НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 17.10.2018 № 12-1128/18

12-1128/2018

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург 17 октября 2018 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе: председательствующего судьи Устабаева Е.Т.,

при секретаре: Соцук Д.М.,

с участием:

защитника Мыслина М.А.,

представителя Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации Долгополовой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Саватеева А.А. на постановление заместителя управляющего отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 03 сентября 2018 года № ... по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.27 КоАПРФ в отношении главного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью «...» Саватеева А. А.ча о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя управляющего отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 03 сентября 2018 года № ... главный бухгалтер общества с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...») Саватеев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

В Ленинский районный суд г. Оренбурга поступила жалоба Саватеева А.А., в которой он просит отменить постановление заместителя управляющего отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка РФ ...от 03 сентября 2018 года № ... и производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Лицо привлекаемое к административной ответственности Саватеев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Защитник лица привлекаемого к административной ответственности Мыслин М.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям, просил суд постановление заместителя управляющего отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка РФ ...от 03 сентября 2018 года № ... отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Указал о том, что при направлении формализованных электронных сообщений от 19 апреля 2018 года № ...Саватеевым А.А. были допущены ошибки при заполнении показателей, то есть нарушен порядок предоставления сведений, который не образует состав ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Представитель Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка РФ ... допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, просила жалобу заявителя оставить без удовлетворения, постановление без изменения. Пояснила, что Саватеев А.А. правильно привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ за непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, об операциях лица, включенного в перечень физических лиц, в отношении которых имелись сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, послужившем основанием для составления протокола об АП. Поводом для возбуждения дела послужили достаточные данные, свидетельствующие о наличии АП. В ходе проверки Банком было установлено, что информация в составе формализованных электронных сообщений от 19 апреля 2018 года № ..., касающаяся адреса места нахождения получателя по сделке, не соответствует фактическим данным. Кроме того, уполномоченным органом вообще не были получены сведения о представителе получателе по сделке – генеральном директоре ООО «...» ... что так же является прямым нарушением п.п. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ №115-ФЗ. Таким образом, Саватеев А.А. не выполнил установленный пп. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ №115-ФЗ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Изучив и исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника лица привлекаемого к административной ответственности, свидетеля, прихожу к следующим выводам.

По результатам дистанционного надзора, проведенной сотрудниками Банка России в отношении ООО «...» выявлены нарушения в части неисполнение ФЗ №115-ФЗ, а именно, главным бухгалтером «...» Саватеевым А.А., в нарушении пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, были предоставлены в уполномоченный орган недостоверные сведения об адресе местонахождения получателя по сделке, предусмотренные Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". При заполнении показателей в формализованных электронных сообщениях (далее ФЭС) от 19 апреля 2018 года № ... выявлены следующие несоответствия с установленными Форматами требованиями к заполнению показателей: а именно: в нарушение п. 24 Таблицы 3.2, п. 8 Таблицы 2.8, п. 8 Таблицы 2.4 Форматов, в соответствии с которыми при заполнении показателя ФЭС –«Корпус (строение)», сокращенное наименование показателя (тег) – «Корп», для юридических лиц указывается адрес (место нахождения) юридического лица, внесенный в ЕГРЮЛ, указывается номер корпуса (строение), при отражении в ФЭС от 19 апреля 2018 года № ... показателя с тегом «Корп» в отношении получателя по операции – ООО «...» соответствующее поле заполнено не было, однако в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ адрес ООО «...» содержит реквизит «Корпус» (строение и т.п.)» - Литер В; в нарушение п. 24 Таблицы 3.2, п. 8 Таблицы 2.8, п. 9 Таблицы 2.4 Форматов, в соответствии с которыми при заполнении показателя ФЭС –«Квартира (офис)», сокращенное наименование показателя (тег) – «Оф», указывается номер квартиры, офиса, помещения или комнаты правления, при отражении в ФЭС от 19 апреля 2018 года № ... показателя с тегом «Оф» в отношении получателя по операции соответствующее поле заполнено некорректно, а именно указано значение «17» вместо «17/20».

Кроме того, в ФЭС от 19 апреля 2018 года № ... не отражены сведения о представителе получателя по сделке - генеральном директоре ООО «...» ...

08 августа 2018 года по данному факту главным юрисконсультом сектора правового обеспечения административного производства юридического отдела Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Оренбург) ... в отношении Саватеева А.А. был составлен протокол об административном правонарушении № ...

Постановлением заместителя управляющего отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального Банка РФ ... от 03 сентября 2018 года № ... главный бухгалтер ООО «...» Саватеев А.А. был признан виновным и ему было назначено наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст.15.27 КоАП РФ.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. К деятельности, осуществляемой некредитными финансовыми организациями, в том числе относится и деятельность ломбардов.

В силу ст. 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

На основании ч. 3 ст. 2.3 Федерального закона от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах» Банк России получает от ломбардов необходимую информацию об их деятельности, а также осуществляет надзор за выполнением ломбардами требований, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными актами банка России.

Отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, Центрального банка Российской Федерации, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ.

Согласно ст. 5 Федерального закона №115-ФЗ ломбарды отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, административным органом правильно установлено, что ООО «...» является субъектом исполнения прав и обязанностей в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.

Под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ).

В этой же статье определено, что к осуществлению внутреннего контроля относится реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемых их клиентами, в том числе сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся, в том числе операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалетной 600 00 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к иным сделкам с движимым имуществом, в частности к сделкам по скупке, купле-прожаде драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них лома таких изделий.

Указанием Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У «О порядке предоставления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений», предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее –Указание №3484-У) установлен порядок представления в уполномоченный орган сведений, в том числе об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган в виде ФЭС через Личный кабинет некредитной финансовой организации (далее – НФО) на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации (п. 8 Указания №3484-У).

В соответствии с п. 18 Указания №3484-У перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС приведены в Приложении к Указанию №3484-У.

Согласно п. 20 Указания №3484-У Центральный банк Российской Федерации обеспечивает разработку и размещение на официальном сайте Банка России в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» согласованных с уполномоченным органом форматов и структуры ФЭС (включая структуру его наименования), а также форматов и структуры квитанции о принятии ФЭС и квитанции о непринятии ФЭС (включая структуру их наименований).

Форматы и структура электронных документов, установленные в соответствии с п. 20 Указания № 3484-У и согласованные с Росфинмониторингом (далее - Форматы), а также изменения в них, размещаются на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и применяются по истечении 30 дней после дня их размещения (п. 21 Указания №3484-У).

В нарушение установленных требований должностным лицом ООО«...» были представлены в уполномоченный орган недостоверные сведения об операции, подлежащей обязательному контролю, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно п. 2.1 Положения Банка России от 15 декабря 2014 №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в некредитной финансовой организации из числа ее сотрудников назначается специальное должностное лицо, ответственное за реализацию ПВК по ПОД/ФТ.

Приказом ООО «Ломбард Феникс 2012» от 01 марта 2017 года главный бухгалтер ООО «...» Саватеев А.А. назначен ответственным сотрудником по ПОД/ФТ с 01 марта 2017 года.

Согласно должностной инструкции, утвержденной руководителем ООО «...», главный бухгалтер, как ответственный сотрудник по ПОД/ФТ отвечает за организацию представления в уполномоченный орган по ПОД/ФТ сведений в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ и нормативными актами Банка России.

Саватеев А.А. в период, установленный пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, когда ООО «...» направил недостоверные сведения об операции в уполномоченный орган, исполнял обязанности ответственного сотрудника, что подтверждается сведениями, отраженными в ФСО от 19 апреля 2018 года № .... Допущенное СаватеевымА.А. нарушение было верно квалифицировано по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления по настоящему административному делу, не усматривается.

Все обстоятельства по делу при назначении административного наказания были исследованы, а взятые за основу при вынесении постановления по делу об административном правонарушении доказательства собраны в соответствии с главой 26КоАПРФ.

Событие административного правонарушения и вина Саватеева А.А. подтверждается протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.

Довод Саватеева А.А. о том, что совершенное правонарушение, послужившее основанием для привлечения его к административной ответственности, подлежит квалификации в качестве малозначительного не принимаются судом по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам выражается в пренебрежительном отношении Саватеевым А.А. как должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

Таким образом, оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Постановление о привлечении Саватеева А.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

На основании вышеизложенного в соответствие с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении жалобы Саватеева А.А. об отмене постановления заместителя управляющего отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 03 сентября 2018 года № ...– отказать.

Постановление заместителя управляющего отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 03 сентября 2018 года № ... о признании Саватеева А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ - оставить без изменений.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток через Ленинский районный суд г. Оренбурга со дня получения копии решения.

Судья: Е.Т. Устабаев