УИД 56RS0018-01-2023-010678-64
№ 2а-895/2024 (2а-9156/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 14 февраля 2024 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Бангояне Д.А.
с участием представителя административного истца Брагина В.В.,
представителя административного ответчика Бичевник Е.В.,
представителя заинтересованного лица Жуковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Оренбурга к администрации г.Оренбурга, Главе города Оренбурга Салмину С. А. о признании недействующим в части постановления администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года «О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и внесении изменений в постановление администрации г. Оренбурга от 19 декабря 2018 года №4330-п», возложении обязанности принять заменяющий нормативный акт,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд с административным иском, указав, что прокуратурой г. Оренбурга выявлены нарушения администрацией г. Оренбурга требований законодательства об утверждении тарифов на питьевой водоснабжение.
28 ноября 2022 года администрацией г. Оренбурга принято постановление №2173-п «О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и внесении изменений в постановление администрации г. Оренбурга от 19 декабря 2018 года №4330-п», устанавливающие тарифы для АО ПО «Стрела», ООО «Промсервис 2000». Постановление опубликовано 28 ноября 2022 года в сетевом издании «Официальный вестник г. Оренбурга», 30 ноября 2022 года в №91 издания «Вечерний Оренбург».
Пунктами 1 и 2 оспариваемого нормативного акта на 2023 года для АО ПО «Стрела» установлены тарифы на холодную воду сроком действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года для населения в размере 16,99 рублей (с НДС) для прочих потребителей – 14,16 рублей (без НДС), для ООО «Промсервис 2000» в размере 18,80 рублей (с НДС), для прочих потребителей – 15,67 рублей (без НДС).
АО ПО «Стрела», ООО «Промсервис 2000» предоставляют услуги по холодному водоснабжению 212 потребителям.
При расчете тарифа в состав необходимой валовой выручки ПАО «Стрела»№, ООО «Промсеврис 2000» необоснованно в нарушение п. 78 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 года №406 и статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации включен налог на прибыль в размере 143 400 рублей и 10 000 рублей соответственно.
Просит суд признать незаконным пункты 1,2 постановления администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года «О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и внесении изменений в постановление Администрации г. Оренбурга от 19 декабря 2018 года №4330-п», пункт 1 раздела 4 приложения №1 и пункт 1 раздела 4 приложения №2 к постановлению администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года, возложить на администрацию г. Оренбурга обязанность скорректировать тариф на холодную воду в сторону уменьшения для АО ПО «Стрела», ООО «Промсервис 2000» путем исключения из необходимой валовой выручки налог на прибыль.
В судебном заседании помощник прокурора г. Оренбурга Брагин В.В. требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель администрации г. Оренбурга по доверенности Бичевник Е.В. возражала против удовлетворения административного иска, ссылалась на то, что с 2024 года администраций г. Оренбурга приняты новые тарифы, которые не включат в составе валовой выручки предприятия налог на прибыль.
Представитель заинтересованного лица АО ПО «Стрела» по доверенности Жукова В.В. против удовлетворения требований возражала.
Представитель ООО «Промсервис 2000», административный ответчик глава г. Оренбурга Салмин С.А. в судебное заседание не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом, посредством почтовой связи, а административный ответчик также в порядке части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Выслушав участников судебного процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208, частям 8,9,11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что пунктами 1 и 2 постановления администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года «О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и внесении изменений в постановление Администрации г. Оренбурга от 19 декабря 2018 года №4330-п» установлены и введены тарифы на питьевую воду с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года для ООО «Промсервис 2000», в размере 18,80 рублей (с НДС), для прочих потребителей – 15,67 рублей (без НДС), для АО «Производственное объединение «Стрела» для населения в размере 16,99 рублей (с НДС) для прочих потребителей – 14,16 рублей (без НДС).
В соответствии с пунктом 1 раздела 4 Производственной программы ООО «Промсервис 2000» в сфере холодного водоснабжения (питьевого водоснабжения) (Приложение №1 к постановлению администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года) необходимая валовая выручка составила в 2023 году 834 рубля 79 копеек.
В соответствии с пунктом 1 раздела 4 Производственной программы АО «ПО «Стрела» в сфере холодного водоснабжения (питьевого водоснабжения) (Приложение №2 к постановлению администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года) необходимая валовая выручка составила в 2023 году 34 923 рубля 43 копейки.
Согласно расчету экономической обоснованности расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчету необходимой валовой выручки и размера тарифа в составе валовой выручки учтен налог на прибыль (пункт 7.1) для АО ПО «Стрела» в размере 143 400 рублей, для ООО «Промсервис 2000» - 10 000 рублей (л.д. 54,64).
Согласно пункту 1 части 2, пункту 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение.
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении).
Статьей 6.1 Закона о водоснабжении полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 3 Закона Оренбургской области от 28 сентября 2010 года №3822/887-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также по установлению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 15 сентября 2010 года №3822) установленными пунктами 1, 3, 5, 8 и 9 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, устанавливаемой в индивидуальном порядке, и за исключением регулируемых видов деятельности организаций, которые осуществляются в границах нескольких субъектов Российской Федерации или нескольких муниципальных образований области.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Устава г. Оренбурга, принятого решением Оренбургского городского Совета от 28 апреля 2015 года № 1015 Глава города Оренбурга как орган местного самоуправления и как высшее должностное лицо обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения издает постановления Администрации города Оренбурга по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Оренбурга федеральными законами и законами Оренбургской области.
В соответствии с частью 21 статьи 35, частью 1 статьи 49 Устава г. Оренбурга Администрация города Оренбурга осуществляет полномочия по исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Оренбурга в соответствии с федеральными законами и законами Оренбургской области.
Глава города Оренбурга в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Оренбургской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми решениями Оренбургского городского Совета, издает постановления Администрации города Оренбурга по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Оренбурга федеральными законами и законами Оренбургской области, а также распоряжения Администрации города Оренбурга по вопросам организации работы Администрации города Оренбурга.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом местного самоуправления, в установленной законом форме.
Постановление опубликовано 28 ноября 2022 года в сетевом издании «Официальный вестник г. Оренбурга», 30 ноября 2022 года в №91 издания «Вечерний Оренбург», а также размещено на портале администрации г. Оренбурга, что подтверждается скриншотом.
Порядок процедура принятия, опубликования постановления не нарушена.
Прокурор г. Оренбурга обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – плательщиков пользователей коммунальных услуг, предоставляемых АО «ПО «Стрела», ООО «Промсервис 2000».
В соответствии с пунктом 78 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа; в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя: 1) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; 2) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; 3) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами (пункт 31 Методических указаний N 1746-э).
Пунктом 86 Методических указаний N 1746-э предусмотрен порядок расчета величины нормативной прибыли организации. В числе составляющих формулы, кроме расходов, связанных с реализацией мероприятий инвестиционной программы, также указаны экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пунктам 21-26 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются следующие расходы:
в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
в виде сумм материальной помощи работникам;
на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно (за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Поскольку в силу выше приведённых положений закона налог на прибыль не подлежит учету при определении необходимой валовой выручки организации, оспариваемые положения постановления администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года противоречат требованиям законодательства и подлежат признанию недействующими.
Оспариваемые положения нормативного акта применялись при начислении платы за коммунальные услуги АО «ПО «Стрела» и ООО «Промсервис 2000».
На день рассмотрения дела в суде спариваемый нормативный акт утратил силу в связи с принятием постановления администрации г. Оренбурга от 20 декабря 2023 года №2195-п «Об установлении долгосрочных тарифов и утверждении производственных программ организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение) на 2024-2028 годы.
В новом нормативном акте налог на прибыль в состав валовой выручки организации не включен, что подтверждается расчетом экономически обоснованных расходов в разрезе статей затрат, а также необходимой валовой выручки и размера тарифа (приложение №1) – в графе 7,1 указан «0».
Признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 ГК РФ, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Если нормативный правовой акт признан судом недействующим в связи с завышенным размером цены ресурса, потребитель соответствующего ресурса, добросовестно оплативший его стоимость поставщику ресурса, вправе взыскать с последнего переплату, в том числе за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103 ГК РФ), или зачесть это требование в отношении своих обязательств перед поставщиком (статья 410 ГК РФ).
Определяя дату с которой нормативный акт является недействующим, суд исходит из того, что нормативный акт на день вынесения решения суда является недействующим, начисление платы в соответствии с тарифом, установленным пунктами 1 и 2 постановления администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года привело к завышению цены ресурса, в связи с чем нормативный акт должен быть признан недействующим со дня его принятия.
В случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, требования прокурора г. Оренбурга о возложении обязанности принять заменяющий нормативный акт не подлежат удовлетворению, поскольку с 01 января 2024 году утвержден и действует новый тариф на питьевую воду для АО «ПО «Стрела» и ООО «Промсервис 2000».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление прокурора г. Оренбурга удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня принятия постановления пункты 1 и 2 постановления администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года «О корректировке долгосрочных тарифов и производственных программ организаций на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и внесении изменений в постановление Администрации г. Оренбурга от 19 декабря 2018 года №4330-п», пункт 1 раздела 4 приложения №1 и пункт 1 раздела 4 приложения №2 к постановлению администрации г. Оренбурга №2173-п от 28 ноября 2022 года.
Возложить на администрацию г. Оренбурга обязанность опубликовать решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании администрации г. Оренбурга, в течение 10 дней сод дня истечения срока исполнения обязанности, сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу.
В части требований о возложении на администрацию г. Оренбурга обязанности скорректировать тариф на холодную воду для АО ПО «Стрела», ООО «Промсервис 2000» путем исключения из необходимой валовой выручки налог на прибыль административное исковое заявление прокурора г. Оренбурга оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Линькова
Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2024 года
Судья В.В. Линькова