НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 19.09.2023 № 12-355/2023

Дело № 12-355/2023

Мировой судья Матюшенко Я.Б.

Р Е Ш Е Н И Е

19 сентября 2023 года г. Пенза

Судья Ленинского районного суда г. Пензы Петрова Ю.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалобу начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 20 апреля 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Пензенской области обратилась в Ленинский районный суд г. Пензы с вышеуказанной жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 20 апреля 2023 г. по делу № 5-188/2023 об отказе в привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

В обоснование жалобы указано, что в протоколе об административном правонарушении от 06.03.2023 года, на основании которого вынесено обжалуемое постановление мирового судьи с/у № 5 Ленинского района города Пензы, зафиксировано, что генеральный директор ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» ФИО1 - лицо, ответственное за организацию и контроль ведения учета, а также проверяющее и подписывающее отчетность, — допустил несвоевременное представление в налоговый орган Извещений об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции № 89, 90, 91 от 24.10.2022 года; со сроком действия на налоговые периоды с 01.10.2022 года по 30.10.2022 года, срок предъявления 18.10.2022 года. Фактически указанные извещения были представлены 25.10.2022 г., тем самым совершил своими действиями нарушение ч. 14 ст. 204 НК РФ.

Виновным лицом в указанном нарушении является Генеральный директор ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» ИНН/КПП <***>/583601001 ФИО1, в действиях которого содержится состав административного правонарушения.

Вина ФИО1 заключается в нарушении п. 14 ст.204 НК РФ, выразившимся в несвоевременном представлении налогоплательщиком в налоговый oрган Извещений об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции со сроком действия на налоговые периоды с 01.10.2022 по 30.10.2022 № 89, 90, 91 от 24.10.2022 года и извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, за что предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Данное правонарушение подтверждается следующими доказательствами: Извещениями об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции со сроком действия на налоговые периоды с 01.10.2022 по 30.10.2022 № 89, 90, 91 от 24.10.2022 года и извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции.

На момент составления протокола об административном правонарушении у Инспекции отсутствовали доказательства виновности старшего бухгалтера Филиала Кузнецкого ЛВЗ ООО «Объединённые пензенские водочные заводы» Р.Н. во вменяемом правонарушении - непредставлении в установленный законом срок извещений об уплате и об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в соответствии с требованиями ст. 204 НК РФ, ответственность, за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

Приказом ФНС России от 14.06.2012 №ММВ-7-3/405@ утверждена форма извещений об уплате и об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции. Согласно указанной форме, достоверность и полноту сведений, приведенных в извещении, подтверждает руководитель организации, предоставляющей указанное извещение налоговому органу. Извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции со сроком действия на налоговые периоды с 01.10.2022 по 30.10.2022 № 89, 90, 91 от 24.10.2022 года и извещения об уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, подписаны Генеральным директором ФИО1

На основании вышеизложенного, Инспекция считает, что возбуждение производства по делам об административных правонарушениях по ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ за несвоевременное представление извещений об уплате и об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции правомерно, именно в отношении Генерального директора.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

ФИО1, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В нарушение требований ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ не установлено и не указано, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение генеральным директором Общества ФИО1 своих служебных обязанностей.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к статье указано, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должность главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При таких обстоятельствах, для привлечения руководителя организации к административной ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ необходимо установить, были ли им допущены нарушения, связанные с организацией представления в установленные сроки в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ наступает за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в неисполнении обязанностей по предоставлению в установленный срок в налоговые органы документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлены обязанности налогоплательщиков по предоставлению в налоговый орган документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Не предоставление в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок указанных документов, сведений образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 14 ст. 204 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза обязаны не позднее 28-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета банковскую гарантию и извещение (извещения) об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме. Извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза действует с 1-го числа налогового периода, в котором согласно пункту 6 настоящей статьи наступает срок уплаты авансового платежа акциза, по последнее число (включительно) следующего налогового периода. Аннулирование извещений об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, замена извещений в случае замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящей статьи.

Как следует из материалов административного дела по филиалу ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» Кузнецкий ликеро-водочный завод сотрудником, ответственным за предоставление в налоговый орган извещений об уплате, (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза является старший бухгалтер Филиала Р.Н. Копия должностной инструкции, копия трудового договора, приложенные к материалам дела, подтверждают данное обстоятельство.

Таким образом, ФИО1, как руководитель Общества, организовал ведение бухгалтерского учета путем возложения его ведения на конкретного работника ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ», принял меры по комплектованию должности старшего бухгалтера и возложению исполнения обязанностей старшего бухгалтера, а также утверждению должностного регламента, в силу требований п.п. 1 и 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Обязанность, предусмотренную ст. ст. 15.6 КоАП РФ налоговый агент - ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» выполнил по периоду с 01.10.2022 года по 30.10.2022 года и сроком до 18.10.2022 года:

- № 89 от 24.10.2022, № 90 от 24.10.2022, № 91 от 24.10.2022 -представлены– 25.10.2022 г.

Установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета регулируется Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в п.1 ст. 3 которого определено понятие «бухгалтерская (финансовая) отчетность» - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 13 указанного закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно пункту 3 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

В соответствии со ст. 285 Налогового кодекса Российской Федерации отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев, календарный год.

В постановлении от 12.05.2021 N 17-П Конституционный Суд Российской Федерации, в числе иного, сделал вывод о том, что часть 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определенно предусматривает административную ответственность в том числе за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговые органы не просто сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, но документов и иных сведений, оформленных именно в установленном порядке. При таком изложении состава административного правонарушения административно-деликтный закон в его буквальном смысле не содержит как таковой неопределенности, позволяя налоговым органам, судам и обязанным по налоговому закону лицам осознавать объем и содержание соответствующей обязанности (административного запрета) и предвидеть наступление административной ответственности за представление документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, вопреки установленному порядку.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации в упомянутом постановлении указал на то, что при истолковании и применении части 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ответственных должностных лиц организаций, имеющих статус налоговых агентов, суды должны обеспечивать надлежащую оценку и учет всех обстоятельств конкретного дела, поскольку из них может следовать отсутствие достаточных оснований для привлечения такого лица к административной ответственности, в том числе в случае, когда необходимые для осуществления налогового контроля сведения фактически были представлены налоговому органу. Это предполагает, что, если во вступившем в законную силу судебном акте действия (бездействие) организации - налогового агента, обусловленные соответствующими действиями (бездействием) ее должностного лица, не получили правовую квалификацию в качестве налогового правонарушения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, правоприменительные органы обязаны при наличии на то причин специально обосновать возможность применения этой нормы - с учетом указанного обстоятельства - в отношении такого должностного лица.

Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации сформулирован правовой подход, согласно которому суд в любом случае не может оставить без внимания и оценки обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами, поскольку обстоятельства эти имеют значение и должны быть подтверждены в рамках того дела, которое разрешает суд. Это не только относится к фактам в виде событий и деяний, объективных обстоятельств или отношения к ним различных субъектов, подлежащим судебному установлению и исследованию, но и касается правовых квалификаций в итоговых оценках и выводах, которыми суды завершают рассмотрение дела и решающим образом констатируют или отрицают правовые состояния и отношения, признают долженствования и правопритязания существующими, а правонарушения - совершенными. Не могут быть, соответственно, оставлены без внимания и те акты, которыми арбитражный суд признал исполненной или, напротив, неисполненной обязанность организации - налогового агента по представлению налоговой отчетности, если за исполнение такой обязанности отвечает должностное лицо этой организации, привлекаемое к административной ответственности по поводу ее неисполнения.

С учетом изложенного, извещение об уплате авансового платежа акциза и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза не являются документами бухгалтерской отчетности и к ним не применимы требования о составлении и своевременной сдачи отчетности для налогового контроля и освобождения от уплаты налогов.

Проведение налоговым органом сверки банковских гарантий, представленных в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза и извещений, проставление отметок о соответствии производится при представлении ООО «Объединенные Пензенские ЛВЗ» в налоговый орган Извещений и налоговой отчетности. Таким образом, отсутствие извещений на дату не позднее 18 числа текущего месяца с прострочкой из-за отсутствия технической возможности предоставления ее в срок на 2-3 дня не препятствует проведению налогового контроля в указанные даты, предусмотренные ст. 285 НК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 названного Кодекса, составляет 3 месяца.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место октябрь-ноябрь 2022 г.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из положений части 1 статьи 4.5, пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, его виновности в совершении административного правонарушения обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на постановление мирового судьи, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела и исключает направление дела на новое рассмотрение при наличии оснований, указанных в пункте 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, вопрос N 6).

Учитывая изложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 20 апреля 2023 года, состоявшиеся в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 статьей 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмене не подлежат.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Пензы от 20 апреля 2023 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 – оставить без изменения, жалобу Межрайонной ИФНС России № 1 по Пензенской области без удовлетворения.

Судья Ю.В. Петрова