НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 25.07.2022 № 12-330/2022

№ 12-330/2022

РЕШЕНИЕ

25 июля 2022 года г. Пенза

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Лидин А.В., рассмотрев жалобу защитника Барбашова И.В. Певцовой А.Б. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 от 11 мая 2022 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Защитник Барбашова И.В. Певцова А.Б. обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с вышеуказанной жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы по делу № 5-297/2022 от 11 мая 2022года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей. В обоснование жалобы указано, что мировым судьей судебный акт принят при существенном нарушении процессуальных требований и не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.6 КоАП РФ. Автор жалобы полагает, что существенное нарушение процессуальных требований выразилось в том, что ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи. В рассматриваемой ситуации в качестве мероприятия налогового контроля в соответствии с п. 17 ст. 204 НК РФ налоговый орган в рамках проверки исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате авансового платежа акциза, осуществляет сверку представленных документов и извещений об уплате авансового платежа акциза, проставляя на каждом экземпляре извещения отметку о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении. Ссылаясь на нормы права и их толкование, автор жалобы указал, что 17 марта 2022 года помимо протокола по настоящему административному делу, в отношении генерального директора ООО «Объединенные пензенские водочные заводы» составлено несколько протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, о привлечении к административной ответственности за нарушение срока предоставления извещений об освобождении от уплаты авансового платежа от 1 февраля 2022 года со сроком действия с 1 января 2022 года по 28 февраля 2022 года, о чем было известно мировому судье. 11 мая 2022 года на основании указанных протоколов Барабашов И.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в рамках дел № 5-293/2022, № 5-294/2022, № 5-295/2022 и № 5-296/2022. При этом материалы дела не содержат сведений о том, имело ли место привлечение Барабашова И.В. к административной ответственности в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия или нескольких, о количестве составленных в отношении данного лица налоговым органом протоколов, основаниях их составления. Выяснение этого обстоятельства имеет существенное значение по делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, поскольку 26 мая 2022 года мировой судья привлек Барабашова И.В. к административной ответственности на основании протоколов от одного дня – 17 марта 2022 года, в рамках одного налогового периода – февраля месяца 2022 года, при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия – проверки исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате авансового платежа акциза на отчетный налоговый период – февраль 2022 года.

Кроме того, автор жалобы указал, что генеральный директор ООО «Объединенные пензенские водочные заводы» Барабашов И.В. не является субъектом административного правонарушения, поскольку в соответствии с п. 3.2.8 должностной инструкции старшего бухгалтера указано, что осуществление оформления и представления в налоговый орган по месту учета Филиала извещений об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции в соответствии с требованиями ст. 204 НК РФ отнесено к обязанностям старшего бухгалтера филиала.

Заявитель обратил внимание суда на то, что извещение об уплате авансового платежа акциза № 1 от 26 января 2022 года представлено в налоговый орган 27 января 2022 года с предоставлением платежного поручения № 1044 от 26 января 2022 года, т.е. по состоянию на 18 января 2022 года (на момент окончания срока, указанного в ч. 14 ст. 204 НК РФ) отсутствовала объективная возможность предоставить извещение об уплате авансового платежа акциза с приложением к нему платежного поручения от 26 января 2022 года, в связи с чем, вывод о виновности Барабашова И.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ не обоснован.

Барбашов И.В., как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на жалобу.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к выводу о наличии основания для отмены обжалуемого постановления.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», вступившим в силу 6 апреля 2022 года, ст. 4.4 КоАП РФ дополнена ч. 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года № 4-П; от 14 июля 2015 № 20-П определения от 16 января 2001 года № 1-О, от 10 октября 2013 года № 1485-О и от 21 ноября 2013 года № 1903-О).

Положения ст. 54 Конституции РФ, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

На основании ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, административным правонарушением признается непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении обязанностей по предоставлению в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

НК РФ установлены обязанности налогоплательщиков по предоставлению в налоговый орган документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Не предоставление в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок указанных документов, сведений образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

На основании п. 14 ст. 204 НК РФ налогоплательщики – производители алкогольной и (или) подакцизной продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета банковскую гарантию и Извещение в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме.

В силу п. 7 ст. 204 НК РФ налогоплательщики, уплатившие авансовый платеж акциза, обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета копию (копии) платежного документа, подтверждающего перечисление денежных средств в счет уплаты суммы авансового платежа акциза с указанием в графе «Назначение платежа» слов «Авансовый платеж акциза»; копию (копии) выписки банка, подтверждающей списание указанных средств с расчетного счета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции; извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме.

Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Как следует из жалобы и материалов дела, налоговым органом составлены в отношении генерального директора «Объединенные пензенские водочные заводы» Барбашова И.В. протоколы от 17 марта 2022 года об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, по которым он привлечен к административной ответственности в рамках дел № 5-293/2022, № 5-294/2022, № 5-295/2022, № 5-296/2022, где правонарушение выразилось в непредставлении в установленный срок (не позднее 18 января 2022 года) извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции со сроком действия на налоговые периоды с 1 января 2022 года по 28 февраля 2022 года.

При этом, как обоснованно указанно в жалобе, материалы дела не содержат данных имело ли место привлечение Барбашова И.В. к административной ответственности в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, основание его проведения, о количестве составленных в отношении данного лица налоговым органов протоколов об административном правонарушении.

Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений ч. 2 ст. 1.7, ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Исходя из анализа примененных норм законодательства, учитывая все имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд находит жалобу защитника Барбашова И.В. Певцовой А.Б. обоснованной и подлежащей удовлетворению, а постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 11 мая 2022 года подлежащим отмене как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Поскольку в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по указанной категории дел не истек, суд считает необходимым направить дело на новое рассмотрение мировому судье.

При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Барбашова И.В. Певцовой А.Б. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 11 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, в отношении Барбашова И.В. отменить.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении Барбашова И.В. возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы.

Настоящее решение вступает в силу со дня вынесения.

Судья А.В. Лидин