НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область) от 03.04.2018 № 2-788/2018

Дело № 2-788/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Омск 03 апреля 2018 года

Ленинский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Савчук А.Л.,

при секретаре судебного заседания Морозовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 9», Министерству здравоохранения Омской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в Ленинский районный суд г. Омска с иском в защиту неопределенного круга лиц к БУЗОО «Городская поликлиника № 9», Министерству здравоохранения Омской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2015 году по результатам плановой проверки деятельности юридического лица БУЗОО «Городская поликлиника № 9», расположенного по адресу: г. Омск, ул. Кучерявенко, д. 10, специалистами Управления выдано предписание № 349 от 28.04.2015 для устранения выявленных нарушений сроком до 03.10.2016. На основании распоряжения № 1591/вп от 29.09.2016 была проведена внеплановая проверка исполнения пунктов предписания № 349 от 28.04.2015. По результатам проверки было установлено, что требования предписаний не выполнены в полном объеме и постановлением мирового судьи судебного участка № 54 в Ленинском судебном районе г. Омска № 5-3968/16 от 24.11.2016 БУЗОО «Городская поликлиника № 9» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Согласно требованиям законодательства специалистом Управления Роспотребнадзора выдано предписанием 1591/вп от 31.10.2016 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологических требований сроком до 18.04.2017. На основании распоряжения М 543/вп от 20.04.2017 была проведена внеплановая проверка исполнения пунктов предписания № 1591/вп от 31.10.2016. По результатам проверки было установлено, что требования предписаний не выполнены в полном объеме и постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 54 мирового судьи судебного участка № 63 в Ленинском судебном районе г. Омска по делу № 5-2221/17 от 19.06.2017 БУЗОО «Городская поликлиника № 9» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. 22.05.2017 вновь было выдано предписание № 543/вп для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований сроком до 18.04.2018. Данное предписание не обжаловалось. В соответствии со ч.1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудовали транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условий труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативы правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, деятельность БУЗОО «Городская поликлиника № 9» противоречит действующему санитарному законодательству. Просят признать действия БУЗОО «Городская поликлиника № 9» (осуществляющего деятельность по адресу г. Омск, Кучерявенко, 10, с нарушениями санитарного законодательства) противоправными в отношении неопределенного круга лиц. Обязать БУЗОО «Городская поликлиника № 9» устранить нарушения санитарных правил, обязать Министерство здравоохранения Омской области, как учредителя учреждения и распорядителя бюджетных средств, осуществить финансирование БУЗОО «Городская поликлиника № 9» в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области по доверенности Кирпота Е.К. в судебном заседании с учетом частичного устранения ответчиком нарушений требований предписаний, исковые требования уточнила в части нарушений санитарных правил, обязанность по устранению которых просят возложить на БУЗОО «Городская поликлиника № 9», а именно:

- провести техническое обслуживание работающих систем приточно-вытяжной вентиляции, предоставить договор на техническое обслуживание работающих систем приточно-вытяжной вентиляции со специализированной организацией (п. 6.5 главы 1 СанПиН 3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).

- оборудовать комнату забора капиллярной крови клинико-диагностической лаборатории БУЗОО «Городская поликлиника № 9» раковиной с подводкой холодной и горячей воды с дозаторами жидкого мыла полотенцем (п. 2.3.4 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»).

- устранить дефекты внутренней отделки в помещениях клинико-диагностической лаборатории БУЗОО «Городская поликлиника № 9», (окна помещений старые, деревянные, имеют дефекты окрашенной поверхности между рамами, откосов, в кабинете забора капиллярной крови на двери имеются дефекты окрашенной поверхности в виде отшелушивания краски, не восстановлена целостность отделки вентиляционного короба, на потолке потрескалась краска, что затрудняет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств) (п. 2.3.11 СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», п. 4.2 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).

- клинико-диагностическую лабораторию обеспечить лабораторной мебелью с гигиеническим покрытием, отмечаются дефекты деревянных и пластиковых поверхностей в виде растрескиваний, отслоений краски (один шкаф, одна тумба, одна табуретка, два стола) (п. 2.3.17 санитарных правил СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»).

- провести бактериологический контроль стерилизационной аппаратуры в процессе эксплуатации (п. 2.36. главы II СанПиН 2.1.2630-10 «Санитарно - гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).

- обеспечить контроль за показателями микробной обсеменённости воздушной среды в полном объеме (п. 6.41. главы I СанПиН 2.1.2630-10 «Санитарно - гигиенические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»).

- приобрести средства индивидуальной защиты от рентгеновского излучения для пациентов рентгенодиагностического кабинета (юбка защитная или передник защитный), (п. 5.1 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов и проведению рентгенологических исследований»).

Представитель ответчика БУЗОО «Городская поликлиника № 9» по доверенности Титоренко А.С. в судебном заседании исковые требования признала в части, пояснила, что БУЗОО «Городская поликлиника № 9» не является коммерческой организацией. С 01.01.2013 БУЗОО «Городская поликлиника № 9» полностью перешло на одноканальное финансирование в системе обязательного медицинского страхования, в связи с чем все расходы, в том числе на оплату работ и услуг по содержанию имущества, включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования. В настоящее время потребность учреждения в финансировании мероприятий, указанных в иске, за счет средств областного бюджета отсутствует, часть вынесенных предписаний выполнена. Учреждение считает нецелесообразным привлечение Министерства здравоохранения в качестве ответчика, поскольку обязанности Министерства как главного распорядителя бюджетных средств полностью исполнены. Указала на исполнение еще нескольких требований предписания в части технического облуживания приточной вентиляции, бактериологического контроля стерилизационной аппаратуры, контроля за показателями микробной обсеменённости воздушной среды, в связи с чем просила в удовлетворении соответствующей части требований отказать. Кроме того просила установить срок исполнения обязанности по устранению иных выявленных нарушений до 31.12.2018.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Омской области Карзаева Г.Ю. в удовлетворении исковых требований к министерству просила отказать, пояснив, что финансовое обеспечение расходов на устранение указанных в исковом заявлении нарушений законодательства не является расходным обязательством областного бюджета и финансируется за счет средств ОМС. Министерство как главный распорядитель бюджетных средств уполномочено формировать и утверждать бюджетным учреждениям государственное задание только на государственные услуги, включенные в региональный перечень и соответственно осуществлять за счет средств областного бюджета финансовое обеспечение расходов подведомственных учреждений на оказание только этих услуг в рамках государственного задания.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; проведения социально-гигиенического мониторинга; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Согласно ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения; выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Судом установлено, что в 2015 году по результатам плановой проверки деятельности БУЗОО «Городской поликлиники № 9» Управлением Роспотребнадзора по Омской области выдано предписание № 349 от 28.04.2015 для устранения выявленных нарушений сроком до 03.10.2016 (л.д. 49-58).

На основании распоряжения от 29.09.2016 надзорным органом проведена внеплановая проверка исполнения пунктов названного предписании, по результатам которой установлено, что требования предписания в полном объеме не выполнены, специалистом Управления Роспотребнадзора по Омской области выдано предписание № 1591/вп от 31.10.2016 со сроком исполнения до 18.04.2017 (л.д. 30-35).

22.05.2017 при проведении внеочередной проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в БУЗОО «Городской поликлиники № 9», расположенном по адресу: г. Омск, ул. Кучерявенко, д. 10, специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области установлено, что требования ранее выжданного предписания в полном объеме не исполнены, выдано предписание № 543/вп с требованием об устранении выявленных в ходе проверки нарушений санитарно-эпидемиологических требований сроком до 18.04.2018 (л.д. 10-14).

По результатам проведенных внеплановых проверок постановлением мирового судьи судебного участка в Ленинском судебном районе г. Омска БУЗОО «Городской поликлиники № 9» дважды привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначение административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 6-9, 24-29).

В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования транспорта должны осуществляться санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативы правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016) утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.1.3.2630-10 поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.

Согласно п. 6.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 системы механической приточно-вытяжной вентиляции должны быть паспортизированы. Эксплуатация (обслуживание) механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования осуществляется ответственным лицом организации или другой специализированной организацией. Один раз в год проводится проверка эффективности работы, текущие ремонты (при необходимости), а также очистка дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования.

В силу п. 6.41 СанПиН 2.1.3.2630-10 администрацией МО организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже одного раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже одного раза в год.

Пунктом 2.36 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что стерилизаторы подлежат бактериологическому контролю после установки (ремонта), а также в ходе эксплуатации не реже двух раз в год в порядке производственного контроля.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 № 4 (ред. от 29.06.2011) утверждены СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно - эпидемиологические правила» (далее - СП 1.3.2322-08).

На основании п. 2.3.4 СП 1.3.2322-08 лаборатория должна быть обеспечена холодным и горячим водоснабжением канализацией, электричеством, отоплением и вентиляцией. Все помещения лаборатории должны иметь естественное и искусстве освещение в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

В соответствии с п. 2.3.11 СП 1.3.2322-08 внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях «заразной» зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию. В помещении «заразной» зоны не допускается устройство подвесных потолков, не отвечающих указанным требованиям, и подпольных каналов.

Пунктом 2.3.17 СП 1.3.2322-08 предусмотрено, что лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д.) должны быть гладкими, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях «заразной» зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием.

Согласно п. 5.1 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.02.2003 №8, с целью обеспечения безопасности персонала и пациентов при проведении рентгенологических исследований устанавливается номенклатура передвижных и индивидуальных средств, для обеспечения радиационной защиты во всем диапазоне анодных напряжений, используемых в рентгенодиагностике. Указанными средствами защиты оснащаются все рентгеновские кабинеты в соответствии с проводимыми видами рентгенологических процедур (Приложение 8).

В соответствии с Уставом учредителями БУЗОО «Городская поликлиника № 9» являются Министерство здравоохранения Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области.

Факт наличия выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических правил ответчиками не оспаривается, однако в судебном заседании представитель БУЗОО «Городская поликлиника № 9» указала на исполнение требований предписания в части технического облуживания приточной вентиляции, бактериологического контроля стерилизационной аппаратуры, контроля за показателями микробной обсеменённости воздушной среды, представив копии договора технического обслуживания № 12 от 23.03.2018 и договора на оказание услуг №2414 ЭО от 23.03.2018 и актов выполненных работ № 853 от 30.03.2018 к договору 2411ФФ от 23.03.2018 и № 852 от 30.03.2018 к договору 2360ФФ от 23.03.2018).

Исследовав представленные доказательства, суд обращает внимание, что в договоре технического обслуживания № 12 от 23.03.2018, копия которого представлена ответчиком, отсутствует подпись главного врача и печать медицинского учреждения, имеются несоответствия в датах и номерах договоров указанных в актах выполненных работ реквизитам представленных договоров. Кроме того перечень работ приведенный в актах не соответствует перечню работ, которые исполнители должны были выполнить согласно условиям договоров.

При таких обстоятельствах суд не может признать представленные документы допустимыми доказательствами, безусловно свидетельствующими об исполнении медицинским учреждением требований предписаний в заявленной части.

Учитывая изложенное, суд признает установленным, что в деятельности БУЗОО «Городская поликлиника № 9» допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, приведенных выше положений СаПиН 2.1.3.2630-10, СанПиН 2.6.1.1192-03 и СП 1.3.2322-08, которые в настоящий момент медицинским учреждением не устранены.

В приведенной связи суд полагает уточненные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области о возложении на БУЗОО «Городская поликлиника № 9» обязанности устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ).

С учетом ходатайства ответчика об установлении срока устранения нарушений, отсутствия возражений со стороны истца относительно заявленного ответчиком срока, принимая во внимание характер выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и их количество, совершение руководством медицинского учреждения действий, направленных на устранение нарушений, указанных в выданном надзорным органом предписании, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 31.12.2018.

Разрешая исковые требования, заявленные к Министерству здравоохранения Омской области, суд исходит из следующего.

Согласно абз. 2 ч. 3 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 данной статьи (в том числе в сфере здравоохранения) в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Государственные задания формируются уполномоченным отраслевым органом на оказание бюджетными учреждениям государственных услуг по оказанию медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

По правилу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения только по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что с учетом характера указанных в уточненном исковом заявлении нарушений законодательства финансовое обеспечение расходов на их устранение осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, мероприятия по устранению выявленных нарушений не требуют значительных финансовых затрат, превышающих тарифы, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, доказательств недостаточности у медицинского учреждения собственных средств для устранения нарушений, обращения медицинского учреждения к учредителю с просьбой о выделении дополнительного финансирования для устранения выявленных нарушений законодательства не представлено, заявленные требования не связаны с непосредственным возмещением вреда, причиненного гражданам, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на Министерство здравоохранения Омской области обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности БУЗОО «Городская поликлиника № 9».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области удовлетворить частично.

Признать бездействие бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 9», осуществляющего деятельность по адресу г. Омск, ул. Кучерявенко д. 10, по непринятию мер по устранению санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным.

Возложить на бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 9» обязанность в срок до 31 декабря 2018 года устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического правил, а именно:

- провести техническое обслуживание работающих систем приточно-вытяжной вентиляции, предоставить договор на техническое обслуживание работающих систем приточно-вытяжной вентиляции со специализированной организацией;

- оборудовать комнату забора капиллярной крови клинико-диагностической лаборатории бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 9», расположенной по адресу: г. Омск, ул. Кучерявенко, 10, раковиной с подводкой холодной и горячей воды с дозаторами жидкого мыла и полотенцем;

- устранить дефекты внутренней отделки в помещениях клинико-диагностической лаборатории бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская поликлиника № 9», расположенной по адресу: г. Омск, ул. Кучерявенко, 10, (дефекты окрашенной поверхности между рамами старых деревянных окон и откосов, в кабинете забора капиллярной крови дефекты окрашенной поверхности двери в виде отшелушивания краски, нарушение целостности отделки вентиляционного короба, потрескавшаяся краска на потолке, затрудняющие проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств);

- обеспечить клинико-диагностическую лабораторию лабораторной мебелью с гигиеническим покрытием;

- провести бактериологический контроль стерилизационной аппаратуры в процессе эксплуатации;

- обеспечить контроль за показателями микробной обсеменённости воздушной среды в полном объеме;

- приобрести средства индивидуальной защиты от рентгеновского излучения для пациентов рентгенодиагностического кабинета (юбка защитная или передник защитный).

В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Омской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.Л. Савчук

Мотивированное решение изготовлено 06 апреля 2018 года