НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 14.08.2013 № 2-5088/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Оренбург 14 августа 2013 года

Ленинский районный суд города Оренбурга Оренбургской области

в составе председательствующего судья Князевой О.М.,

при секретаре Сергеевой Н.И.,

с участием истца Лесенко А.С.,

представителя ответчика Закутнева А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лесенко А.С. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лесенко А.С. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге (далее по тексту Пенсионный фонд в г. Оренбурге), указав, что он обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как опекуну инвалида с детства. Решением начальника Пенсионного фонда в г. Оренбурге N от 22.05.2013 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что со времени установления инвалидности срок опеки составил 3 полных года, поэтому право на получение досрочной трудовой пенсии по старости у истца возникает только в 58 года.

Не согласившись с указанным решением, считая, что действия Пенсионного фонда в г. Оренбурге не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права на пенсионное обеспечение, истец просил суд:

признать незаконным решение начальника Пенсионного фонда в г. Оренбурге N от 22.05.2013;

обязать Пенсионный фонд в г. Оренбурге назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 22.02.2013 года.

В судебном заседании истец Лесенко А.С., доводы искового заявления поддержал в полном объеме, просил требования удовлетворить.

Представитель ответчика Закутнев А.А., действующий на основании доверенности от ..., в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать, дав пояснения согласно представленному письменному отзыву.

В судебном заседании стороны пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость представления дополнительных доказательств отсутствует. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения истца, представителя ответчика, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 22.02.2013 года Лесенко А.С. в возрасте 56 лет обратился в Пенсионный фонд в г. Оренбурге с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, как опекуну инвалида с детства, воспитавшего его до достижения им возраста 8 лет.

Решением начальника Пенсионного фонда в г. Оренбурге N от 22.05.2013 года истцу отказано в досрочном назначении пенсии по старости. По мнению Пенсионного фонда, поскольку опека над ребенком-инвалидом осуществлялась в период с 06.04.2009 года по 29.08.2012 года, то есть 3 года 4 месяца 23 дня, право на назначение трудовой пенсии возникает при достижении истцом возраста 58 лет.

При этом при определении возраста, по достижении которого истцу может быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости, период осуществления попечения за ребенком-инвалидом (с 14 до 18 лет) в расчет не принимался.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7).

Одновременно данный Федеральный закон предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В частности, согласно подпункту 1 части 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регламентирующей сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, в числе других граждан, перечисленных в указанной норме закона, опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, при этом, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009. № 1365-О, следует, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Одним из обязательных условий досрочного назначения трудовой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком-инвалидом с детства возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет).

При отсутствии попечения родителей над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов устанавливается опека (статья 145 Семейного кодекса Российской Федерации). Орган опеки и попечительства назначает опекуна - дееспособное совершеннолетнее лицо, которое обязано заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка, в частности ребенка - инвалида с детства. Опекуны ребенка-инвалида добровольно принимают на себя ответственность за его воспитание, предполагающую значительную физическую, моральную и материальную нагрузку, в связи с чем они сами нуждаются в социальной защите.

В целях обеспечения пенсионных прав опекунов инвалидов с детства и соблюдения принципа справедливой и равной социальной защиты законодателем предусмотрена возможность назначения указанной категории граждан трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при условии воспитания детей до достижения ими возраста 8 лет и наличия страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно у мужчин и женщин. При этом в интересах обеспечения реального осуществления опекунами своих функций снижение общеустановленного пенсионного возраста для них предусмотрено из расчета на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки над ребенком, являющимся инвалидом с детства, но не более чем на пять лет в общей сложности.

Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с оспариваемым законоположением является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Правовое значение для снижения опекунам общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом.

С учетом изложенного, при назначении пенсии опекунам не имеет значения, когда ребенку была установлена инвалидность, до или после достижения ими возраста 8 лет, но необходимо, чтобы до этого момента было установлено опекунство. Вместе с тем для снижения возраста выхода на пенсию учитываются те периоды, когда ребенок являлся инвалидом с детства с одновременным наличием у опекуна в эти периоды соответствующего статуса.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 родился ... в ..., о чем в книге записей актов гражданского состояния о рождении сделана соответствующая запись за N, что подтверждается свидетельством о рождении.

Распоряжением руководителя Северного административного округа г. Оренбурга от ... N была установлена опека над несовершеннолетним ФИО1, ... года рождения, проживающим по адресу: ..., мать которого находится в розыске, местонахождение отца неизвестно, опекуном ребенка назначен – Лесенко А.С.

Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом N, 06.04.2009 года было впервые установлено, что ФИО1 является ребенком-инвалидом. Согласно справке серии МСЭ-2012 N, 26.06.2013 года ФИО1 прошел переосвидетельствование, по результатом которого ему установлена категория ребенок-инвалид, на срок до 29.08.2016 года.

29.08.2012 года действие опеки прекращено, поскольку опекаемый ФИО1 достиг 14-летия. Всего продолжительность опеки истца над ФИО1, как ребенком-инвалидом, составила с 06.04.2009 года по 29.08.2012 года, то есть 3 года 4 месяца 23 дня.

При таких обстоятельствах, продолжительность опеки Лесенко А.С. над ребенком-инвалидом составила 3 полных года, следовательно, возраст может быть снижен на два года и право на пенсию при данной продолжительности опеки возникает в 58 лет. Таким образом, на дату подачи заявления в Пенсионный фонд у истца не имеется право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд соглашается с доводами ответчика о том, что периоды осуществления попечения за ребенком-инвалидом (с 14 до 18 лет), при определении права на досрочное пенсионное обеспечение, в расчет не принимаются.

Установление опеки над детьми регламентировано семейным законодательством и Федеральным законом от 24.04.2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве". В частности, в соответствии со ст. 145 СК РФ опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Статья 2 ФЗ "Об опеке и попечительстве" определяет понятие "опека" как форму устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Статьей 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для некоторых категорий граждан, которое не связано с их трудовой деятельностью и работой в определенных условиях, а обусловлено определенным социальным положением и исполнением семейных обязанностей. В частности, пунктом 1 части 1 этой статьи право на досрочное пенсионное обеспечение по старости установлено для нескольких категорий граждан с семейными обязанностями, определяющими их социальный статус.

Так, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено Законом не только родителям, но и опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения восьмилетнего возраста. Суд считает, что такое право законодатель связывает, прежде всего, с тем, что опекуны инвалидов с детства несут огромную социальную и психологическую нагрузку, связанную с воспитанием инвалидов с детства с их малолетнего (до достижения ими 8 лет) возраста, следовательно, нуждаются в дополнительной социальной поддержке. В этой связи, суд приходит к выводу о том, что именно поэтому основным условием для назначения досрочной трудовой пенсии не только для родителей, но и для опекунов ребенка-инвалида является воспитание такого ребенка до достижения им возраста 8 лет.

В силу части 1 статьи 33 Гражданского кодекса Российской Федерации попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Законодатель не относит попечителей к категории граждан, которым в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляется право на льготное пенсионное обеспечение.

Поддерживая доводы искового заявления, истец в судебном заседании пояснил, что согласно выписке из истории болезни N ФИО1 с рождения поставлен диагноз – ..., Исходя из истории болезни, ребенок является инвалидом с детства. В связи с чем, он заботится и воспитывает ребенка с его рождения.

Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости опекуну в соответствии с законоположением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке.

В соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Документами, подтверждающими, что гражданин являлся инвалидом с детства, являются акты освидетельствования, проводимого учреждениями медико-социальной экспертизы.

Судом установлено, что первоначально инвалидность ребенку установлена 06.04.2009 года, до указанной даты в установленном законом порядке инвалидность не устанавливалась, учреждением медико-социальной экспертизы не выдавалось документов, подтверждающих, что ФИО1 являлся инвалидом с детства.

Доводы истца о подтверждении выпиской из истории болезни и карточкой больного состояния здоровья ребенка, как ребенка инвалида с детства, подлежат отклонению, поскольку в силу вышеприведенного законодательства данное обстоятельство подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Допустимых доказательств в подтверждение статуса ребенка до 06.04.2009 года истцом представлено не было.

При таких обстоятельства, довод истца о возможности возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсию по старости досрочно исходя из периода осуществления истцом воспитания и ухода за ребенком в течение 11 лет 6 месяцев 27 дней, также не может быть принят во внимание, поскольку основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Поскольку на момент обращения с заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу исполнилось 56 лет, тогда как право на досрочную пенсию возникает с момента достижения им 58 лет, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Лесенко А.С. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Оренбурге о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании назначить досрочную трудовую пенсию – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Князева О.М.

Решение суда в окончательной форме принято: 21.08.2013 года

Судья: подпись Князева О.М.