УИД 59RS0004-01-2023-005288-23
Дело № 12-4/2024
Р Е Ш Е Н И Е
12 января 2024 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П., рассмотрев жалобу защитника Пермской таможни Власовой Л.А. на постановление начальника отдела надзора и контроля в сфере трудовых отношений Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела надзора и контроля в сфере трудовых отношений Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ№ Пермская таможня признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Защитник Пермской таможни Власова Л.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что к возникшим правоотношениям положения Трудового кодекса Российской Федерации применению не подлежат, вопросы прохождения службы в таможенных органах урегулированы специальным законодательством, в связи с чем также при вынесении постановления не учтено, что в декабре 2022 года ШЕГвыплачена денежная компенсация за 12 календарных дней неиспользованного очередного отпуска и дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в январе 2023 по заявлению ШЕГ выплачена денежная компенсация за предметы форменной одежды.
Пермская таможня, защитник Власова Л.А., Рябышева Е.Г., должностное лицо, вынесшее постановление, Пермская транспортная прокуратура извещены надлежащим образом.
Оценив доводы жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на всех работодателей (физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками, возложена обязанность правильно применять и руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.02.2014 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты в Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Закон № 114-ФЗ) служба в таможенных является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона № 114-ФЗ сотрудникам таможенных органов при увольнении со службы в таможенных органах выплачиваются пособия и компенсации. Выплата указанных пособий и компенсаций осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 18 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
В соответствии с разделом XVIII приказа ФТС России от 07.04.2014 № 649 «Об утверждении обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации» сотрудникам, увольняемым со службы в таможенных органах, выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы включительно на основании соответствующего приказа таможенного органа об увольнении сотрудника. Сотрудникам, уволенным со службы в таможенных органах, выплачивается денежная компенсация в полном объеме за все отпуска, не использованные до 1 января года увольнения, независимо от оснований увольнения.
Денежная компенсация за не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается пропорционально периоду службы в год увольнения из расчета 1/12 часть очередного ежегодного отпуска за каждый полный месяц службы.
В соответствии со ст. 121 Трудового кодекса РФ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включается время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха.
Как следует из материалов дела, Пермской транспортной прокуратурой на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ в Пермской таможне проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы применения законодательства о труде, о государственной гражданской службе, о службе в таможенных органах.
В ходе проверки выявлено, что на основании приказа Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-к с РЕГ заключен контракт о службе в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 1 год.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГРЕГ находилась в отпуске по уходу за ребенком, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по беременности и родам, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребенком.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-КС РЕГДД.ММ.ГГГГ уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подп. 4 п.2 ст. 48 Закона № 114-ФЗ, в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом.
В нарушение ч.1 ст. 121 ТК РФ период отпуска по беременности и родам РЕГ в 2022 году Пермской таможней не включен в стаж работы для исчисления ежегодного очередного отпуска, что повлекло не начисление дней отпуска за указанный период и, следовательно, невыплату компенсации за неиспользованные дни отпуска.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2011 года N 237 "О порядке обеспечения вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" сотрудники, увольняемые со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подп. 2 - 9 п. 2 ст. 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", по их желанию могут получить вещевое довольствие, положенное им на день увольнения, или денежную компенсацию за не выданные в личное пользование предметы форменной одежды, предусмотренные нормами снабжения вещевым довольствием, в размере средней фактической стоимости не выданных на день увольнения предметов.
В ходе проверки установлено также, что в нарушение п.4 Постановления Правительства РФ от 31.03.2022 № 237 "О порядке обеспечения вещевым довольствием должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" РЕГ не выдана форменная одежда, положенная на день увольнения, либо денежная компенсация за не выданные в личное пользование предметы форменной одежды.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем Пермского транспортного прокурора постановления о возбуждении в отношении Пермской таможни дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 КоАП РФ и последующего ее привлечения должностным лицом Государственной инспекции труда в Пермском крае к административной ответственности, установленной данной нормой.
Вина Пермской таможней в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением заместителя Пермского транспортного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; жалобой РЕГ Уральскому транспортному прокурору; приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-К о приеме на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначении на должность РЕГ; контрактом о службе в таможенных органах Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным РЕГ; приказом №-КС от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении РЕГ; приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ об отпуске по уходу за ребенком РЕГ; приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в приказ Пермской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К; приказом №-КМ от ДД.ММ.ГГГГ об отпуске по беременности и родам РЕГ; приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ об отпуске по уходу за ребенком РЕГ; личной карточкой государственного (муниципального) служащего; расчетными листками; приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ о заключении контракта с РЕГ с ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год; контрактом о службе в таможенных органах Российской Федерации №к/21 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным с РЕГ; информацией по обеспечению форменной одеждой, требованиями-накладными; иными материалами дела.
Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется, они согласуются между собой, взаимно дополняют друга и в своей совокупности подтверждают факт допущенного Пермской таможней правонарушения.
Деяние Пермской таможни правильно квалифицировано уполномоченным должностным лицом административного органа по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ как нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Совокупность представленных в материалы дела и исследованных доказательств свидетельствует о том, что Пермская таможня не обеспечила выполнение обязанности по соблюдению требований трудового законодательства.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Пермской таможни реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об освобождении от наказания в связи с малозначительностью правонарушения не установлено.
Факт выплаты Пермской таможней в декабре 2022 года ШЕГ денежной компенсации за 12 календарных дней неиспользованного очередного отпуска и дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет за период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в январе 2023 - денежной компенсации за предметы форменной одежды об отсутствии в деянии Пермской таможни состава вмененного административного правонарушения не свидетельствует, принимая во внимание, что данные обстоятельства имели место после возбуждения дела об административном правонарушении.
Доводы жалобы о том, что положения норм Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение которых вменено Пермской таможне, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем отклоняются как несостоятельные.
Постановление о привлечении Пермской таможни к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; административное наказание назначено в пределах санкции статьи.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, судья не усматривает.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела надзора и контроля в сфере трудовых отношений Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Пермской таможни – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья - И.П.Рожкова