НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область) от 25.09.2017 № 2А-3802/17

Дело № 2а-3802/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2017года г. Омск

Ленинский районный суд г. Омска

в составе председательствующего судьи Гончаренко Г.Н.,

при секретаре судебного заседания Путинцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Департамента строительства Администрации г. Омска к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства Администрации г. Омска обратилось в Ленинский районный суд г. Омска с иском об освобождении от исполнительного сбора, в обоснование заявленных требований указав, что судебным приставом-исполнителем МРОСП по ОИП УФССП России по Омской области 23.06.2014г. возбуждено исполнительное производство № Х-ИП о возложении обязанности на Департамент строительства Администрации г. Омска организовать проведение работ по оснащению осветительным приборами улично-дорожной сети, расположенной на участке дороги по улице 1905 года от ул. 2-я Линия до ул. Б. Хмельницкого в г. Омске. Определением Центрального районного суда города Омска от 15.08.2014 была произведена замена должника по делу № 2-2369/2014 на департамент строительства Администрации города Омска (далее - департамент строительства). 15.05.2017 г. в департамент строительства поступило постановление от 10.05.2017 г. о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, которым постановлено, что по исполнительному производству № Х-ИП произведена замена должника департамента городского хозяйства Администрации города Омска ее правопреемником департаментом строительства. Срок для добровольного исполнения требований установлен - 5 дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Однако в пятидневный срок исполнить требование исполнительного производства, а именно построить объекты наружного освещения, не представлялось возможным. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью наличия в бюджете города Омска финансирования на данные цели, а также необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а именно: от 18 до 24 месяцев (мероприятия по проведению торгов на выполнение проектно-изыскательских работ, разработке проектной документации объекта, обеспечению государственной экспертизы проектной документации, проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ, организации строительства объектов). 30.05.2017 г. было вынесено постановление судебного пристава - исполнителя № Х о взыскании с должника департамента строительства исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Департамент строительства не согласен с взысканием исполнительского сбора и полагает необходимым освободить от уплаты исполнительского сбора по следующим основаниям. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве») законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя он применяет меры, предусмотренные вышеназванным законом. Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле статьи 57 Конституции Российской Федерации, его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, т.е. штрафную санкцию, меру публично­ - правовой (административно-правовой) ответственности. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Так, в соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Согласно части 3 статьи 22 Устава города Омска полномочия структурных подразделений Администрации города Омска осуществляются по вопросам местного значения в соответствии с положениями о соответствующих структурных подразделениях. В указанных положениях определена отраслевая (функциональная) компетенция структурных подразделений Администрации города Омска по решению вопросов местного значения. В соответствии с Положением о департаменте строительства, утвержденным Решением л Омского городского Совета от 29.06.2011 № 416, департамент строительства организует работу по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов наружного освещения, расположенных на территории города Омска. Департамент строительства правомочен осуществлять функцию по проектированию и строительству муниципальных объектов, в том числе и объектов наружного освещения, только после исполнения своих функций иными структурными подразделениями Администрации города Омска, которые подчинены и подотчетны Мэру города Омска и не подконтрольны департаменту строительства, а именно: после утверждения проекта межевания территории, необходимой для проектирования и строительства линейных объектов и определения границ соответствующего земельного участка (департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска); при наличии финансирования на данные цели в бюджете города Омска (департамент финансов и контроля Администрации города Омска); после включения мероприятий по строительству муниципальных объектов в адресную инвестиционную программу города Омска (департамент городской экономической политики Администрации города Омска). И только после этого департамент строительства вправе проводить мероприятия: по организации торгов на выполнение проектно-изыскательских работ; по разработке проектной документации объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с проектировщиками; по обеспечению государственной экспертизы разработанной проектной документации; по проведению торгов на выполнение строительно-монтажных работ; по организации строительства объектов путем заключения соответствующих муниципальных контрактов с подрядчиками. Самостоятельно департамент строительства не разрабатывает проектную документацию и не строит муниципальные объекты, он в соответствии с Положением, как уже указывалось выше, организует проведение работ по проектированию, строительству и реконструкции муниципальных объектов при соблюдении вышеназванных условий. Таким образом, департамент строительства осуществляет свои функции в пределах своей компетенции и в строгом соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации. Получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, влечет привлечение данного должностного лица к административной (статья 15.14 КоАП РФ) и уголовной (статья 285.2 УК РФ) ответственности. В целях исполнения судебного решения по делу № 2-2369/2014 департаментом строительства совершены следующие действия. В соответствии с Положением о департаменте финансов и контроля Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 28.09.2011 № 441, департамент финансов и контроля Администрации города Омска является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета города Омска, финансовым органом муниципального образования город Омск. Учитывая вышеизложенное, департаментом строительства в целях исполнения судебных решений, в том числе и по делу № 2-2369/2014, неоднократно направлялись письма в департамент финансов и контроля Администрации города Омска (от 16.04.2015 № Вн-ДС/1385; от 20.01.2016 № Вн-ДС/161; от 10.02.2016 № Вн-ДС/400; от 16.08.2016 № Вн-ДС/2493) с просьбой дополнительно выделить департаменту строительства денежные средства. Финансирование строительства объектов капитальных вложений осуществляется в соответствии с адресной инвестиционной программой города Омска. В соответствии с Положением о департаменте городской экономической политики Администрации города Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 26.07.2011 № 820-п, в функции данного департамента входит организация разработки адресной инвестиционной программы города Омска на очередной финансовый год и плановый период. Учитывая вышеизложенное, департаментом строительства в целях исполнения судебных решений, в том числе и по делу № 2-2369/2014, неоднократно направлялись письма в департамент городской экономической политики Администрации города Омска с просьбой включить объекты наружного освещения в адресные инвестиционные программы города Омска на 2015, 2016, 2017 г.г. (от 20.01.2016 № Вн-ДС/162; от 11.05.2016 № Вн-ДС/1436; от 16.08.2016 № Вн-ДС/2494; от 27.09.2016 № Вн-ДС/2882; от 09.02.2017 № Вн-ДС/374). 31.07.2015 г. департаментом строительства в соответствии с пунктом 20 приложения к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30 июня 2008 года № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период», направлены предложения (№ Вн-ДС/2851) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы, в том числе и бюджетных ассигнований на проведение работ по проектированию и строительству объектов: «Строительство линии наружного освещения на автомобильной дороге по ул. 25-я Рабочая от ул. 1-я Брянская до ул. 4-я Железнодорожная в г. Омске» (далее - Объект). 15.06.2016 г. департаментом строительства направлены предложения (№ Вн-ДС/1855) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №2-2369/2014. Исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения в городе Омске, формируется перечень объектов, планируемых к строительству на очередной год и плановый период. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2015 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 17.12.2014 № 293 «О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - адресная инвестиционная программа города Омска на 2015 год), на строительство линий наружного освещения было предусмотрено 16 828 892,56 рублей. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2016 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 16.12.2015 № 402 «О бюджете города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (далее - адресная инвестиционная программа города Омска на 2016 год), на строительство линий наружного освещения предусмотрено 1 132 149,36 рублей. Адресной инвестиционной программой города Омска на 2017 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - адресная инвестиционная программа города Омска на 2017 год) на строительство линий наружного освещения предусмотрено 9 376 625,40 рублей. В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. В 2012-2017 г.г. районными судами города Омска вынесено 37 судебных решений в отношении Администрации города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска и департамента строительства об обязании построить 61 объект наружного освещения. Потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных решений составляет ориентировочно 300 000 000 рублей. Учитывая вышеизложенное, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2015 год, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2016 год, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год, в пределах выделенного финансирования включены объекты наружного освещения, обязанность строительства которых предусмотрена судебными решениями, вынесенными в 2012 году.

15.06.2017 департаментом строительства направлены предложения (№ Вн-ДС/1441) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2-2369/2014. В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, к функциям департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент архитектуры) относятся: принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации; обеспечение подготовки проектов соответствующих муниципальных правовых актов города Омска об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории и проектов межевания территории). 18.01.2016 г. департаментом строительства направлено письмо (№ Вн-ДС/134) в департамент архитектуры с перечнем линейных объектов, для проектирования и строительства которых в 1 квартале 2016 года необходимы утвержденные проекты межевания территории, в том числе и для проектирования и строительства Объектов. 22.01.2016 г. департаментом строительства письмо с аналогичным перечнем направлено и Мэру города Омска В.В. Двораковскому (№ Вн-ДС/193). 14.04.2016 г. департаментом строительства направлено письмо (№ Вн-ДС/1151) в департамент архитектуры с просьбой при утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий города Омска учесть размещение линий искусственного наружного освещения, в том числе и по 1905 года от ул. 2-я Линия до ул. Б. Хмельницкого в г. Омске. Направление вышеуказанных писем и совершение иных действий свидетельствует о том, что департамент строительства не уклоняются от исполнения судебного решения по делу № 2-2369/2014, а предпринимает все необходимые действия для его надлежащего исполнения. Считают необходимым учитывать тот факт, что департамент строительства в своей деятельности по проектированию, строительству (реконструкции) линейных объектов ограничен не только бюджетным Финансированием, порядком оформления исходно-разрешительной документации, но и процедурой, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ). Аналогичные обстоятельства нашли отражение и в судебной практике (определение Верховного суда Российской Федерации от 15.09.2015 № 50-КГ 15-17). В целях определения подрядчика на выполнение проектно­изыскательских работ в порядке, установленном Федеральным законом 44-ФЗ, проводится открытый конкурс. С момента размещения извещения о проведении открытого конкурса до заключения контракта проходит ориентировочно 2 месяца. Срок разработки проектной документации, с учетом проведения инженерных изысканий, ориентировочно составляет 6 месяцев. Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ срок проведения государственной экспертизы проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней. В целях определения подрядчика на выполнение строительно­монтажных работ в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, проводится аукцион в электронной форме. С момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до заключения контракта проходит ориентировочно 1,5 месяца. Срок строительства объекта наружного освещения ориентировочно составляет 6 месяцев. Также проведение инженерных изысканий, необходимых для разработки проектной документации, а также строительных работ в зимний период времени затруднительно. Таким образом, время, необходимое для проведения работ по строительству линий наружного освещения, ориентировочно составляет от 18 до 24 месяцев с момента выделения финансирования на данные цели. Административный истец считает, что отсутствие на сегодняшний день соответствующих действующему законодательству проектов межевания территорий, необходимых для проектирования и строительства Объектов, отсутствие финансирования на проектирование и строительство Объектов являются объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля департамента строительства, и доказательством невозможности в установленный срок исполнить судебное решение. Полагает, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, департаментом строительства в пределах своей компетенции были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства. Считает, что пропуск срока для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя является обоснованным и допустимым, поскольку пропуск данного срока не является фактом неисполнения требований судебного пристава-исполнителя. Судебное решение исполняется в соответствии с условиями и обстоятельствами, изложенными выше. Таким образом, взыскание исполнительского сбора в размере 50 000 рублей с департамента строительства является неправомерным. Просят суд освободить их от уплаты исполнительского сбора, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области от 23.06.2014 г. по исполнительному производству 36113/14/55007-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца Департамента строительства Администрации г. Омска по доверенности Дядюн Л.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по указанным основаниям. Указала, что решение суда не исполнено по не зависящим от них обстоятельствам.

Административный ответчик представители МОСП по ОИП УФССП России по Омской области и УФССП России по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом; о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.

Выслушав доводы истца, исследовав материалы административного дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Омска от 29.04.2014 г. № 2-2369/2014 на Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска возложена обязанность организовать проведение работ по оснащению осветительными приборами улично - дорожной сети, расположенной на участке дороги по улице 2-я Линия до ул. Б.Хмельницкого в г. Омске.

Определением Центрального районного суда города Омска от 15.08.2014 была произведена замена должника по делу № 2-2369/2014 на департамент строительства Администрации города Омска (далее - департамент строительства).

15.05.2017 г. в департамент строительства поступило постановление от 10.05.2017 г. о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником, которым постановлено, что по исполнительному производству № Х-ИП произведена замена должника, департамента городского хозяйства Администрации города Омска ее правопреемником департаментом строительства (л.д. 15).

23.06.2014 г. судебным приставом - исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области возбуждено исполнительное производство № Х-ИП, из которого следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить СПИ. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом СПИ. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рулей.

30.05.2017 г. СПИ МОСП по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление о взыскании с Департамента строительства исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.16-17)

В обоснование заявленных требований истцом представлены следующие документы: результаты переписки между структурными подразделениями Администрации г. Омска (от 16.04.2015 № Вн-ДС/1385; от 20.01.2016 № Вн-ДС/161; от 10.02.2016 № Вн-ДС/400; от 16.08.2016 № Вн-ДС/2493) с просьбой дополнительно выделить департаменту строительства денежные средства. Письма в Департамент городской экономической политики Администрации г. Омска с просьбой включить объекты наружного освещения в адресные инвестиционные программы города Омска на 2015, 2016, 2017 г.г. (от 20.01.2016 № Вн-ДС/162; от 11.05.2016 № Вн-ДС/1436; от 16.08.2016 № Вн-ДС/2494; от 27.09.2016 № Вн-ДС/2882; от 09.02.2017 № Вн-ДС/374).

31.07.2015 г. департаментом строительства в соответствии с пунктом 20 приложения к Порядку составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период, утвержденному постановлением Мэра города Омска от 30 июня 2008 года № 491-п «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Омска на очередной финансовый год и плановый период», направлены предложения (№ Вн-ДС/2851) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2016 год и плановый период 2017-2018 годы, в том числе и бюджетных ассигнований на проведение работ по проектированию и строительству объектов:

- «Строительство линии наружного освещения на автомобильной дороге по улице 1905 года от ул. 2-я Линия до ул. Б. Хмельницкого в г. Омске» (далее - Объекты).

15.06.2016 г. департаментом строительства направлены предложения (№ Вн-ДС/1855) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу №2-2369/2014.

Исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство линий наружного освещения в городе Омске, формируется перечень объектов, планируемых к строительству на очередной год и плановый период.

Адресной инвестиционной программой города Омска на 2015 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 17.12.2014 № 293 «О бюджете города Омска на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее - адресная инвестиционная программа города Омска на 2015 год), на строительство линий наружного освещения было предусмотрено 16 828 892,56 рублей.

Адресной инвестиционной программой города Омска на 2016 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 16.12.2015 № 402 «О бюджете города Омска на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов» (далее - адресная инвестиционная программа города Омска на 2016 год), на строительство линий наружного освещения предусмотрено 1 132 149,36 рублей.

Адресной инвестиционной программой города Омска на 2017 год, утвержденной Решением Омского городского Совета от 14.12.2016 № 492 «О бюджете города Омска на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (далее - адресная инвестиционная программа города Омска на 2017 год) на строительство линий наружного освещения предусмотрено 9 376 625,40 рублей.

В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В 2012-2017 г.г. районными судами города Омска вынесено 37 судебных решений в отношении Администрации города Омска в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска и департамента строительства об обязании построить 61 объект наружного освещения.

Потребность в бюджетных ассигнованиях на исполнение судебных решений составляет ориентировочно 300 000 000 рублей.

Учитывая вышеизложенное, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2015 год, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2016 год, в адресную инвестиционную программу города Омска на 2017 год, в пределах выделенного финансирования включены объекты наружного освещения, обязанность строительства которых предусмотрена судебными решениями, вынесенными в 2012 году.

15.06.2017 департаментом строительства направлены предложения (№ Вн-ДС/1441) в департамент городской экономической политики Администрации города Омска по включению в проект бюджета бюджетных ассигнований в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности для включения в адресную инвестиционную программу города Омска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в том числе и бюджетных ассигнований в целях исполнения судебного решения по делу № 2-2369/2014.

В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, к функциям департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент архитектуры) относятся: принятие решения о подготовке документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечение подготовки указанной документации; обеспечение подготовки проектов соответствующих муниципальных правовых актов города Омска об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории и проектов межевания территории).

18.01.2016 г. департаментом строительства направлено письмо (№ Вн-ДС/134) в департамент архитектуры с перечнем линейных объектов, для проектирования и строительства которых в 1 квартале 2016 года необходимы утвержденные проекты межевания территории, в том числе и для проектирования и строительства Объектов. 22.01.2016 г. департаментом строительства письмо с аналогичным перечнем направлено и Мэру города Омска В.В. Двораковскому (№ Вн-ДС/193).

14.04.2016 г. департаментом строительства направлено письмо (№ Вн-ДС/1151) в департамент архитектуры с просьбой при утверждении проектов планировки и проектов межевания территорий города Омска учесть размещение линий искусственного наружного освещения, в том числе и по улице 1905 года от ул. 2-я Линия до ул. Б. Хмельницкого в г. Омске.

Направление вышеуказанных писем и совершение иных действий свидетельствует о том, что департамент строительства не уклоняются от исполнения судебного решения по делу № 2-2369/2014, а предпринимает все необходимые действия для его надлежащего исполнения.

В целях определения подрядчика на выполнение проектно­изыскательских работ в порядке, установленном Федеральным законом 44-ФЗ, проводится открытый конкурс. С момента размещения извещения о проведении открытого конкурса до заключения контракта проходит ориентировочно 2 месяца.

Срок разработки проектной документации, с учетом проведения инженерных изысканий, ориентировочно составляет 6 месяцев.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ срок проведения государственной экспертизы проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.

В целях определения подрядчика на выполнение строительно­монтажных работ в порядке, установленном Федеральным законом № 44-ФЗ, проводится аукцион в электронной форме. С момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до заключения контракта проходит ориентировочно 1,5 месяца.

Срок строительства объекта наружного освещения ориентировочно составляет 6 месяцев. Таким образом, время, необходимое для проведения работ по строительству линий наружного освещения, ориентировочно составляет от 18 до 24 месяцев с момента выделения финансирования на данные цели.

Административный истец считает, что отсутствие на сегодняшний день соответствующих действующему законодательству проектов межевания территорий, необходимых для проектирования и строительства Объектов, отсутствие финансирования на проектирование и строительство Объектов являются объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля департамента строительства, и доказательством невозможности в установленный срок исполнить судебное решение.

Исполнительский сбор не является государственной пошлиной, не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ; его следует рассматривать как меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства, то есть штрафную санкцию, меру публично-правовой (административно-правовой) ответственности.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации - 50000 руб.

В соответствии со ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 названного Закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу ст. 55 Конституции РФ введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Оценив в совокупности представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу о том, что Департамент строительства будет иметь возможность исполнить судебное решение только при условии включения спорного объекта в адресную инвестиционную программу г. Омска, в соответствующую муниципальную программу, при наличии в бюджете ассигнований на строительство объекта и при условии утверждения проекта межевания территории в границах, необходимых для проектирования объекта.

Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения судебного решения и невозможность выполнения указанных мероприятий в установленный судебным приставом-исполнителем 5-ти дневной срок, что свидетельствует об отсутствии вины истца в несвоевременном исполнении требований судебного пристава.

Исходя из чего, суд полагает требования истца об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Освободить департамент строительства Администрации города Омска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, по исполнительному производству № Х-ИП от 23.06.2014.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Г.Н. Гончаренко

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2017 года