НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 12.05.2011 № 2-2571

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2571/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 12 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Подыниногиной М.А.,

с участием представителя заявителя Файн В.А.,

представителей администрации г. Перми - Каракуловой В.С., Киселевой Н.В., действующих на основании доверенностей,

представителя Пермской городской Думы Голубевой А.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Перми об оспаривании п. 3 постановления администрации г. Перми от 5 сентября 2008 года № 855,

у с т а н о в и л :

Прокурор г. Перми обратился в суд с заявлением о признании не действующим и не подлежащим применению с момента принятия пункта 3 постановления администрации г. Перми от 5 сентября 2008 года № 855 «О создании конкурсной комиссии по распределению средств бюджета города, предназначенных для предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт, и утверждении критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов». В обоснование заявленных требований указано, что 05.09.2008 г. администрацией г. Перми издано постановление № 855 «О создании конкурсной комиссии по распределению средств бюджета горо­да, предназначенных для предоставления финансовой поддержки на капи­тальный ремонт, и утверждении критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных ломов» (далее -постановление). Постановление опубликовано в Официальном бюллетене органов ме­стного самоуправления муниципального образования город Пермь №81 от 31.10.2008 г. Данный нормативный правовой акт в части утверждения критериев ранжирования заявок, поступающих для включения многоквартирных домов в перечень многоквартирных домов, в отношении которых было запланиро­вано предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми противоречит законодательству Российской Федерации в силу следующего. Названное постановление принято во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ), постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 № 14-П «Об утверждении порядка реализации приоритетного регионального проекта «Достойное жилье». Согласно ст. 1 Закона № 185-ФЗ его целями является создание безопас­ных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффек­тивных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосбе­регающих технологий, установление правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта много­квартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определение компетенции и порядка создания такой некоммерческой организации и ее деятельности, в т. ч. взаимодействия ее с органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации и органами местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 185-ФЗ региональная ад­ресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной вла­сти субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 названной статьи орган местного самоуправления, ор­ганы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов фе­дерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адрес­ную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 на­стоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных коопера­тивов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Пунктам 1.4.1 и 2.1 постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 N 14-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного ре­гионального проекта "Достойное жилье" регламентировано положение, со­гласно которому условия включения объектов в муниципальные адресные программы, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных ад­ресных программ, порядок определения объемов расходов по объектам уста­навливаются муниципальными проектами, утверждаемыми решением пред­ставительного органа местного самоуправления. Таким образом, оспариваемое постановление в части установления кри­териев ранжирования заявок утверждено администрацией города Перми за рамками предоставленных ей полномочий. Более того, постановление в части установления критериев ранжирова­ния заявок для включения многоквартирных домов в перечень многоквар­тирных домов, в отношении которых было запланировано предоставление финансовой поддержки в рамках муниципальной адресной программы капи­тального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в городе Перми противоречит вышеперечисленным целям, установленным в статье 1 Закона № 185-ФЗ, поскольку критерии, установленные в данном акте органа местного самоуправления (плохое техническое состояние объектов общего имущества, очень плохое техническое состояние объектов общего имущества, удовлетворительное состояние, год ввода дома в эксплуатацию и т.д.) позволяют субъективно оценивать поступившие заявки, и тем самым ограничивают права жильцов многоквартирных жилых домов, претендующих на предоставление финансовой поддержки, и подавших заявки ранее других. Применение критериев ранжирования заявок в соответствии с оспариваемым постановлением приводит к нарушению принципа очередности, установленного п. 4.9 решения Пермской городской Думы от 25 марта 2008 года № 74 «Об утверждении порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах».

Представитель заявителя в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители администрации г. Перми в судебном заседании с требованиями не согласны по основаниям, изложенным в возражениях на заявление (л.д. 33). В частности указывают, что ст. 179 Бюджетного кодекса РФ установлено, что долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования, а порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. Аналогичные нормы указаны в пунктах 2 и 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, где установлено, что субсидии юридическим лицам производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации. Муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Таким образом положения Постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 № 14-П, устанавливающие, что условия включения объектов в муниципальные адресные программы, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных ад­ресных программ, порядок определения объемов расходов по объектам уста­навливаются муниципальными проектами, утверждаемыми решением пред­ставительного органа местного самоуправления противоречат Бюджетному кодексу РФ. В соответствии со ст. 59 и 59.1 Устава города Перми администрация города является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края), глава администрации города в пределах своих полномочий издает постановления администрации города. Постановления администрации города входят согласно ст. 9 Устава города Перми в систему правовых актов города. В п. 2.3 Решения Пермской городской Думы от 25.03.2008 N 74 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Решение № 74) администрации города рекомендовано разработать и утвердить критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Таким образом, администрация города Перми вправе самостоятельно определять критерии ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта. По вопросу противоречия Постановления № 855 целям, указанным в статье 1 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ в части установления ранжирования заявок, указали, что в соответствии с Законом №185-ФЗ правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства 21.01.2008 утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Методические рекомендации). Пп. 2.6.2. Методических рекомендаций предусмотрено что, в условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, отбор перечня многоквартирных домов для включения в муниципальную программы и соответственно региональную программу должен проходить на конкурентной основе согласно заранее объявленным критериям, соответствующим целям и условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и целям и условиям региональной программы. Критерии применяются во всех муниципальных образованиях, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации средств долевого финансирования региональной программы (п. 2.6.3 Методических рекомендаций). Также Методическими рекомендациями предусмотрены виды критериев оценки, к которым, в частности, относятся технические, организационные, финансовые критерии. Кроме того, ч. 4.1. ст. 15 Закона №185-ФЗ предусмотрено, что при подготовке муниципальных адресных программ должны учитываться условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Так, в п. 1.9., п. 2.1. Постановления № 14-П предусмотрено положение, согласно которому условия включения объектов в муниципальные адресные программы, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ устанавливаются муниципальными проектами. В п. 2.3 Решения № 74 администрации города рекомендовано разработать е утвердить критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Таким образом, установленные Постановлением № 855 критерии для ранжирования очередности субсидий капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома разработаны на основании Методических рекомендаций, Постановления № 14-П, Решения № 74 и не противоречат целям, указанным в статье 1 Закона № 185-ФЗ. По поводу нарушения принципа очередности, установленного Решением Пермской городской Думы № 74, указали, что поступившие заявки сначала рассматриваются на соответствие общим требованиям, установленным Решением № 74; впоследствии заявки, отвечающие требованиям и условиям Решения № 74, ранжируются в соответствии с критериями, утвержденными оспариваемым постановлением (рассчитывается количество баллов по каждой заявке), в порядке очередности поступления заявок. Включение заявок в перечень объектов капитального ремонта осуществляется с учетом набранных баллов и в порядке очередности поступления заявок. Таким образом применение критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не приводит к нарушению принципа очередности, установленного Решением № 74. Также указали, что 29 октября 2010 года завершен прием заявок на предоставление средств финансовой поддержки на 2011 год, в связи с чем внесение изменений в Постановление № 855 является нецелесообразным и повлечет нарушение прав заявителей.

Представитель Пермской городской Думы, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна по основаниям, изложенным в возражениях на заявление (л.д. 31). Указала, что п. 2.3 решения Пермской городской Думы от 25 марта 2008 года № 74 администрации г. Перми рекомендовано разработать и утвердить критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов до 1 января 2008 года. При этом критерий - это признак, на основании которого производит­ся оценка, определение, классификация чего-нибудь, в данном случае - объектов капитального ремонта. Так постанов­лением администрации города Перми от 05.09.2008 № 855 утверждены критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (технические, организационные, финансовые критерии с соответствующими бальными оценками и коэффициентами весомо­сти). Принцип - это основное, исходное положение какой-нибудь теории, уче­ния, мировоззрения, теоретической программы. Таким образом, понятие критерия отлично от понятия принципа. Пермская городская Дума, поручив администрации города Перми разработать и утвердить критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а не принципы ранжирования объек­тов в составе муниципальных адресных программ, не нарушила требований дей­ствующего законодательства и Постановления Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года № 14-П.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Во исполнение Закона Пермского края от 24.12.2007 N 165-ПК "О региональном фонде софинансирования расходов" Правительство Пермского края приняло Постановление от 08.02.2008 N 14-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", которым утвержден прилагаемый Порядок реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье".

Согласно п. 1.4.1 указанного Порядка приоритетный муниципальный проект (далее - муниципальный проект) - проект органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Пермского края (далее - муниципальное образование) по проведению мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, по переселению граждан и сносу ветхих (аварийных) домов в рамках реализации подпроектов регионального проекта. Муниципальный проект и общий объем расходов на его реализацию утверждаются решением представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 2.1 указанного Порядка органы местного самоуправления осуществляют отбор объектов для включения в муниципальные адресные программы после утверждения законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из регионального фонда софинансирования расходов.

Условия включения объектов в муниципальные адресные программы,принципы ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ, порядок определения объемов расходов по объектам устанавливаются муниципальными проектами.

Решением Пермской городской Думы от 25 марта 2008 года № 74 утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах согласно приложению.

Настоящий Порядок определяет условия предоставления из бюджета города финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - капитальный ремонт) (п. 1.2).

Согласно п. 4.9 указанного Порядка рассмотрение и включение заявок в перечень объектов осуществляются в порядке очередности поступления заявок  .

При этом пунктом 2.3 Решения Пермской городской Думы от 25 марта 2008 года № 74 рекомендовано Главе администрации г. Перми разработать и утвердить критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов   до 01.07.2008.

5 сентября 2008 года на основании решения Пермской городской Думы от 25 марта 2008 года № 74 «Об утверждении порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах» администрацией г. Перми принято постановление № 855 «О создании конкурсной комиссии по распределению средств бюджета города, предназначенных для предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт, и утверждении критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов», которым создана конкурсная комиссия по распределению средств бюджета города, предназначенных для предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержден состав конкурсной комиссии; также пунктом 3 указанного постановления утверждены прилагаемые критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В частности данные критерии содержат такие показатели, как техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме; год ввода многоквартирного дома в эксплуатацию; комплексность капитального ремонта; доля муниципального образования город Пермь в общем имуществе многоквартирного дома в части жилых помещений; финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления, Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Согласно ст. 59.1 Устава города Перми (в ред. решения Пермской городской Думы от 27.02.2007 N 34, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) Глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законодательством Пермской области (края), настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законодательством Пермской области (края), а также распоряжения по вопросам организации работы администрации города.

Согласно ст. 60.1 Устава города Перми Дума и администрация города в своих взаимоотношениях исходят из единства целей деятельности и из интересов жителей города Перми. Дума вправе обратиться к главе администрации города с предложением об отмене или изменении изданных им нормативных правовых актов, если они нарушают законодательство, настоящий Устав, решения Думы или права и свободы граждан.

Проанализировав содержание вышеуказанных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, о том, что администрация города Перми, принимая оспариваемое постановление от 5 сентября 2008 года № 855, действовала в пределах предоставленных ей законом и Уставом города Перми полномочий.

Оспариваемое постановление № 855 принято администрацией города Перми в рамках ее компетенции во исполнение Решения Пермской городской Думы № 74 от 25 марта 2008 года, что не противоречит ст. 60.1 Устава города Перми, поскольку как следует из содержания Решения Пермской городской Думы № 74 Главе города Перми рекомендовано привести правовые акты администрации города в соответствие с настоящим решением, в том числе разработать и утвердить критерии для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В обоснование своих доводов о принятии оспариваемого постановления за рамками компетенции администрации г. Перми, заявитель ссылается на то, что в соответствии с Порядком реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", утвержденным Постановлением Правительства Пермского края № 14-П, принципы ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ, устанавливаются муниципальными проектами, а муниципальный проект утверждается решением представительного органа местного самоуправления.

Между тем, как следует из содержания Решения Пермской городской Думы № 74 именно утвержденным им Порядком предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах определен основной принцип ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ – принцип очередности, установленный п. 4.9 данного Порядка. Таким образом принцип ранжирования объектов в составе муниципальных адресных программ установлен именно решением органа местного самоуправления в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края № 14-П.

При этом установление данного принципа очередности не исключает наличие одновременно иных критериев для ранжирования многоквартирных домов в составе перечня объектов на капитальный ремонт.

Такие критерии по поручению Пермской городской Думы были утверждены оспариваемым Постановлением администрации г. Перми № 855. При этом суд соглашается с доводами представителя Пермской городской Думы о том, что принципы и критерии являются неравнозначными понятиями, и Пермской городской Думой было рекомендовано Главе города Перми разработать именно критерии очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, а не принципы ранжирования объектов в составе адресных программ.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление № 855 не противоречит Постановлению Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года № 14-П.

Кроме того, суд соглашается и с доводами администрации г. Перми о том, что согласно подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

При этом согласно п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства 21.01.2008 утверждены Методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Пп. 2.6.2. Методических рекомендаций предусмотрено что, в условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, отбор перечня многоквартирных домов для включения в муниципальную программы и соответственно региональную программу должен проходить на конкурентной основе согласно заранее объявленным критериям, соответствующим целям и условиям предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и целям и условиям региональной программы. Для обеспечения единого подходы к включению перечня многоквартирных домов в муниципальные программы субъекту Российской Федерации на первом этапе разработки региональной программы рекомендуется установить критерии оценки обращений товариществ собственников жилья и управляющих организаций для ранжирования многоквартирных домов, собственники которых претендуют на получение финансовой поддержки на проведение капитального ремонта. Критерии будут применяться во всех муниципальных образованиях, претендующих на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных бюджетом субъекта Российской Федерации средств долевого финансирования региональной программы. Также Методическими рекомендациями предусмотрены возможные виды критериев оценки, в частности технические, организационные, финансовые критерии.

Доводы заявителя о нарушении принятыми критериями принципа очередности, установленного Решением Пермской городской Думы № 74, не могут быть признаны обоснованными, поскольку как следует из пояснений представителей администрации г. Перми поступившие заявки, отвечающие требованиям Решения № 74, ранжируются в соответствии с критериями, утвержденными оспариваемым постановлением в порядке очередности поступления заявок. Включение заявок в перечень объектов капитального ремонта осуществляется в порядке очередности поступления заявок, но с учетом набранных баллов. Таким образом, применение критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов не исключает соблюдения принципа очередности при включении многоквартирных домов в перечень объектов на капитальный ремонт и не нарушает данный принцип.

Включение заявок в перечень объектов капитального ремонта на основании одного лишь принципа очередности поступления заявок, не соответствовало бы целям реализации регионального проекта «Достойное жилье», которыми в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года № 14-П являются содействие реформированию жилищно-коммунального хозяйства Пермского края; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; формирование современных и эффективных механизмов управления многоквартирными домами; стимулирование самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах и принятия ими на себя ответственности за техническое состояние общего имущества в многоквартирных домах и его качественное улучшение.

Необходимость применения иных критериев при включении объектов в адресную программу, помимо принципа очередности вытекает и из п. 2.1 Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 года № 14-П, согласно которому органы местного самоуправления осуществляют отбор объектов   для включения в муниципальные адресные программы после утверждения законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период распределения субсидий местным бюджетам из регионального фонда софинансирования расходов.

Отбор заявок предусмотрен и п. 3.5 Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного Решением Пермской городской Думы № 74.

Отсутствие каких-либо критериев для оценки поданных заявок в условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки привело бы к нарушению прав жителей многоквартирных домов, особо нуждающихся в проведении капитального ремонта, но по каким-либо причинам подавшим заявки позднее других.

Представителями заявителя в ходе судебного разбирательства также не оспаривалось, что критерии для включения заявок в перечень объектов капитального ремонта должны быть, однако, по мнению представителей заявителя, это должны быть иные критерии, чем установлены оспариваемым постановлением. Однако несоответствие установленных Постановлением № 855 критериев закону судом не установлено.

По мнению суда такие установленные оспариваемым постановлением критерии для оценки заявок, как техническое состояние объектов общего имущества в многоквартирном доме, год ввода дома в эксплуатацию, комплексность капитального ремонта, доля муниципального образования в общем имуществе дома в части жилых помещений, финансовая дисциплина собственников помещений в многоквартирном доме являются необходимыми критериями для объективной оценки степени нуждаемости многоквартирного дома в капитальном ремонте и права товарищества собственников жилья или управляющей компании на первоочередное получение мер финансовой поддержки.

Доводы заявителя о том, что оспариваемые критерии носят коррупциогенный характер, суд находит несостоятельными.

Согласно ч. 2 ст. 1 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Из содержания установленных оспариваемым постановлением критериев следует, что они являются достаточно объективными, определенными и не создают возможность для чрезмерно широкого усмотрения должностных лиц, оценивающих поступившие заявки на капитальный ремонт, то есть не содержат коррупциогенных факторов, предусмотренных указанным Федеральным законом.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворении требований прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению п. 3 постановления администрации г. Перми от 5 сентября 2008 года № 855 не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении требований прокурора г. Перми о признании недействующим и не подлежащим применению п. 3 постановления администрации г. Перми от 5 сентября 2008 года № 855 «О создании конкурсной комиссии по распределению средств бюджета города, предназначенных для предоставления финансовой поддержки на капитальный ремонт, и утверждении критериев для ранжирования очередности субсидирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов».

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Иванова Н.А.