НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 13.06.2011 № 2-1301

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1301/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2011 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Выдриной Ю.Г.,

при секретаре Орабинской Е.К.,

с участием истца – Бондаренко Р.В.,

представителя ответчика – Кессер М.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Бондаренко Р.В. к Министерству социального развития Пермского края о признании права на получение социальной поддержки, приобретения социального проездного документа, возложении обязанности принять меры к реализации права,

установил:

Бондаренко Р.В. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края (далее по тексту – Министерство) о признании права на меры социальной поддержки и право приобретения социального проездного документа до достижения им, истцом, 60-летнего возраста, возложении обязанности на Министерство обязанности принять меры к реализации данного права, отнеся его, Бондаренко, к соответствующей категории, а именно – лицам, имеющим право на приобретение социального проездного документа до достижения 60-ти летнего возраста.

В обоснование предъявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия за выслугу лет на основании закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих»; у него, Бондаренко, имелась льгота в виде бесплатного проезда в общественном транспорте согласно ст. 64 «Положения о прохождении службы в органах внутренних дел, ст.ст. 7, 13 Федерального закона «О ветеранах»; ДД.ММ.ГГГГ им получено удостоверение «Ветеран труда», в связи с чем, на основании закона Пермской области от 1 марта 2005 года за № 2069-449, пункта 6 ст. 2 Закона Пермской области от 30 ноября 2004 года за № 1830-388 он имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые Пермским краем, как субъектом Российской Федерации, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ он, Бондаренко, имеет право на приобретение как региональных проездных документов, так и социальных проездных документов; впоследствии, принято решение об оказании мер социальной поддержки лишь лицам, имеющим на них право в соответствии с Законом Пермской области от 2 октября 2000 года № 1147-167 и Законом Пермской области от 30 ноября 2004 года за № 1830-388 по достижению гражданами возраста выхода на пенсию по старости; с учетом изложенного, Министерство, выступая в качестве субъекта Российской Федерации, отказало ему, Бондаренко, в праве приобретения социальных проездных документов по тем основаниям, что право на льготу в соответствии с пунктом 1.2. ст. 7 Федерального закона № 5-ФЗ возникло с момента выдачи удостоверения «Ветеран труда», т.е. ДД.ММ.ГГГГ; пункт 2 ст. 2 закона Пермского края от 30 ноября 2004 года за № 1830-388 устанавливает меры социальной поддержки в связи с выходом на пенсию по старости, т.е. достижения возраста 60-ти лет; данное положение дублирует положения ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ, в редакции Федерального закона № 1240ФЗ от 8 августа 2001 года; с учетом изложенного, по мнению Министерства, право на приобретение социальных проездных может быть предоставлено ему, истцу, с ДД.ММ.ГГГГ по достижению им 60-ти летнего возраста, в соответствии с инструкцией  от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что данная позиция ответчика противоречит ст. ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации, постановлению Конституционного суда РФ за № 5-п от 15 мая 2006 года, определению Конституционного суда РФ № 965-П-О от 4 декабря 2007 года (л.д. 3, 4, 5).

В судебном заседании истец настаивает на удовлетворении предъявленных требований по вышеуказанным основаниям.

Представитель Министерства в судебном заседании с иском Бондаренко Р.В. не согласен, представил письменный отзыв по иску, просит отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме (л.д. 53-56)

Выслушав истца и представителя ответчика, суд считает исковые требования Бондаренко Р.Б. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

Бондаренко Р.В. назначена пенсия за выслугу лет (25 лет) в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении военнослужащих» с 28 августа 1996 года (л.д. 20, 21 – удостоверение),

ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Р.В. присвоено звание «Ветеран труда» и выдано соответствующее удостоверение, что сторонами в судебном заседании не оспаривается (протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ),

ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Р.В. достиг возраста (60 лет), дающего право на установление (назначение) ему пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ране –Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон   (части 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).

Согласно абзацу 2 части 1 ст. 3 Федерального закона от 12.10.1999 г. за № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно пункту 4 части 2 ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., в редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 124-ФЗ, действующего на момент выдачи Бондаренко Р.В. удостоверения «Ветеран труда» (04.06.2004 года), лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»   независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие права и льготы  , в том числе, бесплатный проезд ветеранов труда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. за № 122-ФЗ, действующей на день рассмотрения настоящего дела), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом, на основании части 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года за № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

При этом, действующие в настоящей редакции вышеуказанные федеральные законы, не содержат предписаний о конкретных мерах социальной поддержки ветеранов труда, принимаемых субъектами Российской Федерации; не определяют они и круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», которым данные меры социальной поддержки должны предоставляться.

Согласно пункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. за № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.

С учетом статьи 17 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» Правительство Пермского края регламентирует форму и порядок предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения, установленных федеральными законами и законами Пермского края, за исключением случаев, когда соответствующее полномочие отнесено актами федерального законодательства и законами Пермского края к компетенции иных органов государственной власти.

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Пермской области от 30.11.2004 года № 1830-388 «О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермской области» установлена мера социальной поддержки ветеранов труда, в виде права на приобретение социального проездного документа для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%. Порядок приобретения социального проездного документа и его стоимость устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Пермского края  . При этом в частях 2 и 6 данной статьи Закона определено, чтомеры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»   независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

Ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, что предусмотрено в пункте 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В целях исполнения требований законодательства Российской Федерации Правительство Пермского края Постановлением от 05.04.2010 года № 148-п поручило Министерству социального развития Пермского края обеспечить изготовление и реализацию социальных проездных документов на территории Пермского края, а также утвердить Инструкцию о порядке оформления и реализации этих документов.

В результате системного анализа приведенных выше норм федеральных и краевых законов, нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, суд приходит к выводу о том, что Пермский край, как один из субъектов Российской Федерации, вправе самостоятельно регулировать вопрос социальной поддержки ветеранов труда, в том числе предоставлять им социальный проездной документ для проезда на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), для приобретения билетов на проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения со скидкой 50%.

Статья 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в ее первоначальной редакции, в соответствии с которой заявитель как ветеран труда, проходивший службу в органах внутренних дел, имел право на установленные ему законом льготы без учета требований Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», прекратила свое действие в связи с принятием Федерального закона 08.08.2001 № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» еще до замены федеральным законодателем 22 августа 2004 года тех же льгот денежной компенсацией.

При этом, после 8 августа 2001 года лицам, имеющим звание «Ветеран труда», получающим пожизненное содержание за работу (службу), но не достигшим возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», льготы, перечисленные в статье 22 Федерального закона «О ветеранах», уже не предоставлялись, а по состоянию на 01 января 2005 года были полностью отменены.

То есть, на момент присвоения Бондаренко Р.В. звания «Ветеран труда» действовали положения пункта 4 части 2 ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 г., в редакции Федерального закона от 08.08.2001 № 124-ФЗ, согласно которым право на льготы в соответствии с настоящей статьей, в том числе, право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов, предоставлялось при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Вместе с тем, право на установление государственной пенсии (в настоящее время – трудовой пенсии) у Бондаренко Р.В. появилось лишь с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. достижения возраста 60-ти лет), соответственно, право на получение указываемой истцом социальной льготы возникло у него также с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о том, что ему, как ветерану труда, имевшему льготу в натуральной форме на ДД.ММ.ГГГГ, гарантируется право на меры социальной поддержки; при этом органы власти субъекта Федерации не вправе сокращать объем предоставляемых льгот, а изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления, суд не может принять во внимание в силу следующего.

Социальная защищенность указанной категории лиц, включающей истца, не изменилась по сравнению с тем уровнем, который имелся на ДД.ММ.ГГГГ. Мера социальной поддержки в виде уменьшения платы за проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси), на пригородном автомобильном транспорте (кроме такси), приобретение билетов для проезда железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения продолжает к ним применяться с соблюдением установленных правил, т.е. в зависимости от времени присвоения звания «Ветеран труда» и наступления пенсионного возраста по Закону РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Разрешая предъявленные требования, суд также принимает во внимание, что, реализуя предусмотренное Законом «О ветеранах» право на получение иных социальных льгот, ДД.ММ.ГГГГ Бондаренко Р.В. обратился в Территориальное управление Министерство социального развития Пермского края по г. Перми с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; решением Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ назначены соответствующие выплаты (л.д. 57-60).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что права Бондаренко Р.В. на получение социальной поддержки до достижения 60-ти лет и приобретения социального проездного документа ответчиком не нарушены, соответственно, у суда отсутствуют и основания для возложения на Министерство обязанности принять меры к реализации не нарушенного права истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Бондаренко Р.В. к Министерству социального развития Пермского края о признании права на получение социальной поддержки до достижения 60-ти лет, приобретения социального проездного документа, возложении обязанности принять меры к реализации права.

Решение суда в течение 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий: подпись (Ю.Г. Выдрина)