НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 16.05.2022 № 580018-01-2022-001596-842А-1015/2022

Дело № 58RS0018-01-2022-001596-84 2а-1015/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2022 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Кузнецовой О.В.

при секретаре Куликовой М.А.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Новиковой Ирине Николаевне о взыскании страховых взносов и пени,

установил:

ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к Новиковой И.Н. о взыскании страховых взносов и пени указав, что Новикова И.Н. являлась арбитражным управляющим по 03.03.2021 г., и в соответствии со ст. 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов. В соответствии с положениями п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 Кодекса, в частности арбитражные управляющие уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС. С 2018 года величина страховых взносов ИП в фиксированном размере не зависит от МРОТ и Федеральным законом от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ установлена сразу на три последующих года (ст. 430 Кодекса). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в следующем порядке: если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей – в фиксированном размере 29 354 рубля за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей расчетный период 2020 г., 32 448 рублей за расчетный период 2021 г. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование установлены в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019 г., 8 426 рублей за расчетный период 2020 г., 8 426 рублей за расчетный период 2021 г. (п. 1 ст. 430 Кодекса). В связи с поступившими сведениями инспекцией сформированы обязательства по страховым взносам на ОПС и ОМС в фиксированном размере за 2019, 2020, 2021 годы. Согласно данным Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы, содержащимся в карточке «Расчеты с бюджетом» Новикова И.Н. оплатила частично: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, в связи с чем задолженность у нее составляет 7 664 рубля 66 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год, страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год. С учетом того, что датой снятия с учета в налоговом органе Новиковой И.Н. как арбитражного управляющего является 03.03.2021 г., сумма страховых взносов обязательное пенсионное страхование за 2021 г. составила 5 669 рублей 68 копеек, сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2021 г. составила 1 472 рубля 28 копеек. Согласно данным Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы, содержащимся в карточке «Расчеты с бюджетом» Новикова И.Н. оплатила частично страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2021 год, в связи с чем задолженность у нее составляет 561 рубль 32 копейки. В соответствии с Кодексом административный ответчик не исполнил обязанность по своевременной уплате страховых взносов. В порядке досудебного урегулирования спора должнику по почте направлены требования от 13.05.2021 г. № 5715, от 19.05.2021 г. № 6041 об уплате налога, штрафа и пени. Требования исполнены не были, задолженность по взносам и пени Новиковой И.Н. до настоящего времени не погашена. ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просила взыскать с Новиковой И.Н. задолженности по страховым взносам, штрафам и пени на общую сумму 46 383 рубля 15 копеек, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии начисления год 2019, 2020, 2021 гг. КБК (налог, сбор) 18210202140061110160 – 45 782 рубля 34 копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС начисления год 2021 г. КБК (налог, сбор) 18210202103081013160 – 561 рубль 32 копейки, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС КБК (пени) 18210202103082013160 – 39 рублей 49 копеек.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Ассоциация арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы Чапаева Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему, просила их удовлетворить.

Административный ответчик Новикова И.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Новиковой И.Н. – Прокаев И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме, полагал, что днем выявления недоимки по уплате страховых взносов за 2019 г. следует считать 09.01.2020 г., следовательно, административным истцом нарушен порядок принудительного взыскания задолженности по страховым взносам, что влечет утрату права на взыскание указанной задолженности в судебном порядке. Кроме того, Новикова И.Н. была исключена Ассоциация арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления» 26.08.2019 г., затем повторно включена 26.06.2020 г. во исполнение заочного решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 21.05.2020 г., а затем была вновь исключена 04.08.2020 г. При таких обстоятельствах является необоснованным начисление налоговым органом задолженности по уплате страховых взносов за период отсутствия у нее статуса арбитражного управляющего с 26.08.2019 г. по 26.06.2020 г., а также с 04.08.2020 г. до дня снятия с учета в налоговом органе в качестве арбитражного управляющего. Полагал, что Новиковой И.Н. подлежит уплате задолженность по обязательным платежам лишь за период с 26.06.2020 г. по 04.08.2020 г.

Представители заинтересованных лиц Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что Новикова И.Н. являлась арбитражным управляющим с 2007 г., в период с 27.10.2007 г. по 04.08.2020 г. входила в состав членов Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления», о чем в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и сводный государственный реестр арбитражных управляющих 16.11.2007 г. и 03.03.2021 г. вносились соответствующие записи, и в соответствии со ст. 419 НК РФ являлась плательщиком страховых взносов.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

На основании ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую указанным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

На основании п. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Размер страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлены ст. 430, 432 Кодекса.

Согласно положениям п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в частности арбитражные управляющие, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах арбитражного управляющего включительно.

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 НК РФ).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (п. 5 ст. 432 НК РФ).

В силу положений п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

С 2018 года величина страховых взносов ИП в фиксированном размере не зависит от МРОТ и Федеральным законом от 15.10.2020 № 322-ФЗ установлена сразу на три последующих года - с 2018 по 2020 (ст. 430 Кодекса).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются в следующем порядке: если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей – 29 354 рубля за расчетный период 2019, 32 448 рублей за расчетный период 2020, 32 448 рублей за расчетный период 2021.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование установлены в фиксированном размере 6 884 рублей за расчетный период 2019, 8 426 рублей за расчетный период 2020, 8 426 рублей за расчетный период 2021 (п. 1 ст. 430 Кодекса).

В соответствии с поступившими сведениями ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы сформированы обязательства Новиковой И.Н. по страховым взносам на ОПС и ОМС в фиксированном размере за 2019, 2020, 2021 годы.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2019 г., подлежащих уплате Новиковой И.Н., составила 29 354 рубля. Административным ответчиком были частично оплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год, в связи с чем задолженность составляет 7 664 рубля 66 копеек.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 г. составила 32 448 рублей.

С учетом того, что дата снятия с учета в налоговом органе Новиковой И.Н. как арбитражного управляющего - 03.03.2021 г., сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2021 г. составила 5 669 рублей 68 копеек из расчета: 32 448 рублей /12 месяцев х 2 месяца /31 день (март) х 3 (дня марта) = 5 669 рублей 68 копеек.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчетный период 2019 г. в размере 6 884 рубля. Административным ответчиком страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год были оплачены в полном объеме.

Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчетный период 2020 г. в размере 8 426 рублей. Административным ответчиком страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год были оплачены в полном объеме.

С учетом того, что дата снятия с учета в налоговом органе Новиковой И.Н. как арбитражного управляющего - 03.03.2021 г., сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за расчетный период 2021 г. составила 1 472 рубля 28 копеек из расчета: 8 426 рублей / 12 месяцев х 2 месяцев /31 день (март) х 3 (дня марта) = 1 472 рубля 28 копеек. Административным ответчиком были частично оплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2020 год, в связи с чем, задолженность составляет 561 рубль 32 копейки.

Административным ответчиком обязанность по своевременной уплате страховых взносов не была исполнена в полном объеме.

В порядке досудебного урегулирования спора Новиковой И.Н. направлены требования от 13.05.2021 г. № 5715, от 19.05.2021 г. № 6041 об уплате налога, штрафа и пени. Требования исполнены не были, задолженность по взносам и пени Новиковой И.Н. до настоящего времени не погашена, доказательств обратного суду не представлено.

Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Пензы № 2а-1460/2021 от 19.08.2021 г. с Новиковой И.Н. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы была взыскана задолженность по налогам и пени в размере 57 517 рублей 60 копеек. Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Пензы от 27.10.2021 г. данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от Новиковой И.Н. возражениями.

02.03.2022 г. ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы обратилась в Ленинский районный суд г.Пензы с настоящим административным иском.

Представитель административного ответчика в ходе рассмотрения дела ссылался, что ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы пропущен срок в части взыскания задолженности по страховым взносам за 2019 год.

Как следует из материалов дела, сведения о прекращении 03.03.2021 г. у административного ответчика статуса арбитражного управляющего были направлены из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы 01.04.2021 г. и были приняты 02.04.2021 г. Каких-либо доказательств, опровергающих указанные даты поступления сведений и выявления налоговым органом недоимки, Новиковой И.Н. не представлено.

Получив сведения и выявив недоимку, налоговый орган направил административному ответчику в установленный срок требование, а также принимал меры по принудительному взысканию с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Вопрос соблюдения налоговым органом указанного срока проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, истечение данного срока препятствует выдаче судебного приказа (п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»).

По заявлению налогового органа и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Пензы был выдан судебный приказ № 2а-1460/2021 от 19.08.2021 г. о взыскании с Новиковой И.Н. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы была взыскана задолженность по страховым взносам за 2019, 2021 г. и пени.

В данном случае, рассмотрев заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, мировой судья вынес судебный приказ о взыскании задолженности страховым взносам, при этом не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропуска названного срока, тем самым фактически восстановив срок.

С учетом того, что по заявлению должника определением мирового судьи от 27.10.2021 г. судебный приказ был отменен, административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы по настоящему делу поступило в суд 02.03.2022 г. с соблюдением срока, предусмотренного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в пределах 6 месяцев с момента отмены судебного приказа, выданного на основании заявления, поданного в пределах 6 месяцев с момента истечения срока для исполнения требования об уплате страховых взносов и пени), суд приходит к выводу о соблюдении налоговым органом порядка и срока обращения в суд с иском о принудительном взыскании спорной задолженности. Налогоплательщик не выбрал путь обжалования судебного приказа в кассационном порядке.

Довод административного ответчика о том, что является необоснованным начисление налоговым органом задолженности по уплате страховых взносов за период отсутствия у нее статуса арбитражного управляющего с 26.08.2019 г. по 26.06.2020 г., а также с 04.08.2020 г. до дня снятия с учета в налоговом органе в качестве арбитражного управляющего, и о том, что ею подлежит уплате задолженность по обязательным платежам лишь за период с 26.06.2020 г. по 04.08.2020 г. суд находит несостоятельным.

На основании п. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2005 Г. №52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

К полномочиям Росреестра не отнесена проверка достоверности представляемых СРО арбитражных управляющих сведений в отношении своих членов. Записи об исключении гражданина из членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих осуществляются после принятия соответствующего решения коллегиальным органом такой саморегулируемой организации, членом которой он является. Компетенция коллегиального органа саморегулируемой организации арбитражных управляющих в части принятия решения по прекращению членства лица в саморегулируемой организации определена абзацем 3 п.7 ст. 21.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Федеральное законодательство не предусматривает произвольное внесение записей в любые реестры, ведение которых возложено на государственные органы или саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Как следует из сообщения Росреестра от 12.05.2022 № 07-02164/22, Новикова И.Н. входила в состав членов Ассоциации арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления», о чем в Реестр 16.11.2007 г. (дата внесения сведений о включении ее в Реестр) и 03.03.2021 г. (дата исключения сведений о ней из Реестра) вносились соответствующие записи.

Пунктом 11 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с: нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации; нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

В сводном государственном реестре арбитражных управляющих (Реестр) содержатся сведения об исключении Новиковой И.Н. из состава членов Ассоциации «СЦЭАУ» 26.08.2019г. и последующем восстановлении ее в составе членов Ассоциации «СЦЭАУ» на основании заочного решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 21.05.2020 г. (дело № 2-495/2020).

Заочным решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 21.05.2020 г., вступившим в законную силу, были удовлетворены требования Новиковой И.Н. и признано недействительным решение Совета Ассоциации арбитражных управляющих «СЦЭАУ», восстановлено членство Новиковой И.Н. в Ассоциации арбитражных управляющих «СЦЭАУ».

В связи с отменой решения Ассоциации от 26.08.2019 г. № 79 (запись внесена в Реестр 09.07.2020г.) Новикова И.Н. имела непрерывный статус арбитражного управляющего в составе Ассоциации с 27.10.2007 г. (16.11.2007 г. - дата внесения сведений о включении ее в Реестр) по 03.03.2021 г. – дата исключения сведений о ней из Реестра.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено освобождение арбитражных управляющих, фактически не осуществляющих соответствующую деятельность и не получающих доход, от обязанностей по уплате страховых взносов.

Таким образом, в данном случае отсутствуют основания, по которым плательщик страховых взносов вправе не исполнять обязанность, возложенную на него п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ.

С учетом изложенного, настоящий административный иск подлежит удовлетворению.

Учитывая, что административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не исполнена, а срок обращения налоговым органом в соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 45 782 рубля 34 копейки, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 561 рубль 32 копейки обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заявленные административным истцом пени на страховые взносы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Учитывая, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанные в налоговом уведомлении суммы страховых взносов, истцом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ начислены пени в размере 39 рублей 49 копеек на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС, которые подлежат взысканию с административного ответчика.

При определении задолженности по страховым взносам и пени суд исходит из расчетов, представленных ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, которые Новиковой И.Н. не опровергнуты.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, исчисленная согласно п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к Новиковой Ирине Николаевне о взыскании страховых взносов и пени - удовлетворить.

Взыскать с Новиковой Ирины Николаевны в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по страховым взносам и пени на общую сумму 46 383 рубля 15 копеек, из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии КБК (налог, сбор) 18210202140061110160 – 45 782 рубля 34 копейки, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС КБК (налог, сбор) 18210202103081013160 – 561 рубль 32 копейки, пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС КБК (пени) 18210202103082013160 – 39 рублей 49 копеек.

Взыскать с Новиковой Ирины Николаевны государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 1 591 рубль 49 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Кузнецова

В окончательной форме решение принято 23.05.2022 г.