Дело № 12-1237/2019
Р Е Ш Е Н И Е
9 августа 2019 года г. Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Насибуллина М.Х.,
с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности Давыдова Э.С. – Хайдарова С.Ш.,
представителя Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации В.А.И.,
рассмотрев жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» (ИНН №) Давыдова Э.С.,
на постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение г. Пермь) Б.А.Г.№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» Давыдова Э.С.,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации должностное лицо - генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Давыдов Э.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, то есть в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, выразившегося в несоответствии Правил Внутреннего Контроля требованиям законодательства РФ и нормативным актам Банка России по вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В жалобе генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Давыдов Э.Д. просит постановление признать незаконным и указывает, что все правила внутреннего контроля исполняет ответственный сотрудник – генеральный директор, на которого возложены в том числе функции бухгалтера, фактически бухгалтер в организации отсутствует, несмотря на наличие ставки в штатном расписании. В случае отсутствия ответственного сотрудника, организация прекращает свою деятельность, назначение исполняющего обязанности ответственного лица в организации не предусмотрено.
В судебном заседании представитель Давыдова Э.С. согласившись с наличием нарушений, указанных в постановлении, пояснил, что они являются незначительными, в связи с чем просил заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Представитель Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации поддержал письменные возражения на жалобу заявителя в полном объеме, просил оставить постановление без изменения, отказав в удовлетворении доводов жалобы.
В силу ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, -(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Правила внутреннего контроля внутреннего контроля).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ на микрофинансовые организации распространяются обязанности, возложенные на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.
Требования для некредитных финансовых организаций установлены Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к Правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 445-П), вступившим в силу 01.03.2015, а также иными нормативными актами Банка России.
В рамках осуществления дистанционного надзора за исполнением некредитными финансовыми организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, касающихся противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) проведена проверка Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ООО «<данные изъяты>» на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством РФ и нормативными документами Банка России по вопросам ПОД/ФТ.
По результатам рассмотрения представленных ПВК установлено, что они не соответствуют требованиям Положения № 445-П, а именно:
1. В нарушение пункта 2.8 Положения № 445-П в Программе организации системы ПОД/ФТ (раздел 3) отсутствует:
- порядок взаимодействия ответственного сотрудника, с иными сотрудниками НФО (при наличии таких сотрудников в НФО). Согласно представленному ООО «<данные изъяты>» штатному расписанию, утвержденному приказом Организации от
ДД.ММ.ГГГГ№, в организации работают 9 человек: генеральный директор, заместитель директора, бухгалтер и 6 менеджеров по работе с клиентами;
- порядок взаимодействия НФО с ее обособленными подразделениями (филиалами) (при их наличии) по вопросам ПОД/ФТ. Наличие обособленных подразделений подтверждено письмом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленным в Банк России отчетом о микрофинансовой деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у Организации имеется восемь обособленных подразделений.
2. В нарушение пункта 2.11 Положения № 445-П в подпункте 3.2.6 Программы организации системы ПОД/ФТ (раздел 3), в котором описаны права и обязанности ответственного сотрудника, не отражено право ответственного сотрудника запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений НФО (при наличии таких подразделений) необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы (документы по операциям (сделкам). Наличие обособленных подразделений подтверждено письмом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленным в Банк России отчетом о микрофинансовой деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у Организации имеется восемь обособленных подразделений.
3. В нарушение требований пункта 8.1.1 Положения № 445-П в Программе реабилитации клиента (раздел 12) отсутствует порядок учета и хранения представленных клиентом документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, сообщений об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, запросов о представлении мотивированных обоснований, мотивированных обоснований, решений межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа, решений межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого некредитной финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем.
4. В нарушение пункта 4.4 Положения № 445-П в Программе управления риском (раздел 5) отсутствует:
- методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования услуг НФО;
- порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
- порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.
5. В нарушение пункта 1.4 Положения № 445-П пункт 11.2 Программы подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ (раздел 11) не соответствует требованиям пункта 2.2 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее - Указание № 3471-У) в связи с отсутствием в Перечне сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, должности бухгалтера. Должность бухгалтера имеется в штатном расписании, утвержденном приказом Организации от ДД.ММ.ГГГГ№, действующем на период 2018 - 2019 гг.
6. В нарушение пункта 1.4 Положения № 445-П подпункт 3.2.2 Программы подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ (раздел 3) не соответствует требованиям пункта 2.3 Положения № 445-П в части неназначения исполняющим обязанности ответственного сотрудника из числа других сотрудников Организации в период временной нетрудоспособности, отпуска, служебной командировки ответственного сотрудника Организации.
7. В нарушение пункта 1.4 Положения 445-П в подпункте 8.2.1 пункта 8.2 и в подпунктах 8.2.1.2 (номер подпункта 8.2.1.2 указан дважды, нумерация подпункта 8.2.1.1 отсутствует) Программы, определяющей порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом (раздел 8) необоснованно сокращен перечень юридических лиц, в отношении которых директор Организации обязан принять решение о приостановлении операции. Согласно подпунктам 8.2.1.2 к таким юридическим лицам отнесено юридическое лицо, у которого не любой из собственников, а только бенефициарный владелец является фигурантом Перечня экстремистов и террористов или Решения, а также такое юридическое лицо, которое находится под контролем только физического лица - фигуранта Перечня экстремистов и террористов или Решения (не указана организация - фигурант Перечня экстремистов и террористов или Решения), что не соответствует требованиям пункта 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с протоколом общего собрания участников ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№ на должность генерального директора назначен Давыдов Э.С.. Приказ о приеме работника на работу на должность генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ№.
По факту выявленного нарушения в отношении должностного лица – Давыдова Э.С. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление.
Вина Давыдова Э.С., в совершении административного правонарушения кроме протокола об административном правонарушении объективно подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в частности, мотивированным заключением по результатам изучения ПВК, служебными записками, Правилами внутреннего контроля ООО «<данные изъяты>», уставом указанной организации, штатным расписанием, а также иными доказательствами, подробно изложенными в постановлении.
На основании представленных доказательств, достоверность и объективность которых у судьи сомнений не вызывает, и которым в постановлении дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о доказанности вины должностного лица Давыдова Э.С. в совершении административного правонарушения.
Действия Давыдова Э.С. правильно квалифицированы по ч. 1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи и с учетом требований ст.ст.4.1,4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ. Мотивы принятого решения о виде и размере наказания в достаточной степени мотивированы, не согласиться с ними у суда оснований не имеется.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст.4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО «<данные изъяты>» административного штрафа на предупреждение.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении должностного лица - Давыдова Э.С. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, ненадлежащее осуществление внутреннего контроля создает реальную угрозу недостижения целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
р е ш и л :
Постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение г. Пермь) Б.А.Г.№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» Давыдова Э.С. оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Давыдова Э.С. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в срок 10 суток в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес>.
Судья – подпись
Верно. Судья - М.Х. Насибуллина