НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область) от 14.07.2010 № 2-2202/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Белоглазовой Н.В.,

при секретаре Козловой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе 14 июля 2010 года гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Министерству сельского хозяйства Пензенской области о взыскании невыплаченных премий по состоянию на 01.01.2010 года, по итогам работы за первый квартал 2010 года,

УСТАНОВИЛ:

Истцы, действуя через представителя, обратились в суд с названным иском, указав, что они замещают в Министерстве сельского хозяйства Пензенской области должности государственной гражданской службы. По результатам работы Министерства сельского хозяйства Пензенской области на основании соответствующих приказов всем государственным гражданским служащим Министерства, за исключением истцов, были выплачены: премия по итогам 2009 г., премия по состоянию на 01.01.2010 г., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. Более того, по итогам 2009 г. не в полном объеме им выплачено лечебное пособие и единовременная выплата к отпуску. Считали действия Министерства неправомерными по следующим основаниям. В соответствии со статьей 6 ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и Положением о Министерстве сельского хозяйства Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 10.02.2009 № 99-пП, исполнение переданных полномочий в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется Управлением по охране, контролю и регулированию использования животного мира Министерства за счет субвенций из федерального бюджета. Основной объем указанных средств направляется на оплату денежного содержания одиннадцати государственных гражданских служащих Министерства, выполняющих переданные полномочия, то есть истцов. Законом Пензенской области от 30.12.2004 № 740-ЗПО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» предусмотрено, что денежное содержание государственных гражданских служащих Пензенской области состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы Пензенской области, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (в том числе премии). Истцы, как и остальные служащие Министерства, являются государственными гражданскими служащими Пензенской области. Закон Пензенской области от 30.12.2004 № 740-ЗПО не предусматривает дифференцированный подход к формированию денежного содержания гражданских служащих или формированию годового фонда оплаты труда в одном и том же органе исполнительной власти Пензенской области. Считали, что невыплата Министерством премии по итогам 2009 года, премии по состоянию на 01.01.2010, премии по итогам работы за 1 квартал 2010 года, единовременной выплаты к отпуску по итогам 2009 года, а также выплата не в полном объеме лечебного пособия нарушает положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ведет к дискриминации в сфере оплаты труда в отношении служащих Министерства, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета.

По указанным основаниям просили суд обязать Министерство сельского хозяйства Пензенской области выплатить им причитающиеся суммы: премии по итогам 2009 года, премии по состоянию на 01.01.2010 г., премии по итогам работы за 1 квартал 2010 года, лечебное пособие за 2009 год, единовременные выплаты к отпуску за 2009 год, в размерах согласно представленному расчету.

В судебном заседании истец ФИО2, представляющий также интересы всех остальных истцов на основании доверенности, заявил ходатайство о прекращении производства по делу в части исковых требований к Министерству сельского хозяйства Пензенской области о взыскании в пользу истцов премий по итогам 2009 года, лечебного пособия за 2009 год, единовременных выплат к отпуску за 2009 год, в связи с отказом от иска в данной части.

Определением Ленинского районного суда г.Пензы от 14.07.2010 г. производство по делу в части исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Министерству сельского хозяйства Пензенской области о взыскании в пользу истцов премий по итогам 2009 года, лечебного пособия за 2009 год, единовременных выплат к отпуску за 2009 год, прекращено в связи с отказом от иска в данной части.

Кроме того, истец ФИО2, представляющий также интересы всех остальных истцов на основании доверенности, исковые требования в оставшейся части поддержал. В письменном заявлении уточнил основания заявленных исковых требований, указав, что в соответствии с федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», от 24.07.2010 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» отдельный ряд полномочий в сфере охраны и использования объектов животного мира передан с федерального на региональный уровень с выделением субвенций. Статьей 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что общий объем субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов РФ, должен определяться с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий. При этом законодательно не определено, что включает в себя термин «организация осуществления полномочий». В соответствии с частью 7 статьи 26.3 Закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ в случае, если затраты на осуществление переданных федеральных полномочий превышают выделенный объем субвенций, органы госвласти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ. Общий объем субвенций и их распределение между субъектами РФ определяется ежегодно при составлении федерального бюджета на основании Методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 16 и фактически всех затрат не учитывает. При этом необходимо учитывать положения пункта 4 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, которым установлено, что в случае, если в субъекте Российской Федерации превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (при принятии ими законов и иных нормативных правовых актов при осуществлении переданных полномочий), осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. В своем отзыве Минфином Пензенской области указано, что статьей 130 Бюджетного кодекса запрещено субъектам Федерации с дотационным бюджетом устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также определено, что указанные субъекты РФ не вправе превышать установленные Правительством России (постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 990) нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и (или) расходы на содержание органов государственной власти субъектов РФ. Данным нормативом определяется доля расходов на содержание региональных органов государственной власти в общей сумме налоговых и неналоговых доходов. Расходы на содержание, производимые за счет субвенций, при определении общего объема расходов на содержание в расчет не принимаются. Таким образом, данной методикой определяется максимальный размер расходов субъекта Федерации, который возможно направить на содержание органов государственной власти. Министерство сельского хозяйства Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области. Все работники Министерства, в том числе и подавшие исковое заявление, занимают государственные должности, учрежденные в Министерстве для непосредственного исполнения его полномочий, и являются в соответствии со статьей 1 Закона Пензенской области от 09.03.2005 № 751-ЗПО «О государственной гражданской службе Пензенской области» государственными гражданскими служащими Пензенской области. Органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда своих государственных гражданских служащих (статья 85 Бюджетного кодекса РФ). Оплата труда заявителей должна формироваться в соответствии Законом Пензенской области от 30.12.2004 № 740-ЗПО. В сложившейся ситуации при одинаковых условиях и выполняемом объеме работы служащие Министерства получают различное денежное содержание, что приводит фактически к дискриминации в сфере оплаты труда в отношении истцов и нарушению положений Конституции РФ и Трудового кодекса.

Истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства Пензенской области – ФИО10, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО11, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не признала. Права истцов на получение премий не оспаривала. Невыплату истцам премий по состоянию на 01.01.2010 года, по итогам работы за первый квартал 2010 года обосновала нехваткой денежных средств федерального бюджета.

Представитель Министерства финансов Пензенской области – ФИО12, действующая на основании доверенности, в письменных возражениях с иском ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Министерству сельского хозяйства Пензенской области о взыскании премий не согласилась. Указала, что в соответствии со ст.6 ФЗ от 24.04.1995 г. №52-ФЗ «О животном мире» РФ передает органам государственной власти субъекта РФ осуществление отдельных государственных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира с одновременной передачей субвенций на данные полномочия. Численность работников, выполняющих переданные полномочия РФ, может содержаться исключительно за счет субвенции, поступающей из федерального бюджета на указанные цели. За счет бюджета субъекта РФ может содержаться только численность работников, осуществляющих полномочия субъекта РФ. В действующем штатном расписании Министерства сельского хозяйства Пензенской области штатные единицы, осуществляющие полномочия по охране, контролю и регулированию использования животного мира, утверждены в количестве 20 единиц, из которых 11 содержаться за счет федеральной субвенции, 9 - за счет бюджета Пензенской области. В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в случае, если затраты на осуществление переданных федеральных полномочий превышают выделенный объем субвенций, органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ. В настоящее время такой закон отсутствует, поэтому Министерство сельского хозяйства Пензенской области не вправе выплатить указанные премии за счет средств бюджета Пензенской области. Кроме того, Пензенская область относится к субъектам, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Таким образом, в соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти Пензенской области не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 приняты с дата обезличена в порядке перевода на различные должности в управление по охране, контролю и регулированию использования животного мира Министерства сельского хозяйства Пензенской области. Согласно должностным регламентам они являются государственными гражданскими служащими Пензенской области.

Распоряжением Губернатора Пензенской области от дата обезличенаномер обезличен(л.д.28-29) постановлено: выплатить премии лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и должности государственной гражданской службы Пензенской области в аппарате Правительства Пензенской области, исполнительных органах государственной власти Пензенской области и др. в размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения, единого денежного вознаграждения с месячным денежным поощрением) по состоянию на 01.01.2010 г. Выплата премий производится за счет ассигнований, предусмотренных в смете расходов на содержание лиц, замещающих государственные должности Пензенской области и должности государственной гражданской службы Пензенской области в аппарате Правительства Пензенской области, исполнительных органах государственной власти Пензенской области и др.

Приказом Министра сельского хозяйства Пензенской области от дата обезличенаномер обезличен постановлено: «Выплатить премию работникам аппарата Министерства сельского хозяйства Пензенской области в размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения, единого денежного вознаграждения с месячным денежным поощрением) по состоянию на 01.01.2010 г. Выплата премий производится за счет ассигнований, предусмотренных в смете расходов на содержание лиц, замещающих государственные должности Пензенской области и должности государственной гражданской службы Пензенской области в аппарате Министерства сельского хозяйства Пензенской области» (л.д.46-47). Согласно приложению к указанному приказу истцам также, как и другим работникам аппарата Министерства сельского хозяйства Пензенской области, была начислена премия (л.д.52-53).

Распоряжением губернатора Пензенской области от 06.05.2010 г. №79-р/к л.д.23-24) установлен базовый размер премии работникам аппарата Правительства Пензенской области, исполнительных органов государственной власти Пензенской области по итогам работы за первый квартал 2010 года в размере денежного содержания лицам, замещающим государственные должности Пензенской области, в размере единого денежного вознаграждения с месячным денежным поощрением.

Приказом Министра сельского хозяйства Пензенской области от дата обезличенаномер обезличен постановлено: «Выплатить премию работникам аппарата Министерства сельского хозяйства Пензенской области по итогам работы за первый квартал 2010 г. в размере месячного денежного содержания, лицам, заменяющим государственные должности Пензенской области, в размере единого денежного вознаграждения с месячным денежным поощрением за фактически отработанное время. Выплата премий производится за счет ассигнований, предусмотренных в смете расходов на содержание лиц, замещающих государственные должности Пензенской области и должности государственной гражданской службы Пензенской области в аппарате Министерства сельского хозяйства Пензенской области» (л.д.37).

Приказом Министерства сельского хозяйства Пензенской области от дата обезличенаномер обезличен утверждено Положение о премировании лиц, замещающих государственные должности Пензенской области и должности государственной гражданской службы Пензенской области в Министерстве сельского хозяйства Пензенской области (л.д.31, 32-36).

Согласно представленному расчету (л.д.65) за Министерством сельского хозяйства Пензенской области перед истцами образовалась задолженность по выплате премий в следующих размерах.

Так, ФИО1 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 28 067 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 29 780 руб.

ФИО3 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 19 289 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 20 476 руб.

ФИО4 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 18 258 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 17 435 руб.

ФИО5 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 15 667 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 14 961 руб.

ФИО6 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 13 660 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 14 494 руб.

ФИО7 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 14 975 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 9 647 руб.

ФИО8 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 8 974 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 8 570 руб.

ФИО9 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 12 968 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 13 760 руб.

ФИО2 не выплачена премия по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 26 211 руб., премия по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 27 810 руб.

Принимая во внимание тот факт, что представитель ответчика не оспаривал право истцов на получение денежного содержания в соответствии с Законом Пензенской области от 30.12.2004 № 740-ЗПО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», которым предусмотрено, что денежное содержание государственных гражданских служащих Пензенской области состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы Пензенской области, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе премии, суд считает требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Ссылки представителя ответчика и на недостаточность размера субвенций из федерального бюджета на содержание государственных служащих, исполняющих переданные полномочия РФ в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, являются несостоятельными.

В соответствии с п.7 ст.26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в случае, если затраты на осуществление переданных федеральных полномочий превышают выделенный объем субвенций, органы государственной власти субъекта РФ имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им полномочий в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Отсутствие в настоящее время регулирования на законодательном уровне вопросов дополнительного финансирования переданных федеральных полномочий за счет средств бюджета Пензенской области, не может служить основанием для отказа в выплате истцам начисленных премий. В противном случае это приведет к нарушению их права на вознаграждение за труд без дискриминации, гарантированное Конституцией РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 удовлетворить.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО1 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 28 067 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 29 780 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО3 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 19 289 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 20 476 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО4 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 18 258 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 17 435 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО5 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 15 667 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 14 961 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО6 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 13 660 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 14 494 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО7 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 14 975 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 9 647 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО8 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 8 974 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 8 570 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО9 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 12 968 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 13 760 руб.

Взыскать с Министерства сельского хозяйства Пензенской области в пользу ФИО2 не выплаченные премии по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 26 211 руб., по итогам работы за первый квартал 2010 г. – 27 810 руб.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд, начиная с 20 июля 2010 года.

Судья Н.В.Белоглазова