НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 13.07.2021 № 2А-5171/2021

УИН: 56RS0018-01-2021-006052-39

№2а-5171/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

законного представителя административного истца Пыриной Е.Д., представителя административного истца Меньших О.М.,

административного ответчика и представителя административного ответчика Столбоушкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новая стоматология» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Столбоушкину А.В. об оспаривании предписания,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Новая стоматология» обратилось в суд с вышеназванным административным иском к государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Столбоушкину А.В. указав, что последним ... вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства в срок до .... В предписании указано, что Обществом допущены нарушения абз. 10 ч.2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно в трудовых договорах 13 работников, не указаны обязательные условия: условие об обязательном социальном страховании работника. С данным предписанием административный истец не согласен, считает его нарушающим его права. Ссылается на то, что в трудовых договорах, заключенных с работниками, содержатся все необходимые сведения и условия труда, предусмотренные для указания в трудовом договоре. В трудовых договорах указано право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Просит признать предписание N от ..., выданное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Столбушкиным А.В. незаконным.

Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Государственная инспекция труда в Оренбургской области.

В судебном заседании законный представитель административного истца Пырина Е.Д., представитель административного истца Меньших О.М., действующая на основании доверенности, поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просили суд удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании административный ответчик Столбоушкин А.В., являющийся также и представителем административного ответчика на основании доверенности, с требованиями административного искового заявления не согласился, указав, что в ходе внеплановой документарной проверки установлены нарушения в деятельности ООО «Новая стоматология», а именно нарушения абз. 10 ч.2 ст. 57 ТК РФ, выразившиеся в том, что в трудовых договорах 13 работников не указаны условия об обязательном социальном страховании. В связи с чем ... вынесено предписание N в котором установлен срок до ... для устранения выявленных нарушений. В удовлетворении требований просил отказать.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (ч. 1 ст. 354 ТК РФ).

Статьей 356 ТК РФ предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу статьи 360 ТК РФ (в редакции на день проведения проверки) порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.

В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В ст. 57 ТК РФ приведены требования к содержанию трудового договора, в котором, в частности, указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор; сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица; идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора.

Обязательным для включения в трудовой договор является условие, в том числе, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 ТК РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по, в том числе, обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Оренбургской области главного государственного инспектора труда в Оренбургской области В.В. от ..., с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением ООО «Новая стоматология» требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, назначено проведение проверки в период с ... по ....

По результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, в связи с чем ... Государственной инспекцией труда в Оренбургской области в отношении ООО «Новая стоматология» вынесено предписание N, согласно которому в срок до ... предписано устранить нарушения абз. 10 ч.2 ст. 57 ТК РФ.

При этом согласно акту проверки от ... установлено, что в трудовых договорах 13 сотрудников ООО «Новая стоматология» не указаны обязательные условия: условие об обязательном социальном страховании работника.

При этом, в материалы дела представлены 13 договоров, заключенных с работниками, из которых следует, что в п. 2.3 трудовых договоров закреплено право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как указано выше, обеспечение права на обязательное социальное страхование работников является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений (ст. 2 ТК РФ).

Работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном соответствующими федеральными законами (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие об обязательном социальном страховании работника относится к числу обязательных условий, подлежащих указанию в трудовом договоре. Данное требование ТК РФ носит императивный характер - отсутствие такого обязательного условия в трудовом договоре будет являться нарушением трудового законодательства.

Таким образом, заключая трудовой договор с работником, работодатель обязан указывать в договоре условие об обязательном социальном страховании работника.

Обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения (ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ). Работодатель и работник своим соглашением не могут изменить виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, поскольку они устанавливаются исключительно государством и находятся за рамками договорного регулирования.

Законодатель, назвав условие об обязательном социальном страховании в числе обязательных условий трудового договора, подразумевал именно информирование работника о его правах на предусмотренные законодательством виды страхового обеспечения. Указание в трудовом договоре всех видов обязательного социального страхования исходя из положений ст. ст. 7 - 8 Закона № 165-ФЗ является чрезмерным.

Кроме того, законодатель в ст. 57 ТК РФ не говорит об указании конкретных видов обязательного страхования, а только ограничивается общим указанием на необходимость включения в договор условия об обязательном социальном страховании.

Под обязательным социальным страхованием в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понимается часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Все виды обязательного социального страхования, так или иначе, связаны с осуществлением работником трудовой деятельности, поскольку именно с ее началом у работодателя возникают обязанности по перечислению страховых взносов.

В системе обязательного социального страхования работник и работодатель своим соглашением не могут изменить размеры страховых взносов и страхового обеспечения и порядок (условия) их отчисления и выплаты: они устанавливаются исключительно государством и находятся за рамками договорного регулирования. Поэтому указание в трудовом договоре условий обязательного социального страхования представляется обоснованным только с точки зрения информирования работника о его правах на предусмотренные законодательством виды страхового обеспечения.

В связи с вышесказанным суд приходит к выводу, что для выполнения требования абз. 10 ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре достаточно прописать общую формулировку об обязанности работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работника.

Поскольку в проверяемых трудовых договорах имеется указание на право работника на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами, то суд не усматривает нарушений трудового законодательства со стороны административного истца.

Кроме того, в материалах дела имеется сообщение ГУ «Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» от ..., из содержания которого следует, что ООО «Новая стоматология» производит расчет и уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Анализируя оспариваемое предписание, оценив всю совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу, что нарушений требований трудового законодательства со стороны ООО «Новая стоматология» не имеется, а, следовательно, имеются основания для признания предписания N от ... незаконным.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд установлено, что административный истец обратился в суд за защитой нарушенных прав в установленный законом срок.

Руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Новая стоматология» к Государственной инспекции труда в Оренбургской области, государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Столбоушкину А.В. об оспаривании предписания – удовлетворить.

Признать незаконным предписание N от ..., выданное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области Столбоушкиным А.В.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.А. Пименова

Решение в окончательной форме принято: 27 июля 2021 года

Судья подпись О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...