НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Орска (Оренбургская область) от 20.02.2020 № 2-116/20

Дело № 2-116/2020

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года город Орск

Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области, в составе:

председательствующего судьи Гук Н. А.,

при секретаре Кургановой Ю.Ф.,

с участием

истца ФИО1,

представителя ответчика ИФНС России по г. Орску Оренбургской области – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании по гражданскому делу №2-116/2020 по иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области о возврате излишне взысканного налога,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просит: обязать ИФНС России по г. Орску Оренбургской области возвратить ей из бюджета излишне уплаченный земельный налог в размере 5 697 рублей, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 400 рублей.

В обоснование заявления указала, что проживает по адресу: <адрес> По праву собственности ей принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> общая площадь которого составляет <данные изъяты> кв.м.

Являясь налогоплательщиком, добросовестно оплачивает налоги.

В 2013 году, согласно налоговому уведомлению <данные изъяты>, кадастровая стоимость земельного участка под <данные изъяты> год составляла 89 790 рублей, соответственно сумма земельного налога 269,37 рублей, что и было ею уплачено.

В 2014 году согласно налоговому уведомлению <данные изъяты>, кадастровая стоимость ее земельного участка за 2013 год составила 1 385 015, 25 рублей, и соответственно сумма земельного налога составила 4 155 рублей, которую оплатила 10 сентября 2014 года.

Получив уведомление, обратилась в ИФНС России по г. Орску за разъяснением, откуда появилась такая оценка стоимости земельного участка - 1 385 015, 25 рублей и сумма налога в размере 4 155 рублей. В ИФНС России по г. Орску ей ответили, что никакой ошибки нет, что налог начислен верно.

В 2015 году согласно налоговому уведомлению <данные изъяты> стоимость земельного участка <данные изъяты> за 2014 год составил 1 385 015 рублей. Сумма налога к уплате, с учетом переплаты составила 3 886 рублей по ОКТМО <данные изъяты> рублей, данная сумма была ею уплачена 09 октября 2015 года.

В 2016 году согласно налоговому уведомлению <данные изъяты> кадастровая стоимость земельного участка - 1 385 015 рублей, соответственно сумма земельного налога – 4 155 рублей, что ею было оплачено 24 октября 2016 года.

10 декабря 2016 года обратилась с просьбой в филиал федерального государственного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области, предоставить ей кадастровый паспорт земельного участка <данные изъяты>

На основании этого документа кадастровая стоимость земельного участка составила 290 419,12 рублей.

19 декабря 2016 года обратилась к руководителю ИФНС России по г. Орску с письменным заявлением. Просила внести изменения в базу данных налогового органа и произвести перерасчёт земельного налога за период 2013 -2015г.г. в отношении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из расчёта налоговой базы по земельному налогу в размере 290 419,12 рублей.

Получила ответ зам. руководителя ИФНС России по г. Орску советника государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО3 о том, что было произведено уменьшение ранее начисленных сумм земельного налога за 2014-2015 годы в сумме 6 568 рублей.

Исходя из ответа, по состоянию на 13 декабря 2017 года, у нее имеется переплата по земельному налогу в размере 6 568 рублей. Ответ получила почтовым письмом 19 января 2017 года. Таким образом, о переплате суммы земельного налога за период 2013-2014 г.г. узнала только 19 января 2017 года.

Посчитав целесообразным оставить эту сумму в счёт будущих платежей земельного налога, не стала писать заявление в налоговый орган о возврате переплаты. И действительно, на период 5 декабря 2019 года с учётом выплат 2018 года сумма ее переплаты составила 5 697 рублей.

В 2019 году не получив налогового уведомления о начислении земельного налога за 2018 год, вновь обратилась в налоговый орган. На обращение получила ответ, что земельный налог на земельный участок площадью менее шести соток пенсионерам не начисляется.

Исходя из этого, 2 декабря 2019 года обратилась в ИФНС России по г. Орску с заявлением о возврате переплаченной суммы в размере 5 697 рублей.

Получила в письменном виде решение № <данные изъяты> года об отказе в возврате переплаченной суммы в размере 5 697 рублей. Причина отказа- нарушен срок подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы (заявление представлено по истечение 3-х лет со дня её уплаты).

С принятым решением не согласна: о переплате узнала только 19 января 2017 года из ответа на свой запрос. Ее вины в переплате налоговых платежей за период 2013- 2015г.г. нет.

Согласно п.3 ст.79 НК РФ в редакции Федерального закона от 14 ноября 2017 года № 322-ФЗ « О внесении изменений в статьи 78 и 79 части первой НК РФ»; далее- Закон № 322-ФЗ): заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трёх лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога ( п.2, ст.1 Закона № 322-ФЗ).

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено – Управление Росреестра по Оренбургской области.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнила, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Стоимость земельного участка в 2012 году составила 89 790 рублей, соответственно уведомление об уплате земельного налога за 2012 год получила в 2013 году на сумму 269 рублей, со сроком уплаты до 03 октября 2013 года.

В 2014 году получила налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2013 год, кадастровая стоимость земельного участка составила 1 385 015,25 рублей, налог – 4 155 рублей.

В 2015 году получила налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2014 год- кадастровая стоимость земельного участка - 1 385 015,25 рублей, налог – 4 155 рублей, срок уплаты до 09 октября 2015 года.

В 2016 году получила налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2015 год, кадастровая стоимость 1 385 015,25 рублей –налог 4 155 рублей, с требованием уплаты до 24 октября 2016 года.

Таким образом, общая сумма переплаты 6 568 рублей.

Удивилась, почему так выросла кадастровая стоимость земельного участка.

Обращалась в налоговый орган, они посмотрели по компьютеру, подтвердили, что кадастровая стоимость земельного участка в Росреестре указана - 1 385 015,25 рублей, никакой ошибки нет.

10 декабря 2016 года заказала кадастровый паспорт в Росреестре, из которого узнала, что кадастровая стоимость земельного участка - 290 419,12 рублей.

19 декабря 2016 года обратилась в налоговый орган с письменным заявлением о перерасчете.

19 января 2016 года получила ответ, что имеется переплата по земельному налогу в размере 6 568 рублей.

Таким образом, на дату 13 декабря 2017 года имелась переплата по земельному налогу за 2014-2015 гг.

Посчитала целесообразным, что будут высчитывать переплату.

В 2019 году налоговое уведомление не поступило.

Обратилась в ИФНС России по г. Орску, где узнала, что если площадь земельного участка менее 0,6 га, то налог не оплачивается. Просила вернуть излишне уплаченный налог в размере 5 697 рублей, но 05 декабря 2019 года получила отказ в возврате в связи с пропуском трехлетнего срока обращения со дня уплаты налога. Но ранее она не знала, что переплата.

Узнала об этом только 19 января 2017 года. Следовательно, срок возврата переплаты не пропущен, истекает 19 января 2020 года.

Она же обратилась в суд 24 декабря 2019 года.

Представила суду для обозрения и приобщения к материалам дела газету «Частный сектор Восточного Оренбуржья» от 11 декабря 2019 года <данные изъяты> Пояснила, что из статьи «Налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физлиц предоставят в «беззаявительном порядке», узнала, что освобождена от уплаты земельного налога. Просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ИФНС России по г. Орску Оренбургской области ФИО2 (доверенность <данные изъяты> исковые требования не признала. Поддержала представленный ответчиком отзыв на исковое заявление, согласно которому ИФНС России по г.Орску Оренбургской области с доводами заявителя не согласна, считает их неправомерными и необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Пунктом 2 статьи 52 Кодекса установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Также согласно пункту 4 статьи 397 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

На основании пункта 4 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В случае, если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате, данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в натоговом уведомлений. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.

Порядок возврата сумм излишне уплаченного налога определен в статье 78 НК РФ, согласно которой сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).

Согласно пункту 2 той же статьи 78, зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено данным Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 6 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 Кодекса налогоплательщикам производится возврат суммы излишне уплаченного налога, с момента уплаты которой прошло не более трех лет.

03 декабря 2019 года от ФИО1 поступило заявление о возврате переплаты по земельному налогу.

Инспекцией принято решение об отказе в зачете (возврате) налога <данные изъяты> года по причине: «В связи с тем, что обязанность инспекции по возврату (зачету) уплаченных сумм возникает в случае подачи налогоплательщиком заявления в пределах трехлетнего срока с момента уплаты указанных сумм, подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа инспекции в возврате(зачете) указанных сумм».

Последняя уплата налога произведена заявителем:

-24 октября 2016 года в сумме 4 155 рублей за 2015 год,

0- 09 октября 2015 года в сумме 269 рублей за 2014 год,

-11 сентября 2014 года в сумме 4 155 рублей за 2013год.

В связи с изменением кадастровой стоимости заявителю произведен перерасчет по земельному налогу за 2014-2015 г.г.

Переплата по земельному налогу образовалась в результате изменения кадастровой стоимостиземельного участка:

11января 2017 года - за счет уменьшения налога за 2014 год в размере 4 155 рублей по сроку уплаты 01 октября 2015 года,

-13 января 2017 года -за счет уменьшения налога за 2015 год в размере 4 155 рублей по сроку уплаты 01 декабря 2016 года.

По состоянию на 13 января 2017 года положительное сальдо по налогу составило 8 310 рублей.

В результате перерасчета 01 декабря 2017 года начислен налог:

-за 2014 год в размере 871 руб. по сроку уплаты 01 декабря 2017 года,

-за 2015 год в размере 871 руб. по сроку уплаты 01декабря 2017 года,

за 2016 год в размере 871 руб. по сроку уплаты 01декабря 2017 года.

В результате по состоянию на 01 декабря 2017 года положительное сальдо по налогу составило 5 697 руб.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 21 июня 2001 года № 173-0, содержащаяся в ст. 78 НК РФ норма, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (п. 9).

Указанная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства

Таким образом, Налоговым кодексом РФ установлена административная процедура возврата налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган.

Полагает, что налогоплательщики путают ГК РФ и НК РФ.

Возврат налога осуществляется в соответствии с НК РФ. Налог не был взыскан в принудительном порядке, ст.78 НК РФ - добровольная уплата налога. У истца срок обращения в суд истек 24 октября 2019 года. (3 года с даты уплаты налога 24 октября 2016 года), в связи с чем просила в исковом заявлении отказать в полном объеме.

Поддержала позицию ранее участвовавшего в судебном заседании представителя ИФНС России по г. Орску ФИО6 доверенность <данные изъяты>), которая суду пояснила, что в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ требования подлежали бы удовлетворению, если бы с момента уплаты налога прошло не более 3х лет. Был произведен перерасчет за 2014-2015 гг., но истец обратилась по истечении 3-х лет с момента уплаты налога.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Управления Росреестра по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО1 с 09 января 2013 года является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Стоимость земельного участка в 2012 году составила 89 790 рублей, соответственно уведомление об уплате земельного налога за 2012 год получила в 2013 году на сумму 269 рублей, со сроком уплаты до 03 октября 2013 года.

В 2014 году получила налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2013 год, кадастровая стоимость земельного участка составила 1 385 015,25 рублей, налог – 4 155 рублей.

В 2015 году получила налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2014 год- кадастровая стоимость земельного участка - 1 385 015,25 рублей, налог – 4 155 рублей, срок уплаты до 09 октября 2015 года.

В 2016 году получила налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2015 год, кадастровая стоимость 1 385 015,25 рублей –налог 4 155 рублей, с требованием уплаты до 24 октября 2016 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются копиями налоговых уведомлений, представленными истцом в суд,

10 декабря 2016 года истец получила кадастровый паспорт земельного участка, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка - 290 419,12 рублей.

19 декабря 2016 года истецо братилась в налоговый орган с письменным заявлением о перерасчете.

Из ответа налогового органа <данные изъяты> года следует, что согласно сведениям, поступившим из Росреестра по Оренбургской области, кадастровая стоимость земельного участка по адресу: <адрес> составляла по состоянию на 01 января 2011 года – 89 790 рублей, на 01 января 2014 года – 1 385 015 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 1385 015 рублей определена в результате массовой оценки, результаты которой утверждены постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря2012года №1122-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области»( далее –Постановление), которое опубликовано в газете «Оренбуржье» 27 декабря 2012 года. Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области по состоянию на 01 января 2012 года.

В целях налогообложения Постановление вступает в силу с 01 января 2014 года.

В связи с предоставлением ею письма ФКП Росреестра по Оренбургской области от 08июля 2014 года <данные изъяты> в базу данных Инспекции внесены исправления кадастровой стоимости с 1 385 015 рублей на 290 419,12 рублей по состоянию на 01 января 2014 года.

На основании изложенного ей ( истцу) произведено уменьшение размера начисленных сумм земельного налога за 2014-2015 г.г. в сумме 6 568 рублей.

По состоянию на 13 декабря 2017 года у нее (истца) имеется переплата по земельному налогу в сумме 6 568 рублей.

Указанное письмо получено истцом по почте 19 января 2017 года.

Таким образом, о наличии переплаты по земельному налогу истец узнала 19 января 2017 года.

Из статьи «Налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физлиц предоставят в «беззаявительном порядке», опубликованной в газете «Частный сектор Восточного Оренбуржья» от декабря 2019 года № 22 (206) истец узнала, что освобождена от уплаты земельного налога в связи с тем, что является пенсионером.

Поскольку перерасчет земельного налога в счет уплаты будущих платежей для истца стал не актуален, 05 декабря 2019 года ФИО1 обратилась в ИФНС России по г. Орску с заявлением о возврате переплаты по земельному налогу.

Решением налогового органа <данные изъяты> от 05 декабря 2019 года в зачете (возврате) по налогу (сбору) «Земельный налог ФЛ в границах гор.округов» на сумму 5 697 рублей –отказано.

Причина отказа: нарушен срок подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы ( заявление представлено по истечении 3-х лет со дня ее уплаты). «В связи с тем, что обязанность инспекции по возврату (зачету) уплаченных сумм возникает в случае подачи налогоплательщиком заявления в пределах трехлетнего срока с момента уплаты указанных сумм, подача заявления за пределами указанного срока является самостоятельным основанием для отказа инспекции в возврате(зачете) указанных сумм».

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) устанавливает, что налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных названным кодексом, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (подп. подп. 6 и 9 п. а 1 статьи 23).

В соответствии с пунктом 5 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В силу пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1); налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (абзац 1 пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6); заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7).

Из чека –ордера об уплате земельного налога следует, что последняя уплата налога произведена заявителем:

-24 октября 2016 года в сумме 4 155 руб. за 2015 год,

В связи с изменением кадастровой стоимости заявителю произведен перерасчет по земельному налогу за 2014- 2015г.г

В результате по состоянию на 01 декабря 2017 года положительное сальдо по налогу составило 5 697 руб.

Поскольку ФИО1 с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за 2014- 2015 г.г. обратилась в налоговый орган 05 декабря 2019 года, то есть за пределами трехлетнего срока, предусмотренного для подачи заявления о возврате излишне уплаченного налога, у налогового органа отсутствовали основания для удовлетворения заявления ФИО1

Между тем согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 21 июня 2001 года № 173-0, содержащаяся в ст. 78 НК РФ норма, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (п. 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (п. 9).

Указанная норма направлена не на ущемление прав налогоплательщика, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.

В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).


Таким образом, право на зачет или возврат излишне уплаченного налога может быть реализовано налогоплательщиком в судебном порядке в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (о наличии переплаты).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

Давая оценку установленным обстоятельствам, суд приходит к выводу о том, что о наличии у налогоплательщика ФИО1 переплаты по налогу за 2014-2015 г.г. в заявленном размере истец узнала из ответа налогового органа <данные изъяты> года ( после получения его по почте 19 января 2017 года).

В налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды ФИО1 обратилась 05 декабря 2019 года, то есть за пределами предусмотренного НК РФ срока, однако, в суд за защитой прав ФИО1 обратился в пределах срока исковой давности – 24 декабря 2019 года (истечение срока исковой давности - 19 января 2020 года).

Доводы истца о начале срока исковой давности ничем не опровергнуты и подтверждаются характером ее действий, направленных на возврат излишне уплаченных налогов путем подачи заявления в налоговый орган, а в дальнейшем - в суд.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что истцу ранее было известно о наличии у нее переплаты по налогам за период 2014-2015 гг. и то обстоятельство, что она как пенсионер освобождена от уплаты земельного налога.

Доводы представителя ответчика о том, что истец узнал о нарушении своего права 24 октября 2016 года (с момента образования переплаты по земельному налогу), суд находит необоснованными, поскольку сам факт оплаты земельного налога не свидетельствует о том, что истец должен был знать о размере переплаты налога и нарушении его права на возврат данного налога.

Кроме того, с 01 января 2018 года пенсионеры (ФИО1- ДД.ММ.ГГГГ рождения, достигла возраста 55 лет) освобождены от уплаты земельного налога. Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости <данные изъяты> кв.м. площади земельного участка, который находится в собственности, пожизненном наследуемом владении или в постоянном (бессрочном) пользовании, о чем свидетельствует п.8 ч.5 ст. 391 НК РФ.

Доводы представителя ответчика о том, что излишне уплаченный налог пойдет истцу в зачет будущих платежей, необоснованны, поскольку ФИО1 является пенсионером, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством; лицом, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которому в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание, и от уплаты соответствующего налога освобождена полностью.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о возложении на налоговый орган обязанности возвратить излишне уплаченный земельный налог в размере 5 697 рублей подлежат удовлетворению.

На основании ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме 400 рублей, понесенные в связи с удовлетворением заявленных требований (чек-ордер от 23 декабря 2019 года).

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области о возврате излишне взысканного налога - удовлетворить.

Обязать ИФНС России по г. Орску Оренбургской области произвести возврат ФИО1 излишне уплаченной суммы налога «Земельный налог с физического лица в границах городских округов» в размере 5 697 рублей.

Взыскать с ИФНС России по г. Орску Оренбургской области в пользу ФИО1 госпошлину, оплаченную при обращении в суд, в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме- 28 февраля 2020 года.

Судья Н.А. Гук