Ленинский районный суд г. Новосибирска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Новосибирска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гражданское дело № 2-3449\2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2011 года г. Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в лице судьи Вороновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Голощаповой Н.А.,
с участием заявителя Авериной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Авериной Е.Ю. об оспаривании действий ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска,
у с т а н о в и л:
Аверина Е.Ю. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска.
В обоснование заявленных требований указала, что имеет в собственности несколько квартир различной стоимости. Налоговый орган произвел расчет задолженности за уплату налога на имущество физических лиц, неверно применив ставку, соответствующую суммарной стоимости всего имущества, а не стоимости каждого объекта или типа объектов. В связи с чем, просила:
1) признать незаконными действия ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска по отказу в перерасчете задолженности за уплату налога на имущество физических лиц за период 2005-2009 г.г. в размере 48 788, 46 рублей, а также суммы пени в размере 25 069, 26 рублей;
2) обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска исключить из состава задолженности сумму по налогу на имущество физических лиц за 2005-2007 г.г. в размере 35 988, 74 рублей;
3) обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска исключить из состава задолженностей незаконно начисленную ей пеню в размере 25 069, 26 рублей по состоянию на 01.10.2011 г.;
4) обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска исключить из состава задолженностей сумму по налогу на имущество физических лиц за 2008-2009 г.г. в размере 12 799,72 рублей как неправильно произведенный расчет налога.
В судебном заседании Аверина Е.Ю. поддержала заявленные требования.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска в судебное заседание 11.10.2011 г. не явился. Ранее в ходе разбирательства по делу представитель Ларина О.В. возражала против удовлетворения заявления, представила письменный отзыв, в котором указала, что расчет задолженности по уплате налога произведен налоговым органом правомерно. Пунктом 1 статьи 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» определено, что ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Согласно пункту 1 приложения к Решению Новосибирского городского Совета от 25.10.2000 г. № 371 «Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа имущества (жилого или нежилого назначения).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество физических лиц» объектом налогообложения являются различные виды имущества, принадлежащего гражданам, в том числе квартира.
Налоговая база, в силу статьи 53 Налогового кодекса РФ, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Согласно статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 5, 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 названного Федерального закона.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе, порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона РФ от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Пунктом 1 статьи 3 Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:
стоимость имущества: ставка налога:
до 300 тыс. рублей до 0, 1 процента
от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей от 0, 1 до 0, 3 процента
свыше 500 тыс. рублей от 0, 3 до 2, 0 процента.
Из этого следует, что представительные органы местного самоуправления нормативными правовыми актами могут установить единую ставку налога на строения, помещения и сооружения либо могут определить дифференциацию ставок налога на строения, помещения и сооружения в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, от типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих) и по иным критериям.
Ввиду наличия закрепленного Законом (статья 3) права представительных органов местного самоуправления определять нормативными правовыми актами единые ставки или дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев налога на имущество с физических лиц, пунктом 13 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 г. № 54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» был разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления.
Так, абзацем вторым пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
Абзацем третьим пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Решением Городского Совета Новосибирска от 25.10.2000 г. № 371 «Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц», в редакции от 23.11.2004 г., от 25.10.2006 г., действовавшей по 2008 г. включительно, установлена дифференциация ставок в установленных Законом пределах в зависимости от стоимости. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа имущества по следующим ставкам:
тип имущества инвентаризационная стоимость ставка
имущества налога (%)
жилого назначения до 300 тыс. руб. 0, 1
от 300 тыс. руб. до 500 тыс.руб. 0, 3
от 500 тыс. руб. до 750 тыс. руб. 0, 7
от 750 тыс. руб. до 1 000 тыс. руб. 1, 0
свыше 1 000 тыс. руб. 1, 9.
Таким образом, ставки по налогу на имущество устанавливались в зависимости от такого критерия как стоимость имущества (согласно приведенной в статье таблице), а не в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов имущества.
Аналогичный подход к исчислению налога на имущество действовал до 2009 года.
Федеральным законом от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Согласно пункту 1 статьи 3 данного Закона ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения.
Согласно статье 7 данного закона, статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Следовательно, с учетом порядка исчисления налогового периода, с 01.01.2010 года.
Таким образом, порядок расчета налога, примененный ИФНС, применяется только с 01.01.2010 г., а в спорном периоде действовал иной порядок.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 23.09.2009 г. № 1363 внесены изменения в приложение к решению Городского Совета Новосибирска от 25.10.2000 г. № 371, ставки налога на имущество в г. Новосибирске также определены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества. Пунктом 3 данного решения определено, что новые ставки налога применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2008 г. При этом следует учесть, что понятие «суммарная инвентаризационная стоимость» используется в сочетании с понятием «имущество» - суммарная инвентаризационная стоимость имущества, а не в сочетании с понятием «объекты налогообложения», как указано в Законе «О налогах на имущество физических лиц», в редакции от 2009 года («суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения»).
28.09.2010 г. в Решение городского Совета Новосибирска от 25.10.2000 г. № 371 внесены изменения, в соответствии с которыми, ставки налога на строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и типа использования объектов налогообложения (жилого или нежилого назначения). Данные изменения применяются к отношениям, возникшим с 01.01.2009 г.
Из ответа ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска от 24.12.2010 г. № 19-13\029835 на заявление Авериной Е.Ю. о перерасчета суммы налога на имущество физических лиц, согласно которому размер задолженности с учетом пени по состоянию на 15.12.2010 г. составил – 81 744, 05 рублей, видно, что задолженность по уплате налога на имущество физических лиц исчислена с нарушением порядка, установленного статьей 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений. За основу расчета принята суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения.
В связи с чем, следует согласиться с доводами заявителя, признав незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести перерасчет задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за период с 2005-2009 г.г.
Правовая позиция, подтверждающая правильность доводов заявителя о порядке исчисления налога до внесения изменений в законодательство, сформулирована в решении Верховного Суда РФ от 27.12.2001 г. № ГКПИ01-1816.
Налоговым органом необоснованно применена повышенная ставка налога, что привело к завышению сумм налога, подлежащих уплате. Так, по данным налогоплательщика сумма излишне начисленного налога составляет 48 788 рублей 46 копеек, пени – 23 837 рублей 47 копеек. Таким образом, налоговый орган неправомерно отказал в перерасчете налога и необоснованно начислил пени.
При поступлении заявления налогоплательщика налоговый орган обязан был с соблюдением норм закона проверить правильность расчетов и при наличии оснований с учетом действующего порядка произвести перерасчет в установленных законом пределах.
При таких обстоятельствах, требования заявителя следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
Признать незаконными действия ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска, выразившиеся в отказе Авериной Е.Ю. произвести перерасчет задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за период с 2005 по 2009 г.г. в размере 48 788 рублей 46 копеек, а также пени в размере 25 069 рублей 26 копеек.
Обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Новосибирска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Авериной Е.Ю. путем перерасчета задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за период с 2005 по 2009 г.г., пени в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья