НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 26.04.2019 № 2А-3019/19

№2а-3019/2019

Решение

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 года ...

Ленинский районный суд ...

в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Пашевкиной Е.И.,

с участием:

представителя административного истца - Прилепиной А.А.,

представителя административного ответчика - Вяткиной Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беловой Натальи Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в ... о признании права на применение налоговых вычетов, возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов,

установил:

Белова Н.А. обратилась в суд с настоящим административным иском, указав, что является нотариусом .... ... была представлена декларация по налогу на доходы физических лиц за ... год в ИФНС России по .... В ... году ИФНС России по ... не были переданы данные о доходах нотариуса Беловой Н.А. вследствие чего Управление Пенсионного фонда РФ в ... рассчитала страховые взносы в размере восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз. После направления налоговым органом в адрес Управления Пенсионного фонда РФ в ... данных о доходах нотариуса Беловой Н.А., был произведен перерасчет исходя из доходов указанных в декларации по налогу на доходы физических лиц за ... год без учета произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. За ... год расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сверх установленного лимита также производился на основании доходов без учета произведенных расходов.

... обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в ... с просьбой пересчитать и уменьшить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 2014 по 2015 года.

Управление Пенсионного фонда РФ в ... в письме N от ... отказало в перерасчете страховых взносов за ... гг.

Полагает, что страховые взносы должны исчисляться исходя из дохода с учетом фактически произведенных расходов, в связи с чем просит возложить на УПФР в ... обязанность произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ....

В ходе рассмотрения дела истец, уточнила требования и просила признать за ней право на применение налоговых вычетов при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год, возложить обязанность произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год с учетом права на применение налоговых вычетов.

В судебное заседание административный истец Белова Н.А. будучи извещенная надлежащим образом не явилась. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца Беловой Н.А. в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В судебном заседании представитель административного истца Прилепина А.А., действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просили требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика Вяткина Е.М., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, свою позицию изложила в представленном в материалы дела отзыве.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности действий административного ответчика в силу следующего.

Часть 1 ст. 218 КАС РФ устанавливает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 Кодекса об административных правонарушений РФ).

Согласно части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Исходя из положений статьи 17 Кодекса административного судопроизводства РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего в период возникновения спорных правоотношений, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (часть 1)

Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ).

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

На основании части 1.1 статьи 14 ФЗ N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Как следует из положений части 8 статьи 14 ФЗ N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:

1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании части 9 статьи 14 ФЗ N 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

В соответствии с положениями п. 1 статьи 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:

физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (пп. 1);

нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (пп. 2)

На основании п. 1 ст. 225 Налогового кодекса РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

В силу положений п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

На основании ст. 221 Налогового кодекса РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков: налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций.

Из содержания приведенных норм права следует, что для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, то есть и для нотариусов, занимающихся частной практикой и для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, понятие дохода и определение его размера при уплате налога на доходы физических лиц идентично.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ... N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда", вступившего в силу ..., признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель - исходя из того что они осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из статьи 2 ГК Российской Федерации, а, следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным в отличие от заработной платы работающих по трудовому договору - предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

С ... федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Из анализа изложенного следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов должен определяться исходя из полученных нотариусом в спорном периоде доходов, уменьшенных на суммы произведенных им в связи с осуществлением деятельности расходов. Следовательно, расчетная база для обложения страховыми взносами по обязательному пенсионному страхованию для рассматриваемой категории лиц подлежит исчислению на основании статьи 227 Налогового кодекса РФ с учетом положений пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса РФ.

В материалы дела административным истцом представлены доказательства размера фактически произведенных расходов за ....

Между тем, как следует из материалов дела, при определении налоговой базы для исчисления указанной недоимки контрольным органом необоснованно был учтен доход Беловой Н.А. за ... год, не уменьшенный на величину фактически произведенных ею и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением нотариальной деятельности.

С учетом изложенного требования Беловой Н.А. о признании за ней права на применение налоговых вычетов при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ... год, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ... год подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 227, 175 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

административное исковое заявление Беловой Натальи Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в ...

о признании права на применение налоговых вычетов, возложении обязанности произвести перерасчет страховых взносов, удовлетворить

Признать за Беловой Натальи Анатольевны право на применение налоговых вычетов при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ....

Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в ... обязанность произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ... год с учетом права на применение налоговых вычетов.

Возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в ... обязанность произвести перерасчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ... год с учетом права на применение налоговых вычетов.

На решение суда может быть подана жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд ... в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Ермошкина

...

...