55RS0003-01-2023-003425-42
2-3392/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Омск 29 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой А.Б.
с участием помощника судьи Вилкс Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козырецкой ФИО10 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Козырецкая Ю.П. обратилась в суд с названным иском к ответчику, в обоснование указав, что 28.12.2020 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом ответчиком в специальный стаж работы не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в средней школе №<адрес>; период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Московском государственном университете культуры и искусства; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования в БОУ г. Омска «Лицей №», иные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по 29.1997, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает исключение названных периодов противоречит действующему законодательству и просит признать решение ГУ УПФ РФ в Ленинском АО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии периодов работы в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БОУ <адрес> «Лицей №», период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Московском государственном университете культуры и искусства, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в средней школе №<адрес>; периодов учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по 29.1997, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической работой с момента обращения за ней, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Козырецкая Ю.П., ее представитель Закирова Н.В., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал.
Третье лицо БОУ г. Омска «Лицей №66» при надлежащем извещении представителя в судебное заседание не направило, представили документы относительно периодов работы истца.
Изучив материалы гражданского дела и пенсионного дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в ГУ УПФ РФ в Ленинском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ УПФ РФ в Ленинском АО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии отказано» по причине отсутствия у застрахованного лица требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж истца среди прочих не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в средней школе №<адрес>, учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Московском государственном университете культуры и искусства; период работы в БОУ <адрес> «Лицей №» в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Специальный стаж по имеющимся в распоряжении Пенсионного фонда сведениям, засчитываемый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № при применении части 3 и 4 статьи 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и при применении постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №-П составил 4 года 6 месяцев 11 дней.
Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Козырецкая Ю.П. обратилась в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закона о страховых пенсиях, в редакции, действующей на дату обращения с заявлением к ответчику) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013).
В соответствии со ст.35 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом переходных положений право женщин на страховую пенсию по старости в 2021 году обусловлено достижением возраста 56 лет 6 месяцев, наличием страхового стажа не менее 12 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 21 баллов.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 закона).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца 3 пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно.
В соответствии со ст. 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 1015.
В соответствии с пунктом 11 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержаться неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договору, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно записям в трудовой книжке №№ на имя Козырецкой (ФИО11., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ она принята на должность пионерской вожатой школы №<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ переведена преподавателем ритмики и хореографии, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принята в Омский гарнизонный Дом офицеров руководителем танцевального кружка, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принята в МОУ «Лицей №<адрес>» на должность педагога дополнительного образования, где работает по настоящее время.
Согласно справке, уточняющей условия труда необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости, выданной МБОУ Средняя общеобразовательная школа №<адрес>ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была принята на должность пионерской вожатой в среднюю школа №<адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ (номер и дата приказа в лицевом счете отсутствуют.) по ДД.ММ.ГГГГ занимала должность воспитатель ГПД, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) учитель хореографии + воспитатель ГПД. Административные отпуска не предоставлялись, целевые отпуска не предоставлялись, отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись. Были предоставлены учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № п.3 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № п.2 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № п.4 от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № п.4 от ДД.ММ.ГГГГ). На курсах повышения квалификации не обучалась, работы с сокращенным рабочим днем не было, работы в режиме неполной рабочей недели не было. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 находилась в декретном отпуске (больничный лист), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком с (номер и дата приказа в лицевом счете отсутствуют.) Приступила к работе с ДД.ММ.ГГГГ (номер и дата приказа в лицевом счете отсутствуют).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, определено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Порядок включения в специальный стаж периодов отпусков Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не урегулирован.
Согласно п. 2 указанных выше правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).
Согласно ст. 173 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы П.) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.Аналогичные положения были предусмотрены ст. 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Козырецкая (ФИО12) Ю.П., в спорные периоды обучалась в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении (Московский государственный университет культуры и искусства), в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ей предоставлялись учебные отпуска с сохранением заработной платы, из которой производились установленные законодательством отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В приведенной связи, учитывая, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением периодов учебных отпусков, включен в ее специальный педагогический стаж, суд приходит к выводу, что названные периоды дополнительных отпусков с сохранением заработной платы, предоставленных в связи с обучение в университете подлежат включению в специальный стаж Козырецкой Ю.П..
Разрешая требования истца о включении в ее специальный стаж периода с 01.09.1995 по 27.06.2000 обучения в Московском государственном университете культуры и искусства, суд исходит из следующего.
Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и Правилами, утвержденными, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, включение в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам периода обучения в учебном заведении не предусмотрено.
Такая возможность предусматривалась Положением о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим до 1 октября 1993 года.
В соответствии с пунктом 2 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом, согласно пункту 4 указанного Положения, данный период времени подлежал зачислению в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Однако время обучения, которое истец просит включить в стаж педагогической деятельности, приходится на период, когда действие постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" уже было отменено с 1 октября 1993 года.
Кроме того суд обращает внимание, что обучение истец проходила заочно, осуществляла в это время трудовую деятельность, которая частично включена органом пенсионного обеспечения в ее специальный стаж, ей предоставлялись учебные отпуска, вопрос о включении которых в специальный педагогический стаж истца разрешен судом.
При таких обстоятельствах оснований для включения периода обучения истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Московском государственном университете культуры и искусства в специальный стаж Козырецкой Ю.П. суд не усматривает.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности пионерской вожатой в средней школе №<адрес>, суд исходит из следующего.
В разделе "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г., должность пионервожатой не указана.
Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п. 4 данного Положения период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности "пионервожатая".
С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, т.е. не менее 16 лет 8 месяцев (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 (ред. от 05.02.2014)).
Из приведённых нормативных положений следует, что для зачёта периода работы пионервожатой в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, необходимо выполнение следующих условий:
- наличие в период действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (то есть до 1 октября 1993 года) стажа педагогической деятельности, предусмотренной Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым названным постановлением;
- продолжительность стажа в должностях, учреждениях (организациях), работа в которых даёт право на такую пенсию, составляющая на день назначения пенсии не менее 16 лет 8 месяцев.
При отсутствии до 01 октября 1993 года факта работы (независимо от продолжительности) в должностях и учреждениях, предусмотренных данным Перечнем, периоды работы пионервожатой не могут быть засчитаны в педагогический стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Между тем, такой стаж работы до даты отмены указанного Постановления - до 01 октября 1993 года, истец не имела, педагогическая деятельность в должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, к которой можно было бы приравнять работу в качестве пионервожатой, ею не осуществлялась.
При таких обстоятельствах оснований для включения в специальный педагогический стаж истца периода работы пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе №<адрес> суд не усматриваете.
Проверяя доводы истца о необоснованности исключения из ее специального стажа периода работы в должности педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БОУ г. Омска «Лицей №», суд обращает внимание на следующее.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Периоды работы в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования для детей с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года на основании ранее действовавших постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" и от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067" включались в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, без каких-либо ограничений, а начиная с 1 января 2001 года засчитываются только при наличии условий, предусмотренных в вышеприведенном пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, приведенный выше п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, фактически воспроизводит положение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№», предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – без ограничений, а начиная с ДД.ММ.ГГГГ – при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О).
Согласно справке БОУ г. Омска «Лицей №» от ДД.ММ.ГГГГ Козырецкая Ю.П. действительно работает в БОУ г. Омска «Лицей №» педагогом дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находится в творческом отпуске без сохранения заработной платы (приказ №-о от ДД.ММ.ГГГГ).
БОУ <адрес> «Лицей №» представлены копии приказа № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Козырецкой Ю.П. на работу на должность педагога дополнительного образования с ДД.ММ.ГГГГ, личной карточки Козырецкой Ю.П., трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции педагога дополнительного образования от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции педагога дополнительного образования от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции педагога дополнительного образования от ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкции учителя от ДД.ММ.ГГГГ, штатного расписания на период с ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ, приказа об изменении фамилии № от ДД.ММ.ГГГГ, приказов об отпуске без сохранения заработной платы №-ок от ДД.ММ.ГГГГ; №-ок от ДД.ММ.ГГГГ; №ок от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, №-ок от ДД.ММ.ГГГГ; приказ от 13.04.2018г. на 1 листе); приказа об оплате работы сотрудников лицея за работу в период вынужденного простоя № от ДД.ММ.ГГГГ; приказа об оплате труда в период карантина в связи с повышением порога заболеваемости №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приостановке учебного процесса в БОУ г. Омска «Лицей №» №-ок т ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме на работу в должности учителя на 0,5 ставки №-к от ДД.ММ.ГГГГ; приказов о назначении нагрузки педагогам дополнительно образования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 0109.2003; приказов о распределении нагрузки для ведения кружковой работы №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, приказ №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, №-ок от ДД.ММ.ГГГГ; приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником №-к от ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя на 0,5 ставки; карточек-справок с 2006 по 2018 года; тарификационных списков с 2006-2007 по 2012-2013 учебный год; карточки индивидуального учета начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015-2019 гг.; сведении о страховом стаже застрахованных лиц» за 2017-2019 гг.; Устава бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска «Лицей №».
Из приведенных выше правовых положений следует, что работа в должности педагога дополнительного образования, указанной в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в общеобразовательном учреждении (лицее), указанном в пункте 1 раздела "Наименование учреждений" Списка, не может быть отнесена к педагогической деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку она не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённому Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Поскольку истец начала осуществлять педагогическую деятельность с 1994 года и в общеобразовательном учреждении, до 2001 года в учреждениях дополнительного образования не работала, то вышеуказанные условия у нее не выполнены.
В приведенной связи суд приходит к выводу об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца периода работы в должности педагога дополнительного образования с 12.09.2000 по 31.12.2019 в БОУ г. Омска «Лицей №66» и об отказе в удовлетворении требований в данной части.
Из документов, представленных БОУ г. Омска «Лицей №66», усматривается, что в 2018 -2019 учебном году Козырецкая Ю.П. по совместительству работала в должности учителя на 0,5 ставки, имела учебную нагрузку 8 часов.
Поскольку периоды работы, начиная с 1 сентября 2000 года, засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), а в названный период истец норму учебной нагрузки, установленную для учителя не выполняла, оснований для включения данного периода в специальный стаж также не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание продолжительность специального стажа, зачтенного в добровольном порядке территориальным органом Пенсионного фонда РФ и периодов, включенных судом, специальный стаж Козырецкой Ю.П. менее 25 лет, необходимых в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях для назначения досрочной страховой пенсии по старости, в связи чем оснований для назначения истцу пенсии по старости у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козырецкой ФИО13 удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Омской области включить в специальный стаж Козырецкой ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС 052-697-046 76, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Ленинский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Л. Савчук
Мотивированный текст решения изготовлен 6 октября 2023 года.
Судья А.Л. Савчук