НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 12.07.2022 № 12-963/2022

КОПИЯ

УИД: 59RS0004-01-2022-002133-28

Дело № 12-963/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 г. г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Манько А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием защитника Аликина Ю.Н. –Черных О.Д., допущенной к участию на основании письменного ходатайства, представителей Западно-Уральского управления Ростехнадзора Ломакина С.М., Амралиевой С.О., действующих на основании доверенностей, дело об административном правонарушении по жалобе Аликина Юрия Николаевича на постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении исполнительного директора ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» Аликина ФИО14 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный директор ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде уплаты штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 4-11).

В жалобе, поступившей в Ленинский районный суд ДД.ММ.ГГГГ из Дзержинского районного суда , ФИО1 просит отменить вышеуказанное постановление, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В обоснование жалобы заявитель указывает о том, что заместителем прокурора ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направлено для рассмотрения по существу в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, однако в нарушение ст. 28.7, ч.ч. 1, 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном нарушении составлен только ДД.ММ.ГГГГ По обстоятельствам дела об административном правонарушении им даны письменные объяснения от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительные письменные объяснения от ДД.ММ.ГГГГ, касающиеся подтверждения фактов отсутствия бездействия с его стороны как исполнительного директора ФГУП «Машзавод им. ФИО7», принятие всех возможных мер по недопущению нарушения законодательства РФ, однако они не учтены при вынесении постановления о назначении административного наказания. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании следующего:

1. Замечания, которые установлены по результатам проверки в значительной части устранены силами предприятия, о чем уведомлена прокуратура от ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий подтверждающих документов. В данном письме отражены доказательства того, что с момента передачи имущества опасного производственного объекта (далее-ОАО) во владение ФГУП «Машзавод им. ФИО7» от недобросовестного владельца ООО «Мерс» предприятие принимало все необходимые меры для поддерживания имущества в надлежащем состоянии для обеспечения исполнения законодательства о промышленной безопасности при эксплуатаций данного объекта, а также о лицензировании данного вида деятельности;

2. В настоящее время возможности исполнить требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» завод не имеет, так как согласно п. 1.3 Положения Банка России от ДД.ММ.ГГГГ-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» при заключении договора страхования страховщику необходимо представить копию свидетельства о регистрации опасного производственного объекта в государственной реестре опасных производственных объектов. Данное свидетельство не получено предприятием в связи с неоднократными отказами в регистрации. Таким образом, страховой полис возможно будет получить лишь после завершения процедуры регистрации опасного производственного объекта.

3. Котельная ФГУП «Машзавод им. ФИО7» производит и поставляет тепловую энергию не только для нужд завода, но и для иных потребителей на территории . Фактически предприятие выступает в качестве единой теплоснабжающей организации. При этом завод является производителем военной продукции и включен в перечень стратегических организаций. Следовательно, прекращение деятельности котельной по производству и поставке тепловой энергии повлекло бы за собой остановку производства и срыв исполнения государственного оборонного заказа.

4. Вопросы технической политики и промышленной безопасности относится к должностным обязанностям ответственных лиц, на которых они возложены соответствующими приказами (распоряжениями), должностными инструкциями. Приказами от ДД.ММ.ГГГГ, 377, 378 ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию паровых и водогрейных котлов, сварочного оборудования, трубопроводов пара и горячей воды, опасных производственных объектов газопотребления назначены должностные лица предприятия. Указанные лица прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования, что подтверждается удостоверениями о повышении квалификации, а также аттестацию в области промышленной безопасности. В связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей по вопросам регистрации ОПО и внесению изменений в лицензию работники предприятия, ответственные за работу ОПО и оформлению соответствующих документов уволены (заместитель главного инженера ФИО8, инженер по промышленной безопасности ФИО9, начальник цеха теплопаросилового хозяйства ФИО10).

Оборудование котельной выбыло из владения предприятия в 2009 году на основании ряда сделок, признанных ничтожными определением Арбитражного судаот ДД.ММ.ГГГГ по делу № и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, применены последствия недействительности ничтожных сделок в виде возврата имущества предприятию. Фактически оборудование котельной возвращено по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, до ДД.ММ.ГГГГ ни у него, ни у завода не имелось возможности контролировать условия эксплуатации оборудования котельной, как и требовать от недобросовестных владельцев поддержания я его в надлежащем состоянии.

Как исполнительный директор он не имел возможности завершить все необходимые мероприятия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перед началом отопительного сезона 2021-2022 г.г. для приведения оборудования котельной в работоспособное состояние предприятием понесены значительные материальные затраты в общей сумме более 2, 5 млн. руб. ФГУП «Машзавод им. ФИО7» на протяжении 16 лет находится в процедуре конкурсного производства. В рамках исполнения своих должностных обязанностей письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ им направлены образования заместителю председателя правительства-министру промышленности и торговли пермского края ФИО11 о предоставлении целевого финансирования-субсидии для капитальных вложений в объекта капитального строительства государственной собственности для приведения инфраструктуры ФГУП «Машзавод ФИО7» в нормативное состояние, однако письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанных субсидий отказано по причине признания ФГУП «Машзавод им. ФИО7» несостоятельным (банкротом) и введения в отношении него конкурсного производства.

Таким образом, с момента возврата оборудования котельной во владение ФГУП «Машзавод им. ФИО7» им предприняты все возможные текущей экономической ситуации меры для исполнения законодательства о лицензировании, о промышленной безопасности для эксплуатации опасного производственного объекта.

ФИО1 в суд не явился, извещен.

Защитник ФИО1 в судебном заседании поддерживает доводы жалобы, дополнительно указывая на нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, а также на то, что ФИО1 назначен на должность исполнительного директора завода только в апреле 2021 г., в то время котельная передана по акту передачи только в июне 2021 г., то есть за 2 месяца новый директор не имел реальной возможности предпринять все меры для регистрации котельной, получения лицензии. ФИО1 принимал меры по регистрации котельной, но ФГУП «Машзавод ФИО7» отказывали по формальным основаниям, а без ее регистрации, нельзя получить лицензию и страховку.

Представители Западно-Уральского управления Ростехнадзора в судебном заседании возражают против удовлетворения жалобы, указывая на то, что протокол по делу об административном правонарушении составлен в пределах срока привлечения должностного лица к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение сроков составления протокола по делу об административном правонарушении не является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в бездействии исполнительного директора ФГУП «Машзавод ФИО7» ФИО1, имеется и он выражается не только в бездействии по регистрации котельной, оформлении лицензии и страхования, но и других выявленных нарушениях, в том числе по оформлению документации.

Дело об административном правонарушении поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, представителей административного органа, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе:

- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

-соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

-обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

-иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»;

-обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

-допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

-обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

-иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

-организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

-создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

-обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

-обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

-разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

-заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ , Закон о промышленной безопасности) к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из ст. 15 указанного закона обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно ч.1 ст. 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается организация, эксплуатирующая опасный объект.

По правилам статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее-ФЗ , Закон о лицензировании) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в случае, если указанные перечни не установлены федеральными законами.

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утверждено «Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (далее Положение о лицензировании )

Приказ Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности» утверждены Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее-ФНП ОРПД )

Согласно п. 227 ФНП ОРПД при наличии оборудования под давлением регистрации в государственном реестре ОПО подлежат:

а) объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП и пункте 2 приложения к Федеральному закону № 116-ФЗ;

б) объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, не подлежащее учету согласно пункту 223 настоящих ФНП при наличии признаков опасности, обусловленных обращением перечисленных в пункте 1 приложения к Федеральному закону № 116-ФЗ опасных веществ в количестве, превышающем указанное в приложении к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Перечень документов для постановки на учет оборудования под давлением эксплуатирующей это оборудование организацией в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатируется на подведомственном данному органу ОПО установлен в п. 224 данных Правил.

Согласно п. 228 ФНП ОРПД организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо, в том числе:

-назначить распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ ( п.п «б»);

-назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (специалистов и рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном распорядительными документами организации порядке к самостоятельной работе. Количество персонала, необходимого для безопасной эксплуатации оборудования, должно соответствовать указанному в проекте на данный ОПО (при наличии таких данных в проекте) ( п.п. «в»);

-установить распорядительными документами, инструкциями порядок, обеспечивающий поддержание оборудования в исправном состоянии, осуществление персоналом (специалистами и рабочими), на который возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, наблюдения за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, с документарной фиксацией (записью) результатов осмотра и проверки в предназначенном для этого журнале или ином документе, а также установить виды (формы) документов, ведущихся в организации при эксплуатации оборудования, порядок их ведения (заполнения) в бумажном или электронном виде (при условии обеспечения сохранности (резервирования) хранимой в электронном виде информации и возможности идентифицировать работника, вносившего информацию в электронную форму документа) (п.п «г»).

Согласно п. 26 ФНП ОРПД подлежат обязательному оборудованию аварийным освещением следующие места:

а) фронт котлов, а также проходы между котлами, сзади котлов и над котлами;

б) щиты и пульты управления;

в) водоуказательные и измерительные приборы;

г) зольные помещения;

д) вентиляторные площадки;

е) дымососные площадки;

ж) помещения для баков и деаэраторов;

з) оборудование водоподготовки;

и) площадки и лестницы котлов;

к) места установки насосного оборудования.

Выбор конкретных зон, подлежащих оснащению аварийным освещением, осуществляется при разработке проектной документации с учетом особенностей конструкции оборудования (в том числе мест расположения контрольно-измерительных приборов и устройств (органов) управления), а также с учетом особенностей компоновки и размещения оборудования на конкретной площадке и обусловленных этим маршрутов передвижения работников ОПО, мест их возможного нахождения в процессе работы, в том числе для контроля параметров и режимов работы оборудования и принятия необходимых действий в аварийной ситуации в период отключения рабочего освещения.

В соответствии с пп «е» п. 229 ФНП ОРПД работники, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением, должны в случаях возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации оборудования под давлением действовать в соответствии с требованиями соответствующих инструкций и планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (при наличии).

Пунктом 93 ФНП ОРПД установлено, что для устройства тепловой изоляции трубопроводов и арматуры должны быть применены материалы с характеристиками, соответствующими параметрам и условиям эксплуатации трубопровода, обеспечивающими нахождение изоляции в исправном состоянии в гарантированный производителем срок и температуру на ее поверхности при температуре окружающего воздуха 25 °C в соответствии с проектной документацией, но не более 55 °C.

В соответствии с п. 11 ФНП ОРПД для обслуживания, осмотра, ремонта оборудования под давлением проектом должно быть обеспечено наличие стационарных металлических площадок и лестниц, а также переносных, передвижных площадок и лестниц, при этом:

конструкция площадок и лестниц должна соответствовать требованиям пунктов 13 - 15 ФНП;

площадки и лестницы обслуживания оборудования, не соответствующие требованиям пунктов 12 и 13 настоящих ФНП смонтированные до вступления в силу приказа об утверждении ФНП, должны быть приведены в соответствие ФНП при капитальном ремонте оборудования, реконструкции (модернизации) или техническом перевооружении ОПО при условии принятия и реализации эксплуатирующей организацией мероприятий для обеспечения их безопасного использования в период до устранения несоответствий;

требования к площадкам и лестницам для обслуживания оборудования, установленные в настоящих ФНП, не распространяются на лестницы, площадки и проходы, входящие в состав строительных конструкций зданий, устройство которых должно соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, технических регламентов.

Согласно п. 13 ФНП ОРПД Конструкция (устройство) площадок и лестниц обслуживания, места их размещения и способы крепления к опорным и несущим элементам каркаса оборудования и строительных конструкций здания (сооружения) устанавливается чертежами, входящими (в зависимости от места размещения и способа крепления) в комплект конструкторской документации оборудования или проектной (рабочей) документации здания (сооружения) и не должны создавать нагрузок, не предусмотренных проектной (конструкторской) документацией.

В соответствии с п. 14 ФНП ОРПД конструкцией площадок и лестниц для обслуживания, осмотра, ремонта оборудования под давлением должно быть обеспечено выполнение следующих условий:

1) Наличие ограждения перилами высотой не менее 900 мм со сплошной обшивкой по низу на высоту не менее 100 мм.

2) В местах прохода персонала, обслуживающего оборудование под давлением, установленное на открытых площадках, а также в зданиях (помещениях), сооружениях:

свободная высота от уровня земли, пола здания (помещения), площадок (мостиков) и ступеней лестниц обслуживания должна быть не менее 2 м;

ширина свободного прохода должна быть не менее 600 мм, а в местах установки арматуры, контрольно-измерительных приборов, других устройств и оборудования - не менее 800 мм.

3) В местах установки арматуры, других устройств и оборудования, ремонт которых проводится с разборкой и демонтажем, конкретная ширина свободного прохода устанавливается исходя из необходимости обеспечения безопасного пространства для персонала не менее вышеуказанного значения с учетом габаритов демонтируемого при замене или ремонте оборудования и иных устройств или отдельных его частей (элементов) разработчиком раздела проектной документации, определяющего решения по размещению оборудования, а также разработчиком конструкторский документации на площадки и лестницы.

4) В местах прохода людей над трубопроводами, расположенными на поверхности земли, пола или площадки, при высоте такого препятствия от поверхности более 300 мм должны быть устроены переходные мостики. При этом в случае их устройства на площадке обслуживания установленные настоящим пунктом высота перил площадки и высота свободного прохода должны приниматься от уровня пола переходного мостика в зоне его расположения.

5) Переходные площадки и лестницы должны иметь перила с обеих сторон. Площадки котлов длиной более 5 метров должны иметь не менее двух лестниц (двух выходов), расположенных в противоположных концах.

6) Применение гладких площадок и ступеней лестниц, а также выполнение их из прутковой (круглой) стали запрещается.

7) Лестницы высотой более 1,5 метра должны иметь угол наклона к горизонтали не более 50° (далее - наклонные лестницы), за исключением случаев, предусмотренных в пункте 15 настоящих ФНП. Наклонные лестницы должны иметь ширину не менее 600 мм, высоту между ступенями не более 200 мм, ширину ступеней не менее 80 мм. Лестницы большой высоты должны иметь промежуточные площадки, при этом высота подъема между площадками должна быть не более 4 метров.

8) Если конструктивные особенности оборудования, строительных конструкций здания, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящих ФНП, препятствуют соблюдению установленных настоящим пунктом требований к ширине и высоте свободного прохода в отдельных зонах (далее - зоны (места) повышенной опасности) передвижения персонала, а их устранение приводит к снижению уровня безопасности при эксплуатации оборудования или строительных конструкций здания, то в указанном случае эксплуатирующей организацией должно быть обеспечены:

определение в производственной инструкции или в отдельном документе маршрута (схемы) безопасного передвижения персонала с указанием мест повышенной опасности, проход в которых запрещен или требует дополнительной осторожности (дополнительного внимания);

перекрытие мест повышенной опасности для прохода персонала при наличии альтернативного безопасного маршрута;

оснащение мест прохода персонала в зонах повышенной опасности при отсутствии безопасного маршрута информационными табличками и знаками опасности;

обязательное использование персоналом при проходе в местах повышенной опасности средств индивидуальной защиты (касок).

Согласно п.п. «в» п. 367 ФНП ОРПД при эксплуатации трубопроводов и арматуры в порядке, установленном производственными инструкциями в соответствии с указаниями руководства по эксплуатации и проектной документации, должны контролироваться плотность предохранительных устройств, арматуры и фланцевых соединений.

Пунктом 94 ФНП ОРПД установлено, что тепловая изоляция фланцевых соединений, арматуры и участков трубопроводов, подвергающихся периодическому контролю (сварные соединения, бобышки для измерения ползучести), должна быть съемной.

В соответствии с п. 117 ФНП ОРПД при выполнении сварочных работ следует руководствоваться требованиями федеральных норм и правил, устанавливающими общие требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах, и положениями настоящих ФНП.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила регистрации ОПО )

Пунктом 5 данных Правил установлено, что юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 3 настоящего Постановления, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее Правила )

Согласно абз. 2 п. 5 Данных правил Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является исполнительным директором ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» на основании приказа конкурсного управляющего ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» -л (л.д. 186).

Согласно должностной инструкции , утверждённой конкурсным управляющим ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ДД.ММ.ГГГГ, исполнительный директор обязан, в том числе обеспечивать выполнение возложенных на предприятие задач; контролировать соблюдение законодательства РФ в деятельности предприятия, выполнение всех лицензионных требований при осуществлении деятельности предприятия в соответствии с законодательством РФ, организовать подготовку соответствующих документов и осуществить все необходимые действия для получения (продления) лицензии с целью осуществления уставной деятельности предприятия; контролировать работу всех подчинённых ему подразделений предприятия, руководителей и специалистов по всем направлениям их деятельности (л.д. 187-190)

ДД.ММ.ГГГГ принято решение о проведении проверки ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» с целью соблюдения исполнения законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта (котлового оборудования, установленного в котельных, обеспечивающих тепловой энергией потребителей) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 177)

В адрес ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки с привлечением специалистов Западно-уральского управления Ростехназора, которое получено представителем учреждения ДД.ММ.ГГГГ

По результатам проведенной совместной проверки соблюдения ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасного производственного объекта составлены акт проверки и справка, из содержания которого следует, что ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» выявлены следующие нарушения (л.д. 179-185):

1. Не переоформлена лицензия на осуществление эксплуатации взыропожароопасных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности ФГУП «машзавод им. ФИО7» вх от ДД.ММ.ГГГГ, в части эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 Мпа: пара, газа (в газообразном состоянии, сниженном состоянии); вод при температуре более 115 градусов С по адресу: (ст. 6 Закона о промышленности безопасности, ст. 8 Закона о лицензировании, требования Положения о лицензировании );

2. ФГУП «Машзавод им. ФИО7», имея в своем составе ОРПД (котлы, сосуды, трудопроводы), установленные в котельной по адресу: , подлежащее постановке на учет в территориальном органе Ростехнадзора - не предоставил необходимые сведения для постановки этого ОРПД на учет в Западно-уральском управлении Ростехнадзора (ч.1 ст. 9 Закона о промышленной безопасности, пунктов 224, 227 ФНП ОРПД );

3 ФГУП «Машзавод им. ФИО7» не подал в установленный срок сведения об ОАО для регистрации в реестре ОПО в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2 ст. 2 ФЗ , пункты 224, 227 ФНП ОРПД , п.5 Правила регистрации ОПО )

4. Не внесены изменения в Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соложением требований промышленной безопасности на ОПО ФГУП «Машзавод им. ФИО7», утверждённого исполнительным директором ФГУП «Машзавод им ФИО7» ФИО12ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля, обусловленное введением ДД.ММ.ГГГГ новых федеральных норм и правил в области промышленности безопасности (ч. 1 ст. 9 ФЗ , абз 2 п.5 Правил );

5. Не актуализирован приказ ФГУП «Машзавод им ФИО7» от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации производственного контроля и технического надзора за безопасной эксплуатацией ПОП» в связи с введением ДД.ММ.ГГГГ новых федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а также в связи с появлением в составе предприятия ОРПД (котельного оборудования), подлежащего постановке на учет в организации ростехнадзора и регистрации в госреестре ОПО (ч.1 ст. 9 ФЗ , абз. 2 п.5 правил );

6. Не назначены распорядительными документами ФГУП «Машзавод им ФИО7 из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате ФГУП «Машзавод им ФИО7», должностные лица, ответственные за осуществление производственного контроля при эксплуатации указанного ОРПД в котельной на ОПО, а также ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию указанного ОРПД в котельной на ОПО, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями ст.14.1 Федерального закона № 116-ФЗ (ч.1 ст. 9 ФЗ , п.228 ФНП ОРПД );

7. Не назначено распорядительным документом ФГУП «Машзавод им. ФИО7» необходимое количество лиц обслуживающего ОРПД персонала (специалистов и рабочих), состоящих в штате ФГУП «Машзавод им. ФИО7», удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном распорядительными документами организации порядке к самостоятельной работе (ч.1 ст. 9 ФЗ , п. 228 ФНП ОРПД );

8. Не установлен распорядительными документами, инструкциями ФГУП «Машзавод им ФИО7» порядок, обеспечивающий поддерживание ОРПД в исправном состоянии, осуществление персоналом (специалистами и рабочими), на который возложена обязанности по обслуживанию под давлением, наблюдения за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, с документарной фиксацией (записью) результатов осмотра и проверки в предназначенном для этого журнале или ином документе, а также установить виды (формы) документов, ведущих в организации при эксплуатации оборудования, порядок их ведения (заполнения) в бумажном или электронном виде (ч.1 ст. 9 ФЗ , п. 228 ФНП ОРПД ).

9. Не оборудовано аварийное электрическое освещение фронта котлов, а также проходов между котлами и над котлами: а) фронт котлов, а также проходы между котлами, сзади котлов и над котлами; б) щиты и пульты управления; в) водоуказательные и измерительные приборы; в) зональные помещения; д) вентиляторные площадки; е) дымососные площадки; ж) помещения для баков и деаэраторов; з) оборудование водоподготовки; и) площадки и лестницы котлов; к) места установки насосного оборудования (ч.1 ст. 9 ФЗ , п. 26 ФНП ОРПД );

10. Отсутствуют инструкции и планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (при наличии) в случаях возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации ОРПД (ч.1 ст. 9 ФЗ , пп «е» п. 229 ФНП ОРПД );

11. Нарушена теплоизоляция паропровода рег в районе П-36 (ч.1 ст. 9 ФЗ , п. 93 ФНП ОРПД );

12. Нарушена целостность площадок (ч.1 ст. 9 ФЗ , пункты 11, 13, 14 ФНП ОРПД );

13. Площадки обслуживания на котлах не приведены в соответствие ФНП ОРПД при капитальном ремонте оборудования, реконструкции (модернизации) или техническом перевооружении ОПО. Отсутствуют мероприятия для обеспечения безопасного их использования до устранения несоответствий (ч. 1 ст. 9 ФЗ , п. 11 ФНП ОРПД );

14. В местах прохода персонала, обслуживающего ОРПД, в помещении котельной свободная высота от уровня площадок (мостиков) составляет менее 2 м (ч.1 ст. 9 ФЗ , ч.2 п.14 ФНП ОРПД ).

15. Отсутствует контроль плотности фланцевых соединения: фланцевые соединения закреплены не на все болты ( ч.1 ст. 9 ФЗ , п.п «в» п. 367 ФНП ОРПД )

16. Отсутствует съёмная тепловая изоляция фланцевых соединений, арматуры и участков трудопроводов, подвергающихся периодическому контролю (ч.1 ст. 9 ФЗ , п. 94 ФНП ОРПД ).

17 График планово-предупредительного ремонта ОРПД цеха теплопаросилового хозяйства не утверждён руководителем ФНП ОРПД (ч.1 ст. 9 ФЗ , ч.1 ст. 96 ФНП ОРПД );

18. Нарушения требования Федеральных норм и правил «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утверждённых приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, к производству сварочных работ на опасных производственных объектах при выполнении сварочных работа именно: диаметр отвода не соответствует диаметру труб; качество сварки не соответствует установленным требованиям: имеются недопустимые дефекты сварного шва (ч.1 ст. 9 ФЗ , пункты 117 ФНП ОРПД , п.6 ФНП ОРПД );

19 ФГУП «Машзавод им. ФИО7» как владелец ОПО, не исполнило на условиях и в порядке, установленном ФЗ № 225-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, за свой счет обязанность страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причинённый потерпевшим, путём заключения договор обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта а именно: ОПО (котельная) по адресу: не застрахован в соответствии с установление требованиями (ч.1 ст. 9, ст. 15 ФЗ , ч.1 ст. 4 ФЗ № 225-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте)»

Заместителем прокурора ДД.ММ.ГГГГ вынесено в присутствии ФИО1 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении исполнительного директора ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ФИО1 (л.д. 170-175).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Западно-уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, направлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении для рассмотрения по существу (л.д. 168).

Государственным инспектором межрегионального отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Западно-Уральского управления ростехнадзора ФИО4 25 марта 202 г. в отношении исполнительного директора ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, с которым ФИО1 ознакомлен в этот же день, копия протокола вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-11).

Определением главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора за подъёмными сооружениями и котлонадзора Западно-Уральского ростехнадзора ФИО6ДД.ММ.ГГГГ вынесено определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ, которое вручено ФИО1 под подпись (л.д. 12-13).

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ поданы возражения и дополнительные возражения по делу об административном правонарушении с документами, свидетельствующими о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений (л.д. 24-25, 110-114)

Главным государственным инспектором межрегионального отдела государственного строительного надзора за подъёмными сооружениями и котлонадзора Западно-Уральского ростехнадзора ФИО6ДД.ММ.ГГГГ в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, рассмотрено дело об административном правонарушении, по результатам которого вынесено постановление, которым вышеуказанное должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде уплаты штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 14-22)

Выводы должностного лица административного органа о совершении исполнительным директором ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, не противоречат установленным по делу обстоятельствам, а также нормам права, регулирующим вышеуказанные правоотношения.

Факт совершения административного правонарушения и виновность в его совершении ФИО1 подтверждены совокупностью вышеуказанных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает. Бездействие исполнительного директора «Машиностроительный завод им ФИО7» ФИО1, выраженное в неисполнении требований промышленной безопасности, верно квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы о том, что ФИО1 представлены в Западно-Уральского управление Ростехнадзора все документы и доказательства, подтверждающие принятие со своей стороны всех мер для соблюдения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные меры стали приниматься указанным должностным лицом только с сентября 2021 г. после проведения проверки, в то время как ОПО передан ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» в июне 2021 г., что не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности. При этом ряд выявленных нарушений относится к нарушениям издания руководителем документов распорядительного порядка, которые непосредственно являются обязанностью исполнительного директора ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ФИО1

Доводы защитника ФИО1 о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку нарушение срока составления протокола не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждено позицией Верховного суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ-ЭС19-9218 по делу № .

Датой выявления административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ Срок давности для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, составляет 1 год, протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах годичного срока давности для привлечения к административной ответственности.

Ссылка защитника на то, что к административной ответственности должны быть иные должностные лица, в чьи непосредственные обязанности входило следить за состоянием и безопасной эксплуатацией паровых и водогрейных котлов, или ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» не исключает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и вины в его совершении исполнительного директора ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7».

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 как исполнительного директора ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» к административной ответственности соблюдены, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора межрегионального отдела государственного строительного надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении исполнительного директора ФГУП «Машиностроительный завод им ФИО7» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней ввой суд через Ленинский районный суд .

Судья: подпись. Манько А.В.

Копия верна.

Судья: Манько А.В.