НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область) от 04.08.2015 № 2-5724/2015

Дело № 2-5724/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2015 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ваулиной А.В.,

при секретаре Полянской Ю.Н.,

с участием заявителя Пославского А.Ю.,

его представителя Пославской Ю.В., действующей по устному ходатайству,

представителя заинтересованного лица Попова С.А., действующего на основании доверенности от "дата"N,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пославского А.Ю. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области об отказе в государственной регистрации права собственности,

установил:

Пославский А.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Оренбургской области от "дата"N об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – объект незавершённого строительства, расположенный по адресу: "адрес"; возложить на орган государственной власти обязанность возобновить и осуществить регистрацию права собственности на данный объект недвижимости по заявлению от "дата"N.

В обоснование своих требований указывает, что первоначально "дата" государственная регистрация его права собственности на объект незавершённого строительства расположенный по адресу: "адрес", была приостановлена в связи с непредставлением разрешения на строительство. Впоследствии, оспариваемым решением от "дата" ему в государственной регистрации было отказано по тому основанию, что поданная декларация требованиям Приказа Министерства экономического развития от "дата"N, поскольку декларация содержит информацию об объекте незавершённого строительства, что не предусмотрено формой Приказа. Однако, он полагает, что внесение в декларацию таких сведений не противоречит статьям 18, 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Кроме того, в решении об отказе указано, что объект недвижимого имущества не может считаться созданным, так как в декларации указано, что это объект незавершённого строительства. Данный отказ он полагает незаконным, нарушающим его права.

Так, как полагает истец, к недвижимому имуществу статья 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит также и объекты незавершённого строительства. В случае, если строительство данного объекта осуществляется на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, дачного хозяйства, то в силу пункта 17.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешения на строительство не требуется. В месте с тем, документом, подтверждающим факт создания такого объекта является декларация об объекте недвижимого имущества (пункт 3 статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Учитывая изложенное, а также то, что им представлена декларация в соответствии с пунктом 4 статьи 18 названного Федерального закона, которая полностью отражает сведения о регистрируемом объекте недвижимого имущества, а также то, что на данный объект имеется кадастровый паспорт и технический план, то, по его мнению, в государственной регистрации права собственности органом государственной власти отказано не законно. Тем более, что статья 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит запрета по государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства, а равно рекомендации по заполнению декларации. При том, что представленная им декларация полностью соответствует установленной форме, в которой указан год создания – 2015 год, а кадастровый паспорт содержит степень его готовности – 90%.

В судебном заседании Пославский А.Ю. и его представитель Пославской Ю.В., действующей по устному ходатайству, заявленные требования поддержали, просили суд их удовлетворить в полном объёме. Дополнительно указали, что отказ Управления Россреестра по Оренбургской области нарушает права заявителя, поскольку препятствует постановки на учёт для получения социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка, осуществляемой в случае представления всех документов, в том числе свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства.

Представитель Управления Россреестра по Оренбургской области Попов С.А., действующий на основании доверенности от "дата"N, с заявленными требованиями не согласился. Указал, что избранный заявителем порядок не предусматривает государственную регистрацию права собственности на объект незавершённого строительства, тем более, что разрешение на его строительство не выдавалось.

Выслушав заявителя, его представителя, представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что Пославскому А.Ю. на праве собственности на основании распоряжения Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации г.Оренбурга от "дата"N, договор дарения земельного участка от "дата" принадлежит земельный участок, кадастровый N, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: земельный участок, находящийся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений для ведения садоводства и огородничества, площадь 798 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: "адрес", на земельном участке расположен садовый домик N, что подтверждается выданным ему свидетельством о государственной регистрации права собственности серии N.

На данном земельном участке заявителем ведётся строительство объекта недвижимости – жилого дома, что следует из характеристик объекта незавершённого строительства, имеющихся в кадастровом паспорте, и подтверждено пояснениями самого Пославского А.Ю. и его представителя Пославской Ю.В. в судебном заседании.

В целях постановки на учёт для получения социальной выплаты на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребёнка, а именно кредита на завершение строительства индивидуального жилого дома, "дата" Пославским А.Ю. через ГАУ «МФЦ» подано заявление на государственную регистрацию права собственности на объект незавершённого строительства по адресу: "адрес", к которому были приложены следующие документы: кадастровый паспорт объекта незавершённого строительства от "дата"N, распоряжение Управления землепользования и развития пригородного хозяйства администрации "адрес" от "дата"N, договор дарения земельного участка от "дата", чек об уплате государственной пошлины от "дата".

Решением Управления Россреестра по Оренбургской области от "дата"N государственная регистрация приостановлена в связи с тем, что заявителем не представлено разрешение на строительство, о чём Пославский А.Ю. был уведомлен.

"дата" заявителем на государственную регистрацию права на указанный объект незавершённого строительства дополнительно представлена декларация об объекте недвижимого имущества, в пункте 2.1 «Вид (название объекта) которой указано «иное здание - ОНС», а в пункте 5.3 «Год создания» - 2015 год.

Решением Управления Россреестра по Оренбургской области от "дата"N в государственной регистрации было отказано на основании абз. 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». При этом указано, декларация об объекте нанедвижимого имущества не является документом, подтверждающим факт создания объекта незавершённого строительства. Кроме того, заявителем в этой декларации указаны противоречивые сведения, а именно для объекта незавершённого строительства указан год создания – 2015 год.

Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится, в том числе, на основании заявления правообладателя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.

В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

На основании пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Принимая во внимание такие требования закона, а также то, что заявителем на принадлежащем ему земельном участке возводится индивидуальный жилой дом, то есть капитальный объект, то для осуществления такого строительства требуется разрешение на строительство. Тем более, что рассматриваемый случай не поименован частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации или иной нормой закона как случай, при котором выдача разрешения на строительство не требуется.

В связи с таким положением закона, доводы Пославского А.Ю. о том, что для государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства разрешение на строительство не требуется, являются несостоятельными.

Доводы Пославского А.Ю. о том, что право собственности на такой объект недвижимого имущества может быть зарегистрировано в порядке статьи 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»при предоставлении документа, подтверждающего право собственности на земельный участок, и документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества, несостоятельны, ввиду следующего.

Согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Форма декларации об объекте недвижимого имущества утверждена Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03 ноября 2009 года № 447, пункт 2.1 «Вид (название) объекта» которой заполняется в случае, если объектом недвижимого имущества (не являющимся домом или гаражом) является здание вспомогательного использования (в том числе, если такое здание создано на земельном участке, предоставленном (предназначенном) для ведения садоводства, дачного хозяйства), а также в случае создания иного здания, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется. При заполнении дополнительно указывается название объекта (например, баня, хозяйственная постройка, и т.д.).

Из изложенного следует, что в порядке пункта 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ производится государственная регистрация права собственности на расположенные на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке объекты недвижимости, не являющиеся объектами индивидуального жилищного строительства, а равно объектами незавершенного строительства жилого дома. Внесение сведений о таких объектах в декларацию об объекте недвижимого имущества, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 03 ноября 2009 года № 447, также не предусмотрено. Доводы стороны заявителя об обратном, основаны на неверном толковании норм права, а потому судом во внимание не принимаются.

В связи с чем, право собственности заявителя на рассматриваемый объект незавершённого строительства могло быть зарегистрировано при предоставлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок и разрешения на строительство, то есть в порядке статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.

Судом установлено, что разрешение на строительство объекта незавершённого строительства заявителем на регистрацию не предоставлялось, и на основании межведомственного запроса от "дата"N также в регистрирующий орган не направлялось.

Более того, из ответов Управления градостроительства и архитектуры Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от "дата"N Пославскому А.Ю. и от "дата"N следует, что заявителю отказано в выдаче разрешение на строительство двухэтажного жилого дома, по тому основанию, что строительство осуществляется на земельном участке, находящемся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, с целевым назначением для ведения садоводства и огородничества, на которых допускается возведение садовых или дачных домиков, не предназначенных для круглогодичного использования.

Поскольку в отсутствие разрешения на строительство правовых оснований для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не имеется, то отказ Управления Россреестра по Оренбургской области от "дата"N закону соответствует и прав Пославского А.Ю. не нарушает.

При таких обстоятельствах в удовлетворении настоящего заявления Пославского А.Ю., в том числе и производного требования о возложении на орган государственной власти обязанность осуществить такую регистрацию права собственности на объект незавершённого строительства, суд отказывает.

Руководствуясь статьями 258, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления Пославского А.Ю. о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от "дата"N об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – объект незавершённого строительства, расположенный по адресу: "адрес", и о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области обязанность возобновить и осуществить регистрацию права собственности на объект недвижимости по заявлению от "дата"N – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись. А.В. Ваулина

В окончательной форме решение принято 24 августа 2015 года.

Судья: подпись. А.В. Ваулина