УИД 59RS0004-01-2022-003350-98
Дело №12-1048/2022
Р Е Ш Е Н И Е
09 августа 2022 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Подгайная Н.В.,
с участием прокурора отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Борцовой В.В.
рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю»,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела в Государственной инспекции труда в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ№ ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что в нарушение требований ст.ст. 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ о прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности и перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанную с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, подсобные рабочие банно-прачечного комбината и кухонные рабочие организации допущены к выполнению работы без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования; в нарушение требований п. 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ кухонным рабочим не проведен внеплановый инструктаж при введении новых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а именно Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н; в нарушение требований п.3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ не проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда кухонным рабочим при введении новых нормативных правовых актов, содержащего требования охраны труда, а именно Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н; в нарушение требований п. 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ кухонным рабочим не проведен внеплановый инструктаж при введении новых нормативных правовых актов, содержащего требования охраны труда, а именно Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н; в нарушении требований п.3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ не проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда уборщикам служебных помещений в медицинской части при введении новых нормативных правовых актов, содержащего требования охраны труда, а именно Правил по охране труда в медицинских организациях, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ; в нарушении требований п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ не проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда руководителям и специалистам, при введении новых нормативных правовых актов, содержащего требования охраны труда, а именно Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 декабря 20 г. №н. и Правила по охране труда в медицинских организациях, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ
ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 55 000 руб.
Начальник ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» обратился в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку вина учреждения по данному факту не установлена. Учреждением предприняты все меры для соблюдения требований трудового законодательства, проведение обязательного психиатрического освидетельствования работников не входит в Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является платной услугой, оплачиваемой по договорам за счет средств добровольного медицинского страхования, работодателей и личных средств граждан. Проведение психиатрического освидетельствования работников - отдельный лицензируемый вид медицинской деятельности. ФКУЗ МСЧ-59 ФСИН России не является организацией, имеющей право на осуществление данного вида деятельности, лицензии на проведение обязательного психиатрического освидетельствования не имеет. В целях устранения нарушения в части прохождения подсобным рабочим БПК и кухонными рабочими обязательного психиатрического освидетельствования ФКУ ПВК в адрес ГУФСИН был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № № о потребности в лимитах бюджетных обязательства на сумму №.руб. Сотрудниками отдела тылового обеспечения ГУФСИН в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет подготовлен и направлен запрос в УТО ФСИН России о потребности в бюджетных ассигнованиях на проведение обязательного психиатрического освидетельствования. В случае получения финансирования по данной статье расходы руководством ФСИН будет незамедлительно рассмотрен вопрос о доведении денежных средств в адрес ФКУ ПВК для устранения вышеуказанного нарушения. Вместе с тем, при вынесении постановления, административным органов не были учтены представленные документы, а именно государственные контракты и объяснения сотрудников.
ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю», защитник Микова Ю.В., административный орган, вынесший постановление, извещены надлежащим образом, в суд на рассмотрение жалобы не явились.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Борцова В.В. с доводами, изложенными в жалобе, выразила несогласие, просила оставить обжалуемое постановление без изменения.
Выслушав мнение прокурора, оценив доводы жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Часть 3 ст.5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - в виде наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права условия соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно ч.2 ст.213 ТК РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), работники в возрасте до 21 года проходят обязательные предварительные (при поступлении) и ежегодные медицинские осмотры.
В соответствии с п.2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29 внеплановый инструктаж проводится, в том числе, при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.
В соответствии с п.3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ N 1/29, внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится: при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.
На основании ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в том числе, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Пермского края совместно с Государственной инспекцией труда в Пермском крае проведена проверка соблюдения ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» требований трудового законодательства.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: в нарушение требований ст. ст. 76, 212, 213 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ о прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности и перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанную с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, подсобные рабочие банно-прачечного комбината и кухонные рабочие организации допущены к выполнению работы без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования; в нарушение требований п. 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ кухонным рабочим не проведен внеплановый инструктаж при введении новых нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а именно Правил по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н; в нарушение требования п. 3.3 Порядка не проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда кухонным рабочим; в нарушение требований п. 2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ кухонным рабочим не проведен внеплановый инструктаж; в нарушении требований п. 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от ДД.ММ.ГГГГ№ не проведена внеочередная проверка знаний требований охраны труда руководителям и специалистам.
Вышеуказанные нарушения явились основанием для вынесения прокурором Пермского края в отношении ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанное постановление с материалами проверки было направлено руководителю Государственной инспекции труда в Пермском крае для его рассмотрения по существу.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальником отдела Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 в присутствии защитника Миковой Ю.В. вынесено оспариваемое постановление о привлечении ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вина ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; материалами проверки.
Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется, они согласуются между собой, взаимно дополняют друга и в своей совокупности подтверждают факт допущенного ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» правонарушения.
Деяние ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» правильно квалифицировано должностным лицом административного органа по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, посягает на отношения, направленные на обеспечение права работника на охрану жизни и здоровья.
Довод жалобы о необходимости применения положения ст. 2.9 КоАП РФ подлежит отклонению, поскольку согласно требованиям действующего административного законодательства, малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, должностное лицо не усмотрело в действиях ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» малозначительности совершенного правонарушения, поскольку, в данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Постановление о привлечении ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Санкция ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа для юридических лиц в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей, с учетом тяжелого финансового положения ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» назначено, заместителем начальника отдела в Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 административный штраф снижен до 55 000 руб., таким образом, оснований для дополнительного снижения административного штрафа не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление заместителя начальника отдела в Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ «Пермская воспитательная колония ГУФСИН России по Пермскому краю» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Н.В. Подгайная
Копия верна, судья Н.В. Подгайная