Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 февраля 2022 года
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Андриановой Ю.А.
при секретаре Шаховой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Петренко Геннадия Дмитриевича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации и УФССП России по Пензенской области о включении в имеющуюся выслугу лет в органах внутренних дел, периодов замещения им должностей в органах принудительного исполнения и о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом данных периодов,
УСТАНОВИЛ:
Петренко Г.Д. обратился в суд с названным иском, указав, что в настоящее время он является пенсионером и получает пенсию по линии МВД РФ, в период с 30.06.2000 г. по 30.04.2015 г. он замещал различные должности в УФССП России по Пензенской области. В связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 18.06.2021 г. он обратился в УФССП по Пензенской области с заявлением о перерасчете размера его пенсии, с учетом включения в имеющуюся выслуг лет в органах внутренних дел, периодов замещения им должностей в органах принудительного исполнения. Согласно ответу УФССП России по Пензенской области от 05.07.2021 г. в перерасчете пенсии ему было отказано, поскольку с государственной гражданской службы он был уволен 30.04.2015 г.
Истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем, просит суд обязать УФССП России по Пензенской области включить в выслугу лет в органах внутренних дел, периоды замещения им должностей в органах принудительного исполнения - УФССП России по Пензенской области; а также на основании абз. 3 п. а ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1 просил обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации назначить ему с 01.05.2015 г. пенсию за выслугу лет, с учетом периодов замещения им должностей в органах принудительного исполнения.
Истец Петренко Г.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца Петренко Г.Д. – Голутвин И.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просил иск Петренко Г.Д.
Представитель ответчиков Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации и УФССП России по Пензенской области – Фролова А.П., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска Петренко Г.Д. отказать, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав пояснения истца и его представителя, пояснения представителя ответчиков, исследовав материалы дела, исследовав личное дело Петренко Г.Д., суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела документальными доказательствами, что Петренко Г.Д. в период с 01.10.1983 г. по 01.03.1995 г. проходил службу в органах Министерства внутренних дел РФ;
в период с 09.03.1995 г. по 29.03.1995 г. он работал в должности юрисконсульта 1 категории Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Пензенской области;
в период с 30.03.1995 г. по 30.04.2000 г. он проходил службу в Управлении Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Пензенской области и был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (подтверждается копией трудовой книжки АТ-II № 2517221).
Согласно приказу Управления юстиции Пензенской области от 29 июня 2000 года № 152-В Петренко Г.Д. был принят на государственную службу и с 30.06.2000г. был назначен на государственную должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов – руководителя группы розыска в подразделение службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. При этом на момент принятия Петренко Г.Д. на государственную службу его выслуга, с учетом периодов службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, службы в органах внутренних дел и налоговой полиции Российской Федерации, включаемого в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, составила - 22 года 7 месяцев 22 дня
Управление юстиции Пензенской области на основании приказа от 07.08.2000г. № 1251-к было преобразовано в Управление Министерства юстиции РФ по Пензенской области.
На основании приказа Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области от 04.01.2001 г. № 3-В Петренко Г.Д. с 03.01.2001 г. был переведен на государственную должность ведущего специалиста группы розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами службы судебных приставов управления.
В соответствии с приказом Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области от 09.05.2003 г. № 133-В с 07.05.2001 г. Петренко Г.Д. был переведен на должность главного специалиста в группу розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами.
На основании приказа Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области от 15.10.2002 г. № 333-В с 15.10.2002 г. Петренко Г.Д. был переведен на государственную должность начальника отдела в отдел розыска должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами службы судебных приставов управления.
С 11 января 2005 года Петренко Г.Д. был назначен на должность начальника отдела организации работы по розыску должников и их имущества управления Федеральной службы судебных приставов по Пензенской области (приказ Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области № 3-В).
На основании приказа Управления Министерства юстиции РФ по Пензенской области от 22.04.2015 г. № 338 лс Петренко Г.Д. был уволен 30 апреля 2015 года с федеральной государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе).
В настоящее время Петренко Г.Д. является получателем пенсии по линии МВД РФ.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 18.06.2021 г. Петренко Г.Д. обратился в УФССП России по Пензенской области с заявлением о перерасчете размера пенсии с учетом включения в имеющуюся выслугу лет в органах внутренних дел, периода замещения им должностей в органах принудительного исполнения – УФССП России по Пензенской области, за период начиная с момента увольнения – 30.04.2015 г. и по настоящее время.
УФССП России по Пензенской области рассмотрело обращение Петренко Г.Д. и в ответе от 05.07.2021 г. разъяснило ему, что УФССП России по Пензенской области не производит назначение и перерасчет пенсии, и, что перерасчет размера пенсии ему невозможен, в связи с увольнением его со службы исполнения до вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обращаясь в суд, Петренко Г.Д. считает, что на основании Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» он имеет право на включение в его стаж периодов его службы в органах исполнения, в связи с чем просит обязать УФССП России по Пензенской области включить в имеющуюся у него выслугу лет в органах внутренних дел, периоды замещения им должностей в органах принудительного исполнения, после чего обязать Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации назначить ему с 01.05.2015 г. пенсию за выслугу лет в соответствии с абз. 3 п. «а» ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № 4468-1.
Условия прохождения государственной гражданской службы, в том числе и службы судебных приставов-исполнителей регулируются положениями Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие - граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих (далее - должности федеральной государственной гражданской службы).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 ч. 1 ст. 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, пунктами 2 - 4 ч. 1 и пунктами 2 - 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных абзацами 2 и 3 настоящего пункта).
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Следовательно, федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, которая назначается по общему правилу при наличии основания для назначения госслужащему страховой пенсии по старости (инвалидности), поскольку пенсия за выслугу лет устанавливается в дополнение к ней при наличии необходимого стаж государственной гражданской службы, увольнения госслужащего по определенным основаниям и периода госслужбы, непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев.
В январе 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), которым служба судебных приставов была выведена из сферы государственной гражданской службы и отнесена к государственной службе иного вида в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
В силу ст. 2 Закона предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
При этом, согласно частям 13, 14 и 15 ст. 92 Закона, гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона), Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 1 января 2020 года, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 1 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.
То есть, положения ч. 14 ст. 92 Закона, распространяются только на сотрудников органов принудительного исполнения, поскольку из приведенных выше норм права следует, что обязательным условием для возникновения права на пенсию имеют лица, находящиеся на службе в органах принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 29 января 2015 года №211-О, от 23.04.2015 г. №821-О разъяснил, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространять новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.
Статья 135 Закона не содержит указания на распространение норм Закона на ранее имевшиеся прекращенные правоотношения.
То есть, вступивший с 1 января 2020 года в силу Федеральный закон «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании которого служба в Федеральной службе судебных приставов России отнесена к государственной службе иного вида в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», распространяет свое действие только на лиц, поступивших на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, тогда как период службы Петренко Г.Д. в должности федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации включению в выслугу лет для назначения пенсии как сотруднику, проходившему службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, не подлежит.
Соответственно, право на пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с принятием Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» возникает у лиц, проходящих служу в органах принудительного исполнения.
Как следует из материалов дела, Петренко Г.Д. на должность в органах принудительного исполнения после введение в действие Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ не назначался и службу в органах принудительного исполнения в указанный период не проходил, а уволен он был со службы 30.04.2015 г. по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе, следовательно, на момент его увольнения отсутствовали основания для назначения пенсии за выслугу лет и положения Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в данной части на него не распространяются. При этом, основание увольнения Петренко Г.Д. со службы 30.04.2015 г. (по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе) правового значения, в данном случае не имеет.
В соответствии с п. «а» ст. 5 и п. «а» ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных и их семей веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет приобретают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных и их семей веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Так как Петренко Г.Д. был уволен из службы судебных приставов до введение в действие Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ, он не относится к числу лиц, указанных в ст.1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в связи с чем, правовых оснований для применения к спорным правоотношениям указанных выше положений закона в действующей редакции, у суда не имеется.
Таким образом, исходя из анализа указанных норм законодательства, учитывая имеющиеся в материалах дела доказательства, исковые требования Петренко Г.Д. к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации и УФССП России по Пензенской области о включении в имеющуюся выслугу лет в органах внутренних дел, периода замещения им должностей в органах принудительного исполнения и о понуждении к назначению пенсии за выслугу лет, с учетом с учетом данных периодов, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Петренко Геннадия Дмитриевича к Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации и УФССП России по Пензенской области о включении в имеющуюся выслугу лет в органах внутренних дел, периодов замещения им должностей в органах принудительного исполнения и о назначении пенсии за выслугу лет, с учетом данных периодов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 7 февраля 2022 года.
Судья Ю.А. Андрианова