Дело № 2а-4146/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2017года г. Омск
Ленинский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.,
при секретаре судебного заседания Путинцевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по адресу : г. Омск, ул. Труда, 29 А, дело по административному иску Департамента строительства Администрации г. Омска к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент строительства Администрации г. Омска обратился в Ленинский районный суд г. Омска с иском об освобождении от взыскания исполнительного сбора, в обоснование заявленных требований указав, что судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Омской области 08.10.2012 г. возбуждено исполнительное производство № ХИП о возложении обязанности на Администрацию г. Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска организовать работу по обустройству освещения на улицах Барабинская и Потанина в г. Омске. Определением Центрального районного суда города Омска от 04.09.2014 была произведена замена должника по делу № 2-3982/2013 на департамент строительства Администрации города Омска (далее - департамент строительства). 04.05.2017 г. в департамент строительства поступило постановление от 02.05.2017 г. о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, которым постановлено, что по исполнительному производству № ХИП произведена замена должника департамента городского хозяйства Администрации города Омска ее правопреемником департаментом строительства. Срок для добровольного исполнения требований установлен - 5 дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако в пятидневный срок исполнить требование исполнительного производства, а именно построить объекты наружного освещения, не представлялось возможным. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью наличия в бюджете города Омска финансирования на данные цели, а также необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а именно: от 18 до 24 месяцев (мероприятия по проведению торгов на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объекта, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов). 30.05.2017 г. было вынесено постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании с должника департамента строительства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Департамент строительства не согласен с взысканием исполнительского сбора и полагает необходимым освободить от уплаты исполнительского сбора по следующим основаниям. Согласно части 3 статьи 22 Устава города Омска полномочия структурных подразделений Администрации города Омска осуществляются по вопросам местного значения в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях. В указанных положениях определена отраслевая (функциональная) компетенция структурных подразделений Администрации города Омска по решению вопросов местного значения. В соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска. Данная функция включена в полномочия департамента строительства Решением Омского городского Совета от 16.07.2014 № 263, которое вступило в силу 24.07.2014. г. Департамент строительства правомочен осуществлять функцию по проектированию и строительству муниципальных объектов, в том числе и объектов наружного освещения, только после исполнения своих функций иными структурными подразделениями Администрации города Омска, которые подчинены и подотчетны Мэру города Омска и не подконтрольны департаменту строительства, а именно: после утверждения проекта межевания территории, необходимой для проектирования и строительства линейных объектов и определения границ соответствующего земельного участка (департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска); при наличии финансирования на данные цели г. Омска (департамент финансов и контроля Администрации Омска) И только после включения мероприятий по строительству муниципальных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска (департамент городской экономической политики Администрации города Омска). Таким образом, после включения в адресную инвестиционную программу г. Омска на 2015 год, утвержденную Решением Омского городского Совета от 17.12.2014 № 293 «О бюджете г. Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», мероприятий по проектированию объектов «Строительство линий наружного освещения по ул. Барабинская (на участке от ул. Кирова по ул. Полевая в ОАО)», «Строительство линий наружного освещения по ул. Потанина (на участке от ул. Учебная до ул. 9-я Линия)» (далее-Объекты) департаментом строительства в рамках своей компетенции была проведена работа по организации закупок на выполнение проектно-изыскательных работ. По результатам проведенных закупок были заключены муниципальные контракты: - от 22.05.2015 № 31-2015/П на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство линий наружного освещения по ул. Барабинская (на участке от ул. Кирова до ул. Полевая в ОАО)» (копия прилагается); - от 22.05.2015 № 30-2015/П на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство линий наружного освещения по ул. Потанина (на участке от ул. Учебная до ул. 9-я Линия)» (копия прилагается). В настоящее время проектная документация по Объектам разработана, получены положительные заключения государственной экспертизы проектной документации Объектов (копии титульных листов заключений прилагаются). 15.06.2016 г. департаментом строительства в соответствии с пунктом 20 приложения к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30 июня 2008 года № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период», направлены предложения (№ Вн-ДС/1855) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2-3982/2012. Объект «Строительство линий наружного освещения по ул. Барабинская (на участке от ул. Кирова до ул. Полевая в ОАО)» был включен в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год, утвержденную Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», в целях корректировки проектной документации данного объекта. 15.06.2017 г. департаментом строительства в соответствии с пунктом 20 приложения к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30 июня 2008 года № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период» направлены предложения (№ Вн-ДС/1441) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2-3982/2012. После включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год мероприятий по строительству Объектов, департаментом строительства в рамках своей компетенции будет проведена работа по организации закупок на выполнение строительно-монтажных работ, а также обеспечено строительство Объектов. Организация проектирования Объектов, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации Объектов, а также направление вышеуказанных писем свидетельствует о том, что департамент строительства не уклоняется от исполнения судебного решения по делу № 2-3982/2012, а предпринимает все необходимые действия для его надлежащего исполнения.
Считают необходимым учитывать тот факт, что департамент строительства в своей деятельности по проектированию, строительству (реконструкции) линейных объектов ограничен не только бюджетным финансированием, порядком оформления исходно-разрешительной документации, но и процедурой, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Аналогичные обстоятельства нашли отражение и в судебной практике (определение Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2015 № 50-КГ 15-17). Полагают, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, департаментом строительства в пределах своей компетенции были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства. Считают, что пропуск срока для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя является обоснованным и допустимым, поскольку пропуск данного срока не является фактом неисполнения требований судебного пристава-исполнителя. Судебное решение исполняется в соответствии с условиями и обстоятельствами, изложенными выше. Таким образом, взыскание исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с департамента строительства является неправомерным. Просят суд освободить их от уплаты исполнительского сбора, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области от 08.10.2012 г. по исполнительному производству Х-ИП.
В судебном заседании представитель административного истца Департамента строительства Администрации г. Омска по доверенности Дядюн Л.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик представители МОСП по ОИП УФССП России по Омской области и УФССП России по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом; о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Исследовав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска от 10.08.2012 г. № 2-3982/2012 на Администрацию г. Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации г. Омска организовать работу по обустройству наружного освещения на улицах Барабинская и Потанина в городе Омске
Определением Центрального районного суда города Омска от 04.09.2014 была произведена замена должника по делу № 2-3982/2012 на департамент строительства Администрации города Омска (далее - департамент строительства).
04.05.2017 г. в департамент строительства поступило постановление от 02.05.2017 г. о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, которым постановлено, что по исполнительному производству № Х-ИП произведена замена должника департамента городского хозяйства Администрации города Омска ее правопреемником департаментом строительства.
08.10.2012 г. судебным приставом - исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство № Х-ИП, из которого следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить СПИ. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом СПИ. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рулей.
30.05.2017 г. СПИ МОСП по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление о взыскании с Департамента строительства исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.)
Согласно части 3 статьи 22 Устава города Омска полномочия структурных подразделений Администрации города Омска осуществляются по вопросам местного значения в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях.
В указанных положениях определена отраслевая (функциональная) компетенция структурных подразделений Администрации города Омска по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска. Данная функция включена в полномочия департамента строительства Решением Омского городского Совета от 16.07.2014 № 263, которое вступило в силу 24.07.2014,
Департамент строительства правомочен осуществлять функцию по проектированию и строительству муниципальных объектов, в том числе и объектов наружного освещения, только после исполнения своих функций иными структурными подразделениями Администрации города Омска, которые подчинены и подотчетны Мэру города Омска и не подконтрольны департаменту строительства, а именно:
после утверждения проекта межевания территории, необходимой для проектирования и строительства линейных объектов и определения границ соответствующего земельного участка (департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска);
при наличии финансирования на данные цели г. Омска (департамент финансов и контроля Администрации Омска);
после включения мероприятий по строительству муниципальных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска (департамент городской экономической политики Администрации города Омска).
И только после включения мероприятий по строительству муниципальных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска (департамент городской экономической политики Администрации города Омска). Самостоятельно департамент строительства не разрабатывает проектную документацию и не строит муниципальные объекты, а в соответствии с вышеприведенным Положением, организует проведение работ по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов при соблюдении вышеназванных условий.
Таким образом, после включения в адресную инвестиционную программу г. Омска на 2015 год, утвержденную Решением Омского городского Совета от 17.12.2014 № 293 «О бюджете г. Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», мероприятий по проектированию объектов «Строительство линий наружного освещения по ул. Барабинская (на участке от ул. Кирова по ул. Полевая в ОАО)», «Строительство линий наружного освещения по ул. Потанина (на участке от ул. Учебная до ул. 9-я Линия)» (далее-Объекты) департаментом строительства в рамках своей компетенции была проведена работа по организации закупок на выполнение проектно-изыскательных работ.
В судебном заседании установлено, что по результатам проведенных закупок были заключены муниципальные контракты: - от 22.05.2015 № 31-2015/П на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство линий наружного освещения по ул. Барабинская (на участке от ул. Кирова до ул. Полевая в ОАО)» (копия прилагается); - от 22.05.2015 № 30-2015/П на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство линий наружного освещения по ул. Потанина (на участке от ул. Учебная до ул. 9-я Линия)» (копия прилагается).
В настоящее время проектная документация по Объектам разработана, получены положительные заключения государственной экспертизы проектной документации Объектов (копии титульных листов заключений прилагаются). 15.06.2016 г. департаментом строительства в соответствии с пунктом 20 приложения к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30 июня 2008 года № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период», направлены предложения (№ Вн-ДС/1855) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2-3982/2012. Объект «Строительство линий наружного освещения по ул. Барабинская (на участке от ул. Кирова до ул. Полевая в ОАО)» был включен в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год, утвержденную Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», в целях корректировки проектной документации данного объекта.
15.06.2017 г. департаментом строительства в соответствии с пунктом 20 приложения к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30 июня 2008 года № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период» направлены предложения (№ Вн-ДС/1441) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2-3982/2012.
После включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год мероприятий по строительству Объектов, департаментом строительства в рамках своей компетенции будет проведена работа по организации закупок на выполнение строительно-монтажных работ, а также обеспечено строительство Объектов.
Организация проектирования Объектов, получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации Объектов, а также направление вышеуказанных писем свидетельствует о том, что департамент строительства не уклоняется от исполнения судебного решения по делу № 2-3982/2012, а предпринимает все необходимые действия для его надлежащего исполнения.
Департамент строительства в своей деятельности по проектированию, строительству (реконструкции) линейных объектов ограничен не только бюджетным финансированием, порядком оформления исходно-разрешительной документации, но и процедурой, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
Таким образом, время, необходимое для проведения работ по строительству линий наружного освещения, ориентировочно составляет от 18 до 24 месяцев с момента выделения финансирования на данные цели.
Отсутствие на сегодняшний день соответствующих действующему законодательству проектов межевания территорий, необходимых для проектирования и строительства Объектов, отсутствие финансирования на проектирование и строительство Объектов являются объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля департамента строительства, и доказательством невозможности в установленный срок исполнить судебное решение.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации - 50000 руб.
В соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что Департамент строительства будет иметь возможность исполнить судебное решение только при условии включения спорного объекта в адресную инвестиционную программу г. Омска, в соответствующую муниципальную программу, при наличии в бюджете ассигнований на строительство объекта и при условии утверждения проекта межевания территории в границах, необходимых для проектирования объекта.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения судебного решения и невозможность выполнения указанных мероприятий в установленный судебным приставом-исполнителем 5-ти дневной срок, что свидетельствует об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении требований судебного пристава.
Исходя из чего, суд полагает требования истца об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Освободить департамент строительства Администрации города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № ХИП от 08.10.2012 г.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Г.Н. Гончаренко
Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2017 года