Дело № 2а-3295/19 55RS0003-01-2019-004071-77 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Ленинский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Яковлева К.А., при секретаре судебного заседания Василюк В.А., с участием помощника судьи Лямкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2019 года по адресу: <...> административное дело № 2а-3295/19 по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области о признании незаконным и подлежащим отмене требования налогового органа, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Омской области о признании незаконным и подлежащим отмене требования налогового органа. Свои требования мотивировал тем, что Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области в отношении ФИО1 вынесено требование № 61783 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по состоянию на 28.06.2019. Требование получено заявителем 02.07.2019. Именно тогда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Заявитель с вынесенным требованием не согласен, считает, что оно не соответствует Налоговому кодексу РФ. Полагает, что это требование нарушает его права и законные интересы, в частности, право собственности на принадлежащие ему денежные средства, поскольку, несмотря на то, что страховые взносы уже уплачены, ИФНС повторно намеревается взыскать их с заявителя. Согласно требованию, Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области поставила заявителя в известность о том, что за ним числится задолженность по страховым взносам и пени. Как указано в требовании, основанием для взимания налога является ст. 45 НК РФ. Если требование будет оставлено без исполнения до 03.09.2019, то налоговый орган примет все предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания налога. По мнению заявителя, оспариваемое требование не соответствует НК РФ. В оспариваемом требовании в нарушение приведенной нормы НК РФ установленные в ней требования не выполнены. Так, в требовании отсутствует срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах, а также отсутствуют подробные данные об основаниях взимания налога. Заявитель считает, что указанные нарушения являются серьезными, поскольку в силу абз. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Так как Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области не указала в требовании срок уплаты налога, то таким образом она пытается скрыть момент, с которого должен исчисляться срок, установленный ст. 70 НК РФ; из-за того, что в требовании налоговый орган не указал подробные данные об основаниях взимания налога, то заявитель может только предполагать, почему выставлено оспариваемое требование. Считает, что оснований для взыскания суммы уже уплаченного налога с заявителя не имелось. По этой причине не имелось оснований и для направления оспариваемого требования. В порядке п. 2 ст. 138 НК РФ заявителем 04.07.2019 подана жалоба в Управление ФНС России по Омской области. Согласно ответу, Управлением ФНС России по Омской области жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. Просит признать незаконным требование № 61783 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28.06.2019, вынесенное Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области и отменить его в полном объеме. Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель административного истца по устному ходатайству ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ФИО1 задолженности по уплате страховых взносов за 2015 год не имеет. Органы контроля за уплатой страховых взносов неправомерно не применили при расчете ФИО1 сумм подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П. Кроме того, предъявленная административному истцу к уплате в оспариваемом требовании сумма страховых взносов в размере 12802,24 рублей в любом случае должна была быть признана безнадежной к взысканию и списана налоговым органом. Также отмечает, что Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области пропущены установленные законом сроки предъявления к уплате названной недоимки по страховым взносам. Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске административному истцу отказать. Поддержала доводы письменного отзыва, в котором указано, что согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. В пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 № 79 разъяснено, что требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика. Следовательно, формальные нарушения положений пункта 4 статьи 69 Кодекса не являются основанием для признания требования об уплате налога (пеней) недействительным, если представленные уполномоченным органом документы позволяют достоверно установить наличие у должника обязанности по уплате страховых взносов и правильность начисления пени за их несвоевременную уплату. Пунктом 4 ст. 69 Кодекса предусмотрено, что требование об уплате должно быть выполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. С 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы. В рамках единоразовой выгрузки в соответствии с Порядком взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями ФНС России (от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ) отделения ПФР представили в налоговые органы заверенную электронной цифровой подписью руководителя информацию о сальдо расчетов по страховым взносам, по состоянию на 01.01.2017. Передаваемая в соответствии с Порядком информация направлена в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации (СКЗИ) с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверена электронной подписью (далее - ЭЦП). В этой связи налоговые органы не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного ЭЦП, вносить корректировку в данные, переданные фондами. В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков, по состоянию на 01.01.2017, изменения в расчеты с бюджетом по страховым взносам налоговыми органами вносятся только после представления уточненных сведений ПФР в электронном виде. Налоговые органы уполномочены взыскивать недоимку по страховым взносам, образовавшуюся, по состоянию на 01.01.2017, на основании информации (корректировочной информации) о сальдо по страховым взносам, поступившей в рамках единоразовой выгрузки из Пенсионного фонда Российской Федерации. В целях урегулирования вопросов по корректировке сведений, переданных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации 06.09.2017 утвержден и согласован Порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговых органов № НП-30-26/13859/№ ЗН-4-22/17710@ при корректировке указанных сведений (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка корректировка сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях: несогласия плательщика страховых взносов с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов в налоговый орган или в территориальный орган ПФР); необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных, по состоянию на 01.01.2017. В целях определения необходимости корректировки сведений, переданных отделением ПФР в УФНС России, территориальный орган ПФР обеспечивает проведение следующих мероприятий: сверку состояния расчетов с плательщиком (при наличии обращения плательщика); анализ достоверности и полноты переданных в налоговый орган сведений; принятие отделением ПФР решения о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов; направление в УФНС России сведений, сформированных на основании принятого отделением ПФР); направление в адрес плательщика ответа на обращение с приложением копии решения о корректировке. ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем в период с 17.01.2012 по 13.07.2016. В соответствии с вышеизложенным Порядком взаимодействия от 22.07.2016 отделением ПФР передано следующее сальдо расчетов, по состоянию на 01.01.2017, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) и корректировочные сведения. Так, в соответствии с указанным порядком 19.06.2019 от органа Пенсионного фонда Российской Федерации поступила информация о дополнительном начислении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года), в отношении ФИО1 в размере 18 610,80 рублей. Налоговым органом на основании поступивших сведений из органа ПФР с учетом имеющейся переплаты по взносу в размере 5 808,56 рублей в соответствии со статьями 69 и 70 НК РФ сформировано требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 61783, по состоянию на 28.06.2019, на общую сумму 18 370,99 рублей (12 802,24 (взнос) + 5 568,75 (пеня)). Указанное требование содержало информацию, полученную от Государственного учреждения - Отделения ПФР по Омской области, о сумме задолженности, которая образовалась за периоды до 01.01.2017, когда ФИО1 имел статус индивидуального предпринимателя и не полностью уплатил установленные Пенсионным фондом Российской Федерации страховые взносы, либо нарушил установленные для уплаты взносов сроки. То есть, сумма недоимки, которая нашла отражение в вышеназванном требовании, исчислена и передана должностными лицами Пенсионного фонда Российской Федерации, а не налогового органа. Таким образом, у Инспекции не имелось оснований считать информацию о сальдо по страховым взносам, по состоянию на 01.01.2017, переданную Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, которая отражена в требовании № 61783, и на сумму которой начислялась пеня, недостоверной. В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков, по состоянию на 01.01.2017, изменения в расчеты с бюджетом по страховым взносам налоговыми органами вносятся только после представления уточненных сведений от органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Уточненных сведений о сальдо расчетов, суммы которого отражены в требовании № 61783, по состоянию на 28.06.2019, от органа Пенсионного фонда Российской Федерации не поступало. Таким образом, сумма задолженности по страховым взносам ФИО1, указанная в требовании № 61783, по состоянию на 28.06.2019, определена Инспекцией верно, обжалуемое требование выставлено Инспекцией в соответствии с нормами налогового законодательства, нарушений прав и законных интересов Заявителя не установлено (л.д. 21-24). В дополнительном отзыве МИФНС России № 4 по Омской области также указала, что в рамках единоразовой выгрузки в соответствии с Порядком взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями ФНС России (от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ) отделения ПФР представили в налоговые органы заверенную электронной цифровой подписью руководителя информацию о сальдо расчетов по страховым взносам, по состоянию на 01.01.2017, согласно которой, недоимка по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии составила на сумму 30 613,68 руб. (19 946,80 руб. + 10 666,88 руб.), пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате основной суммы долга на сумму 2 600,54 руб., а также информацию о переплате в размере 29 903,80 руб. Согласно данных налогового обязательства (КРСБ), с учетом имеющейся переплаты, фактическая задолженность по страховым взносам на ОПС, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии, составила 709,88 руб. = (30 613,68 руб. - 29 903,80 руб.), пени в размере 2 552,68 руб. Пенсионным фондом Российской Федерации в налоговый орган передано требование № 065SO116001544 об уплате страховых взносов на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии на сумму 6 518,44 руб. и пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФ РФ, на выплату страховой пенсии на сумму 657,03 руб. В связи с тем, что вышеуказанное требование не было исполнено в срок налогоплательщиком, а также задолженность, включенная в него не была взыскана в принудительном порядке Пенсионным фондом Российской Федерации, налоговым органом проведено сторнирование сумм, включенных в требование об уплате № 065SO116001544. Полученная разница на сумму 5 808,56 руб. явилась (фиктивной) переплатой по страховым взносам на ОПС, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии. 19.06.2019 от органа Пенсионного фонда Российской Федерации поступила информация о дополнительном начислении суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в отношении ФИО1 в размере 18 610,80 руб. Налоговым органом на основании поступивших сведений из органа ПФР с учетом имеющейся переплаты по взносу в размере 5 808,56 рублей в соответствии со статьями 69 и 70 НК РФ сформировано требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 61783, по состоянию на 28.06.2019, на общую сумму 18 370,99 рублей (12 802,24 (взнос) + 5 568,75 (пеня)). Указанное требование содержало информацию, полученную от Государственного учреждения - Отделения ПФР по Омской области, о сумме задолженности, которая образовалась за периоды до 01.01.2017, когда ФИО1, имел статус индивидуального предпринимателя и не полностью уплатил начисленные Пенсионным фондом Российской Федерации страховые взносы, либо нарушил установленные для уплаты взносов сроки. То есть, сумма недоимки, которая нашла отражение в вышеуказанном требовании, исчислена и передана должностными лицами Пенсионного фонда Российской Федерации, а не налогового органа. Согласно представленному ответу Пенсионного фонда Российской Федерации, налогоплательщик оплатил за 2015 год страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в сумме 18610,8 руб. - платеж от 28.10.2015, на ОМС в фиксированном размере 3650,58 руб. - платеж от 28.10.2015. Согласно поданной декларации 3-НДФЛ, доход ФИО1 за 2015 год составил 1 642836,00 руб. На доход свыше 300 000 руб. начислены страховые взносы в размере 1% в сумме 12802,24 руб. со сроком уплаты 01.04.2016. Оплату данного начисления налогоплательщик по данным Пенсионного Фонда Российской Федерации не производил. В соответствии с имеющейся задолженностью, по состоянию на 01.01.2017, ПФ РФ передал сальдо начисленных страховых взносов в налоговый орган. Уточненных сведений о сальдо расчетов, суммы которого отражены в требовании № 61783, по состоянию на 28.06.2019, от органа Пенсионного фонда Российской Федерации не поступало. Таким образом, сумма задолженности по страховым взносам ФИО1, указанная в требовании № 61783, по состоянию на 28.06.2019, определена инспекцией верно, обжалуемое требование выставлено инспекцией в соответствии с нормами налогового законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено (л.д. 49-50). Кроме того, в дополнительном отзыве МИФНС России № 4 по Омской области также указала, что согласно данных налогового обязательства (карточка РСБ) ФИО1 общее сальдо по пене, исчисленной Пенсионным Фондом Российской Федерации и Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, по состоянию на 27.06.2019, составило 7 621,20 руб. = (2 052,45 (ПФ) + 5 568,75(МИФНС)) в том числе: Пенсионным Фондом Российской Федерации исчислены пени по страховым взносам на ОПС, зачисляемые на страховую часть пенсии, на общую сумму 2 052,45 руб., в том числе за 2014 год за период с 02.03.2016 по 31.12.2016 на сумму 695,84 руб. (фиксированный платеж), за 2015 год за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 на сумму 1 280,84 руб. (на доход свыше 300 000 руб. в размере 1%), за 2016 год за период с 28.07.2016 по 08.09.2016 на сумму 75,77 руб. (фиксированный платеж). В связи с передачей полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы. Так, Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области исчислены пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате страховых взносов на ОПС в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на сумму 5 568,75 руб., включенные в требование об уплате № 61783, по состоянию на 28.06.2019. Вышеуказанная сумма пени исчислена за период с 01.01.2017 по 27.06.2019 на недоимку за 2015 год по страховым взносам в размере 1% на сумму 12 802.24 руб. Оплату страховых взносов на сумму 12802,24 руб. со сроком уплаты 01.04.2016 налогоплательщик не производил. Согласно представленной 13.04.2017 в ИФНС России по Кировскому АО г. Омска налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), доход, полученный ФИО1 от предпринимательской деятельности за 2015 год, составил 1 642836,00 руб. (л.д. 76-77). Представитель заинтересованного лица Управления федеральной налоговой службы по Омской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, представил в суд письменный отзыв, согласно которому в рамках единоразовой выгрузки в соответствии с Порядком взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями ФНС России (от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ) отделения ПФР представили в налоговые органы заверенную электронной цифровой подписью руководителя информацию о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017. Передаваемая в соответствии с Порядком информация направлена в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации (СКЗИ) с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверена электронной подписью (далее -ЭЦП). В этой связи налоговые органы не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного ЭЦП, вносить корректировку в данные, переданные фондами В целях достоверного отражения состояния расчетов плательщиков, по состоянию на 01.01.2017, изменения в расчеты с бюджетом по страховым взносам налоговыми органами вносятся только после представления уточненных сведений ПФР в электронном виде. Налоговые органы уполномочены взыскивать недоимку по страховым взносам, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2017, на основании информации (корректировочной информации) о сальдо по страховым взносам, поступившей в рамках единоразовой выгрузки из Пенсионного фонда Российской Федерации. В целях урегулирования вопросов по корректировке сведений, переданных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации 06.09.2017 утвержден и согласован Порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговых органов № НП-3 0-26/13 S59/№ ЗН-4-22/17710@ при корректировке указанных сведений (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка корректировка сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях: несогласия плательщика страховых взносов с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов в налоговый орган или в территориальный Орган ПФР); необходимости уточнения, сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных по состоянию на 01.01.2017. В целях определения необходимости корректировки сведений, переданных отделением ПФР в УФНС России, территориальный орган ПФР обеспечивает проведение следующих мероприятий: сверку состояния расчетов с плательщиком (при наличии обращения плательщика); анализ достоверности и полноты переданных в налоговый орган сведений; принятие отделением ПФР решения о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов; направление в УФНС России сведений, сформированных на основании принятого отделением ПФР решения); направление в адрес плательщика ответа на обращение с приложением копии решения о корректировке. ФИО1 обратился в УФНС России по Омской области через Межрайонную ИФНС России № 4 по Омской области с жалобой на требование налогового органа об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 61783, по состоянию на 28.06.2019. В ходе рассмотрения жалобы установлено, что ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем в период с 17.01.2012 по 13.07.2016. В соответствии с вышеизложенным Порядком взаимодействия от 22.07.2016 отделением ПФР передано следующее сальдо расчетов, по состоянию на 01.01.2017, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года), а также корректировочные сведения. Так, в соответствии с указанным порядком 19.06.2019 от органа Пенсионного фонда Российской Федерации поступила информация о дополнительном начислении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года), в отношении ФИО1 в размере 18 610,80 рублей. Налоговым органом на основании поступивших сведений из органа ПФР с учетом имеющейся переплаты по взносу в размере 5 808,56 рублей в соответствии со статьями 69 и 70 Кодекса сформировано требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № 61783, по состоянию на 28.06.2019, на общую сумму 18 370,99 рублей (12 802,24 (взнос) + 5 568,75 (пеня)). Указанное требование содержало информацию, полученную от Государственного учреждения - Отделения ПФР по Омской области, о сумме задолженности, которая образовалась за периоды до 01.01.2017, когда ФИО1 имел статус индивидуального предпринимателя и не полностью уплатил начисленные Пенсионным фондом Российской Федерации страховые взносы, либо нарушил установленные для уплаты взносов сроки. То есть, сумма недоимки, которая нашла отражение в вышеназванном требовании, исчислена и передана должностными лицами Пенсионного фонда Российской Федерации, а не налогового органа. Таким образом, у Инспекции не имелось оснований считать информацию о недоимке по страховым взносам, по состоянию на 01.01.2017, переданную Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области, которая отражена в требовании № 61783, и на сумму которой начислялась пеня, недостоверной. Указанные обстоятельства послужили основанием вынесения УФНС России по Омской области решения от 02.08-2019 № 16-23/015843Г, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (л.д. 26-28). Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в ЛАО г. Омска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежаще. Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее, будучи в судебном заседании, представитель ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска по доверенности ФИО4 полагал заявленные административным истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представил в суд письменный отзыв, в котором указал, что плательщик ФИО1 был зарегистрирован в УПФР в Ленинском АО г. Омска 17.01.2012, перерегистрирован в связи со сменой места жительства в УПФР в Кировском АО г. Омска 08.02.2016, снят с учета в связи с ликвидацией ИП 13.07.2016. В соответствии с Порядком взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ Отделением ПФ РФ передана информация о сальдо расчетов по взносу, пени и штрафам, по состоянию на 01.01.2017, в УФНС по Омской области в сумме 12 802,24 руб. (недоимка по взносам за 2015 год 1% с дохода свыше 300 000 руб. со сроком уплаты 01.04.2016) и доначисленные пени за 2014-2015 гг., по состоянию на 31.12.2016, в сумме 2 052,45 руб. Декларация 3-НДФЛ за 2015 год представлена плательщиком в ИФНС 21.09.2017, сумма дохода – 1642 836,00 руб. По состоянию на 01.01.2015, величина МРОТ – 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ). В 2015 году плательщик страховых взносов обязан уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере: если величина его дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей - МРОТ х26,0%х12 (за 2015 год - 18 610,80 рублей до 31.12.2015). Если величина его дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей - (МРОТх26,0%х12)+1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей (за 2015 год – 18 610,80 рублей + 1% от суммы дохода, но не более 130 275,60 руб. до 01.04.2016). Страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2015 год в сумме 18 610,80 руб. оплачены 28.10.2015 по платежному поручению № 26. Задолженность в сумме 12 802,24 руб. образовалась следующим образом: 1 642 836,00 руб. – 300 000 руб.*1%=13 428,36 руб. - 626,12 руб. (переплата) = 12 802,24 руб. - страховые взносы - 1% за 2015 год. Кроме того, УПФ РФ в Кировском АО г. Омска начислены пени за период: с 02.03.2016 по 31.12.2016 по страховой части в сумме 695,84 руб. на задолженность 2014 года (6 518,44 руб.); с 02.04.2016 по 31.12.2016 по страховой части в сумме 1 280,84 руб. на задолженность 2015 года (13 428,36 руб.); с 28.07.2016 по 07.09.2016 по страховой части в сумме 75,77 руб. на задолженность 2016 года (10 666,88 руб.). Всего: 695,84 + 1 280,84 +75,77 = 2 052,45 руб. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 80-81). Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации. Как следует из ч. 3.1 ст. 4 указанного Федерального закона, в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ), передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также о суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации), осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Частью 2 ст. 19 Федерального закона № 250-ФЗ предусмотрено, что первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 250-ФЗ списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". В случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания и отсутствия акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признание сумм недоимки безнадежными к взысканию и их списание осуществляются государственными внебюджетными фондами в порядке, утвержденном государственными внебюджетными фондами. Поскольку административным истцом ФИО1 оспаривается требование налогового органа об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2015 год и пени, начисленные на данную сумму взносов, то к отношениям, связанным с начислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование на момент возникновения данных правоотношений, подлежал применению Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. Особенности постановки на учет отдельных категорий плательщиков страховых взносов устанавливаются Правительством Российской Федерации. По правилам ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 212-ФЗ применяются тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом в Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов. Статьей 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Так, ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона предусматривалось, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз. Как следует из положений ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства. Согласно положениям ст. 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона. Статьей 21 Федерального закона № 212-ФЗ регламентирован порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В силу ч. 2.3 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым частями 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Согласно положению ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете. Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в период с 17.01.2012 по 13.07.2016 ФИО1 являлся индивидуальным предпринимателем, а также плательщиком страховых взносов, не производящим выплат и иных вознаграждений физическим лицам. В Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 состоял в период с 17.01.2012 по 08.02.2016. С 17.01.2012 административный истец зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов в ГУ - УПФ РФ в ЛАО г. Омска, 08.02.2016 – перерегистрирован в ГУ - УПФ РФ в КАО г. Омска и 13.07.2016 снят с учета в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно сведениям, представленным Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, УФНС России по Омской области, 19.06.2019 из Пенсионного фонда РФ в налоговый орган поступила информация о дополнительном начислении сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017), в отношении ФИО1 в размере 18610,80 рублей. С учетом сведений об имеющейся переплате, к уплате административному истцу налоговым органом определена сумма недоимки по страховым взносам в размере 12802,24 рублей (взнос), 5568, 75 рублей – пени. Как следует из положений ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам. Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области сформировано и выставлено административному истцу требование № 61783, по состоянию на 28.06.2019, об уплате в срок до 03.09.2019 недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере по установленному сроку уплаты налога (сбора) – 31.12.2015, в размере 12802,24 рублей, пени в сумме 5568,75 рублей (л.д. 7-8). Также в указанном требовании ФИО1 разъяснено, что в случае если настоящее требование будет оставлено без исполнения в срок до 03.09.2019, налоговым органом будет приняты все предусмотренные законодательством о налогах и сборах меры по взысканию в судебном порядке налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов). Не соглашаясь с названным требованием Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, с учетом возможных последствий неисполнения требования органа контроля за уплатой обязательных платежей, ФИО1 в порядке ст. 138 НК РФ, обратился в УФНС России по Омской области с жалобой на требование № 61783, выданное Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области (л.д. 9-10). Решением руководителя УФНС России по Омской области от 02.08.2019 жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения (л.д. 12-16). 14.08.2019 ФИО1 обратился с настоящим административным исковым заявлением в Ленинский районный суд города Омска (л.д. 17). Разрешая заявленные административные исковые требования по существу, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения, подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Как следует из материалов дела и не оспаривалось в судебном заседании представителем Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области, страховые взносы за 2015 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с дохода плательщика страховых взносов за расчетный период, не превышающего 300 000 рублей, по сроку оплаты – 31.12.2015, в сумме 18610,80 рублей уплачены ФИО1 28.10.2015 (л.д. 37, 51). С учетом пояснений участвующих в деле лиц, представленных в материалы дела доказательств, в судебном заседании с достоверностью установлено, что отраженная в оспариваемом требовании налогового органа № 61783, по состоянию на 28.06.2019, недоимка в размере 12802,24 рублей является недоимкой по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год, определенной как 1% с дохода ФИО1, превышающего 300 000 руб. со сроком уплаты 01.04.2016. Согласно материалам дела, 19.04.2016 ФИО1 в ИФНС по Кировскому АО города Омска подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2015 год по форме 3-НДФЛ. Согласно указанной декларации, сумма дохода ФИО1 составила 1642836,00 рублей, сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета – 1471075,10 рублей. Данные сведения о сумме дохода ФИО1 за 2015 год в размере 1642836,00 рублей переданы в органы Пенсионного фонда 18.11.2016 (л.д. 58). 13.04.2017 ФИО1 в ИФНС по Кировскому АО города Омска подана уточненная налоговая декларация за 2015 год по форме 3-НДФЛ, суммы доходов и расходов не изменились (л.д. 65-73). Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции от 01.12.2014), по состоянию на 01.01.2015, величина МРОТ установлена в размере 5965 рублей в месяц. Как следует из материалов дела, в том числе, письменных пояснений представителя УПФ РФ в КАО г. Омска, задолженность ФИО1 в сумме 12 802,24 рублей образовалась следующим образом: 1 642 836,00 рублей – 300 000 рублей*1% = 13 428,36 руб. - 626,12 руб. (переплата) = 12 802,24 руб. - страховые взносы - 1% за 2015 год. По мнению МИФНС России № 4 по Омской области, поскольку полученный ФИО1 доход за 2015 год превысил сумму 300000 рублей, им должны быть уплачены страховые взносы в размере 1% от дохода, превышающего 300000 рублей, в сумме 12.802,24 руб. по сроку уплаты 01.04.2016. Пенсионным фондом указанная сумма недоимки передана в налоговый орган как сумма задолженности ФИО1 по страховым взносам за 2015 год, по состоянию на 01.01.2017 (л.д. 49-50). Согласно представленному МИФНС России № 4 по Омской области расчету сумм пени, включенной в требование по уплате № 61783 от 28.06.2019, а также письменным пояснениям налогового органа, пени в размере 5568,75 рублей, отраженные в названном требовании, начислены за период с 01.01.2017 по 27.06.2019 на недоимку за 2015 год по страховым взносам в размере 1% на сумму 12802,24 рублей (л.д. 74-79). Давая оценку доводам административного истца, его представителя ФИО2 о том, что административным ответчиком при формировании оспариваемого требования, не учтены разъяснения Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», суд отмечает следующее. Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2016 № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда», признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель - исходя из того что они осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из статьи 2 ГК Российской Федерации, а, следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным в отличие от заработной платы работающих по трудовому договору - предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период. В указанном Постановлении также определено, что согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности. При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации). Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие «прибыль» применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов. Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Кроме того, аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 января 2017 года согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы. Согласно материалам дела, в том числе, представленным письменным пояснениям МИФНС России № 4 по Омской области, ИФНС России по Кировскому АО города Омска, ФИО1 за весь период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя находился на общей системе налогообложения, являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, выплаты и иное вознаграждение физических лицам не производил. Налоговым органом проведена камеральная проверка, представленной налогоплательщиком декларации на соответствие действительности указанных в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2015 год сведений о доходах ФИО1 за 2015 год. По результатам проверки налоговым органом нарушений не выявлено. В качестве налогового агента в периоды 2014-2016 годов отчетность по форме 2-НДФЛ не представлял, перечислений не производил. Сумма документально подтвержденных и принятых налоговым органом расходов налогоплательщика, непосредственно связанных с извлечением доходов за 2015 год составила 1471075,10 рублей. С учетом установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств, принимая во внимание указанные разъяснения Конституционного Суда РФ, суд считает возможным согласиться с доводами стороны административного истца о том, что доход для целей установления размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год, подлежащих уплате ФИО1, должен был определяться, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Таким образом, учитывая, что, согласно представленной административным истцом в налоговый орган налоговой декларации за 2015 год по форме 3-НДФЛ, сумма его дохода составила 1 642 836,00 рублей, а сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета – 1471075,10 рублей, то доход для целей установления размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год для ФИО1 определяется в сумме 171760,90 рублей (1 642 836,00 рублей - 1471075,10 рублей), что менее 300 000 рублей. Как установлено судом ранее, страховые взносы за 2015 год на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере с дохода плательщика страховых взносов за расчетный период, не превышающего 300 000 рублей, по сроку оплаты – 31.12.2015, в сумме 18610,80 рублей уплачены ФИО1 28.10.2015. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что начисление органом контроля ФИО1 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300000 рублей, и предъявление к уплате административному истцу указанной недоимки по страховым взносам и пени, начисленные на данную недоимку, не может быть признано законным и обоснованным. Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее. В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1). Исходя из смысла вышеприведенных положений ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы в пределах размера, установленного частью 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ. Как следует из положений Федерального закона № 212-ФЗ, срок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2015 год в размере 1% от доходов налогоплательщика, превышающих 300000 рублей, - 01.04.2016. Учитывая, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год, предъявленная налоговым органом к уплате ФИО1 в требовании № 61783 от 28.06.2019, не превышает установленный ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер, то в силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию. Следовательно, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию пени, начисленные на указанную недоимку по страховым взносам. Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается с лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания. Оценив представленные в материалы дела доказательства, установленные по делу обстоятельства, с учетом приведенных положений федерального законодательства, разъяснений Конституционного Суда РФ, суд находит заявленные административные исковые требования ФИО1, подлежащими удовлетворению, и считает возможным признать незаконным и отменить требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области № 61783 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по состоянию на 28.06.2019, выданное ФИО1, поскольку фактической обязанности по уплате указанных в требовании недоимки по страховым взносам и пени у административного истца не имеется. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175–180 КАС РФ, суд РЕШИЛ: Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным и отменить требование Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области № 61783 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), по состоянию на 28.06.2019, выданное ФИО1. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья К.А. Яковлев Мотивированное решение изготовлено 30.09.2019 |