НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область) от 01.11.2018 № 2-4273/18

Дело № 2-4273/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Елисеева Е.В.

при секретаре судебного заседания Ярцевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 01 ноября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Орлова Е к АО «Омскоблавтотранс» о взыскании денежных средств, уплаченных работником в связи с осуществлением производственной деятельности работодателя, возмещении судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Орлов Е.Л. обратился в суд с иском к АО «Омскоблавтотранс», указав, что он работает в АО «Омскоблавтотранс» водителем автомобиля КАМАЗ, УРАЛ «Техпомощь» административно-хозяйственной службы. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 23.11.2012 N1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы». Как следует из п. 2 Приложения № 1 к приказу Минтранса РФ от 13.02.2013г. № 36 «Об утверждении требований к тахографам», в состав тахографа входит бортовое устройство и внешние компоненты. К внешним компонентам относится карта водителя с информацией о фамилии водителя и другими личными сведениями. Карта водителя является внешней компонентой тахографа, выдается работнику исключительно для осуществления производственной деятельности, следовательно, изготовление карты должно оплачиваться работодателем, а не работником.

Однако, работодатель настаивал на приобретении водителями карт водителя (для тахографа) за счет средств работников. Заявление водителей от ДД.ММ.ГГГГ об обеспечении картами водителя для тахографа за счет предприятия работодатель оставил без ответа. Поскольку наличие карт водителя является обязательным с ДД.ММ.ГГГГ, работники вынуждены были заблаговременно заказать карты и оплатить их изготовление.

Истец заплатил за карту водителя 3500 рублей (копия товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ прилагается). Устные обращения к руководству о возмещении затрат остались без результата. ДД.ММ.ГГГГ было подано письменное заявление, однако оно также осталось без ответа. Работодатель отказался поставить на нем штамп о приеме, в связи с чем заявление было повторно направлено работодателю заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ. Письменного ответа не последовало, устно было обещано компенсировать затраты при увольнении, что не соответствует действующему законодательству. Согласно ст.235 Трудового кодекса РФ работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме. Просит взыскать с АО «Омскоблавтотранс» расходы на приобретение карты водителя в сумме 3500 рублей.

Истец Орлов Е.Л. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в исковом заявлении. Пояснил, что согласно трудовому договору работодатель обязан обеспечивать работников приборами учета документации, в данном случае это тахограф. Карта водителя является составляющей внешней компонентной тахографа, а также является именной, данную карту истец приобрел сам, срок действия карты три года. В иных условиях, кроме работы у работодателя картой водителя он не может пользоваться. Ему было предложено приобрести карту водителя, завгар П сказал, что истцу компенсируют сумму расходов на карту, но им ничего не возместили. Карту водителя приобретал в организации Сибирь-М. С заявлением к работодателю не обращался, обращался устно к завгару Плотникову.Его напарник обращался к работодателю, но ему ответили, что выплатят расходы за карту при увольнении.

Представитель АО «Омскоблавтотранс» Кузьмина Т.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Пояснила, что карта водителя является персональной, выдается в единственном экземпляре сроком на три года. При повреждении карты водителя, водитель может ее восстановить, поскольку карта водителя является именной и эту карту может использовать только тот человек, на чье имя она выдана. После увольнения из организации карта остается действующей. Данная карта не представляет ценности для организации, поскольку ее невозможно переоформить на другого водителя. Данную карту, водитель может использовать на любом тахографе, любого транспортного средства. Необходимость приобретения работниками предприятия данных карт, обусловлена тем, что были внесены изменения в законодательство, в соответствии с которым транспортные средства, осуществляющее перевозку как пассажиров, так и грузов на дальние расстояния, должны быть оснащены тахографами. Тахографы установлены на каждом автомобиле. Законодательством запрещен выезд транспортного средства без работающего тахографа, если водитель не вставляет в тахограф карту, будет считаться, что тахограф не работает, а за это для предприятия предусмотрены штрафные санкции. Обеспечивать условия труда должен работодатель. Для того, чтобы тахограф работал и автомобиль мог выйти на линию необходима карта, данная обязанность по ее приобретению возложена на водителя, поскольку предприятие не может получить за водителя данную карту. На предприятии по штатному расписанию определенное количество водителей.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на уруд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

На основании пункта 1 части 2 статьи 22 Трудового Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Как предусмотрено пунктом 4 части 2 статьи 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.

Из материалов дела следует, что АО «Омскоблавтотранс» осуществляет производственную деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

ДД.ММ.ГГГГ между АО «Омскоблавтотранс» и Орловым Е.Л. был заключен трудовой договор на неопределенный срок, в соответствии с которым истец был принят на работу водителем 1 класса в гаражную службу Центра по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей ГУП «Омскоблавтотранс» со стажировкой в линии.

Дополнительным соглашением б/н к указанному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ истец переведен водителем автомобиля КАМАЗ УРАЛ «Техпомощь» на основании приказа ответчика -К от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).

За Орловым Е.Л. ответчиком, как работодателем, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-и закреплен служебный автомобиль «КАМАЗ-43101» гаражный (Техпомощь) для оказания технической помощи при поломке подвижного состава, закрепления, буксировки (л.д. 23).

Согласно статье 235 ТК РФ, работодатель, причинивший ущерб имуществу работника, возмещает этот ущерб в полном объеме.

В соответствии со статьями 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом правовой природы трудового спора обязанность доказывания соблюдения требований трудового законодательства и соблюдения трудовых прав работника возлагается на работодателя.

При этом работник с учетом обстоятельств конкретного дела не освобождается от обязанности подтвердить факт нарушения работодателем трудовых прав и соответствующими доказательствами обосновать обстоятельства, на которые он ссылается в качестве оснований для удовлетворения Заявленных требований.

Из материалов дела усматривается, что согласно товарному чеку от ДД.ММ.ГГГГ истцом уплачены 3 500 руб. за приобретение карты водителя, оформленной на его имя (л.д. 6).

С 01.04.2013 организации, эксплуатирующие транспортные средства на территории РФ, обязаны оснащать их тахографами (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14.06.2012 №78- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном").

Тахограф - техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Требования к тахографам, Категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, Правила использования, обслуживания и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 № 36.

В состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты, одним из которых являются карты тахографа, к которым в том числе отнесена и карта водителя, обеспечивающая идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя (пп. 1 п. 2, пп. 1 п. 4 Требований к тахографам).

Карта водителя соответствует Требованиям, предъявляемым к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 № 512 "Об утверждении Требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных" (п. 49 Требований к тахографам).

Карта водителя является персональной, выдается в единственном экземпляре сроком на три года (п.п. 1 п. 91 Приказ Минтранса России от 13.02.2013 года № 36). При повреждении карты водителя, неправильном ее функционировании, потере или краже по заявлению водителя, с которым он должен обратиться в течение семи календарных дней к организации, ее выдающей, выдается новая карта (п. 11 Приказ Минтранса России от 13.02.2013 года № 36).

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета к основным средствам относится имущество, стоимость которого превышает 40 000 руб.

Порядок бухгалтерского учета приобретенных карт водителя нормативно не установлен. Следовательно, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Приобретенные карты водителя служат техническим средством, применяемым при эксплуатации производственных транспортных средств, т.е. они используются при оказании (продаже) автотранспортных услуг третьим лицам (что свидетельствует об их способности приносить организации экономические выгоды) (пп. "а" п. 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИИБ РФ 29.12.1997)). Срок использования изготовленных карт превышает 12 месяцев. Последующая перепродажа карт не предполагается.

Изготовленные карты водителя удовлетворяют критериям, перечисленным в пп. "а" - "г" п. 4 Положения по бухгалтерскому учету в соответствующих организациях "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, что позволяет принимать карты к учету в качестве объектов основных средств (ОС) и учитывать их в порядке, установленном ПБУ 6/01 (п. п. 4,1 ПБУ 6/01).

Вместе с тем, учетной политикой организации может быть установлено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, стоимостью в пределах установленного лимита, но не более 40 000 руб. за единицу, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). В таком случае карты для тахографа, стоимость которых не превышает установленный учетной политикой лимит, учитываются как объекты МПЗ. При этом в целях обеспечения сохранности этих объектов при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

При принятии такого порядка учета фактическая себестоимость карт, равная в данном случае стоимости их изготовления (без учета принимаемого к вычету НДС), будет списана на затраты, связанные с оказанием автотранспортных услуг, на дату передачи карт в эксплуатацию (их выдачи для использования) (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, п. п. 5, 6, 7 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 110/99, утвержденного Приказом Минфина России От 06.05.1999 № ЗЗн, п. 38 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной Приказом Минтранса России от 24.06.2003 № 153).

В соответствии с учетной политикой организации приобретенные средства труда (в том числе карты тахографов), стоимость которых не превышает 40 000 руб., учитываются в составе материально-производственных запасов.

Для обеспечения сохранности карт водителя предусмотрена организация их учёта на специально открытом для этих целей забалансовом счете, например, 013 "Карты водителя". Поскольку карта водителя изготавливается персонально для каждого водителя, аналитический учет карт осуществляется путем их закрепления за владельцем. Списание карты водителя с забалансового учета производится в случае ее утраты или увольнения водителя.

С учетом указанных нормативных предписаний суд приходит к выводу о том, что обязанность оснастить автомобиль тахографом, внешней компонентой которого является карта водителя, федеральным законодательством предусмотрена лишь в отношении организаций и по поводу осуществляемой ими производственной деятельности, в связи с чем основания для возложения на истца как работника ответчика обязанности приобрести данную карту водителя отсутствуют. Доказательства приобретения ответчиком для истца карты водителя или возмещения истцу понесенных им в сумме 3 500 руб. расходов на приобретение указанной карты суду не представлены, в связи с чем с учетом вышеприведенной совокупности нормативных предписаний и обстоятельств дела суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения' исковых требований путем взыскания с ответчика в пользу истца в возмещение понесенных на приобретение истцом внешнего компонента тахографа - карты водителя денежных средств 3 500 руб.

При этом доводы стороны ответчика о том, что данная карта является персональной и может быть использована истцом после его увольнения, суд с учетом вышеприведенных обстоятельств отклоняет как не основанные на законе.

В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Омска подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче иска был освобожден истец, в размере 400 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с АО «Омскоблавтотранс» в пользу Орлова Е в возмещение затрат на приобретение внешнего компонента тахографа - карты водителя 3 500 рублей.

Взыскать с АО «Омскоблавтотранс» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Омска в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Мотивированное решение – 06.11.2018 года.

Судья: Е.В.Елисеев