Дело № 2-1573/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием представителя истца Даниловой С.В.,
представителей ответчиков Нигматуллина Р.Р., Мелких Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Денискину А. А.чу, Михайловой Я. А., обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия» о возмещении ущерба, причиненного недрам,
установил:
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Михайловой Я.А. и Денискину А.А., в котором просит взыскать в бюджет МО Экспериментальный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ущерб, причинённый недрам, в размере 32791 440 рублей 36 копеек, а также в бюджет Оренбургской области - недополученный налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в размере 1803 529 рублей 22 копеек.
В обоснование своих требований указывает, что в нарушение статей 9, 10.1, 11 Федерального закона «О недрах» ответчиками на земельном участке, расположенном в центральной части кадастрового квартала N, кадастровый N, по адресу Оренбургская область, Оренбургский район, Экспериментальный сельсовет (земли сельскохозяйственного назначения) велась добыча глины. Глина добывалась в отсутствии лицензии на право пользования недрами. Исходя из объёма незаконно добытый полезных ископаемых (350176,9 м3) ущерб составил 32791 440 рублей 36 копеек. Кроме того, ввиду незаконной деятельности ответчиками в нарушении требований Налогового кодекса Российской Федерации не был уплачен налог на добычу полезных ископаемых в размере 1803 529 рублей 22 копеек. До настоящего времени причинённый ущерб не возмещён.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования изменил, окончательно просил взыскать с ответчиков к Михайловой Я.А. и Денискина А.А., ООО «Индустрия» солидарно ущерб, причиненный в результате добычи общераспространенного полезного ископаемого – глины 32791440 рублей 36 копеек, недополученный налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в размере 1803 529 рублей 22 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора г. Оренбурга Данилова С.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объёме.
Представители ответчиков Денискина А.А. - Нигматуллин Р.Р., действующий на основании ордера, ответчика Михайловой Я.А. - Мелких Л.Д., действующий на основании ордера, с иском не согласились, просили суд в его удовлетворении отказать.
Ответчик ООО «Индустрия» по юридическому адресу направленные в его адрес судебные повестки не получил, они возвращены в суд по истечении срока хранения.
Суд полагает, что общество извещено надлежащим образом.
Ответчики Денискин А.А., Михайлова Я.А. извещены о судебном заседании надлежащим образом.
Определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ООО «Индустрия», ответчиков Михайловой Я.А., Денискина А.А. на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее по тексту Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно положениям статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании статьи 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу статьи 78 того же Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 9 указанного Закона Российской Федерации установлено, что в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьёй 12 Закона Оренбургской области от 07 мая 2013 года № 1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения» предоставление в пользование участков недр местного значения оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей в себя бланк с Государственным гербом Российской Федерации установленной формы, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования участками недр местного значения.
Лицензия удостоверяет право, в том числе, разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Приложением к Распоряжению Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 33-р, Администрации Оренбургской области № 202-р от 13 мая 2005 года в перечне общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области отнесены глина (кроме бентонитовых, палыгорскитовых, огнеупорных, кислотоупорных, используемых для фарфорово-фаянсовой, металлургической, лакокрасочной и цементной промышленности, каолина).
Как следует из статьи 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что для возложения на лицо имущественной ответственности за вред, причиненный недрам, необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: факт нарушения законодательства Российской Федерации о недрах в части порядка использования и охраны недр на территории Российской Федерации, наступления вреда и его размер, противоправности поведения причинителя вреда, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Недоказанность хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств исключает возможность о возложении на ответчика имущественной ответственности за вред, причиненный недрам.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, общей площадью N кв.м., местоположение земельного участка ... принадлежит на прав собственность Денискину А.А. 1/2 доля в праве на участок им приобретена ... на основании договора купли-продажи от ... с .... В соответствии с указанным договором 1/2 доля в праве собственности на указанный земельный участок перешла к Михайловой Я.А.... право собственности на 1/2 долю в праве собственности на указанный земельный участок зарегистрировано также за Денискиным А.А., что подтверждается копией договора и выпиской из ЕГРП (л.д. 166-176).
В соответствии с договором поставки N от 18 сентября 2015 года ООО «Индустрия» (поставщик) в лице директора Михайловой Я.А. и ... (покупатель) в лице генерального директора ... обязуется передать в собственность покупателю, а покупатель принять и оплатить грунт 2 группы.
Из объяснений генерального директора ...... следует, что он занимал указанную должность 2012 года по май 2017 года. С 3 августа 2015 года ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» на основании государственного контракта осуществляло строительство дороги Обход г. Оренбурга на участке Оренбург-Беляевка до автомобильной дороги Оренбург-Илек-гр. Республики Казахстан в Оренбургской области. (государственный контракт №14/02-50/02-13/67, л.д. 144-155).
Грунт (глину) для отсыпки дороги поставлялся, в том числе по договору с ООО «Индустрия», заключенным в сентябре 2015 года транспортом заказчика с земельного участка с кадастровым номером N.
Аналогичные объяснения даны и.о. начальника ......., прорабом ...., начальником дорожного управления ... начальником ПТО ...
Согласно сведениям Министерства природных ресурсов Оренбургской области лицензия на добычу глины на указанном земельном участке не выдавалась.
На основании постановления начальника Управления ФСБ России по Оренбургской области от 11 июля 2016 года проведено обследование земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно акту обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 12 июля 2016 года, составленному оперуполномоченным УФСБ России по Оренбургской области ... в присуствии понятых ... специалиста .... на земельном участке, расположенном в центральной части кадастрового квартала N, кадастровый N по адресу Оренбургская область, Оренбургский район, Экспериментальный сельсовет имеется 10 котлованов различной формы и площади, вырытых специальной техникой с целью возможной добычи глины, а также котлован, в котором на момент осмотра осуществлялась добыча глины спецтехникой.
В соответствии с техническим заключением N, выполненным специалистом ... объём котлованов на земельном участке с кадастровым номером N составляет 350176, 90 куб.м.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликатного) причинения вреда.
Отказ в возбуждении уголовного дела, прекращение возбужденного уголовного дела, вынесение приговора не исключают возможности предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.
Согласно части 1 статьи 9 ФЗ «О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 334 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведённые выше нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что ущерб недрам в виде осуществления добычи полезных ископаемых без лицензии, а также неполученного налога причинен ООО «Индустрия». Заявленные прокурором города Оренбурга требования к ООО «Индустрия», как к лицу, причинившему ущерб окружающей природной среде и недрам в частности, являются обоснованными.
Доказательств того, что имеются основания для солидарного возложения обязанности возместить вред на сособственников земельного участка Денискина А.А., Михайлову Я.А. суду не представлено.
Разрешая вопрос о размере подлежащего взысканию с ответчика ущерба, суд исходит из следующего.
В соответствии Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года №564 настоящие Правила устанавливают порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах (далее - вред).
Вредом в целях настоящих Правил признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, а также нарушение свойств участка недр, вследствие которого невозможно строить и (или) эксплуатировать подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, либо вред, причиненный особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение.
Расчет размера вреда производится Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, в отношении которых расчет размера вреда производится уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Размер вреда, повлекшего утрату запасов полезных ископаемых, вызванного в том числе их загрязнением, затоплением, обводнением, пожарами, самовольным пользованием недрами, определяется по формуле:
D = Lз + Cл + Cо,
где:
D - размер вреда (рублей). В случае наличия на участке недр нескольких видов полезных ископаемых расчетная величина размера вреда рассчитывается по каждому виду полезного ископаемого, после чего полученные результаты суммируются (рублей);
Lз - стоимость запасов полезных ископаемых, утраченных в результате вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей);
Сл - фактические или предусмотренные техническими проектами расходы на ликвидацию последствий вреда, вызванного в том числе загрязнением недр, затоплением, обводнением, пожарами, а также самовольным пользованием недрами (рублей), или расходы на восстановление нарушенного состояния подземного водного объекта в случае загрязнения подземных вод (рублей);
Со - фактические расходы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оценку размера вреда (рублей).
Сведения о средней рыночной цене реализации добытого полезного ископаемого представляются Федеральной службой государственной статистики по запросу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Истцом в материалы дела представлен расчёт Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области от 9 ноября 2017 года, выполненный на основании указанных Правил, согласно которому ущерб, причинённый недрам составляет 32791 440 рублей 36 копеек, недополученный налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в размере 1803 529 рублей 22 копеек.
Расчет соответствует вышеприведенным Правилам, ответчиками не оспорен.
В связи с чем, суд устанавливает размер причинённого ответчиком ущерба недрам в сумме 32791 440 рублей 36 копеек.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Учитывая такое требование закона и установленные по делу обстоятельства, суд взыскивает с ООО «Индустрия» в бюджет МО Экспериментальный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области причинённый недрам ущерб в размере 32791 440 рублей 36 копеек.
Также суд считает, что в результате незаконной добычи глины ответчиком кроме того, причинён ущерб в виде не уплаченного налога на добычу полезных ископаемых, который в соответствии с главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации подлежал обязательной уплате при осуществлении деятельности по добыче общераспространенных полезных ископаемых в установленном законом порядке.
Таким образом, исходя из произведений объёма незаконной добытой глины (350176,9 м3), средней цены глины, определённой на основании данных о средней цене производителей на отдельные виды промышленных товаров по Российской Федерации и федеральным округам (53,51 рублей за 1 м3) и налоговой ставки (5,5%), установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, размер ущерба в виде недополученного налога составит 1803 529 рублей 22 копейки.
Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, с ответчика ООО «Индустрия» в доход бюджета МО «г.Оренбург» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 60 000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора города Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Денискину А. А.чу, Михайловой Я. А., обществу с ограниченной ответственностью «Индустрия» о возмещении ущерба, причиненного недрам – удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Индустрия» в бюджет муниципального образования Экспериментальный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области ущерб, причиненный недрам, в размере 32791440 (тридцать два миллиона семьсот девяносто одна тысяча четыреста сорок) рублей 36 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Индустрия» в бюджет Российской Федерации ущерб от недополученного налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых в сумме 1803 529 (один миллион восемьсот три тысячи пятьсот двадцать девять) рублей 22 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора города Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ..., Михайловой Я. А. о возмещении ущерба, причиненного недрам – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Индустрия» в доход бюджета муниципального образования «город Оренбург» государственную пошлину в размере 60 000(шестьдесят тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись. В.В. Линькова
В окончательной форме решение принято 18 мая 2018 года.
Судья: подпись. В.В. Линькова