НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область) от 21.12.2021 № 2-1490/2021

Дело № 2-1490/2021

56RS0019-01-2021-002992-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Липатовой Е.П.,

при секретаре Бородиной А.С.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Орска Горнике Н.Н.,

представителей ответчика МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г. Орска - Романенко Е.В., Куницыной Н.И., Рыжковой ГИ.,

представителя ответчика администрации г. Орска - Шелемина А.В.,

представителя третьего лица Комитета физической культуры, спорту и туризму администрации г. Орска - Полыгалова Е.В.,

представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации г. Орска - Ковалева С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1490/2021 по иску прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному учреждению «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г. Орска, администрации г.Орска о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ленинского района г. Орска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г. Орска, в котором просил:

- признать незаконным бездействие ответчика, в части непринятия мер по замене оконных блоков в большом зале задания, расположенного по адресу: <адрес>, устранения антитеррористической защищенности в виде: не установления системы экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, отсутствия ручного металлоискателя, дооборудования системы видеонаблюдения - установки дополнительных камер наружного видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук, в т.ч. для охвата периметра, дооборудования ограждения периметра объекта с южной стороны здания по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.;

- обязать ответчика провести замену оконных блоков в большом зале задания по адресу: <адрес> (кроме <данные изъяты> оконных блоков левой стороны большого зала);

- обязать ответчика провести комплексное обследование технического состояния здания и сооружений по адресам: <адрес> и <адрес>, <адрес> с привлечением специализированной лицензионной организации, по итогам обследования получить заключение о техническом состоянии зданий по указанным адресам;

- обязать ответчика установить системы экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, приобрести ручной металлоискатель, дооборудовать систему видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук, в т.ч. для охвата периметра, дооборудования ограждения периметра объекта с южной стороны здания по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.

В обоснование иска указано, что прокуратурой были проведены проверки в отношении МАУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г. Орска на предмет соблюдения требований антитеррористической защищённости, а также исполнения требований законодательства в сфере физической культуры и спорта, санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверок установлены нарушения, которые, несмотря на внесённые представления, до настоящего времени в полном объёме не устранены.

Определением суда от 29.11.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Орска.

В ходе заседания от 21.12.2021 года помощник прокурора Ленинского района г. Орска Горнике Н.Н. представил заявление об уточнении п.п. 1,4 исковых требований, изложив их в следующей редакции:

1. Признать незаконным бездействие МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска в части непринятия мер по замене оконных блоков в большом зале задания по адресу: <адрес> (кроме <данные изъяты> оконных блоков левой стороны большого зала); проведения комплексного обследования технического состояния зданий и сооружений по адресам: <адрес> и <адрес>; устранения нарушений антитеррористической защищённости в виде дооборудования системы видеонаблюдения - установки дополнительных камер наружного видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук, в т.ч. для охвата периметра, дооборудования ограждения периметра объекта с южной стороны здания по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м;

4. Обязать МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска дооборудовать систему видеонаблюдения, а именно установить дополнительных камеры наружного видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук, в т.ч. для охвата периметра, дооборудовать ограждение периметра объекта с южной стороны здания, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.

В остальной части помощник прокурора Ленинского района г.Орска Горнике Н.Н. исковые требования поддержал, просил устранить указанные нарушение в срок до 01.06.2022 года, обоснование иска оставил прежним.

Определением от 21.12.2021 года, вынесенным в протокольной форме, у истца судом было принято уточнение заявленных требований.

Представители ответчика - МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска Романенко Е.В., Куницына Н.И., Рыжкова Г.И., действующие на основании Устава и доверенностей, исковые требования прокурора признали частично по доводам письменного отзыва (л.д. 37-39, 172-174).

Не возражали против удовлетворения поданного искового заявления в части требований о дооборудовании системы видеонаблюдения и ограждения территории. Выразили несогласие с иском в части требований о признании незаконным бездействия МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска, указав, что за счёт собственных средств приобретён ручной металлоискатель, установлена система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, в настоящее время по ходатайству МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска выделены дополнительные средства на замену оконных блоков в большом зале здания по <адрес> (за исключением <адрес> оконных блоков левой стороны большого зала, отремонтированных ранее). Для того, чтобы провести полное обследование технического состояния зданий и сооружений МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска нужно проделать объёмную работу, включающую в себя в т.ч.: подготовку проектной документации, локально-сметных расчётов, проведение экспертизы локально-сметного расчёта. Названные работы требуют больших финансовых вложений, которыми ответчик не располагает. В данной связи, обязанность по устранению нарушений следует возложить не только на МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска, но и на администрацию г. Орска, как собственника соответствующего имущества.

Представитель ответчика администрации г. Орска - Шелемин А.В., действуя на основании доверенности, иск не признал по доводам письменного отзыва (л.д. 207-208).

Полагал, что администрация г. Орска является не надлежащим ответчиком, поскольку МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска - самостоятельное юридическое лицо, которое в силу ч. 2 ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 года № 174-ФЗ вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные, личные неимущественные права, нести обязанности, а также быть истцом и ответчиком в суде. Условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных учреждений в МО «Город Орск» создает Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Орска. Полномочиями собственника имущества, которое принадлежит МО «Город Орск», обладает КУИ администрации г. Орска. Ни от МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска, ни от Комитета физической культуры, спорту и туризму в администрацию г. Орска не поступало обращений о предоставлении денежных средств на устранение недостатков. С учетом вышеизложенного, представитель просит суд в удовлетворении иска прокурора к администрации г. Орска полностью отказать.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом администрации г. Орска Ковалев С.И., действующий по доверенности, пояснил суду, что полномочия собственника имущества осуществляет администрация г.Орска, которая также является учредителем МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска. Возложение дополнительной ответственности по обязательствам учреждения на КУИ админстрации г. Орска не основано на законе.

Представитель третьего лица - Комитета физической культуры, спорту и туризму администрации г. Орска Полыгалов Е.В., действующий на основании доверенности, по существу спора суду пояснил, что муниципальное задание обеспечивает финансирование МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска только в части выплаты заработной платы и обеспечения средствами на коммунальные расходы для содержания имущества. Иные средства Комитету физической культуры, спорту и туризму администрации г. Орска не выделяются. Все, что было передано на содержание МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска, распределено, своих средств на устранение выявленных прокурором недостатков у комитета нет.

Суд, выслушав пояснения участников процесса и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» установлено, что одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 04.12.2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» одним из основных принципов законодательства о физической культуре и спорте являются: обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения; обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Согласно ч. 5 ст. 55.24 ГрК РФ эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства (реконструкции) зданий не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч. 6 ст. 55.24 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 36 ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Порядок организации и проведения технического обслуживания зданий регламентирован Положением, утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР № 312 от 23.11.1988 года.

Пунктом 3.1 Положения № 312 определено, что техническое обслуживание зданий включает в себя работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

В соответствии с п. 3.9 Положения № 312 результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

В силу п. 4.1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Росстандарта РФ от 27.12.2012 года № 1984-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Изначально обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет (п. 4.3 ГОСТ 31937-2011).

Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (п. 4.4 ГОСТ 31937-2011).

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 года № 202 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта.

Согласно подп. «а» п. 13 Постановления № 202 антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается посредством осуществления мероприятий в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты спорта.

Объекты спорта, относящиеся к первой-третьей категории опасности, в силу п. 15 Постановления № 202 должны быть оборудованы инженерно-техническими средствами охраны.

Как установлено, МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска является некоммерческой организацией, созданной МО «Город Орск» Оренбургской области в целях оказания услуг для обеспечения реализации полномочий, предусмотренных законодательством РФ, органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

В декабре 2020 года прокуратура Ленинского района г. Орска провела проверку МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска на предмет соблюдения требований антитеррористической защищённости.

В ходе проверки выявлено отсутствие на объекте, которому присвоена 3 категория опасности, ручного металлоискателя, в также системы экстренного оповещения сотрудников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Кроме того, установлено, что имеющаяся в МАУ «СШОР «Зенит» г.Орска система видеонаблюдения требует дополнительной установки камер наружного видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук, в т.ч. для охвата периметра, а ограждение периметра объекта - дооборудования с южной стороны здания (протяженностью <данные изъяты> м).

30.12.2020 года в адрес директора МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска внесено представление об устранении нарушений.

В ответе от 26.01.2021 года прокурору было сообщено, что нарушения, указанные в представлении, нашли свое подтверждение, причиной допущенных нарушений является то, что выделяемая ежегодно субсидия не предусматривает расходов, связанных с работами по антитеррористической защищенности.

В настоящее время указанные выше нарушения устранены частично, МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска приобретен ручной металлоискатель, установлена система экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. В остальной части представление не исполнено.

В марте 2021 года прокуратурой Ленинского района г. Орска проводилась проверка МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере физической культуры и спорта.

Проверкой было установлено, что капитальный ремонт помещений МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска по адресам: <адрес> (1980 года постройки), <адрес> (1960 года постройки) не проводился, комплексное техническое обследование не осуществлялось. В помещении по адресу: <адрес> проводился капитальный ремонт только тренажерного зала, <данные изъяты> оконных блоков в большом спортивном зале, в тоже время остекление иных окон выполнено не из цельного материала (имеются нарушения целостности).

31.03.2021 года в адрес директора МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска внесено представление с указанием на необходимость безотлагательного рассмотрения и принятие в течение одного месяца (в пределах полномочий) конкретных мер к устранению допущенных нарушений.

Повторной проверкой, проведенной 28.09.2021 года, установлено, что нарушения не устранены.

Поскольку в ходе судебного разбирательства, несмотря на выявленные в ходе проверки нарушения и внесённые прокурором представления, нашел свое подтверждение факт не проведения комплексного обследования технического состояния зданий по адресам: <адрес> и <адрес>, <адрес>, находящихся в оперативном управлении МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска, факт отсутствия замены оконных блоков в большом зале задания по адресу: <адрес> (кроме <данные изъяты> оконных блоков левой стороны большого зала), а также не дооборудование системы видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук и не дооборудование ограждения периметра объекта с южной стороны здания по адресу: <адрес> (протяженностью <данные изъяты> м), требования прокурора об обязании МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска устранить допущенные нарушения суд признает законными и обоснованными.

Требования прокурора в части признания незаконным бездействия МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска также имеют под собой достаточные основания.

Согласившись с тем, что нарушения, выявленные в ходе прокурорских проверок от 30.12.2020 года и 31.03.2021 года, имеют место быть и требуют их устранения в течение одного месяца со дня внесения представления, МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска не предприняло своевременных и достаточных мер во исполнение положений антитеррористического законодательства РФ, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере физической культуры и спорта РФ.

В частности, до подачи настоящего иска МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска лишь однажды - 16.04.2021 года направило председателю Комитета физической культуры, спорту и туризму администрации г. Орска письмо с просьбой о выделении средств на установление системы видеонаблюдения и на установку ограждения по периметру здания. По вопросу выделения денежных средств на комплексное обследование технического состояния зданий, находящихся в оперативном управлении, на замену оконных блоков в большом зале задания по адресу: <адрес> (кроме <данные изъяты> оконных блоков левой стороны большого зала), в Комитет физической культуры, спорту и туризму администрации г. Орска учреждение не обращалось. Ни одного ходатайства в адрес собственника имущества, который в силу действующего законодательства (ст.123.21 ГК РФ) несёт субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска не направило. Сам по себе факт подписания 17.12.2021 года соглашения о предоставлении из местного бюджета субсидии МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска на ремонтные работы по замене окон в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку по итогам прокурорской проверки учреждению был предоставлен конкретный срок для устранения выявленных нарушений, в течение которого никакие меры учреждением не были приняты, а соответствующие работы до настоящего времени так и не проведены.

С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым иск прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Поскольку устранение всех нарушений требует значительных финансовых затрат, в случае недостаточности у МАУ «СШОР «Зенит» г. Орска денежных средств или имущества, субсидиарная ответственность должна быть возложена на администрацию г. Орска, согласно ст. 123.21 ГК РФ.

Утверждение представителя Шелемина А.В. о том, что полномочиями собственника имущества, принадлежащего МО «Город Орск», обладает не администрация г. Орска, а КУИ администрации г. Орска, являлись предметом проверки. Названный комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации г. Орска, в то время как владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом согласно Конституции РФ, федеральным законам и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 51-ФЗ, ч. 1 ст. 44 Устава МО «Город Орск»). В рамках осуществления полномочий администрация г.Орска не лишена возможности делегировать исполнение указанных обязанностей Комитету по управлению имуществом, что и имело место в рассматриваемом случае.

Комитет физической культуры, спорту и туризму администрации г. Орска также является отраслевым органом администрации г. Орска, входящим в её структуру, источник финансирования которого - средства городского бюджета г. Орска. Факт того, что данный орган выполняет задания по предоставлению муниципальных услуг, являясь главным распорядителем бюджетных средств, в рассматриваемом случае не может служить основанием к возложению не него субсидиарной ответственности, поскольку таковую в порядке ст. 123.21 ГК РФ несет собственник имущества.

В этой связи, с суждением стороны о неверном круге ответчиков по делу согласиться нельзя.

Срок для устранения выявленных нарушений, указанный прокурором (до 01.06.2022 года) суд находит разумным и достаточным. Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено нормами ст. 45 ГПК РФ и в данном споре не вызывает никаких сомнений.

Руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г. Орска, в части непринятия мер по замене оконных блоков в большом зале задания, расположенного по адресу: <адрес> (кроме <данные изъяты> оконных блоков левой стороны большого зала); проведения комплексного обследования технического состояния зданий и сооружений по адресам: <адрес> и <адрес>; устранения нарушений антитеррористической защищенности в виде: дооборудования системы видеонаблюдения - установки дополнительных камер наружного видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук, в т.ч. для охвата периметра, дооборудования ограждения периметра объекта с южной стороны здания по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.

Обязать Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г.Орска в срок до 01.06.2022 года провести замену оконных блоков в большом зале задания по адресу: <адрес> (кроме <данные изъяты> оконных блоков левой стороны большого зала);

Обязать Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г.Орска в срок до 01.06.2022 года провести комплексное обследование технического состояния здания и сооружений по адресам: <адрес> и <адрес>, <адрес> с привлечением специализированной лицензионной организации. По итогам обследования получить заключение о техническом состоянии зданий по указанным адресам;

Обязать Муниципальное автономное учреждение «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г.Орска в срок до 01.06.2022 года дооборудовать систему видеонаблюдения - установить дополнительных камеры наружного видеонаблюдения в количестве <данные изъяты> штук, в т.ч. для охвата периметра, дооборудовать ограждение периметра объекта с южной стороны здания по адресу: <адрес>, протяженностью <данные изъяты> м.

При недостаточности денежных средств или имущества для устранения вышеуказанных нарушений субсидиарную ответственность по обязательствам Муниципального автономного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва «Зенит» г. Орска возложить на администрацию г. Орска.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, через Ленинский районный суд г.Орска Оренбургской области, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 28.12.2021 года.

Судья Е.П. Липатова