НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 16.03.2017 № 2-1401/17

...

№ 2-1401/2017

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,

при секретаре Еремеевой А.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Ахмайзяновой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Оренбурга, действующего в интересах Оренбургской области, к государственному бюджетному учреждению культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным иском к государственному бюджетному учреждению культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей», указав что, прокуратурой района совместно со Счетной палатой Оренбургской области проведена проверка исполнения федерального законодательства по факту нарушений, выявленных в деятельности ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей».

Выявлены нарушения законодательства об использовании государственного имущества в части непроведения государственной регистрации прав оперативного управления на объекты, закрепленные за Учреждением, невнесения изменений в перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, неоформления актов приема экспозиционных предметов, неоприходования на баланс учреждения основных.

Истец полагает, что указанное бездействие ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей», нарушает публично-правовые интересы субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, в связи, с чем с учетом уточнений просил суд признать незаконным бездействие ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей», выразившегося в непроведении государственной регистрации прав оперативного управления на объекты, закрепленные за Учреждением; неоформлении актов приёма экспозиционных предметов; неотражения на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств зеленых насаждений разных пород.

Обязать ГБУК «Оренбургский губернаторский историко- краеведческий музей» в срок до 01.07.2017 года осуществить следующие действия:

- провести государственную регистрацию права оперативного управления здания «Часовня Георгия Победоносца», расположенного по адресу: г. Оренбург ул. Кирова 1 (сад им. М.В. Фрунзе);

- оформить акты приема-передачи на 10 имеющихся экспозиционных предметов (самолет «Миг-17»; межконтинентальная баллистическая ракета «РС-20»; миномет дивизионный (обр. 1943 г.); буксирно-моторный катер (БМК -130 М); бронетранспортер «БТР-70»; самоходная установка (обр. 1943 г.; ИСУ); машина легковая «УАЗ-469»; машина легковая «ГАЗ-69»; машина легковая «ГАЗ-67Б»; пожарная машина ПМЗ-27 (на базе шассе 157К) в соответствии с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях, утв. Приказом Министерства Культуры СССР от 17.07.1985 № 290;

- отразить на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств, произрастающие в выставочном комплексе «Салют, Победа!», зеленые насаждения (деревья) разных пород в количестве 649 единиц.

В судебном заседании помощник прокурора Ахмайзянова Л.И., действующая на основании удостоверения, поддержала уточненные требования, просила его удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика государственное бюджетное учреждение культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей», представитель третьего лица Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

Суд, с учетом мнения сторон, руководствуясь ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

Суд, заслушав представитель истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с нормами статьи 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В случае, когда имущество закрепляется за учреждением или казенным предприятием по решению собственника, необходимым условием государственной регистрации права оперативного управления является зарегистрированное право самого собственника имущества. Документы на государственную регистрацию права собственности и права оперативного управления могут подаваться одновременно.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Судом установлено, что прокуратурой района совместно со Счетной палатой Оренбургской области по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения федерального законодательства по факту нарушений, выявленных в деятельности ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей».

Счетной палатой Оренбургской области в июле-августе 2016 года проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей», финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об использовании государственного имущества в части непроведения государственной регистрации прав оперативного управления на объекты, закрепленные за Учреждением, невнесения изменений в перечень имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, неоформления актов приема экспозиционных предметов, неоприходования на баланс учреждения основных средств.

В ходе проверки установлено, что здание «Часовня Георгия Победоносца», расположенное по адресу: г. Оренбург ул. Кирова 1 (сад им. М.В. Фрунзе), оценочной стоимостью 1340 000 рублей, не зарегистрировано в установленном порядке.

Распоряжением министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от 21.01.2016 № 35-р «О принятии имущества на баланс и закреплении его на праве оперативного управления» установлено: Музею принять на баланс и закрепить на праве оперативного управления: здание, назначение: нежилое, наименование - выставочная экспозиция «Часовня Георгия Победоносца», площадь ... кв.м., расположенное по адресу: г. Оренбург, ул. Кирова, д. 1.

Проверкой правильности учета объектов основных средств установлено, что данные перечней имущества закрепленного за Музеем распоряжением министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от 21.12.2011 № 3256-р на 25.06.2016 года, не соответствуют данным бухгалтерского учета на общую сумму 10 534 320,67 рублей.

Так, согласно распоряжению министерства природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области от 21.12.2011 № 3256-р за Музеем на праве оперативного управления закреплено имущество на сумму 83 063 024,91 рублей (с учетом списания) из них: недвижимое имущество на сумму 74 304 965 рублей; особо ценное движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. рублей, на сумму 3 311 925 рублей; особо ценное движимое имущество, без которого осуществление учреждением предусмотренных его Уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, на сумму 5 446 134,91 рублей; прочее движимое имущество, которое не учитывается при формировании государственного задания, на сумму 64 517 рублей.

По данным бюджетного учета и баланса формы N Музея основные средства по состоянию на ... числятся всего на сумму 93 597 345,58 рублей (что превышает стоимость имущества, закрепленного за учреждением на 10 534 320,67 рублей), из них: недвижимое имущество на сумму 74 931 605,16 рублей; особо ценное движимое имущество на сумму 10 221 401 рублей; иное движимое имущество на сумму 8 444 339,42 рублей.

Поскольку на момент рассмотрения дела в суде ответчиком не представлено доказательств регистрации права оперативного управления на закрепленное за ним недвижимое имущество, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в этой части. При этом отсутствие регистрации права собственника на указанное недвижимое имущество не является препятствием к оформлению права ответчика, поскольку в силу вышеприведенных разъяснений закона, они могут быть зарегистрированы одновременно.

В ходе проверки счетной палатой области установлено, что в выставочном комплексе «Салют, Победа!», Музеем не оформлены акты приема на 10 имеющихся экспозиционных предметов: (самолет «Миг-17»; межконтинентальная баллистическая ракета «РС-20»; миномет дивизионный (обр. 1943 г.); буксирно-моторный катер (БМК -130 М); бронетранспортер «БТР-70»; самоходная установка (обр. 1943 г.; ИСУ); машина легковая «УАЗ-469»; машина легковая «ГАЗ-69»; машина легковая «ГАЗ-67Б»; пожарная машина ПМЗ-27 (на базе шассе 157К) в соответствии с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях, утв. Приказом Министерства Культуры СССР от 17.07.1985 № 290;

К проверке представлен акт приёма предметов в постоянное пользование вышеуказанных экспозиционных предметов № 17 от 04.09.2016 года, подписанный директором Учреждения.

В соответствии с пунктами 81-83, 86,87 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной Приказом Министерства Культуры СССР от 17.07.1985 № 290, музейные фонды подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования. Государственный учет музейных фондов предусматривает две стадии: а) первичную регистрацию и атрибуцию поступивших в музей предметов, имеющих целью их документальную охрану (актирование, краткую запись в книге поступлений); б) инвентаризацию, т.е. научную регистрацию музейных предметов (классификация по типам источников, видам материалов, видам искусства, коллекциям и пр., составление более развернутого и точного описания, уточнение атрибуции, запись в научный инвентарь).

Основными юридическими документами государственного учета музейных фондов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений и научный инвентарь.

Все поступившие в музей предметы подлежат строгому документальному учету. Оформление приема и выдачи предметов производится немедленно по их поступлении или выдаче, по соответствующим актам. Акт приема является первичным юридическим документом государственного учета музейных фондов. Хранение в музеях предметов, не оформленных актами приема, категорически запрещается.

В актах приема или выдачи точно указывается место составления акта, год, месяц, число, от кого (в выдаче – кому), по чьему распоряжению, для какой цели и на какой срок (если предмет принят или выдан временно для выставки, экспертизы и др.) принят или передан предмет. При этом предметы точно перечисляются один за другим по наименованию, дается краткое характеризующее их описание, указываются размер, материал, техника, отмечается сохранность предмета, монтировка (например, в раме, под стеклом), прежний номер предмета (если он поступил из другого музея) – в акте приема, шифр и номер по книге поступлений, а также номер научного инвентаря при выдаче. При приеме предмета в постоянное пользование указывается также его цена, если он имеет оценку (был заказан или приобретен за плату). К акту желательно приложить сведения об истории предмета, так называемую легенду (его происхождение, движение, пребывание в коллекциях и на выставках, связи с определенными историческими событиями и лицами, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления и т.п.), а для археологических и других экспедиционных материалов – полевую или коллекционную опись или попредметный список.

Форма акта приема утверждена в Приложении №3 Инструкции, в соответствии с которой акт составляется и подписывается представителем музея и представителем учреждения, который передал музейную ценность в постоянное хранению Музея.

В нарушение пункта 86 Инструкции акты приёма экспозиционных предметов составлен одной стороной - Музеем, меры к установлению прежнего владельца музейных ценностей не принимались.

В судебном заседании представители ответчика не оспаривали факта наличия у них обязанности по учету музейных ценностей, ссылались на отсутствие сведений о собственниках переданного музею имущества. В ходе рассмотрения дела собственники имущества ответчиком были установлены, в связи с чем, суд полагает, что возможность оформления актов в соответствии с требованиями закона не утрачена.

Требования истца в этой части также подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 38 Инструкции о применении Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учету в качестве основных средств.

В соответствии с пунктом 45 Инструкции от 01.12.2010 № 157н инвентарные объекты основных средств, принимаются к учету согласно требованиям общероссийского классификатора основных фондов ОКО 13-94. утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 395 (далее - ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам с учетом особенностей.

В соответствии с ОКОФ к основным средствам относятся все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста (группа «Насаждения многолетние декоративные озеленительные» 18 0160040).

Объектами классификации подраздела «Насаждения многолетние» являются зеленые насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора территории предприятия и т.п. в целом, независимо от количества, возраста и породы насаждений; зеленые насаждения вдоль улицы, дорог и (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения; насаждения каждого участка (района) полезащитных полос.

По результатам инвентаризации проведенной в период проверки Счетной палаты области в выставочном комплексе «Салют, Победа!» выявлены зеленые насаждения (деревья) разных пород в количестве 649 единиц, которые в нарушение пункта 38 Инструкции от 01.12.2010 № 157н на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств не отражены: береза - 17 ед., клен - 189 ед., ольха - 2 ед., рябина - 1 ед., сирень - 17 ед., тополь серебристый - 14 ед., ель голубая - 54 ед., липа - 56 ед., боярышник лесной - 4 ед., ранетка дикая - 4 ед., ива - 2 ед., ель зеленая - 7 ед., вяз мелколистовой карагач - 175 ед., сосна - 97 ед., лиственница - 8 ед., акация - 2 ед.

До настоящего времени зеленые насаждения в составе основных средств на баланс не поставлены.

Доказательств обратного суду не представлено, при этом ответчиком не оспаривалась обоснованность заявленных требований, а неисполнение обязанности по постановке насаждений на учет допущено вследствие отсутствия финансирования на цели их предварительной оценки.

По результатам проверки ... прокуратурой района в адрес ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей» внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей» от ...N фактически нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на протяжении нескольких лет Музеем, являющимся государственным учреждением областного значения, не ведется работа по надлежащему оформлению закрепленного на праве оперативного управления имущества, находящегося в собственности Оренбургской области, не осуществляется постановка на баланс основных средств, не принимаются меры к надлежащему оформлению принятых музейных ценностей и основных средств, прежние владельцы не устанавливаются, суд приходит к выводу, что требования прокурора Ленинского района г.Оренбурга, действующего в интересах Оренбургской области к государственному бюджетному учреждению культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей» подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В своих требованиях истец просит суд возложить на ответчика обязанность по проведению государственной регистрации права оперативного управления здания «Часовня Георгия Победоносца», расположенного по адресу: г. Оренбург ул. Кирова 1 (сад им. М.В. Фрунзе);

оформлению акта приема-передачи на ... имеющихся экспозиционных предметов; отражению на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств, произрастающие в выставочном комплексе «Салют, Победа!», зеленые насаждения (деревья) разных пород в количестве ... единиц в срок до 01.07.2017 года.

Суд полагает указанный срок с учетом обстоятельств дела и соблюдения принципа разумного срока исполнения судебного решения достаточным для его реального исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Ленинского района г.Оренбурга – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие государственного бюджетного учреждения культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей», выразившегося в непроведении государственной регистрации прав оперативного управления на объекты, закрепленные за Учреждением; неоформлении актов приёма-передачи экспозиционных предметов; неотражения на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств зеленых насаждений.

Обязать государственное бюджетное учреждение культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей» в срок до 1 июля 2017 года осуществить следующие действия:

- провести государственную регистрацию права оперативного управления на недвижимое имущество: здание «Часовня Георгия Победоносца», расположенного по адресу: г. Оренбург ул. Кирова 1 (сад им. М.В. Фрунзе);

- оформить акты приема-передачи на 10 имеющихся экспозиционных предметов (самолет «Миг-17»; межконтинентальная баллистическая ракета «РС-20»; миномет дивизионный (обр. 1943 г.); буксирно-моторный катер (БМК -130 М); бронетранспортер «БТР-70»; самоходная установка (обр. 1943 г.; ИСУ); машина легковая «УАЗ-469»; машина легковая «ГАЗ-69»; машина легковая «ГАЗ-67Б»; пожарная машина ПМЗ-27 (на базе шассе 157К) в соответствии с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях, утв. Приказом Министерства Культуры СССР от 17.07.1985 № 290;

- отразить на счетах бухгалтерского учета в составе основных средств, произрастающие в выставочном комплексе «Салют, Победа!», зеленые насаждения (деревья) разных пород в количестве 649 единиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись В.В. Линькова

Мотивированное решение составлено: 22 марта 2017 года

Судья: подпись В.В. Линькова