<данные изъяты>
Дело № 2-994/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2020 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Вшивковой В.Д.,
с участием истца ФИО1 и его представителя адвоката Казанкиной Т.И., действующей на основании ордера,
представителя ответчиков ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании решения комиссии незаконным, возложении обязанности принять на учет, восстановить в учетной книге регистрации сотрудников, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, в котором просит признать решение комиссии ФСИН России от 26.09.2019, протокол №31, о снятии ФИО1 с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; возложить на ФСИН России обязанность по постановке на учет ФИО1 для получения единовременной социальной выплаты (далее по тексту - ЕСВ) с 24.03.2014 составом семьи три человека (ФИО1, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.); возложить на ГУФСИН России по Пермскому краю обязанность восстановить ФИО1 в учетной книге регистрации сотрудников для предоставления единовременной социальной выплаты с 24.03.2014 составом семьи 3 человека; взыскать с ответчиков в пользу истца государственную пошлину.
В обоснование требований указал, что по состоянию на 20.01.2014 имел продолжительность службы в системе ФСИН России 11 лет 04 месяца 19 дней. 24.03.2014 был поставлен на учет для предоставления ЕСВ с составом семьи три человека: истец, его супруга ФИО9, сын ФИО7 На момент постановки на учет ФИО9 была зарегистрирована и являлась собственником 1/3 доли комнаты, расположенной по адресу: <Адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. ФИО1 с сыном были зарегистрированы по адресу: <Адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которой также зарегистрированы и проживали собственники квартиры – родители истца (совместная собственность), а также брат истца – ФИО10, всего 5 человек. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родилась дочь ФИО8, о внесении изменений в учетное дело истец обратился с рапортом ДД.ММ.ГГГГ, решение о внесении изменений было принято комиссией ФСИН России 20.03.2018. Решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14.01.2019 расторгнут брак между ФИО1 и ФИО9, определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14.01.2019 утверждено мировое соглашение между супругами об определении места жительства обоих детей с отцом ФИО1 О внесении изменений в учетное дело ФИО1 обратился с рапортом в марте 2019 года, а именно об исключении ФИО9 из состава семьи в связи с расторжением брака. Совместно с указанным рапортом также была представлена выписка из ЕГРН в отношении зарегистрированных прав ФИО9, в которой содержались сведения о регистрации прекращении права собственности ФИО9 на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на комнату № в <Адрес> в <Адрес>. Кроме того ФИО9ДД.ММ.ГГГГ снята с регистрационного учета по данному адресу, зарегистрирована по адресу: <Адрес> 03.03.2019. Комиссией ФСИН России принято решение от 26.09.2019 о снятии ФИО1 с учета на получение ЕСВ, с указанным решением истец не согласен, поскольку как на момент постановки на учет так и на момент снятия с учета состав семьи истца три человека, истец имеет необходимую продолжительность службы, истец и члены его семьи не совершали намеренных действий по ухудшению жилищных условий, поскольку как на момент принятия на учет, так и на момент снятия с учета обеспеченность жилой площадью составляла менее 15 кв.м. Бывшая супруга распорядилась своей собственностью без ведома истца. В связи с продажей бывшей супругой своей доли в жилой комнате улучшения жилищных условий истца и его детей не произошло.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчиков в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных отзывах (л.д. 76-81), поскольку распоряжение собственностью имело место, когда истец находился в зарегистрированном браке с ФИО9, и она являлась членом семьи истца. Действия по продаже доли в праве собственности на жилое помещение свидетельствуют о совершении действий по ухудшению жилищных условий.
Выслушав истца, представителей истца и ответчиков, изучив материалы дела, материалы учетного дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно положению пунктов 1, 2, 3 части 3 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 2013 г. №369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с подп. «б» п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Согласно положениям п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Из материалов дела и учетного дела следует, что ФИО1 решением комиссии ФСИН России от 22.09.2016 поставлен с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты с 24.03.2014 (л.д. 52).
На момент постановки, ФИО1 состоял в зарегистрированном браке с ФИО9, у них имелся совместный ребенок – сын ФИО7 ФИО1 и его сын ФИО7 были зарегистрированы и проживали по адресу: <Адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве совместной собственности ФИО11 и ФИО12 (родители истца), в жилом помещении также проживал и состоял на регистрационном учете ФИО10 – брат истца.
На момент постановки на учет супруга ФИО1 – ФИО9 состояла на регистрационном учете по адресу: <Адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., которая принадлежала ей на праве долевой собственности - 1/3 доля в праве, в жилом помещении проживали и состояли на регистрационном учете 3 человека (сведения из финансового лицевого счета).
Впоследствии у ФИО1 и ФИО9ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь – ФИО8, которая также была зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес> (сведения финансового лицевого счета).
Иных жилых помещений в собственности либо пользовании истца и членов его семьи не имелось.
Брак между ФИО1 и ФИО9 расторгнут решением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 14.01.2019, а также было утверждено мировое соглашение об определении места жительства несовершеннолетних детей с ФИО1 (л.д. 56-58).
При обращении с рапортом о внесении изменений в учетное дело в связи с расторжением брака ФИО1 была предоставлена выписка из ЕГРН, из которой следует, что право собственности ФИО9 на 1/3 долю в праве общей долевой собственности на комнату площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <Адрес>, было прекращено 23.10.2014 (л.д. 60).
Согласно сведениям паспорта ФИО9 она была снята с регистрационного учета по указанному выше адресу ДД.ММ.ГГГГ, вновь зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <Адрес> (л.д. 59).
Решением комиссии ФСИН России, изложенном в протоколе №31 от 26.09.2019, ФИО1 снят с учета для предоставления ЕСВ на основании подп. «б» п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 №369 (л.д. 61-63).
Принимая во внимание установленные обстоятельства отчуждения супругой ФИО1 – ФИО9 доли в праве на жилое помещение в октябре 2014 года, когда истец состоял с ней в зарегистрированном браке и ФИО9 являлась членом семьи сотрудника ФСИН России, указанные действия правомерно расценены комиссией как совершение действий, предусмотренных п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и комиссией принято законное решение о снятии ФИО1 с учета для предоставления ЕСВ в соответствии с подп. «б» п. 15 Правил.
Приведенные в исковом заявлении расчеты о нуждаемости в жилой площади, которые различаются на незначительное число квадратных метров, не свидетельствуют о незаконности принятого комиссией ФСИН России решения, поскольку не опровергают факт отчуждения членом семьи истца доли в праве на жилое помещение, которое подлежало учету при определении размера ЕСВ.
Иные исковые требования истца являются производными от основного требования и не подлежат самостоятельному удовлетворению при признании судом законным решения комиссии ФСИН России о снятии истца с учета для предоставления ЕСВ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Федеральной службе исполнения наказаний, ГУФСИН России по Пермскому краю о признании решения комиссии незаконным, возложении обязанности принять на учет, восстановить в учетной книге регистрации сотрудников, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>