НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край) от 09.08.2019 № 12-1237/19

Дело № 12-1237/2019

Р Е Ш Е Н И Е

9 августа 2019 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Насибуллина М.Х.,

с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности Давыдова Э.С. – Хайдарова С.Ш.,

представителя Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации В.А.И.,

рассмотрев жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» (ИНН ) Давыдова Э.С.,

на постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение г. Пермь) Б.А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» Давыдова Э.С.,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации должностное лицо - генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Давыдов Э.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, то есть в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, выразившегося в несоответствии Правил Внутреннего Контроля требованиям законодательства РФ и нормативным актам Банка России по вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В жалобе генеральный директор ООО «<данные изъяты>» Давыдов Э.Д. просит постановление признать незаконным и указывает, что все правила внутреннего контроля исполняет ответственный сотрудник – генеральный директор, на которого возложены в том числе функции бухгалтера, фактически бухгалтер в организации отсутствует, несмотря на наличие ставки в штатном расписании. В случае отсутствия ответственного сотрудника, организация прекращает свою деятельность, назначение исполняющего обязанности ответственного лица в организации не предусмотрено.

В судебном заседании представитель Давыдова Э.С. согласившись с наличием нарушений, указанных в постановлении, пояснил, что они являются незначительными, в связи с чем просил заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

Представитель Отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации поддержал письменные возражения на жалобу заявителя в полном объеме, просил оставить постановление без изменения, отказав в удовлетворении доводов жалобы.

В силу ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, -(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 484-ФЗ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны разрабатывать Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (Правила внутреннего контроля внутреннего контроля).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ на микрофинансовые организации распространяются обязанности, возложенные на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом.

Требования для некредитных финансовых организаций установлены Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к Правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 445-П), вступившим в силу 01.03.2015, а также иными нормативными актами Банка России.

В рамках осуществления дистанционного надзора за исполнением некредитными финансовыми организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, касающихся противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) проведена проверка Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в ООО «<данные изъяты>» на предмет их соответствия требованиям, установленным законодательством РФ и нормативными документами Банка России по вопросам ПОД/ФТ.

По результатам рассмотрения представленных ПВК установлено, что они не соответствуют требованиям Положения № 445-П, а именно:

1. В нарушение пункта 2.8 Положения № 445-П в Программе организации системы ПОД/ФТ (раздел 3) отсутствует:

- порядок взаимодействия ответственного сотрудника, с иными сотрудниками НФО (при наличии таких сотрудников в НФО). Согласно представленному ООО «<данные изъяты>» штатному расписанию, утвержденному приказом Организации от

ДД.ММ.ГГГГ, в организации работают 9 человек: генеральный директор, заместитель директора, бухгалтер и 6 менеджеров по работе с клиентами;

- порядок взаимодействия НФО с ее обособленными подразделениями (филиалами) (при их наличии) по вопросам ПОД/ФТ. Наличие обособленных подразделений подтверждено письмом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленным в Банк России отчетом о микрофинансовой деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у Организации имеется восемь обособленных подразделений.

2. В нарушение пункта 2.11 Положения № 445-П в подпункте 3.2.6 Программы организации системы ПОД/ФТ (раздел 3), в котором описаны права и обязанности ответственного сотрудника, не отражено право ответственного сотрудника запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений НФО (при наличии таких подразделений) необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы (документы по операциям (сделкам). Наличие обособленных подразделений подтверждено письмом ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленным в Банк России отчетом о микрофинансовой деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у Организации имеется восемь обособленных подразделений.

3. В нарушение требований пункта 8.1.1 Положения № 445-П в Программе реабилитации клиента (раздел 12) отсутствует порядок учета и хранения представленных клиентом документов и (или) сведений об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, сообщений об устранении (о невозможности устранения) оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе, запросов о представлении мотивированных обоснований, мотивированных обоснований, решений межведомственной комиссии об отсутствии оснований для отказа, решений межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого некредитной финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем.

4. В нарушение пункта 4.4 Положения № 445-П в Программе управления риском (раздел 5) отсутствует:

- методика выявления и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в отношении риска использования услуг НФО;

- порядок присвоения, порядок и сроки пересмотра степени (уровня) риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядок учета и документального фиксирования результатов оценки степени (уровня) риска использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

- порядок проведения мероприятий по мониторингу, анализу и контролю за риском использования услуг НФО в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в связи с предоставлением клиентам определенных продуктов (услуг) или осуществлением НФО операций (сделок) в интересах клиента с указанием периодичности проведения указанных мероприятий.

5. В нарушение пункта 1.4 Положения № 445-П пункт 11.2 Программы подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ (раздел 11) не соответствует требованиям пункта 2.2 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях» (далее - Указание № 3471-У) в связи с отсутствием в Перечне сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ, должности бухгалтера. Должность бухгалтера имеется в штатном расписании, утвержденном приказом Организации от ДД.ММ.ГГГГ, действующем на период 2018 - 2019 гг.

6. В нарушение пункта 1.4 Положения № 445-П подпункт 3.2.2 Программы подготовки и обучения кадров в сфере ПОД/ФТ (раздел 3) не соответствует требованиям пункта 2.3 Положения № 445-П в части неназначения исполняющим обязанности ответственного сотрудника из числа других сотрудников Организации в период временной нетрудоспособности, отпуска, служебной командировки ответственного сотрудника Организации.

7. В нарушение пункта 1.4 Положения 445-П в подпункте 8.2.1 пункта 8.2 и в подпунктах 8.2.1.2 (номер подпункта 8.2.1.2 указан дважды, нумерация подпункта 8.2.1.1 отсутствует) Программы, определяющей порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом (раздел 8) необоснованно сокращен перечень юридических лиц, в отношении которых директор Организации обязан принять решение о приостановлении операции. Согласно подпунктам 8.2.1.2 к таким юридическим лицам отнесено юридическое лицо, у которого не любой из собственников, а только бенефициарный владелец является фигурантом Перечня экстремистов и террористов или Решения, а также такое юридическое лицо, которое находится под контролем только физического лица - фигуранта Перечня экстремистов и террористов или Решения (не указана организация - фигурант Перечня экстремистов и террористов или Решения), что не соответствует требованиям пункта 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с протоколом общего собрания участников ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ на должность генерального директора назначен Давыдов Э.С.. Приказ о приеме работника на работу на должность генерального директора от ДД.ММ.ГГГГ.

По факту выявленного нарушения в отношении должностного лица – Давыдова Э.С. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление.

Вина Давыдова Э.С., в совершении административного правонарушения кроме протокола об административном правонарушении объективно подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела, в частности, мотивированным заключением по результатам изучения ПВК, служебными записками, Правилами внутреннего контроля ООО «<данные изъяты>», уставом указанной организации, штатным расписанием, а также иными доказательствами, подробно изложенными в постановлении.

На основании представленных доказательств, достоверность и объективность которых у судьи сомнений не вызывает, и которым в постановлении дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, административный орган пришел к обоснованному выводу о доказанности вины должностного лица Давыдова Э.С. в совершении административного правонарушения.

Действия Давыдова Э.С. правильно квалифицированы по ч. 1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи и с учетом требований ст.ст.4.1,4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ. Мотивы принятого решения о виде и размере наказания в достаточной степени мотивированы, не согласиться с ними у суда оснований не имеется.

Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 ст.4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательств, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

Анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО «<данные изъяты>» административного штрафа на предупреждение.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается в пренебрежительном отношении должностного лица - Давыдова Э.С. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, ненадлежащее осуществление внутреннего контроля создает реальную угрозу недостижения целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

р е ш и л :

Постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение г. Пермь) Б.А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» Давыдова Э.С. оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» Давыдова Э.С. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в срок 10 суток в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес>.

Судья – подпись

Верно. Судья - М.Х. Насибуллина