Дело № 2а-871/2023
55RS0003-01-2022-005790-12
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Омск 10 марта 2023 года
Ленинский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Холявкиной Я.А.,
при секретаре судебного заседания Геворкян Г.А.,
помощнике судьи Ушаковой О.С.,
рассмотрев по адресу: г.Омск, ул. Труда, д. 29А в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению М.Л.А., К.Д.В. к Администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконными действий, решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
М.Л.А. в лице представителя М.С.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации Ленинского административного округа города Омска о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия.
В обоснование требований указывает на нарушение прав собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10, в котором она проживает, на включение МКД в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды» ввиду принятия комиссией Администрации Ленинского АО г. Омска решения по возврату заявки от 31.03.2022.
Просит признать незаконными действия Администрации Ленинского АО г. Омска по возврату заявки от 31.03.2022; обязать Администрацию Ленинского АО г. Омска не нарушать права собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10 на включение МКД в программу; распределить судебные расходы, состоящие из госпошлины в размере 300 руб.
В уточненных требованиях просит признать незаконным решение комиссии Администрации Ленинского АО г. Омска по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды», изложенное в протоколе № 3 от 05.04.2022, в части принятия решения по возврату заявки от 31.03.2022 и включения заявки в п. 21 приложения № 7; обязать Администрацию Ленинского АО г. Омска не нарушать права собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10 на включение МКД в программу и внести заявку на благоустройство придомовой территории указанного дома от 31.03.2022 в ранжированный адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат включению в программу в 2022 по Ленинскому АО г. Омска, а также внести изменения в приложение № 6 к протоколу № 3 от 05.04.2022, направить заявку на благоустройство придомовой территории многоквартирного дома № 10 по ул. Шакурова от 31.03.2022 в Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска для включения в ранжированный адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат включению в программу в 2022 по Ленинскому АО г. Омска; распределить судебные расходы, состоящие из госпошлины в размере 300 руб.
В ходе рассмотрения дела, на основании поступившего заявления, суд допустил К.Д.В. к участию в административном деле в качестве административного соистца.
В судебном заседании административный истец М.Л.А. доводы административного иска с учетом уточнений поддержала, просила их удовлетворить.
В судебном заседании административный истец К.Д.В. участия не принимала, извещена надлежаще.
Представитель административного истца М.Л.А. - М.С.А. требования административного иска с учетом уточнений поддержал.
Представители Администрации Ленинского АО г. Омска Ш.А.А., Б.И.Я. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск, указав, что при проверке заявки д. 10 по ул. Шакурова в г. Омске комиссией было установлено нарушение п. 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», а именно отсутствие документов, подтверждающих направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Представитель заинтересованного лица Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в судебном заседании участия не принимал, представлены возражения по доводам иска.
Изучив материалы дела, пояснения сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к решениям, которые могут быть оспорены в суде, относятся индивидуальные акты применения права наделенных публичными полномочиями органов и лиц, принятые единолично либо коллегиально, содержащие волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан и (или) организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, М.Л.А. проживает и зарегистрирована по адресу <адрес>.
К.Д.В. проживает и зарегистрирована по адресу <адрес>; собственник жилого помещения – квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., адрес – <адрес>.
Протоколом № 2 от 30.03.2022 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10, при разрешении вопроса № 3 собственниками МКД принято решение обратиться в Администрацию Ленинского АО г. Омска с предложением по включению дворовой территории МКД №10 по ул. Шакурова в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022, в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды».
По 6 вопросу повестки дня общее собрание собственников определило лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на представление предложений, согласование дизайн-проекта ремонта дворовой территории, благоустройства дворовой территории, а также на участие в контроле за выполнением работ по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке, заключение договоров в целях обеспечения софинансирования, подписание документов в период проведения благоустройства дворовой территории, включая наделение их правом подписи от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме актов приемки выполненных работ формы КС-2 в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды», утв. постановлением Администрации г. Омска от 05.10.2017 № 1099-п. Указанными лицами были избраны Микрюкова Л.А. (<адрес>), Б.С.В. (<адрес>).
Постановлением Администрации города Омска от 05.10.2017 № 1099-п (в ред. от 28.02.2022, действующей на момент рассматриваемых спорных правоотношений) утверждена муниципальная программа города Омска «Формирование комфортной городской среды» согласно приложению к настоящему постановлению».
Постановление вступило в силу с 01.01.2018.
Сроки реализации муниципальной программы – с 01.01.2018 по 31.12.2030.
Цель муниципальной программы - повышение уровня благоустройства города Омска. Задачи муниципальной программы: 1) повышение качества и уровня комфорта городской среды путем реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов; 2) повышение качества и уровня комфорта городской среды путем реализации мероприятий по благоустройству общественных территорий; 3) повышение качества и уровня комфорта городской среды путем обеспечения благоустройства городских территорий, создания благоприятной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Перечень подпрограмм муниципальной программы: «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов»; «Благоустройство общественных территорий», «Чистый и уютный город», «Благоустройство территорий в секторе индивидуальной жилой застройки», «Развитие похоронного дела».
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы - увеличение доли населения, проживающего в многоквартирных домах с благоустроенными дворовыми территориями; увеличение доли благоустроенных общественных территорий города Омска; средняя обеспеченность населения зелеными насаждениями в расчете на 1 человека.
Исходя из содержания указанной программы, важнейшей задачей органов местного самоуправления является формирование городской среды, комфортной и благоприятной для проживания населения, в том числе повышение уровня благоустройства территорий.
Благоустройство территории города включает комплекс мероприятий по содержанию городских территорий, по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
К основным проблемам в сфере благоустройства дворовых и общественных территорий города Омска относятся высокая степень износа асфальтобетонного покрытия, неисправное состояние или отсутствие ливневой канализации; отсутствие достаточного количества парковочных мест, беспорядочная парковка автомобилей в зонах зеленых насаждений, на детских и спортивных площадках; отсутствие элементов благоустройства, таких как скамейки, урны, детские и спортивные площадки; несоответствие уровня освещения требованиям национальных стандартов; зрелое и перестойное состояние зеленых насаждений, разрушение травяного покрытия газонов, недостаточный уровень озеленения; недостаточное обеспечение доступных для инвалидов мест отдыха, ограниченность доступа и передвижения; отсутствие данных об уровне благоустройства сектора индивидуальной жилой застройки.
Реализация подпрограммы 1 «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» позволит улучшить физическое состояние дворовых территорий и увеличить количество дворовых территорий, на которых выполнены работы по ремонту дворовых проездов, обеспечению освещения дворовых территорий, установке скамеек и урн. Задачей подпрограммы является повышение уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов. В рамках решения данной задачи планируется организация выполнения работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов.
Решение задачи «Повышение уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов» подпрограммы обеспечивается реализацией ряда мероприятий, в частности мероприятие «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» в рамках реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Омской области» включает в себя выполнение комплекса работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Реализация вышеуказанных мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии с дизайн-проектами, разработанными и утвержденными в соответствии с Порядком разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов и общественных территорий города Омска, приведенным в приложении № 3 к настоящей муниципальной программе.
Указанные виды работ реализуются при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме, дворовая территория которого благоустраивается, о принятии созданного в результате благоустройства имущества в состав общего имущества многоквартирного дома.
На основании Адресного перечня дворовых территорий в соответствии с Порядком представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год подачи заявки, приведенном в приложении № 5 к настоящей муниципальной программе, ежегодно формируется Адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству в текущем году.
Общий объем финансирования подпрограммы на 2018 - 2024 годы планируется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджета города Омска и поступлений из внебюджетных источников и составляет 506098129,10 руб.
31.03.2022 Микрюковой Л.А. в Администрацию г. Омска была подана заявка о включении дворовой территории многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10 в адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 в рамках муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды» для благоустройства дворовой территории. В заявке изложено, что благоустройство дворовой территории многоквартирного дома выполнено в 1986 при сдаче дома в эксплуатацию. Необходимо выполнить ремонт дворовых проездов (тротуаров, подходов в подъездам, автомобильных дорог, образующих проезды к дворовой территории) общей площадью 1021 кв.м. Собственники помещений в многоквартирном доме готовы принять финансовое участие в выполнении минимального перечня работ по благоустройству дворовой территории в объеме 30000 руб., что составляет 2, 77 %; не выполнять и не участвовать в выполнении дополнительного перечня работ по благоустройству дворовой территории. Заявка имеет отметку о принятии Администрацией Ленинского АО г. Омска 31.03.2022 в 09 часов 25 минут (печать вх. Мун-кс-ЛАО/77 31.03.2022).
Исходя из запрошенных судом документов к указанной заявке были приложены: оригинал протокола № 2 от 30.03.2022, реестр собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10 на 03.03.2022; информационное сообщение (объявление от 15.03.2022) о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений МКД № 10 по ул. Шакурова путем проведения голосования в форме совместного присутствия 27.03.2022 (инициатор собрания – Б.С.В.); лист голосования собственников помещений; информационное сообщение по результатам проведения внеочередного собрания 27.03.2022; подписные листы; дизайн-проект благоустройства дворовой территории многоквартирного дома; локальный сметный расчет ремонта дворового проезда МКД № 10 по ул. Шакурова; фотоматериал; выписка из единого финансового лицевого счета; справка о собираемой плате за 2021 от 29.03.2022, решение Центрального районного суда г. Омска от 22.11.2021 по делу № 2а-3842/2021.
По результат обращения Администрацией Ленинского АО г. Омска дан ответ от 18.05.2022 №, согласно которому М.Л.А. информируется о том, что обращение было рассмотрено. По результатам рассмотрения сообщалось, что Администрацией округа в соответствии с постановлением Администрации г. Омска от 05.10.2017 № 1099-п «Формирование комфортной городской среды» рассмотрено 82 заявки собственников помещений многоквартирных домов о включении в подпрограмму на 2022, поступивших в период с 01.03.2022 по 31.03.2022. По итогам рассмотрения комиссией администрации Ленинского АО г. Омска заявки на благоустройство придомовой территории многоквартирного дома № 10 по ул. Шакурова пакет документов подлежит возврату по причине нарушения п. 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
Не согласившись с законностью указанного решения, административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Приложением № 5 к муниципальной программе города Омска «Формирование комфортной городской среды» установлен Порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка (далее – Порядок).
Указанный Порядок разработан в целях формирования Адресного перечня многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка (далее - Адресный перечень) в рамках муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды», и определяет порядок представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень, условия и порядок отбора дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству, для включения в Адресный перечень.
Дворовая территория, расположенная на территории муниципального образования город Омск, подлежащая благоустройству, включается в Адресный перечень по итогам рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц (п. 3 Порядка).
Заявка с прилагаемыми к ней документами подается в администрацию соответствующего административного округа города Омска на бумажном носителе. Прием заявок осуществляется в сроки, указанные в уведомлении, размещенном в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации города Омска в сети «Интернет», но не позднее 1 мая года выполнения работ по благоустройству (п. 4 Порядка).
При приеме заявки заинтересованному лицу возвращается второй экземпляр заявки с отметкой о приеме, указанием даты и времени сдачи и его порядкового номера.
В случае выявления причин, являющихся основанием для возврата заявки, в срок, установленный настоящим Порядком, заинтересованное лицо вправе повторно направить заявку о включении дворовых территорий в Адресный перечень. В этом случае датой приема документов будет являться дата их повторной подачи.
Заявки, поступившие после установленного настоящим Порядком срока, регистрируются и возвращаются заинтересованному лицу без рассмотрения.
Согласно п. 5 Порядка для включения дворовой территории в Адресный перечень заинтересованные лица представляют следующие документы:
1) заявка о включении многоквартирного дома в Адресный перечень по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (два экземпляра);
2) оригиналы протоколов общих собраний собственников помещений в каждом многоквартирном доме, членов товарищества собственников жилья (недвижимости), жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ТСЖ), соответствующих установленным требованиям, оформленных в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор», решений собственников каждого здания и сооружения, расположенных в границах дворовой территории, содержащие в том числе следующую информацию (рекомендуемая форма протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме представлена в приложении № 1-1 к настоящему Порядку):
а) решение об обращении с предложением по включению дворовой территории в Адресный перечень;
б) перечень работ по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории, сформированный исходя из минимального перечня видов работ по ремонту дворовых территорий, благоустройству дворовых территорий, определенного постановлением Правительства Омской области от 31 августа 2017 года № 248-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Формирование комфортной городской среды»;
в) перечень работ по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории, сформированный исходя из дополнительного перечня видов работ по ремонту дворовых территорий, благоустройству дворовых территорий, определенного постановлением Правительства Омской области от 31 августа 2017 года № 248-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Формирование комфортной городской среды», в случае принятия такого решения заинтересованными лицами;
г) форма и доля (финансового и (или) трудового) участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории в рамках минимального и дополнительного перечней видов работ;
д) решение об определении лица (лиц), которое (которые) от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено (уполномочены) на представление предложений, согласование дизайн-проекта ремонта дворовой территории, благоустройства дворовой территории, а также на участие в контроле за выполнением работ по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории, в том числе промежуточном, и их приемке, заключение договоров в целях обеспечения софинансирования, подписание документов в период проведения благоустройства дворовой территории, включая наделение его (их) правом подписания от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме актов приемки выполненных работ формы КС-2;
е) решение о включении в состав общего имущества в многоквартирном доме оборудования, иных материальных объектов, установленных (оборудованных) на дворовой территории в результате реализации мероприятий по ее благоустройству в целях осуществления последующего содержания указанных объектов;
ж) решение о включении в состав общего имущества в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого не определены на основании данных государственного кадастрового учета на момент принятия данного решения;
3) фотоматериалы, подтверждающие отсутствие элементов благоустройства дворовых территорий или их ненадлежащее состояние (при наличии);
4) дизайн-проект благоустройства дворовой территории с включением в него текстового и визуального описания проекта благоустройства, перечня (в том числе в виде соответствующих визуализированных изображений) элементов благоустройства, предполагаемых к размещению на соответствующей дворовой территории согласно приложению № 2 к настоящему Порядку;
5) сведения о финансовом и (или) трудовом участии граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, подтвержденные документально в зависимости от формы такого участия (в случае принятия заинтересованными лицами решения о финансовом и (или) трудовом участии).
Ответственность за достоверность сведений в заявке и прилагаемых к ней документах несут заинтересованные лица, представившие их (п. 6 Порядка).
Согласно п. 7 Порядка для рассмотрения и оценки заявок о включении дворовой территории в Адресный перечень, представленных документов, составления ранжированного списка многоквартирных домов для включения в Адресный перечень создается комиссия администрации соответствующего административного округа города Омска.
В состав окружной комиссии включаются специалисты администрации соответствующего административного округа города Омска в сфере архитектуры, благоустройства, жилищно-коммунального хозяйства, землепользования, департамента имущественных отношений Администрации города Омска, а также по согласованию депутаты Законодательного Собрания Омской области, депутаты Омского городского Совета, представители общественных советов при органах исполнительной власти Омской области, политических партий и движений, общественных организаций и объединений, территориального общественного самоуправления, управляющих организаций, бюджетного учреждения города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».
Персональный состав окружной комиссии и порядок ее работы утверждаются правовым актом главы администрации соответствующего административного округа города Омска.
После завершения приема заявок о включении многоквартирных домов в Адресный перечень окружная комиссия в течение пяти рабочих дней проводит проверку и оценку представленных документов, по результатам которых составляет ранжированный список многоквартирных домов, предлагаемых для включения в Адресный перечень, по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку (п. 9 Порядка).
Окружная комиссия осуществляет рассмотрение и оценку заявок заинтересованных лиц на предмет соответствия заявки и прилагаемых к ней документов установленным настоящим Порядком требованиям, в том числе к составу и оформлению (п. 10 Порядка).
В случае выявления несоответствия заявки требованиям настоящего Порядка заявка с прилагаемыми к ней документами возвращается заинтересованному лицу с указанием причин, явившихся основанием для возврата (п. 11 Порядка).
Согласно п. 12 Порядка окружная комиссия возвращает заявку в следующих случаях: 1) представление заявки после окончания срока подачи, указанного в пункте 4 настоящего Порядка; 2) представление заявки и прилагаемых к ней документов, оформленных с нарушением требований действующего законодательства и настоящего Порядка; 3) представление документов, содержащих недостоверные сведения.
Исходя из п. 13 Порядка оценка обращений о включении многоквартирных домов в Адресный перечень осуществляется с учетом их физического состояния по следующим критериям:
1) дворовые территории, единые для нескольких многоквартирных домов (дополнительно 10 баллов);
2) степень разрушения асфальтобетонного покрытия дворовой территории, которая определяется как отношение суммарной площади разрушенных участков асфальтобетонного покрытия к общей площади асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома, за исключением отмостки многоквартирных домов (до 25 процентов - 25 баллов, от 25 до 50 процентов - 50 баллов, от 50 до 75 процентов - 75 баллов, свыше 75 процентов - 100 баллов);
3) дворовые территории, в отношении которых имеются предложения по благоустройству (в том числе поданные представителями одного из многоквартирных домов, представляющих в текущем году заявку в отношении дворовой территории, единой для нескольких многоквартирных домов), соответствующие Порядку представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в подпрограмму «Формирование комфортной городской среды» муниципальной программы города Омска «Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами, благоустройство территории городского округа», утвержденному постановлением Администрации города Омска от 31 марта 2017 года № 269-п, и Порядку представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка, муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды», утвержденной постановлением Администрации города Омска от 5 октября 2017 года № 1099-п, поступившие, но не реализованные в предыдущие годы (дополнительно 5 баллов за каждый год участия);
6) дворовая территория расположена на образованных земельных участках, полностью или частично находящихся в частной собственности (дополнительно 50 баллов).
При равенстве вышеуказанного показателя преимущество имеет многоквартирный дом, по которому обращение о включении в Перечень с приложением всех документов, установленных настоящим Порядком, поступило ранее.
По итогам оценки обращений о включении многоквартирных домов в Адресный перечень в пределах объема финансирования за счет всех источников финансирования окружной комиссией в ранжированном списке выделяются дворовые территории, подлежащие включению в Адресный перечень.
Выделение в ранжированном списке дворовых территорий, подлежащих включению в Адресный перечень, осуществляется окружной комиссией исходя из равномерного распределения бюджетных средств, выделяемых на благоустройство дворовых территорий в указанном году, между административными округами города Омска и необходимостью достижения одной пятой установленного на год выполнения работ по благоустройству значения целевого индикатора реализации мероприятий подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды», утвержденной постановлением Администрации города Омска от 5 октября 2017 года № 1099-п (п 14 Порядка).
По истечении срока, указанного в п. 9 настоящего Порядка, окружная комиссия направляет в департамент городского хозяйства Администрации города Омска сформированный ранжированный список с выделением дворовых территорий в границах соответствующего административного округа города Омска для включения в Адресный перечень (п 15 Порядка).
Во исполнение постановления Администрации г. Омска от 05.10.2017 № 1099-п «Об утверждении муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды», руководствуясь положением об администрации Ленинского АО г. Омска, утв. Решением Омского городского Совета от 29.07.2011 № 420, распоряжением администрации Ленинского АО г. Омска от 18.02.2022 № 143 «О создании комиссии администрации Ленинского АО г. Омска по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 году» утвержден состав комиссии (приложение № 1), порядок ее работы (приложение № 2).
Согласно приложению № 1 состав комиссии администрации Ленинского АО г. Омска по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 году в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды», определен в виде главы администрации Ленинского АО г. Омска (З.Д.Н.), первого заместителя главы (П.А.В.), главного специалиста отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации (С.Т.В.), члены комиссии - начальник отдела правовой и кадровой работы администрации (Б.И.Я.), депутат Омского городского совета (по согласованию) (Б.А.С.), начальник дорожно-эксплуатационного участка Ленинского АО г. Омска БУ г. Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (по согласованию) (К.В.В.), член общественного совета при Государственной жилищной инспекции Омской области (по согласованию) (Л.А.В.), председатель Комитета Местной общественной организации ветеранов Ленинского АО г. Омска « Омского областного Союза ветеранов» (по согласованию) (Н.В.Ф.), депутат Омского городского совета, генеральный директор ООО ЖКХ «Московка» (по согласованию) (Н.А.В.), депутат Омского городского совета (по согласованию) (П.В.П.), начальник отдела архитектуры, строительства и землепользования администрации Ленинского АО г. Омска, главный архитектор округа (С.А.В.), депутат Законодательного Собрания Омской области (по согласованию) (С.В.П.), исполнительный директор Фонда объединения и развития территориального общественного самоуправления Ленинского АО г. Омска (по согласованию) (С.Н.Н.), специалист 1-й категории отдела управления казенным имуществом управления муниципальной собственности департамента имущественных отношений Администрации г. Омска (по согласованию) (Ц.М.С.), председатель комитета территориального общественного самоуправления «Ленинский» (по согласованию) (Ц.Л.К.), начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Ленинского АО г. Омска (ФИО26).
Согласно приложению № 2 (Порядок работы комиссии) комиссия является совещательным органом администрации Ленинского АО г.Омска, созданным для рассмотрения и оценки заявок и формирования ранжированного адресного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского административного округа г. Омска, для включения в подпрограмму «Благоустройство дворовых территории многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды».
Основными задачами комиссии являются рассмотрение и оценка заявок о включении многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского АО г. Омска, в ранжированный адресный перечень многоквартирных домов, подлежащих благоустройству в 2022, для включения в Подпрограмму; составление ранжированного перечня многоквартирных домов для включения подпрограмму и направление в департамент городского хозяйства Администрации г. Омска сформированного ранжированного адресного перечня (п. 3 Порядка работы комиссии).
Комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
Члены комиссии участвуют в заседании лично (п. 6 Порядка работы комиссии).
Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует более половины от общего числа членов комиссии (п. 7 Порядка работы комиссии).
Комиссия прекращает свою деятельность по завершению рассмотрения и оценки представленных заявок, по результатам которых составляет ранжированный адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 (п. 9 Порядка работы комиссии).
В материалы дела представлен протокол № 3 заседания комиссии администрации Ленинского АО г. Омска по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды» от 05.04.2022.
Согласно содержанию указанного протокола, на заседании комиссии присутствовали председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, 11 членов комиссии.
По результатам заседания комиссии 05.04.2022 были приняты следующие решения:
- учитывать при формировании ранжированного перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского АО г. Омска и предлагаемых для включения в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды» дворовые территории, единые для нескольких домов; степень разрушения асфальтобетонного покрытия дворовых территорий; дворовые территории, в отношении которых имеются предложения по благоустройству; дворовая территория расположена на образованных земельных участках, полностью или частично находящихся в частной собственности;
- из рассмотренных 82 заявок собственников помещений в многоквартирных домах о включении в подпрограмму «Благоустройство дворовых территории многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды» дворовых территорий, поступивших в администрацию Ленинского АО г. Омска в период с 01.03.2022 по 31.03.2022:
- сформировать ранжированный список многоквартирных домов из 37 пакетов документов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 по Ленинскому АО г. Омска в рамках подпрограммы (Приложение № 6);
- сформировать перечень многоквартирных домов из 24 пакетов документов, расположенных на территории Ленинского АО г. Омска, не подлежащих включению в подпрограмму по причине несоответствия Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр (ред. до 16.09.2022, на период рассматриваемых правоотношений) «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» (Приложение № 7). Вернуть заявителем пакеты документов (Приложение № 7);
- направить в департамент городского хозяйства Администрации г. Омска сформированный ранжированный адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат включению в подпрограмму в 2022.
Многоквартирный дом № 10 по ул. Шакурова в г. Омске указан в сроке № 21 Приложения № 7 (список многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского АО г. Омска, подлежащих возврату), в графе «Несоответствие требованиям законодательства» - п.20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр.
Приказом Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах согласно приложению № 1 к настоящему приказу (далее – Требования к оформлению протоколов).
Согласно п. 20 Требований к оформлению протоколов обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с ч. 4 ст. 45, ч. 2 и 3 ст. 47.1 ЖК РФ;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные пп. «а» п. 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные пп. «б» п. 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.
Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (ч. 1 и 3 с. 17 и ст. 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» при проверке решения, действий суд, в частности, выясняет, была ли в установленных законом случаях обеспечена возможность реализации прав и законных интересов гражданина или организации при принятии оспариваемого решения, совершении действий, в том числе проверяет, было ли обеспечено право лица на ознакомление с доказательствами, право давать пояснения (возражения) по существу выявленных нарушений; исполнена ли наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанность изложить в принятом решении основания для применения соответствующих мер в отношении гражданина, организации.
Суд отмечает, что заявка административного истца от 31.03.2022 была правомерно рассмотрена комиссией администрации Ленинского АО г. Омска по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территории многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды»; правомочным составом (присутствовало более половины от общего числа членов комиссии), в установленный законом срок. По итогам рассмотрения указанной заявки решение по ее рассмотрению (в числе иных заявок) было оформлено протоколом № 3 от 05.04.2022 с приложениями (Приложение № 7 – список многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинского АО г. Омска, подлежащих возврату), информационное сообщение от 18.05.2022 с результатами рассмотрения и приложенным пакетом документов (в связи с возвратом) было впоследствии направлено подателю заявки М.Л.А.
Вместе с тем суд полагает необходимым отметить следующее.
В информационном письме от 18.05.2022 № Исх-АЛАО/3128/16-42 М.Л.А. было указано на причину возврата заявки с пакетом документов администрацией округа на основании нарушения п. 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор».
При этом суд отмечает, что пункт 20 указанного приказа (раздел - Требования к оформлению протоколов) содержит в себе 7 подпунктов, содержащих обязательные требования к указанному протоколу.
О том, что заявка административного истца не соответствует именно пп. «в» указанного пункта (отсутствуют документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с ч. 4 ст. 45, ч. 2 и 3 ст. 47.1 ЖК РФ), представителем Администрации Ленинского АО г. Омска было доведено до стороны административного истца только в процессе судебного разбирательства, что опровергнуто не было; явилось одним из мотивов обращения в суд с настоящим административным иском.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии оспариваемого решения о возврате заявки положениям п. 11 Порядка представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении дворовой территории в Адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в год, на который подана заявка.
При этом в отзыве на административный иск представителя Ш.А.А. указано на новые обстоятельства, на основании которых заявка административного истца не соответствует требованиям указанного приказа, а именно п. 10 (заголовок к содержательной части протокола общего собрания должен содержать информацию об адресе многоквартирного дома, виде общего собрания (годовое, внеочередное) и форме его проведения (очное, заочное, очно-заочное голосование), поскольку в содержательной части протокола общего собрания многоквартирного дома № 10 по ул. Шакурова формой проведения указана форма совместного присутствия, что указанному пункту не соответствует. В дальнейшем представитель административного ответчика указал суду (также изложил в отзыве), что вопрос оспаривания решения общего собрания комиссией не рассматривался и основанием для возврата заявки не является.
Суд отмечает, что приведенными положениями Требований к оформлению протоколов не установлено конкретных видов документов, которые являются надлежащими доказательствами доведения информации о проведении общего собрания до собственников помещений в многоквартирном доме (пп. «в» п. 20).
Указанное не было оспорено представителем административного ответчика, ссылавшегося на необходимость предоставления не только соответствующих фотоматериалов либо актов с подписью старших по дому, но и возможность представить свой вариант подтверждающих выполнение указанного подпункта требований документов (на усмотрение заявителя).
В рассматриваемом случае в качестве подтверждения соблюдения указанного подпункта «в» пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр к заявке административным истцом М.Л.А. было приложено объявление о проведении общего собрания собственников помещений дома № 10 по ул. Шакурова в г. Омске 27.03.2022 в 18 часов 00 минут (инициатор собрания – Белов С.В.); одним из вопросов повестки указано на обращение в Администрацию Ленинского АО г. Омска с предложением по включению дворовой территории МКД по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10, в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды», утв. постановлением Администрации г. Омска от 05.10.2017 № 1099-п; определение минимального перечня видов работ по ремонту дворовой территории, благоустройству дворовой территории и дополнительного перечня работ; о форме и доле (финансового или трудового) участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по ремонту и благоустройству дворовой территории; об определении лиц, которые от имени собственников уполномочены представлять предложения, согласовывать дизайн-проекты и прочее; о включении в состав общего имущества в МКД земельного участка, на котором расположен МКД, границы которого не определены на момент принятия данного решения.
Указанное было подтверждено в судебном заседании стороной административного истца, стороной административного ответчика не опровергнуто.
Суд отмечает, что аналогичные по своему содержанию пакеты документов к заявкам о включении дворовой территории многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10 в адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в рамках муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды» для благоустройства дворовой территории предоставлялись приведенным МКД в 2018, 2020 и 2021, при этом были приняты комиссиями Администрации Ленинского АО г. Омска без каких-либо нареканий, в частности к документам, подтверждающим направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме (приложены информационные сообщения о внеочередном собрании собственников).
Изменений в Требования к оформлению протоколов на период подачи заявки 31.03.2022 не вносилось.
Применительно к указанному, полагать о том, что имеет место быть факт недобросовестного поведения административного истца при подаче заявки и в 2022, оснований не имеется.
Суд обращает внимание, что, исходя из п. 13 Порядка оценка обращений о включении многоквартирных домов в Адресный перечень осуществляется с учетом их физического состояния по ряду критериев, в частности дворовые территории, в отношении которых имеются предложения по благоустройству, поступившие, но не реализованные в предыдущие годы, дополнительно оцениваются в 5 баллов за каждый год участия, что в своей совокупности с иными показателями (также при оценке в баллах) влияет на оценку заявки многоквартирного дома при разрешении вопроса о его включении в Адресный перечень, возможность получить бюджетные средства, выделяемые на благоустройство дворовых территорий не только в период подачи заявки, но и в последующие периоды участия.
Применительно к указанному довод стороны административного ответчика о том, что дом № 10 по ул. Шакурова в г. Омске не был бы обеспечен финансированием на благоустройство территории при распределении выделенных бюджетных средств даже при включении в Адресный перечень в 2022 (недостаточность финансирования) отклоняется, поскольку, как пояснил представитель Администрации Ленинского АО г. Омска, при участии в отборе и прохождении заявки баллы, полученные многоквартирным домом за весь период участия в отборе заявок (период действия программы), учитываются и на последующие периоды, увеличивая шансы на получение указанного финансирования для работ по благоустройству дворовой территории МКД.
Ссылки стороны административного ответчика о том, что М.Л.А. является ненадлежащим ответчиком, судом также отклоняются, поскольку истец зарегистрирована и проживает по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10, кв. 13; имеет право на пользование общим имуществом в многоквартирном доме, на улучшение его потребительских свойств, в том числе путем участия в муниципальных программах; имеет право на обращение в суд, если полагает, что действиями или решениями органа местного самоуправления, его должностными лицами нарушены его права, в том числе на включение в программу софинансирования обозначенных мероприятий. Указанные обстоятельства получили свою оценку в определении судьи судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11.01.2023.
В силу положений ч. 1 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно положениям ст. 227 КАС РФ, для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Такая совокупность условий при разрешении данного административного спора установлена, поскольку имеет место быть нарушение прав стороны административного истца на участие в программе по реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в целях создания комфортной и благоприятной для проживания населения среды, повышения уровня благоустройства территорий.
Согласно абз. 4 п. 26 постановления Пленума от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому, если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (ст. 16 КАС РФ, ст. 16 АПК РФ).
Суд полагает правильным и единственно возможным в данной ситуации способом восстановления нарушенных прав административных истцов в виде повторного рассмотрения заявки о включении дворовой территории многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10 в подпрограмму «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы г. Омска «Формирование комфортной городской среды» от 31.03.2022 с приложенными документами.
Применительно к указанному требования в части возложения обязанности на Администрацию Ленинского АО г. Омска не нарушать права собственников помещений многоквартирного дома по адресу г. Омск, ул. Шакурова, д. 10 на включение МКД в программу и внести заявку на благоустройство придомовой территории указанного дома от 31.03.2022 в ранжированный адресный перечень многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат включению в программу в 2022 по Ленинскому АО г. Омска, а также внести изменения в приложение № 6 к протоколу № 3 от 05.04.2022, направить заявку на благоустройство придомовой территории многоквартирного дома № 10 по ул. Шакурова от 31.03.2022 в департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
В материалы дела представлен чек по операции от 16.08.2022, свидетельствующий об оплате М.Л.А. (в лице представителя М.С.А.) госпошлины при подаче административного иска в размере 300 руб.
Применительно к изложенному с Администрации Ленинского АО г. Омска в пользу М.Л.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление М.Л.А., К.Д.В. к Администрации Ленинского административного округа города Омска о признании незаконными действий, решения, обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконными решение комиссии Администрации Ленинского АО г. Омска по отбору многоквартирных домов, дворовые территории которых подлежат благоустройству в 2022 году в рамках реализации подпрограммы «Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов» муниципальной программы города Омска «Формирование комфортной городской среды», выраженное в протоколе № 3 от 05.04.2022 с приложением № 7 к протоколу, в части возврата пакета документов, представленного к заявке о включении в подпрограмму многоквартирного дома по адресу <адрес>.
Обязать Администрацию Ленинского АО г. Омска повторно рассмотреть заявку от 31.03.2022 с приложенными документами.
Взыскать с Администрации Ленинского АО г. Омска в пользу М.Л.А. государственную пошлину в размере 300 рублей.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья Я.А. Холявкина
Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2023 года.