Дело 2а-3088/2022
55RS0003-01-2022-004389-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Холявкиной Я.А.,
при секретаре судебного заседания Геворкян Г.А.,
с участием помощника судьи Ушаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 августа 2022 года по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29А административное дело № 2а-3088/2022 по административному исковому заявлению А.З.Б. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области о признании незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
А.З.Б. в лице своего представителя Б.А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Омской области (далее – МИФНС № 4 по Омской области) о признании незаконными действий налогового органа.
В обоснование требований указывает, что А.З.Б. была собственником жилого дома с земельным участком, расположенными по адресу <адрес>, который приобрела по договору купли-продажи от 22.05.2017, в чем внесена запись в ЕГРН от 01.06.2017. 16.06.2021 административный истец продала жилой дом по договору купли-продажи, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРН от 26.06.2021. 22.04.2022 административный истец получила почтовое уведомление от МИФНС № 4 по Омской области от 12.04.2022 №, в соответствии с которым ей было предложено представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год, в случае отсутствия обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год рекомендовано обратиться с подтверждающими документами (пояснениями) в налоговый орган. В качестве обоснования направления уведомления указано на получение дохода от реализации объекта имущества (продажа, мена, дарение) в отношении вышеуказанного жилого дома. 26.04.2022 в ответ на уведомление от 12.04.2022 № административным истцом направлены пояснения в МИФНС № 4 по Омской области о наличии оснований для освобождения от налогообложения доходов, полученных за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества и отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021, с приложением подтверждающих документов, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика более минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества. Со ссылками на положения ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.09.2015 № 70-оз «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества» указывает, что срок владения ею жилым домом, расположенным в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра, составил более 3 лет (с 22.05.2017 по 16.06.2021), в связи с чем, в соответствии с указанной статьей, доход, полученный от продажи такого имущества, освобождается от налогообложения. 05.05.2022 в адрес административного истца поступило устное обращение инспектора МИФНС № 4 по Омской области со стационарного номер и предложено в срок, не превышающий 2-х рабочих дней, направить в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021. Информации о результате рассмотрения поданных ранее пояснений она не получила, письменных возражений в ее адрес не поступало. Административный истец 06.05.2022 обратилась через личный кабинет налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган, вместе с тем ответ на жалобу поступил от МИФНС № 4 по Омской области, которое в письме от 20.05.2022 № сообщало о необходимости предоставить декларацию о доходах. Считает требования МИФНС № 4 по Омской области необоснованными, нарушающими права административного истца, выразившиеся в возложении чрезмерного бремени ответственности в отношении объекта налогообложения при наличии оснований для освобождения от налогообложения доходов физического лица, установленных ст. 217 НК РФ, ст. 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.09.2015 № 70-оз «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества». Отмечает, что в соответствии с положениями ст. 19, Конституции РФ, ст. 3, 12, 400, 401, 403, 405, 406, 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения. Обращает внимание, что в Приложении «Налоги ФЛ» в разделе «Инспекции ФНС» налоговый орган, связанный с объектом имущества жилой дом, значится 8619 – МИФНС № 7 по ХМАО-Югре. Соответствующих уведомлений о предоставлении декларации по налогу на доходы физических лиц от налогового органа по месту нахождения объекта налогообложения (МИФНС № 7 по ХМАО-Югре) в адрес административного истца не поступало. Таким образом полагает доход, полученный административным истцом от продажи жилого дома, не подлежащим налогообложению, а обязанность по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 – отсутствующей. Действия МИФНС № 4 по Омской области, выразившиеся в истребовании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021, необоснованными, совершаемыми в нарушение конституционных прав административного истца на запрет любых форм ограничения прав граждан независимо от их места жительства, а также действующего налогового законодательства РФ, устанавливающего право законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества уменьшить минимальный предельный срок владения объектом. Обращает внимание суда, что решение по жалобе на действия (бездействие) должностных лиц МИФНС № 4 по Омской области УФНС по Омской области не принято, согласно п. 6 ст. 140 НК РФ такие действия (бездействие) могут быть обжалованы в суде.
На основании изложенного просит признать действия МИФНС № 4 по Омской области, выразившиеся в истребовании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 в отношении дохода, полученного А.З.Б. от продажи жилого дома с земельным участком, расположенных по адресу: <адрес> – незаконными, доход А.З.Б. – не подлежащим налогообложению, а обязанность по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 – отсутствующей.
В дополнениях к административному иску указывает, что по общему правилу не облагаются НДФЛ и не декларируются доходы от продажи объектов недвижимости, которым владели более установленного минимального предельного срока. Аналогичный вывод содержится в письме Минфина России от 20.11.2020 №. Отмечает, что в письме от 20.05.2022 налоговый орган не разъяснил налогоплательщику причины, по которым жалоба от 06.05.2022 не была направлена в вышестоящий налоговый орган, не разъяснил порядок дальнейшего обжалования действий налогового органа, чем нарушил конституционное право налогоплательщика на обращение в государственные органы, а также право налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы, так как пояснениям налогоплательщика не была дана надлежащая правовая оценка; налоговый орган искаженно трактовал содержание Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.09.2015 № 70-оз, применив редакцию, вступающую в действие с 01.01.2023 к правоотношениям, возникшим в 2021 году. Обращает внимание, что Минфин России и ФНС России в своих разъяснениях территориальным органом указывают на допустимость применения закона субъекта РФ по месту жительства налогоплательщика в случае, если закон субъекта РФ не содержит соответствующих ограничений. С учетом позиции Минфина России, ФНС России налоговый орган не имеет право требовать от налогоплательщика предоставления налоговой декларации 3-НДФЛ по налогу, полученному в 2021, после получения пояснений с подтверждающими документами. При этом налоговый орган имел право в порядке самоконтроля сообщить налогоплательщику об отсутствии необходимости предоставления последним декларации 3-НДФЛ по доходу, полученному в 2021.
Административный истец А.З.Б. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Б.А.Б. в судебном заседании требования административного иска поддержала, просила об их удовлетворении в полном объеме.
Представитель административного ответчика МИФНС № 4 по Омской области В.Т.В. в судебном заседании требования административного иска не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Омской области Б.В.В. в судебном заседании требования административного иска не признала, просила в их удовлетворении отказать.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В ст. 45 НК РФ указано, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Изучив материалы дела, представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 22.05.2017 между А.З.Б. и К.А.М. заключен договор купли-продажи жилого дома с кадастровым №, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, 1-этажный с земельным участком с кадастровым № по адресу, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под индивидуальный жилой дом, согласно которому стоимость объекта и земельного участка составила <данные изъяты> руб.; представлен акт приема-передачи от 22.05.2017 (дата государственной регистрации права собственности 01.06.2017).
Дата прекращения права собственности – 26.06.2021 (договор купли-продажи объектов недвижимости).
12.04.2022 в отношении А.З.Б. заместителем начальника инспекции МИФНС № 4 по Омской области было направлено уведомление о предоставлении декларации по налогу на доходы физических лиц №, согласно которому сообщалось, что в связи с получением дохода в 2021 от реализации объекта (долей) недвижимого имущества по адресу <адрес> в (в собственности менее 5 лет), у А.З.Б. есть обязанность представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В связи с вышеизложенным необходимо в срок до 04.05.2022 представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021. В случае отсутствия обязанности по предоставлению указанной декларации рекомендуется обратиться с подтверждающими документами (пояснениями) в налоговый орган. Декларация и пояснения могут быть представлены в электронном виде через «Личный кабинет налогоплательщика - физического лица», лично по адресу г. Омск, ул. Ф. Крылова, 2а либо г. Омск, пр-т Космический, 18в, по почте РФ. Срок уплаты налога на доходы физических лиц, исчисленного в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц – с 15.07.2022. Непредоставление в Инспекцию декларации или пояснений об отсутствии обязанности ее представления влечет за собой начисления НДФЛ расчетным путем. Также независимо от наличия либо отсутствия налога к уплате в бюджет будет предъявлен штраф за непредставление соответствующей декларации. С 16.07.2022 на налог, начисленный расчетным путем, при отсутствии уплаты начнут начисляться пени.
26.04.2022 в МИФНС № 4 по Омской области было направлено пояснение А.З.Б. об отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 с приложением договора купли-продажи от 22.05.2017, акта приема-передачи к указанному договору, выписка из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, Закон Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.09.2015 № 70-оз.
06.05.2022 посредством личного кабинета налогоплательщика А.З.Б. была направлена жалоба в адрес УФНС России по Омской области с просьбой дать правовую оценку действиям МИФНС № 4 по Омской области, выразившимся в истребовании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021, а также налогообложению доходов, полученных за соответствующий налоговый период от продажи жилого дома при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика более минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества.
20.05.2022 МИФНС № 4 по Омской области на обращение от 06.05.2022 был дан ответ, согласно которому, со ссылками на положения НК РФ сообщалось, что поскольку право собственности на дом (<адрес>) зарегистрировано 08.07.2017, а дата снятия с регистрации 23.07.2021 (находится в собственности налогоплательщика менее 5 лет), доход от его продажи подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Сообщалось, что налогоплательщики на основании п. 3 ст. 228 НК РФ обязаны представить декларацию о доходах в налоговый орган по месту своего учета, а именно в МИФНС № 4 по Омской области, налоговая декларация по налогу на доходы заявителем не представлена.
Суд отмечает, что в рамках настоящего спора указанный ответ, равно как и действия (бездействие) УФНС по нерассмотрению жалобы административного истца от 06.05.2022, не оспариваются, соответствующие требования суду не заявлены.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. К числу доходов от источников в Российской Федерации, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, статья 208 НК РФ относит доходы, полученные от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации (абз. 2 пп. 5 п. 1).
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Так пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
На основании п. 17.1 ст. 217 и п. 2 ст. 217.1 Кодекса освобождаются от налогообложения доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
В соответствии с п. 4 ст. 217.1 Кодекса минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 217.1 Кодекса.
Если налогоплательщик (физическое лицо) получил облагаемые НДФЛ доходы от продажи или в результате дарения недвижимости, то он обязан представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).
Согласно п. 1.2 ст. 88 НК РФ в случае, если декларация по НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок, то камеральная проверка проводится в соответствии со ст. 88 НК РФ на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о налогоплательщике и о данных доходах.С 01.01.2022 стартовала декларационная кампания 2022, а это означает, что физическим лицам необходимо отчитаться о полученных в 2021 доходах не позднее 04.05.2022.
Применительно к приведенным положениям закона, следует, что лица, обязанные представить декларацию по форме 3-НДФЛ за 2021 год до 04.05.2022:
- получившие доход от продажи недвижимого имущества, находившегося в собственности менее минимального срока владения (3/5 лет) и не попадающего под освобождение от налогообложения;
Исчисленный в декларации налог к уплате необходимо уплатить не позднее 15.07.2022.
При этом пп. 1 п. 6 ст. 217.1 Кодекса установлено, что законом субъекта Российской Федерации минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в п. 4 ст. 217.1 Кодекса, может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2015 № 70-оз «Об установлении на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи объекта недвижимого имущества» установлено, что в соответствии с пп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ установлен минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества 3 года. В течение которого объект недвижимого имущества должен находиться в собственности налогоплательщика. В целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи такого объекта (ст. 1). Настоящий закон вступает в силу с 01.01.2016, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, и применяется в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016 (ст. 2).
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2021 № 107-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в ст. 4 указано о внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2015 № 70-оз в ст. 1: заменить слова «три года, в течение которого объект недвижимого имущества должен находиться в собственности налогоплательщика, в целях освобождения от налогообложения доходов физических лиц, полученных от продажи такого объекта» заменить словами «являющимся жилым помещением и расположенным на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, три года в целях освобождения от налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученным от продажи такого объекта физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации и зарегистрированными по месту жительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры». Согласно ст. 6 закона ст. 4 вступает в силу с 01.01.2023.
На основании п. 2 и 3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п.1 ст. 228 Кодекса, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 Кодекса, а также обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе физического лица осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании сведений о рождении, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и (или) сведений, полученных в соответствии с п. 1 - 6, 8 и 13 ст. 85 НК РФ, или на основании заявления физического лица, представленного в любой налоговый орган по его выбору.
Исходя из п. 4 ст. 228 НК РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений ст. 228 Кодекса, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Учитывая изложенное, особенности налогообложения доходов физических лиц от продажи недвижимого имущества, установленные законом субъекта Российской Федерации, применяются физическими лицами, уплачивающими налог на доходы физических лиц по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному Кодексом, - при отсутствии места жительства) в таком субъекте Российской Федерации (Письмо Минфина России от 10.09.2021 № 03-04-05/73311).
Применительно к указанному, определяющим в рассматриваемой правовой ситуации обстоятельством является не место нахождения реализованного объекта недвижимости, а место учета налогоплательщика на момент его реализации.
Вопреки позиции стороны административного истца, Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.09.2015 № 70-оз в данной ситуации не применим, доводы об обратном основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Согласно материалам настоящего дела, А.З.Б. состоит на налоговом учете по месту регистрации (жительства) в Омской области - МИФНС № 4 по Омской области, что сторонами не оспаривается.
В связи с получением дохода в 2021 от реализации объекта (долей) недвижимого имущества по адресу <адрес> и периодом владения данным недвижимым имуществом менее 5 лет (с 01.06.2017 по 26.06.2021) налоговый орган сообщил о том, что у административного истца возникла обязанность представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ), что установлено законом.
Исходя из анализа приведенных положений закона, разъяснений Минфина, следует, что в рассматриваемой ситуации применяется минимальный срок владения объектом недвижимого имущества – 5 лет (п. 4 ст. 217.1 КНК РФ), налоговая декларация должна быть подана по месту учета - в МИФНС № 4 по Омской области, что также нашло свое подтверждение в ответе МИФНС России № 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре от 27.07.2022 № 10-17/11968@.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.11.2017 № 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 и подпункта 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества «Флот Новороссийского морского торгового порта» указал, что в налоговой сфере принятие актов информационно-разъяснительного характера предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации: пп. 4 п. 1 его ст. 32 относит к числу обязанностей налоговых органов информирование налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах, а пп. 5 п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 34.2 обязывают налоговые органы руководствоваться письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которые дает Министерство финансов Российской Федерации. Кроме того, Федеральная налоговая служба, которая находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и на которую возложены полномочия по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, помимо информирования налогоплательщиков о законодательстве о налогах и сборах вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере ее деятельности (п. 1 и 2, пп. 5.6 и 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что по смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее ст. 1 (часть 1), 15 (ч. 2 и 3) и 19 (ч. 1 и 2) в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (п. 6 ст. 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах следует толковать в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3). Именно соблюдение конституционных предписаний относительно формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства при формировании структуры налога и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения, и реальность его целей и позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам - осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 г. № 11-П и 1 июля 2015 г. № 19-П).
Согласно п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (п. 1 ст. 32 НК РФ).
Суд отмечает, что, исходя из анализа уведомления № от 12.04.2022 о предоставлении декларации по налогу на доходы физических лиц следует, что оно вынесено компетентным лицом, содержит в себе информацию о законодательстве о налогах и сборах (НДФЛ), порядке исчисления и уплаты данного налога, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц в соответствии с положениями ст. 80, 229 НК РФ; информация, представленная административному истцу налоговым органом, не возлагает на него обязанностей и не нарушает его прав как налогоплательщика.
Исходя из анализа ответа налогового органа от 20.05.2022, суд приходит к аналогичным выводам.
Применительно к указанному, вопреки позиции административного истца, налоговый орган в уведомлении №оов от 12.04.2022, равно как и в ответе от 20.05.2022, не истребовал у налогоплательщика налоговую декларацию, а лишь разъяснил установленную законом обязанность по ее предоставлению на основании тех сведений, которыми располагал о налогоплательщике и полученном им доходе.
Иная оценка административным истцом установленных по делу обстоятельств и иное толкование норм материального права, равно как и ссылки на законодательные акты в сфере налогового законодательства иных регионов, не означает, что судом неверно применены нормы материального права или допущены нарушения норм процессуального права.
Применительно к указанному административные исковые требования А.З.Б. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований А.З.Б. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области о признании незаконными действий налогового органа, выраженных в истребовании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2021 год в отношении дохода, полученного А.З.Б. от продажи имущества, расположенного по адресу <адрес>; доход не подлежащим налогообложению, обязанность по предоставлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2021 год отсутствующей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Я.А. Холявкина
Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2022 года.