НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ленинскогого районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 17.10.2017 № 12-634/17

Дело № 12-634/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

17 октября 2017 года город Новосибирск

Судья Ленинского районного суда города Новосибирска Кишенская Н.А.,

при ведении протокола секретарем Марковой О.А.,

с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, - Кутявина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «ТРИВЭ» на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным 28 июня 2017 года мировым судьей 9-го судебного участка Ленинского судебного района города Новосибирска ООО «ТРИВЭ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

В жалобе на постановление ООО «ТРИВЭ» указывает, что, поскольку оно является микропредприятием, то не обязано составлять бухгалтерский баланс и представлять годовую бухгалтерскую отчетность в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. По мнению заявителя, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» допускает возможность освобождения хозяйствующих субъектов от обязанности составлять бухгалтерскую отчетность. Положение по бухгалтерскому учету, утвержденное приказом Минфин РФ от 06.10.2008 № 106н, предоставило микропредприятиям право вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи). Таким образом, микропредприятия не обязаны составлять бухгалтерский баланс. По мнению заявителя, основным документом бухгалтерской отчетности ООО «ТРИВЭ» является книга учета доходов и расходов. Обязанности по предоставлению такого вида отчета закон не содержит.

Кроме того, мировой судья, вопреки предписаниям статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применил наказание в виде штрафа, тогда, как надлежало объявить предупреждение.

В судебном заседании представитель ООО «ТРИВЭ» доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснил, что порядка ведения бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи) не установлено. Ранее действовавшее законодательство предусматривало освобождение субъектов малого предпринимательства от ведения бухгалтерского учета, составления балансов. Новая редакция Федерального закона «О бухгалтерском учете» не содержит такого освобождения, что противоречит политике государства в русле упрощения системы учета для субъектов малого предпринимательства. Он обращался за разъяснениями, в том числе в Министерство финансов РФ, но ему отказано. Отсутствие нормативного документа, определяющего порядок ведения учета, не дает право возлагать дополнительные обязанности. Все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Суд, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением мирового судьи от 28.06.2017 ООО «ТРИВЭ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 19.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Мировой судья пришел к выводу, что ООО «ТРИВЭ», в нарушение требований пункта 2 статьи 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» не предоставило бухгалтерскую (финансовую отчетность) за 2016 год в Новосибирскстат.

ООО «ТРИВЭ» ссылается на отсутствие у него обязанности составлять бухгалтерские балансы и, соответственно, представлять их в органы власти.

Доводы ООО «ТРИВЭ» основаны на неверном понимании закона.

Так, обязательность ведения всеми экономическими субъектами бухгалтерского учета установлена статьей 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете». В законе определено, что освобождение от исполнения данной обязанности может быть предоставлено только законом.

Субъекты малого предпринимательства включены в состав лиц, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В силу статьи 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете», экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Пункт 6.1 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), на который ссылается апеллянт, не освобождает микропредприятия от обязанности по составлению бухгалтерского баланса, как формы бухгалтерской отчетности, а лишь предоставляет возможность микропредприятиям и некоммерческим организациям, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, при формировании учетной политики предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

При этом, в информации Министерства Финансов РФ от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», разъяснены положения данной нормы. В данном документе, как и в приказе Министерства финансов РФ от 2.07.2017 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», определено, что при ведении упрощенной системы ведения бухучета, сокращаются объемы показателей, но не отменяется обязанность по составлению бухгалтерского баланса, как формы отчетности.

Отдельно порядка ведения бухгалтерского учета по «простой системе (без применения двойной записи)» нормативно не установлено, что исключает возможность ее применения. Более того, отсутствие нормативного регулирования исключает вывод о том, что данный порядок не предусматривает составление бухгалтерского баланса в той или иной его форме.

Ни названные ни иные правовые акты не содержат положения об освобождении микропредприятий от обязанности по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерского баланса, как это ошибочно полагает апеллянт.

Более того, ООО «ТРИВЭ» обращалось в органы власти за разъяснениями порядка применения нормативных положений, на которые ссылается представитель, как на основание своих возражений. В ответ на обращение сообщено о наличии обязанности составлять баланс и представлять его в компетентные органы (в частности, ответ от 18.05.2017).

Доводы заявителя, что ранее действовавшее законодательство освобождало субъекты малого предпринимательства от обязанности ведения бухгалтерского учета, не имеют правового значения. Как признано заявителем норма закона, предоставлявшая такое преимущество, отменена, соответственно, применяться не может.

Более того, об изменении законодательства и возникновении с 01.01.2013 обязанности по ведению бухгалтерского учета для определенных групп хозяйствующих субъектов указано в письме Министерства финансов РФ от 27 февраля 2015 года № 03-11-06/2/10013.

При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «ТРИВЭ» состава вмененного правонарушения.

Кроме того, в жалобе содержится ходатайство об изменении назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО «ТРИВЭ» является микропредприятием.

Сведений о том, что ООО «ТРИВЭ» ранее привлекалось к административной ответственности, в деле нет.

В силу статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи.

В силу части 2 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении наказания по статье 19.7 Кодекса замена штрафа на предупреждение, не исключена.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.8, 19.8.3 Кодекса.

Последствий, указанных в статье 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данное правонарушение не влечет.

Следовательно, штраф подлежит замене на предупреждение.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

р е ш и л:

постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное 28 июня 2017 года мировым судьей 9-го судебного участка Ленинского судебного района города Новосибирска в отношении ООО «ТРИВЭ» изменить в части назначенного административного наказания, заменить штраф на предупреждение.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти суток со дня его вынесения.

Судья (подпись) Н.А. Кишенская

Подлинник решения находится в деле № 5-400/2017-2 (№ 5-634/2017) мирового судьи 9-го судебного участка Ленинского судебного района города Новосибирска.