты), свидетельствующие о том, что в проверяемый период Организация организовывала и проводила политические акции в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой или государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Имеющиеся в материалах дела информация позволяет определить только формы деятельности Центра. В данных документах не содержится описания содержания мероприятий. Предпринятые Организацией попытки проанализировать содержание мероприятий на предмет исключения мероприятий, перечисленных в указанных документах, из числа видов политической деятельности не были приняты судом во внимание. В соответствии с Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014г. № 10-п для признания некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента необходимо установление факта участия в политической деятельности. В ходе судебного разбирательства не были установлены, какие конкретные виды деятельности Центр осуществлял в рамках указанных проектов, каким образом данная деятельность изменяла государственную политику или формировала общественное мнение в указанных целях. В ходе судебного заседания не было установлено само событие административного правонарушения, вменяемого в качестве основания привлечения Центра к административной ответственности. Предоставление правовых консультаций сотрудниками организаций осуществлялось на безвозмездной основе, выступления в рамках семинара, круглых столов и иных мероприятий, печатные публикации в СМИ правового характера являлись формой правового просвещения, т.е. доведение на безвозмездной основе до сведения участников положений законодательства, действующего на территории РФ. Следует отметить, что предоставление в СМИ иной информации о деятельности Организации касалось информирования населения о формах деятельности организации, а именно о месте и времени проведения бесплатных консультаций сотрудниками Организации. Целью и видом отдельных мероприятий Организации является научная и исследовательская деятельность, которая согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», поскольку были организованы и проводились научными высшими профессиональными образовательными организациями, а значит, участие в организованных и проводимых этими организациями научных мероприятий не может быть оценено как ведение политической деятельности. Акт проверки и иные материалы дела не позволяют определить фактические обстоятельства в деятельности Организации, послужившие основанием для вывода суда об осуществлении Организацией политической деятельности в проверяемый период. Мировой судья не принял во внимание заключение специалиста, проанализировавшего содержание мероприятий на предмет выявления в них признаков политической деятельности, не истребовал дополнительных документов, позволяющих сделать выводы о действительной направленности мероприятий на изменение государственной политики или формирование общественного мнения в указанных целях. В ходе судебного разбирательства представители организации неоднократно поясняли, что в рамках реализуемых проектов Центр осуществляет деятельность по предоставлению гражданам и группам граждан бесплатной юридической помощи, а также осуществляет правовое просвещение граждан. Фактов об осуществлении Центром иной деятельности не было представлено. Проверкой установлено, что деятельность ориентирована на привлечение максимально возможного внимания со стороны ОГВ, СМИ и общественности к своим проблемам через публичные действия: направления обращений и жалоб, участие в слушаниях, обжалования решений в судах и прочее. Данный вывод надуман и не подтверждается доказательствами. Правозащитная деятельность Центра, указанная в акте, имеет цель защиты прав граждан, повышения эффективности права и судебного постановления, и не направлена на лоббирование своих интересов с помощью максимального привлечения внимания к своим проблемам. Обсуждение вопросов права на различных публичных площадках, указанных актом проверке в перечне мероприятий, не имеет цели лоббирования неких своих интересов, или интересов неких иностранных государств, или с целью воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой или государственной политики, неполучение каких-либо властных полномочий, не намерения изменить объем властных полномочий у органов власти. Обсуждение вопросов права проходило в целях определения надлежащего правового толкования, проходило в процессе рассмотрения различных экспертных мнений, что является обычным для научной деятельности. В подобного рода мероприятиях, в том числе, указанным актом, принимают участие представители прокуратуры и судейского сообщества, которые ограничены в осуществлении политической деятельности в силу закона. Признание в качестве политической акции, научное обсуждение на круглом столе, доклада, посвященному проблеме правового регулирования труда осужденных, представленного на 5 конгрессе ученых юристов, порождает препятствие к осуществлению научной деятельности для сотрудников прокуратуры и судей. Не был учтен тот факт, что целью и видом отдельных мероприятий организации является научная и исследовательская деятельность, которая согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», как «деятельность в области науки» не относится к политической деятельности. Мероприятия, в рамках которых представлял свои взгляды на проблемы, являвшиеся предметом научного обсуждения, были организованы и проведены высшими профессиональными образовательными учреждениями или органами государственной власти. Сотрудники Центра принимали участие в этих мероприятиях только в качестве экспертов. Мировым судьёй необоснованно в качестве участника производства по делу об административном правонарушении был допущен представитель административного органа О Просит отменить обжалуемое постановление.

В судебном заседании представители Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» Максимов С.В. и Трутнев С.В., доводы жалобы поддерживают, считают, что надзорным органом не доказано, что организация занимается политической деятельностью, а также не доказана вина Центра в совершении инкриминируемого правонарушения.

Представитель надзорного органа Р в судебном заседании 01.12.2015 г. просил в удовлетворении жалобы отказать, в судебное заседание, назначенное на 14.12.2015 г. не явился, о месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона рассматриваемого состава заключается в совершении виновным лицом действий, нарушающих требования Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» по прохождению процедуры и включению в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон о некоммерческих организациях), под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в данном Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

В силу пункта 7 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения Управления Министерства юстиции России по Пермскому краю от 20 мая 2015 г. N 62-р в отношении Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» была проведена внеплановая выездная проверка.

Согласно акта проверки № 54 от 17.07.2015г. в ходе проверки установлено, что в период с июня 2012г. по май 2015г. (проверяемый период) организация получала финансирование из нескольких иностранных источников:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Деятельность Организации ориентирована на привлечении максимально возможного внимания со стороны ОГВ, СМИ и общественности к своим проблемам через публичные действия: направление обращений и жалоб, участие в слушаниях, обжалования решений в судах.

Анализ проведенных в период проверки мероприятий, а также содержательных отчётов о целях и достижениях реализованных проектов, свидетельствует о преимущественной направленности Организации на формирование публичной терпимости органов власти Пермского края к гражданской деятельности, особенно консультативной, выражаемой через повышение безопасности гражданской и активистской деятельности на территории края.

Кроме того, указанная деятельность, согласно отчетов, предоставленных Организацией широко освещается в СМИ (печатные издания, радио, интернет-порталы) и доступна как для широкого круга жителей, являющихся непосредственными участниками гражданской активной деятельности, так и направлена на органы государственной власти края.

Политическая деятельность Организации выражается не только в «формировании общественного мнения» и участия в общественных мероприятиях, но и в активном взаимодействии с органами власти. Сотрудники Организации участвуют в процессе разработки региональной политики путём: производства материалов и докладов, направляемых в органы государственной власти; участия в экспертных заседаниях, конференциях, круглых столах; активных публичных выступлениях в СМИ; консультирования органов власти.

Тем самым, посредством проведения правовых консультаций активистами Организации (консультации, учебные семинары, тренинги), в том числе для представителей НКО, ведущих активное взаимодействие с органами государственной власти, Организация осуществляет опосредованную политическую деятельность, формирование определенной гражданской позиции с целью изменения общественно-политического баланса для принятия государственными органами решений, направляемых на изменение проводимой ими государственной политики, в том числе по взаимодействию с правозащитными организациями.

Организация оказывает влияние на правовое регулирование общественных отношений на территории Пермского края в целях лоббирования интересов иностранных инвесторов, которое представляет собой меры по взаимодействию на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику в интересах указанны лиц, что согласно п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 08.04.2014г. № 10-П расценивается как политическая деятельность.

Осуществляемая Организацией деятельность является политической, поскольку: такая деятельность не относится к исключениям, установленным положениями абз. З п.6 ст.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»; такая деятельность, как по содержанию, так и по последствиям, на наступление которых она рассчитана, не ограничивается собственными (внутренними) нуждами некоммерческой организации, в со всей очевидностью затрагивает как публично-правовые интересы в целом, так и права и свободы всех граждан; вне зависимости от формы участия в политической деятельности имеет направленность на воздействие, в том числе путём привлечения к участию в проводимых мероприятиях представителей государственных органов с целью публичного обсуждения вопросов их деятельности, на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского сообщества.

Организацией осуществлялось систематическое проведение публичных мероприятий с участием, в том числе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, направленные на привлечение внимания со стороны гражданского общества и (или) государственного аппарата к вопросам деятельности государственных органов и гражданского общества (22.03.2013 года тренинги для руководителей ИВС «Право на информацию в информацию в изоляторах временного содержания, 23.05.2013г. круглый стол «Отчет Маховикова –шаг к прозрачности власти или профанация?», 30.09.-01.10.2013г. семинар-тренинг для психологов УФСИН «Соблюдение прав человека в деятельности Психолога УФСИН», 6.12.2013г. – встреча «Защита прав трудовых мигрантов», 18-19.12.2013г. – круглый стол «Проблемы соблюдения права на труд в исправительных учреждениях», 17.06.2014г. – круглый стол «Портал Пермского правительства - для галочки или для пермяков?» и другие).

Деятельность Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр», результаты проводимых ею мероприятий и предлагаемые ею решения освещались в печатных изданиях и на сайте организации.

Таким образом, в ходе проверки было установлено, что некоммерческая организация Общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр», получая финансирование от иностранных источников, принимала участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 2 - 8), свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации (т.1. л.д.9); Уставом Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр (т. 1, л.д. 10-18), копией распоряжения о проведении внеплановой проверки от 20.05.2015г. № 62-р (т.1 л.д. 19-21); уведомлением о проведении проверки (т.1. л.д.22-24); копией акта проверки № 54 от 17.07.2015г. с перечнем основным мероприятий, проведенных Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» за период с февраля 2013 года по май 2015 года (т.1 л.д. 27-52); копией распоряжения № 1321-р от 03.09.2015г. Министерства Юстиции РФ о включении некоммерческой организации Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (т.1 л.д. 58); копией решения Ленинского районного суда г.Перми от 14.09.2015г. (т.1 л.д. 74-95) и другими материалами дела, которым была дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева», при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Признавая наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, мировой судья обоснованно исходил из того, что организуемые и проводимые Общественной организацией «Пермский региональный правозащитный центр мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс.

При этом деятельность Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» финансируется из иностранных источников, что не оспаривалось защитниками организации в ходе производства по делу, а также подтверждено заключенными соглашениями о предоставлении денежных средств, актом проверки.

С учетом изложенного мировой судья пришёл к обоснованному выводу о том, что некоммерческая организация Общественная организация «Пермский региональный правозащитный центр» отвечает предусмотренным пунктом 6 статьи 2 Федерального закона о некоммерческих организациях критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а доводы жалобы об отсутствии признака участия организации в политической деятельности, являются несостоятельными.

Вывод мирового судьи не вступает в противоречие с конституционно-правовым смыслом части 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 10-П.

Таким образом, совершенное Общественной организацией «Пермский региональный правозащитный центр деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

Постановление мировым судьей вынесено в соответствии со ст. ст. 29.1-29.11 КоАП РФ, административное наказание назначено некоммерческой организации Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений части 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, может быть назначено наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Оно отвечает задачам законодательства об административных правонарушениях, закрепленным в статье 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с реализацией одного из важнейших гражданских прав в целях оказания воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику, в том числе посредством формирования соответствующего общественного мнения.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, составляет три месяца.

Согласно ч.2 указанной нормы при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Правонарушение было обнаружено Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю в ходе проведения проверки, оконченной 17.07.2015 г. Постановление вынесено мировым судьей 13.10.2015 г., то есть в рамках установленного законом срока.

Таким образом, вина Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» во вмененном административном правонарушении подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств, оцененных мировым судьей на предмет относимости, допустимости и достаточности в соответствие с требованиями ст. 26.11 Кодекса об административных правонарушениях российской Федерации.

Оснований для сомнения в правильности указанных выводов в ходе рассмотрения настоящей жалобы не установлено. Существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судьями не допущено.

Обстоятельств, безусловно свидетельствующих о том, что назначенное административное наказание может существенным образом ухудшить имущественное и финансовое положение некоммерческой организации Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр», не установлено.

Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется. Оснований для освобождения Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр» от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление от 13.10.2015г. (мотивированная часть постановления от 16.10.2015г.) мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района г. Перми и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.34 ч.1 КоАП РФ, в отношении Общественной организации «Пермский региональный правозащитный центр», оставить без изменения, жалобу защитника Максимова С.В. - без удовлетворения.

Судья подпись С.И. Плешивцев

Копия верна:

Судья С.И.Плешивцев